Автор: Иванова Елена Юрьевна
Должность: заместитель директора по увр, учитель
Учебное заведение: ГБОУ "Областной центр диагностики и консультирования"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Оценивание обучающихся с расстройствами аутистического спектра через систему портфолио при безотметочной системе обучения"
Раздел: начальное образование
Иванова Е.Ю.
Оценивание обучающихся с расстройствами аутистического спектра через систему
портфолио (при безотметочной системе обучения»
Особенности развития детей с расстройствами аутистического спектра (далее –
РАС),
обусловлены
выраженными нарушениями
их
поведения
вследствие
аутистических расстройств.
Они проявляются в
расторможенности, «полевом»,
нередко
агрессивном поведении,
стереотипиях,
трудностях
коммуникации
и
социального взаимодействия. Аутистические черты часто затрудняют установление
степени нарушения интеллектуального развития. Контакт с окружающими отсутствует
или возникает в форме физического обращения к взрослым обычно в ситуациях,
когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении витальной потребности. Дети с
РАС не выражают интереса к деятельности других и не проявляют ответные реакции на
попытки учителя организовать взаимодействие с окружающими. Они часто не
выполняют просьбы или инструкции взрослого, на запрет реагируют агрессией или
самоагрессией, бросанием предметов и другими деструктивными действиями. Такая же
реакция наблюдается чаще при скученности людей, в шуме. Моторные функции рук
обычно не нарушены, однако формирование предметных действий затруднено в связи
со
слабой
мотивационно-потребностной
стороной
деятельности.
Особенности
эмоционально-волевого развития детей, их аутистические расстройства затрудняют их
обучение в условиях класса. На начальном этапе обучения они нуждаются в постоянном
внимании и индивидуальном сопровождении со стороны специалиста.
Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения детей с РАС в
условиях ГБОУ «ОЦДиК» показывает, что для этой категории детей должны быть
разработаны и внедрены различные модели обучения, позволяющие максимально
реализовать их право на получение адекватного их возможностям и способностям
образования, позволяющего реализовать потенциал этих детей.
Целью реализации адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования обучающихся с РАС является развитие
необходимых для самореализации в жизни и в
обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих
достичь обучающимися максимально возможной самостоятельности и
независимости в повседневной жизни.
В процессе обучения при предъявлении заданий мы используем все доступные
обучающемся средства невербальной коммуникации (предметы, жесты, фотографии,
рисунки, пиктограммы, электронные технологии, интерактивная доска) и речевые
средства (устная, письменная речь). Формы выявления возможной результативности
обучения должны быть вариативными для различных детей, разрабатываются
индивидуально, в тесной связи с практической деятельностью детей.
При оценке результативности обучения обучающихся с расстройствами
аутистического спектра особо важно учитывать, что у детей могут быть
вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и даже
областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их
обучения и развития в целом.
Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося при
выполнении действий, операций, направленных на решение конкретных
жизненных задач, сформулированных в специальной индивидуальной
образовательной программе. Оценка фиксирует насколько самостоятельно
или с помощью обучающийся выполняет осваиваемые действия и насколько у него
сформированы жизненно важные представления.
Оценка результатов выполнения специальной индивидуальной
образовательной программы по каждой содержательной линии позволяет
составить подробную характеристику развития ребёнка, а их анализ также оценить
динамику развития его жизненной компетенции.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования для детей с расстройствами аутистического
спектра нами разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку
образовательных достижений учащихся.
Контрольно-оценочная деятельность,
учитывая психофизические особенности
обучающихся с РАС, их учебные и коммуникативные способности, строится по
безоценочной системе, включающей проверку знаний, умений применять полученные
знания и практических навыков. Уровень обученности отслеживается с использованием
таких форм контроля как: беседа, опрос, тематическая проверочная работа, тематическое
тестирование, самостоятельная работа, практические работы. Содержание контрольно-
измерительных материалов охватывает обязательный минимум содержания программы и
соответствует требованиям к уровню подготовки обучающихся по темам.
Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как
текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников с РАС.
Одной из составляющих итоговой оценки является накопленная оценка. Оптимальным
способом организации системы накопительной оценки является Портфолио учащегося,
понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его
усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Портфолио учеников учебного отделения ГБОУ «ОЦДиК» включает в себя следующие
разделы:
1.Титульный лист.
2.Моя страна – Россия (флаг, герб).
3.Мой город – Челябинск (флаг, герб).
4. Моя семья (фото членов семьи).
5.Моя школа (фото школы, фото класса).
6.Мой режим дня (информационный лист).
7. Мои учебные достижения по предметам.
8.Моё участие в жизни класса и школы (фото, дипломы участников).
9.Внеурочная деятельность.
10.Внешние коммуникации (фото с экскурсий).
Раздел «Мои учебные достижения по предметам» включает в себя листы оценки
усвоения
основных
общеучебных
знаний,
умений
и
навыков
по
основным
образовательным областям. На этом листе представлены основные знания, умения и
навыки (далее – ЗУНы), которые должен усвоить ученик за учебный год в соответствии с
требованиями
адаптированной
образовательной
программы
начального
общего
образования для детей РАС.
Используя, безоценочную систему проверки знаний, умений и навыков у детей с РАС,
нами была разработана цветовая символика оценки. В символики используется три
основных цвета: зелёный, синий, красный. Зелёный цвет обозначает, что ученик усвоил
пройденный материал и не испытывает трудности. Синий цвет обозначает, что иногда
учащийся испытывает трудности. Красный цвет обозначает, что ученик не усвоил данный
материал и надо поработать ещё.
Данная цветовая символика иллюстрирует усвоение программного материала на начало
изучения темы и на конец учебного года.
После каждого оценочного листа прилагаются материалы, которые подтверждают
усвоение ЗУНов по данной образовательной области.
Оценочные листы наглядно демонстрируют применение безоценочной системы в
обучении детей с расстройствами аутистического спектра.
Таким образом, по результатам оценочных листов и достижений, представленных в
портфолио, делаются выводы:
- об уровне обученности учащихся с РАС;
- социализации учеников в обществе;
- для составления дальнейшего индивидуального образовательного маршрута.