Напоминание

Оценивание обучающихся с расстройствами аутистического спектра через систему портфолио при безотметочной системе обучения"


Автор: Иванова Елена Юрьевна
Должность: заместитель директора по увр, учитель
Учебное заведение: ГБОУ "Областной центр диагностики и консультирования"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Оценивание обучающихся с расстройствами аутистического спектра через систему портфолио при безотметочной системе обучения"
Раздел: начальное образование





Назад




Иванова Е.Ю.

Оценивание обучающихся с расстройствами аутистического спектра через систему

портфолио (при безотметочной системе обучения»

Особенности развития детей с расстройствами аутистического спектра (далее –

РАС),

обусловлены

выраженными нарушениями

их

поведения

вследствие

аутистических расстройств.

Они проявляются в

расторможенности, «полевом»,

нередко

агрессивном поведении,

стереотипиях,

трудностях

коммуникации

и

социального взаимодействия. Аутистические черты часто затрудняют установление

степени нарушения интеллектуального развития. Контакт с окружающими отсутствует

или возникает в форме физического обращения к взрослым обычно в ситуациях,

когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении витальной потребности. Дети с

РАС не выражают интереса к деятельности других и не проявляют ответные реакции на

попытки учителя организовать взаимодействие с окружающими. Они часто не

выполняют просьбы или инструкции взрослого, на запрет реагируют агрессией или

самоагрессией, бросанием предметов и другими деструктивными действиями. Такая же

реакция наблюдается чаще при скученности людей, в шуме. Моторные функции рук

обычно не нарушены, однако формирование предметных действий затруднено в связи

со

слабой

мотивационно-потребностной

стороной

деятельности.

Особенности

эмоционально-волевого развития детей, их аутистические расстройства затрудняют их

обучение в условиях класса. На начальном этапе обучения они нуждаются в постоянном

внимании и индивидуальном сопровождении со стороны специалиста.

Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения детей с РАС в

условиях ГБОУ «ОЦДиК» показывает, что для этой категории детей должны быть

разработаны и внедрены различные модели обучения, позволяющие максимально

реализовать их право на получение адекватного их возможностям и способностям

образования, позволяющего реализовать потенциал этих детей.

Целью реализации адаптированной основной образовательной

программы начального общего образования обучающихся с РАС является развитие

необходимых для самореализации в жизни и в

обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих

достичь обучающимися максимально возможной самостоятельности и

независимости в повседневной жизни.

В процессе обучения при предъявлении заданий мы используем все доступные

обучающемся средства невербальной коммуникации (предметы, жесты, фотографии,

рисунки, пиктограммы, электронные технологии, интерактивная доска) и речевые

средства (устная, письменная речь). Формы выявления возможной результативности

обучения должны быть вариативными для различных детей, разрабатываются

индивидуально, в тесной связи с практической деятельностью детей.

При оценке результативности обучения обучающихся с расстройствами

аутистического спектра особо важно учитывать, что у детей могут быть

вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и даже

областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их

обучения и развития в целом.

Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося при

выполнении действий, операций, направленных на решение конкретных

жизненных задач, сформулированных в специальной индивидуальной

образовательной программе. Оценка фиксирует насколько самостоятельно

или с помощью обучающийся выполняет осваиваемые действия и насколько у него

сформированы жизненно важные представления.

Оценка результатов выполнения специальной индивидуальной

образовательной программы по каждой содержательной линии позволяет

составить подробную характеристику развития ребёнка, а их анализ также оценить

динамику развития его жизненной компетенции.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного

стандарта начального общего образования для детей с расстройствами аутистического

спектра нами разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку

образовательных достижений учащихся.

Контрольно-оценочная деятельность,

учитывая психофизические особенности

обучающихся с РАС, их учебные и коммуникативные способности, строится по

безоценочной системе, включающей проверку знаний, умений применять полученные

знания и практических навыков. Уровень обученности отслеживается с использованием

таких форм контроля как: беседа, опрос, тематическая проверочная работа, тематическое

тестирование, самостоятельная работа, практические работы. Содержание контрольно-

измерительных материалов охватывает обязательный минимум содержания программы и

соответствует требованиям к уровню подготовки обучающихся по темам.

Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как

текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников с РАС.

Одной из составляющих итоговой оценки является накопленная оценка. Оптимальным

способом организации системы накопительной оценки является Портфолио учащегося,

понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его

усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Портфолио учеников учебного отделения ГБОУ «ОЦДиК» включает в себя следующие

разделы:

1.Титульный лист.

2.Моя страна – Россия (флаг, герб).

3.Мой город – Челябинск (флаг, герб).

4. Моя семья (фото членов семьи).

5.Моя школа (фото школы, фото класса).

6.Мой режим дня (информационный лист).

7. Мои учебные достижения по предметам.

8.Моё участие в жизни класса и школы (фото, дипломы участников).

9.Внеурочная деятельность.

10.Внешние коммуникации (фото с экскурсий).

Раздел «Мои учебные достижения по предметам» включает в себя листы оценки

усвоения

основных

общеучебных

знаний,

умений

и

навыков

по

основным

образовательным областям. На этом листе представлены основные знания, умения и

навыки (далее – ЗУНы), которые должен усвоить ученик за учебный год в соответствии с

требованиями

адаптированной

образовательной

программы

начального

общего

образования для детей РАС.

Используя, безоценочную систему проверки знаний, умений и навыков у детей с РАС,

нами была разработана цветовая символика оценки. В символики используется три

основных цвета: зелёный, синий, красный. Зелёный цвет обозначает, что ученик усвоил

пройденный материал и не испытывает трудности. Синий цвет обозначает, что иногда

учащийся испытывает трудности. Красный цвет обозначает, что ученик не усвоил данный

материал и надо поработать ещё.

Данная цветовая символика иллюстрирует усвоение программного материала на начало

изучения темы и на конец учебного года.

После каждого оценочного листа прилагаются материалы, которые подтверждают

усвоение ЗУНов по данной образовательной области.

Оценочные листы наглядно демонстрируют применение безоценочной системы в

обучении детей с расстройствами аутистического спектра.

Таким образом, по результатам оценочных листов и достижений, представленных в

портфолио, делаются выводы:

- об уровне обученности учащихся с РАС;

- социализации учеников в обществе;

- для составления дальнейшего индивидуального образовательного маршрута.



В раздел образования