Автор: Гущина Виктория Владимировна
Должность: социальный педагог спсв
Учебное заведение: КГКУ ДЕТСКИЙ ДОМ 23
Населённый пункт: Хабаровский край, р.п.Переяславка
Наименование материала: статья
Тема: "Гендерное воспитание в условиях детского дома"
Раздел: среднее профессиональное
Все люди делятся на мальчиков и девочек, мужчин и женщин, бабушек
и дедушек и отличаются друг от друга внешним видом, особенными признаками и
внутренними качествами.«Нельзя считать один пол совершеннее другого,
так и нельзя их уравнивать»Ж. Руссо
В английском языке для обозначения пола человека употребляются два слова: sex
и gender. Первое из этих слов обозначает пол человека как сексуально-
биологическую характеристику. Второе — пол как систему полоролевых
отношений.«ПОЛ» - это комплекс телесных, репродуктивных, поведенческих и
социально — культурных признаков, определяющих человека как мужчину или
женщину, мальчика или девочку.
Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной
и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и
культурные особенности.
Термин «ГЕНДЕР» был введен в науку с целью
разграничения социальной характеристики пола. «ГЕНДЕР» - специфический
набор
культурных
и
поведенческих
характеристик,
которые
определяют
социальное поведение мужчины и женщины.
Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль
принимает в процессе социализации, т.е. в процессе общения с другими людьми.
Принято считать, что гендер состоит из 3 компонентов:
- когнитивный или гендерное самосознание (Я знаю, что я мужчина/ женщина)
- эмоциональный или гендерная идентичность (Я ощущаю себя мужчиной/
женщиной)
- поведенческий или гендерные роли и специфика поведения (Я веду себя как
мужчина/ женщина).
Выделяют 3 гендерных типа (см. таблицу 1):
-
маскулинность
–
выражение
предпочтения
инструментальных
стилей
деятельности, энергичность, напористость, способность к значительному, но
кратковременному усилию;
-
феминность
-
приверженность
к
видам
деятельности,
связанным
с
коммуникацией, восприятием нюансов, тонкостью чувств, способностью к
поддерживанию
активности,
которая
не
требует
значительных
усилий,
длительное время;
- андрогинность – проявление маскулинных и феминных черт одновременно.
Таблица 1. Классификация гендерных типов
Гендерный
тип
Характеристики мужчин
Характеристики женщин
маскулинность
Энергичные,
свободолюбивые,
честолюбивые,
не
слишком
чувствительны
Имеют сильную волю, могут
соперничать с мужчинами
феминность
Ценят
человеческие
отношения,
чувствительны
Нежные, заботливые, верные
андрогинность
Сочетают
чувствительность
и
продуктивность
Могут
решать
мужские
задачи,
применяя
женские
средства
(коммуникабельность,
гибкость)
Гендерные типы родителей проявляются и в детях (см. таблицу 2)
.Таблица 2. Характеристика детей по гендерным типам
Маскулинные
дети
Феминные дети
Андрогинные
дети
Недифференцированны
е дети
- ценят авторитет
и
независимость
поведения
-
предпочитают
мужской
авторитет,
нуждаются
в
общении
с
значимым
мужчиной
-
ориентированы
на
достижение
индивидуальных
высоких
результатов
- любят занимать
позиции лидера
-
имеют
соревновательный
стиль поведения
-
не
терпят
возражений
-
во
взаимоотношения
х
с
другими
детьми склонны к
авторитаризму
-
проявляют
осторожность,
неинициативны и
несамостоятельны
-
отличаются
подчиненным,
зависимым
поведением,
не
стремятся
к
лидерству
-
большая
потребность
в
выражении
поддержки, вере в
их возможности и
силы
- не вступают в
контакт
с
маскулинными
детьми
-
ограничивают
свое
исследовательско
е пространство
-
имеют
трудности
в
общении
(мальчики)
-
проявляют
высокую
социальную
активность,
хорошо
контактируют
и
взаимодействуют
с
взрослыми
и
детьми
любого
пола
-
самостоятельны,
настойчивы,
достигают
высоких
результатов
- самостоятельно
преодолевают
трудности
-
маскулинные
качества
носят
конструктивный
характер
(помощь,
защита)
- пассивны
-избегают
контактов,
имеют низкие реальные
достижения
- отвергают и женский и
мужской
стиль
поведения,
не
имеют
полоролевых ориентиров
- свойственно неприятие
сверстниками
Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному
воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному
говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Различия в психике и поведении мальчиков и девочек( таблица).
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом
является актуальной задачей педагогической работы
Половая идентичность - это единство самосознания и поведения индивида,
относящего себя к одному или другому полу и ориентирующегося на требования
соответствующие половой роли.
Проблема становления половой идентичности является одной из наиболее
актуальных проблем, поскольку половая идентичность относится к числу базовых
характеристик
человека,
в
значительной
степени
определяющего
его
самосознание и задающих направление его социализации.
Гендерная социализация - процесс усвоения индивидом культурной системы
гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное
конструирование
различий
между
полами.Принадлежность
человека
к
определенному
полу
определяет
становление
личности,
ее
интересы,
формирование
особой
системы
представлений
о
себе
как
о
человеке
определенного пола, включающей специфические для мужчин и женщин
потребности,
мотивы,
ценностные
ориентации
и
соответствующие
этим
образованиям формы поведения.Ведущее значение в процессе становления
позитивной половой идентичности принадлежит взрослым, которые помогают
осознать ребенку его собственную половую принадлежность и начинают
сознательно и бессознательно обучать ребенка его половой роли в соответствии
со стереотипами маскулинности и феминности, принятыми в данном обществе.С
изменениями
современной
общественной
жизни
появились
новые
социальныеусловия, произошла ломка системы половых ролей и культурных
стереотипов.
А сейчас немного обратимся к истории.
Мне бы хотелось рассказать вам о воспитании девочек и мальчиков в русских
традициях. Анализ литературы убедительно показывает, что в уникальной,
вырабатываемой
веками
системе
народного
воспитания,
гендерная
компетентность родителей формировалась легко и естественно.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что при рождении даже
пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки
обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало
наделение ее качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину
мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева,
чтобы он в будущем оказался хорошим работником.
Интерес представляют и традиция заворачивания новорожденных девочек в
рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с
программированием будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын
вырастет и жениться, то его жена воплотит в себе все то, что дорого ему в родной
матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца. При этом
очевидно, что в данной традиции был заложен глубокий смысл передачи
гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость,
сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество,
ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении
своего ребенка.
На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их
воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины
лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их. Основные
педагогические функции осуществляли, как правило, ближайшие родственники и
наиболее авторитетные и уважаемые сородичи детей — старейшины. Дело
воспитания совершалось параллельно с другими делами и занятиями и носило
черты гендерной педагогики: мальчиков готовили преимущественно к мужским
видам
деятельности
(учили
охотиться,
ловить
рыбу,
загонять
добычу,
изготавливать оружие и орудия труда, а девочек приучали к ведению домашнего
хозяйства (приготовлению пищи, хранению огня, собиранию растений).
Родители в первую очередь заботились об удовлетворении биологических
потребностей детей: кормлении, оберегании от опасностей и неблагоприятных
условий внешней среды.
Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве
воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так,
например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует
обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В
соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или
мальчику, прогнозируется их будущее.
Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и
мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома,
мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством
матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании,
шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников к жатве,
сенокосу, боронованию, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы
раскрывали мальчикам секреты охоты, рыбалки.
Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за их
поведение. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на
который ссылались матери. Всю ответственность за их воспитание мальчиков
дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка, дяди,
старшие братья.
Интерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье. Отцу
отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного
воспитания, а мать наполняла ее конкретным содержанием и следила за ее
реализацией, добиваясь результата. Мать играла с ребенком чаще всего по
необходимости, чтобы в процессе ухода отвлечь, утешить или развлечь его. Отец
и другие мужчины в семье специально организовывали игры, направленные или
на
физическое
развитие
ребенка
или
на
развитие
у
него
умственных
способностей, сообразительности, смекалки.
Таким образом, очевидно, что при воспитании детей с 3-х до 4-х лет в
крестьянской
семье
наблюдается
четкое
распределение
обязанностей
по
воспитанию девочек — матерями, а мальчиков – отцами. При этом на первый
план выступает отец, который, как бы нес ответственность за передачу детям
навыков социального поведения и привития им норм общественной жизни.
Безумный 20 век внес сумятицу и в бытовавшие в течение тысячелетий
представления о мужчинах и женщинах. На волне эмансипации женщины (да и
многие мужчины) утверждали, что все врожденные гендерные различия (за
исключением физиологических, разумеется) — не более чем фантазии и
средневековое
мракобесие.
А
те
различия,
которые
проявляются
между
взрослыми мужчинами и женщинами в социуме, как раз результат гендерного
воспитания
ребенка
и
формирования
личности
под
влиянием
стереотипов.Западное общество, в котором как раз начинали расцветать идеи
политкорректности, мигом взяло эту концепцию в оборот. И вот выросло новое
поколение,
воспитанное
в
духе
максимальной
политкорректности.
Как
выяснилось, действительно, практически все бытовавшие доселе представления о
«мужской» и «женской» стезе оказались мифом. Выяснилось, что женщины
вполне способны лупить друг друга на ринге и ворочать миллионами, а мужчины
наслаждаться шоппингом или вскармливанием своего младенца специально
разработанной дизайнерами накладной грудью. В общем, мир сошел с ума и
получал от этого исключительное удовольствие
.
В 90-ые годы прошлого века
специалисты сразу нескольких областей: врачи, социологи, психологи – забили
тревогу. Выяснилось, что жизнь далеко не всех бизнес-вумен так прекрасна, как
показывалось в голливудских фильмах: многие дамы страдали неврозами,
депрессиями, нарушениями менструального цикла. Не очень благоприятным было
и состояние здоровья дам, отказавшихся от материнства во имя карьеры. Как
оказалось,
формирование
нервной
и
гормональной
системы
женщины
завершается лишь с рождением ребенка.Не лучше обстояли дела и у мужчин,
чрезмерно культивирующих свое женское начало: у них возникали регулярные
проблемы с детьми, которые отказывались воспринимать их как авторитет. Более
того, эти проблемы проецировались и на отношения в обществе: подростки, не
привыкшие к «отцовской руке» в семье, оказывались порой совершенно
неуправляемы и вне ее. Анархия, неуважение к закону – вот лишь некоторые
результаты изменения роли отца в воспитании ребенка.
В настоящее время проблема гендерного воспитания детей стала очень
актуальной. Среди причин можно отметить следующее:
- унификация полов, феминизация мужчин и маскулинизация женщин;
- притупление чувства гендерной принадлежности;
- рост неадекватных форм поведения среди молодежи;
- рост проблем, связанных с одиночеством и нестабильностью супружеских
отношений.
Актуальность
гендерного
воспитания
обуславливается
также
и
тем,
что
отечественная
педагогика
в
основном
ориентируются
прежде
всего
на
психологические и возрастные особенности ребенка, хотя многие педагоги уже
начали
учитывать
разницу
психофизиологических
особенностей,
интеллектуальных
способностей
и
способах
восприятия,
потребностей
и
социальном поведении детей разного пола.
Мальчика и девочку нельзя
воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-
разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат,
чувствуют и переживают.
Гендерное
воспитание
-
целенаправленный
процесс
педагогического
сопровождения жизнедеятельности детей дошкольного возраста, заключающийся
в содействии накоплению социального опыта, выполнению гендерных ролей,
осознания себя как представителя определенного пола с позиции духовно-
нравственных ценностей.
Цель
гендерного воспитания - формирование у детей
основ гендерного
проявления ( моделей поведения и отношений ) в их самобытности на идеальных
образах мужчины и женщины.Сущность гендерного воспитания - применение в
процессе
воспитания
и
обучения
знаний
о
гендерных
особенностях
представителей разного пола.
Гендерное воспитание затрагивает коррекцию процесса социализации ребёнка в
зависимости от пола. Непосредственно в воспитании гендерный подход имеет
своей целью создание таких условий для воспитания юношей и девушек, в
которых, их развитие и духовно-ценностная ориентация будут способствовать
проявлению
и
позитивному
становлению
индивидуальных
маскулинных,
фемининых и андрогинных черт; относительно безболезненному приспособлению
подрастающего поколения к реалиям полоролевых отношений в обществе и
эффективному
полоролевому
обособлению
в
социумегендерных
ролей.Организационно- педагогические условия: организация предметно -
развивающей среды; создание условий для выполнения гендерных ролей детьми.
Разрушение традиционных стереотипов поведения: женского
- Курение и сквернословие;
-Лидирующие положения среди мужчин;
-Стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями.
и мужского:
-Утрачивают способность играть правильную роль в браке;
-Из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей»;
-Все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
Почему проблема полового воспитания для воспитанников детских домов
стоит более остро? Психосексуальное развитие у человека проходит длинный и
сложный путь. Начинается оно не в период полового созревания, а значительно
раньше с первых месяцев жизни и даже ещё раньше. Во внутриутробном развитии
у детей разного пола по-иному формируются не только половые органы и
эндокринные железы. Дифференцировка охватывает и те отделы головного мозга,
которые имеют отношение к половому поведению. Эти отделы, как и вся
центральная нервная система, очень чувствительны к различным повреждающим
факторам: проникновению инфекций, недостатку кислорода, алкогольной и
наркотической
интоксикациям.
Поэтому
при
неблагоприятном
течении
беременности возникает риск отклонений в сексуальном развитии ребёнка. Дети,
попадающие в детский дом из неблагополучных семей, в большей степени
подвержены
этому
риску.
Эти
дети
также
подвержены
социальной
и
родительской депривации, что влияет на гендерную идентичность, как девочек,
так и мальчиков. Отмечается, что став взрослыми, многие из воспитанников
детских домов не способны взять на себя обязанности зрелого человека,
реализовать себя в любви и браке, дать своим детям полноценное, с точки зрения
психологии,
воспитание,
что
приводит
к
эмоциональной
депривации
от
поколения к поколению.
Отечественный психолог Т. И. Юферева [16] провела в интернате
специальное исследование, посвящённое изучению представлений подростков 13-
15 лет о современных мужчинах и женщинах. В этих представлениях
воспроизводились
мнения
подростков
о
мотивах
поведения,
ценностных
ориентациях, идеальных моделях поведения мужчин и женщин, их негативных
характеристиках. Для этого Т.И. Юферева, в частности, проанализировала
сочинения
подростков
из
интерната
и
из
обычной
школы.
Результаты
существенно различались. У подростков из массовой школы в представлениях о
современных мужчинах и женщинах большое место занимала семейная жизнь,
причём эти представления наполнены множеством конкретных позитивных
характеристик. У воспитанников интерната в описаниях всё, что связано с семьёй,
занимает значительно более скромное место, соответствующие описания к тому
же
отличает,
с
одной
стороны,
бедность,
абстрактность
и
схематизм
положительных характеристик, а с другой – детализированость и эмоциональная
насыщенность отрицательных. Это говорит об отсутствии адекватных образцов
для идентификации, проще говоря, неоткуда взять модель нормального поведения
мужа, жены. И здесь необходима помощь ребёнку со стороны педагогов и
психологов в переработке – интеллектуальной и эмоциональной – отрицательного
опыта. Иначе такой опыт будет неизбежно воспроизводиться во взрослой жизни,
несмотря даже на непосредственно отрицательное к нему отношение.
Ярче всего проблемы становления гендерной идентичности проявляются в
период полового созревания. Отмечается, что основные проблемы этого периода
связаны с сексуальным поведением подростков, перед, чем меркнут другие
трудности, такие как неуспеваемость, недисциплинированность. Ни в каком
другом возрасте психофизические различия между полами не акцентируются
столь резко и настойчиво, как в подростковом и юношеском возрасте. Подростка
очень волнует насколько его наружность, характер и поведение соответствует
стереотипным представлениям о «мужественности» и «женственности» принятым
в обществе в целом или в его окружении. Изменения в строении тела и вторичные
половые признаки играют роль чрезвычайно важного символа: они обозначают
взрослость и пол. Отсюда повышенная чувствительность и интерес подростка к
своему телу и к телу своих сверстников, и одновременно застенчивость,
стыдливостью. В условиях детского дома, когда дети живут в одной комнате по
нескольку человек, разного возраста, особенно важно, чтобы этот интерес не
принял болезненные извращённые формы. Очень важно формировать правильное,
здоровое представление о женственности у девочек и мужественности у
мальчиков. Воспитанники рано начинают половую жизнь, часто оказываются
замешанными в сексуальных преступлениях. Забота о своём внешнем виде у
многих, особенно у девушек, выливается в чрезмерное подчёркивание своей
сексуальной привлекательности. Это совершенно нормально для подростков, но
осуществляется часто неадекватными способами, неумело, нарочито безвкусно,
что усугубляется отсутствием действительно модной одежды, косметики и
возможности пользоваться услугами хорошего парикмахера. Подростки, особенно
сильно недовольные своей внешностью, входят в группу риска психологических
заболеваний и эмоционально-личностных расстройств. Часто у подростка из
детского дома к моменту полового созревания не оказывается психологических
новообразований – интересов, ценностей, нравственно – эстетических чувств, -
которые могли бы по силе и значимости конкурировать с пробудившимся
половым
влечением.
Не
опосредованное
культурными
психологическими
структурами, половое влечение у таких подростков становится «некультурной»
потребностью, абсолютно доминирующей в отсутствии конкуренции.
К сожалению, дети из неблагополучных семей, очень рано сталкиваются с
телесным натуралистическим аспектом сексуальности, а порой и с сексуальным
насилием ещё до того, как попадают в детские дома. Поэтому их необходимо
учить основным правилам поведения с противоположным полом, умению
избегать насилия, умению отличать интимное и деликатное поведение от пошлого
и непристойного.
Перед воспитателями детских домов на сегодняшний день стоит очень
трудная задача – гендерная социализация, которая включает в себя заполнение
вакуума семейного воспитания, привитие навыков сексуального самосохранения,
коррекция негативных последствий воздействия средств массовой информации,
формирование эталонов маскулинности и феминности.
Дети, воспитывающиеся в детском доме, не имеют в своем окружении адекватных
моделей для становления у них правильной гендерной идентичности, поскольку
они наблюдают взрослых, как правило, при выполнении ими своих служебных
обязанностей.
Это
является
одним
из
факторов
определяющих
низкую
дифференцированность гендерной идентичности детей выросших в условиях
депривации семейных отношений. Эта недостаточная дифференцированность,
расплывчатые образцы маскулинности-феминности, восприятие ребенком любого
поведения окружающих в качестве образца, огрехи полового воспитания
образуют
наиболее
активные
условия
искажения
гендерного
поведения.Неправильное
формирование
половой
идентичности
является
индикатором
нарушения
психического
здоровья
и
адаптации
человека.
Следствием нарушения половой идентичности является глубокий конфликт,
нередко
порождающий
различные
формы
антисоциального
поведения.
Невозможность
принять
четко
очерченную
гендерную
роль
приводит
к
дезинтеграции и изменению ценностных критериев (идеалы, моральные нормы,
этические потребности).Свою половую принадлежность ребенок из семьи
устанавливает рано: на протяжении дошкольного детства он присваивает многие
поведенческие формы, интересы и ценности своего пола. Дети же из детских
домов изолированы от этих ценностей.Если дети в семье идентифицируются с их
родителями, с близкими родственниками и со сверстниками, то дети из детского
дома, идентифицируются, прежде всего, со своими сверстниками, т.е. мальчиками
и девочками из группы.
Отсюда возникает потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания,
поиске новых подходов при формировании личности ребенка, способствующих
его наиболее полному развитию как представителя определенного пола, ведь
именно
половой
идентичности
принадлежит
роль
ведущего
регулятора
аутогенных адаптационных процессов связанных с трансформацией образа Я при
освоении новых социальных ролей.
Основные виды деятельности, в организации которых применяется гендерный
подход:
1. Познавательная деятельность.
2. Игровая деятельность.
3.Музыкальные занятия.
4. В организации физического воспитания,
5. В совместной трудовой деятельности.