Напоминание

Работа с одаренными детьми


Авторы: Татьяна Алексеевна Овчинникова, Светлана Дмитриевна Парфененкова
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №2 "Ивушка"
Населённый пункт: п.Гигант
Наименование материала: статья
Тема: Работа с одаренными детьми
Раздел: дошкольное образование





Назад




Работа с одаренными детьми

«Одаренный ребенок – это ребенок,

который выделяется яркими,

очевидными, иногда выдающимися

достижениями (или имеет внутренние

предпосылки для таких достижений)

в том или ином виде деятельности.»

Президентская программа «Дети России».

В современной России в последнее время стала актуальна проблема развития и

поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талан-

тов важны не только для самого одарённого ребёнка как для отдельной лично-

сти, но и для общества в целом.

Одарённые, талантливые дети – это высокий потенциал любой страны, позволя-

ющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные эконо-

мические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми яв-

ляется крайне необходимой. Широкомасштабная деятельность по работе с ода-

ренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целе-

вой программы "Одаренные дети".

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности.

Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием каче-

ственно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей

творчества.

Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок от рождения та-

лантлив по-своему. Все маленькие дети наделены с рождения определенными

задатками и способностями. Однако не все способности развиваются. Нераскры-

тые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент

одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в деся-

тилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к

семнадцати - только 15-20%.

Кого считают одаренным? (по А. И. Савенкову)

Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно ода-

ренными.

1. Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

2. Дети с высоким уровнем творческих способностей;

3. Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности

4. Дети, хорошо обучающиеся в школе

5. Дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.

В школе складывается система работы с одарёнными детьми, состоящая как из

урочной, так и из внеурочной деятельности, в процессе обучения в условиях

необязательных занятий, индивидуальной работы с педагогами и общения с ро-

дителями.

Исходя из опыта работы, я попробовала систематизировать свою работу с ода-

ренными детьми. Вот какие основные компоненты работы с одаренными детьми

применяю в своей практической деятельности:

выявление одаренных детей;

развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках;

развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, ис-

следовательская работа, проектная деятельность);

создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Сегодня, среди всех детей, в начальную школу приходят и дети, которых можно

отнести к категории одарённых. Они имеют более высокие, по сравнению с

большинством, интеллектуальные способности, творческие возможности и про-

явления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потреб-

ность; испытывают радость от умственного труда. Отличаются умением чётко

излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому примене-

нию знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира,

способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий

порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления и усвоения

знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение

и развитие одарённости. Перед учителем начальных классов стоит основная за-

дача - способствовать развитию каждой личности, нести ответственность за их

будущее. Дать почувствовать каждому ребенку радость от маленьких открытий.

Задача учителя начальных классов:

во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у

него появляется потребность в их реализации,

во-вторых, умело развивать эти способности и учить применять их на практике.

Вот почему именно учителя начальных классов должны создавать развиваю-

щую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природ-

ных возможностей каждого ребенка.

1. Условия и принципы успешной работы с одаренными учащимися.

1.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в свя-

зи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к уче-

нию.

2.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с

одаренными детьми.

3.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация

системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направ-

лений работы школы.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для раз-

вития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном

участии учителя;

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг,

помощи, наставничества.



В раздел образования