Авторы: Татьяна Алексеевна Овчинникова, Светлана Дмитриевна Парфененкова
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №2 "Ивушка"
Населённый пункт: п.Гигант
Наименование материала: статья
Тема: Работа с одаренными детьми
Раздел: дошкольное образование
Работа с одаренными детьми
«Одаренный ребенок – это ребенок,
который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися
достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений)
в том или ином виде деятельности.»
Президентская программа «Дети России».
В современной России в последнее время стала актуальна проблема развития и
поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талан-
тов важны не только для самого одарённого ребёнка как для отдельной лично-
сти, но и для общества в целом.
Одарённые, талантливые дети – это высокий потенциал любой страны, позволя-
ющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные эконо-
мические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми яв-
ляется крайне необходимой. Широкомасштабная деятельность по работе с ода-
ренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целе-
вой программы "Одаренные дети".
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности.
Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием каче-
ственно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей
творчества.
Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок от рождения та-
лантлив по-своему. Все маленькие дети наделены с рождения определенными
задатками и способностями. Однако не все способности развиваются. Нераскры-
тые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент
одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в деся-
тилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к
семнадцати - только 15-20%.
Кого считают одаренным? (по А. И. Савенкову)
Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно ода-
ренными.
1. Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
2. Дети с высоким уровнем творческих способностей;
3. Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности
4. Дети, хорошо обучающиеся в школе
5. Дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.
В школе складывается система работы с одарёнными детьми, состоящая как из
урочной, так и из внеурочной деятельности, в процессе обучения в условиях
необязательных занятий, индивидуальной работы с педагогами и общения с ро-
дителями.
Исходя из опыта работы, я попробовала систематизировать свою работу с ода-
ренными детьми. Вот какие основные компоненты работы с одаренными детьми
применяю в своей практической деятельности:
выявление одаренных детей;
развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, ис-
следовательская работа, проектная деятельность);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Сегодня, среди всех детей, в начальную школу приходят и дети, которых можно
отнести к категории одарённых. Они имеют более высокие, по сравнению с
большинством, интеллектуальные способности, творческие возможности и про-
явления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потреб-
ность; испытывают радость от умственного труда. Отличаются умением чётко
излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому примене-
нию знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира,
способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий
порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.
Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления и усвоения
знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение
и развитие одарённости. Перед учителем начальных классов стоит основная за-
дача - способствовать развитию каждой личности, нести ответственность за их
будущее. Дать почувствовать каждому ребенку радость от маленьких открытий.
Задача учителя начальных классов:
во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у
него появляется потребность в их реализации,
во-вторых, умело развивать эти способности и учить применять их на практике.
Вот почему именно учителя начальных классов должны создавать развиваю-
щую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природ-
ных возможностей каждого ребенка.
1. Условия и принципы успешной работы с одаренными учащимися.
1.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в свя-
зи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к уче-
нию.
2.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с
одаренными детьми.
3.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация
системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направ-
лений работы школы.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для раз-
вития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном
участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг,
помощи, наставничества.