Напоминание

Нужно ли обсуждать с ребенком прочитанное? Нужно! Но как?


Автор: Худорожкова Светлана Николаевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №7
Населённый пункт: г.Тавда Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: Нужно ли обсуждать с ребенком прочитанное? Нужно! Но как?
Раздел: среднее образование





Назад




Нужно ли обсуждать с ребенком прочитанное? Нужно! Но как?

Сегодня слишком многие родители, (особенно те, кто в детстве с

удовольствием

погружался

в

неповторимый

по

разнообразию

мир

писательской фантазии), с тревогой обсуждают своих детей. Существует,

увы, грустная закономерность: если родитель сам не радуется книге, он вряд

ли сможет научить этой радости своего ребёнка…

В то же время малыш, который ощущает, что жизнь его родителей

немыслима без книг, принимает эту установку как данность.

А иногда бывает и так. Родители – книголюбы со стажем, дома – книг

полно, а ребёнок читать не хочет и ни на какие уговоры не поддаётся. Тогда,

возможно, причину стоит искать глубже. Чтение – сложнейший процесс, в

котором задействованы оба полушария головного мозга, поэтому, если одна

из зон «пробуксовывает», весь процесс теряет смысл. Как правило, такие

дети плохо пишут, путают буквы, с трудом составляют предложения, не

могут выбрать верное окончание в словосочетании. Поэтому и процесс

чтения сильно затрудняется, от ребёнка ускользает смысл читаемого, потому

что он не в состоянии понять смысл каждого конкретного слова. Чтение из

наслаждения превращается в жуткое наказание.

Если ребёнок мало играл в раннем детстве, значит, его фантазия не

развита в достаточной степени. А хорошее воображение – необходимое

условие успешного и заинтересованного чтения. Причём это вещи, не просто

взаимосвязанные, но и взаимовлияющие.

Нередко дети равнодушны к «большой» литературе, но зато читают

журналы, разнообразные энциклопедии, комиксы по мотивам любимых

фильмов. Все это тоже чтение, и его надо уважать. Чтение – не просто

удовольствие, но, прежде всего, свобода. Свобода выбирать, что читать –

самому, без учителей, без родителей. Чтение – это вообще личное дело,

потому что в нем мы ищем и в значительной мере отражаем себя.

Чтение художественной литературы – это составляющая личной, в

каком-то смысле даже интимной жизни человека. И наивысшей ценностью

этой

деятельности

является

эмоциональное,

личностное

эстетическое

восприятие художественного мира литературного произведения, а потому их

обсуждение,

а

тем

более

литературоведческий

анализ

разрушают

целостность

восприятия,

лишают

его

эмоциональности

и

непосредственности.

Эти

или

похожие

рассуждения

приводят

нас

к

тому,

что

непосредственное общение ребенка с художественным произведением не

требует вмешательства взрослого. Вопросы «О чем эта книга?» или «Чему

учит этот рассказ?» вызывают неприятие, отторжение. Почему?

А Вы читаете? А потом обязательно отвечаете на эти вопросы? Или

довольствуетесь волшебным послевкусием прочитанного, движетесь дальше,

размышляя на темы, о которых, может быть и не было напрямую сказано в

книге…

А может быть, прочитав ту или иную увлекательную книгу, Вы

обязательно стараетесь понять, при помощи каких приемов мастеру удалось

создать этот удивительный мир? Находите и выписываете в тетрадочку все

художественно-выразительные средства, стараясь их обязательно верно

определить? Конечно, никто этого не делает.

Однако,

я

думаю,

вы

уже

почувствовали

противоречие

моего

рассуждения. Для того чтобы взрослый читатель наслаждался чтением, в

детстве он должен был почувствовать, понять, что такое удовольствие

возможно.

Может ли это произойти само собой? Может. Но процесс пойдет

намного веселее и продуктивнее, если предложить юному читателю руку

помощи: предлагать интересные ему книги, создавать условия для их

постижения во время чтения, а также показать, что знакомство с

художественным миром произведения (кстати, не только литературного) –

это неотъемлемая часть мировосприятия, а также речемыслительного

процесса.

Начнем с последнего – с того, что вспомним, что речь не только

инструмент общения, но и инструмент мышления, а значит, наиболее

высокий уровень овладения этим инструментом расширяет не только

коммуникативные,

но

и

интеллектуальные,

аналитические,

исследовательские возможности. Проще говоря, дает возможность мыслить

наиболее эффективно.

А

если

говорить

об

обсуждении

прочитанного

литературного

произведения не как о литературоведческом практикуме, а как о факторе

речевого развития? Чем не повод и пообщаться, и создать естественные

условия для речевого развития.

Под словами «образовательный фактор», или «фактор речевого

развития»

подразумевается

любое

впечатление,

эмоция,

информация,

которые стимулировали речь: стали ситуацией, когда возникла естественная

потребность высказаться.

Такая ситуация может возникнуть и вокруг прочитанной книги, и как

результат

получения

новых

знаний

(информации),

и

после

яркого

впечатления, переживания. Особенно ярко проявляется этот процесс, когда

малыш полутора лет от роду вдруг начинает говорить о каком-то ярком

впечатлении: увидел огонь, услышал, как тикают часы, лает собака, тарахтит

трактор, льется вода…

Ребенок не только восхищен, он испытывает жгучую потребность об

этом рассказать маме, папе, еще кому-нибудь.

Эту ситуацию в какой-то мере можно сопоставить с писательским

творчеством: оно возможно только при условии, что не писать этот человек

не может.

Так и ребенок – для него наступил момент, когда он не может не

сказать о своих ощущениях, переживаниях родителям. Обратите внимание

на особую связь развития эмоциональной сферы (собственно способности

удивляться, радоваться окружающему миру, способности видеть, замечать

удивительное) и развития речи ребенка.

Меняется ли ситуация с взрослением? Не сильно. Сохраняется тесная

взаимосвязь речевого становления с эмоциональной сферой, и постепенно

формируется сфера познавательная.

Иными словами, речь становится не только средством общения, но и

познания.

Для

того

чтобы

у

речевого

высказывания

появился

образовательный эффект, важно иметь возможность реализовать свою

речевую потребность – подробно обсудить, записать в дневник или просто

свободно высказаться.

Давайте попробуем выбрать несколько книг, которые сами по себе

создают условия именно для обсуждения. Свой выбор я остановила на

небольших произведениях, которые читаются и обсуждаются в один присест.

Начать предлагаю с книги детской писательницы Светланы Сороки

«Школьные рассказы», в которой очень легко и современно говорится о

взаимоотношениях детей друг с другом, с учителями, родителями и т. д., на

примерах, казалось бы, таких обычных и повседневных ситуаций.

Есть, однако, одно «но»: взрослому нужно подготовиться к занятию –

прочитать и подумать о своем впечатлении.

Иными словами, прежде чем предлагать высказаться о прочитанном

ребенку, попробуйте сформулировать собственный отзыв.

Кстати, с этого можно и начать. И говорить, и читать, и рассуждать

дети учатся, подражая взрослым. Поэтому начнем с того, что вслух

прочитаем книжку, с которой познакомились заранее, и… предложим

высказаться.

Как же так? Только что речь шла о том, что расспрашивать ребенка о

прочитанном не стоит. А вот как:

- Ты знаешь, я хотела бы с тобой поговорить об очень важной вещи, но

не знала, как это лучше сделать. А тут подбирая интересную книгу,

наткнулась вот на что…

Таким вот нехитрым приемом вводим в разговор книжку: рассказ,

маленькую сказку, притчу, - которые, как нам кажется, могут помочь

обсудить что-то

важное

(!)

для

нас.

То есть

книга,

литературное

произведение, в данном случае выступают в роли эмоционального отклика на

события семейной жизни.

Именно поэтому я смело рекомендую эту книгу детям любого возраста.

Рассказы, о которых пойдет речь, можно и нужно обсуждать с семилетними и

десятилетними, а можно и с пятнадцатилетними. Просто угол зрения будет

немножко иным.

Теперь читаем рассказ вместе. Есть ли в этой книжке момент, который

произвел на Вас особенно сильное впечатление? Вот с него и начните сами

говорить: перечитайте несколько строк и свободно опишите свои ощущения.

Ребенку важно узнать о переживаниях мамы, он еще как способен ее понять,

и надо обязательно с ним говорить о самых сложных вопросах человеческих

взаимоотношений!

Для

ребенка

участие

взрослого

в

его

речевом

становлении

обязательно! Еще раз отмечу необходимость создания именно естественных

условий

нужно

стремиться,

чтобы

появлялась

потребность

в

высказывании, а не побуждение к нему.

Благодаря

домашней

обстановке

мы

избавлены

от

условия

обязательного «прохождения», можем позволить и себе, и ребенку получать

удовольствие от чтения и обсуждения прочитанного, построенного на

эмоциональном отклике.

Книги для таких разговоров не обязательно покупать, так как

периодически проводимые беседы о прочитанном хорошо бы связать с

походами в библиотеку: привлекает и богатство выбора, и присутствие

помощника в лице библиотекаря.

И еще есть все основания полагать, что и ребенок, втянувшись в такой

книжно-доверительный разговор, сможет отыскать нужную для обсуждения

с мамой (или еще кем-то) книгу



В раздел образования