Автор: Худорожкова Светлана Николаевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №7
Населённый пункт: г.Тавда Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: Нужно ли обсуждать с ребенком прочитанное? Нужно! Но как?
Раздел: среднее образование
Нужно ли обсуждать с ребенком прочитанное? Нужно! Но как?
Сегодня слишком многие родители, (особенно те, кто в детстве с
удовольствием
погружался
в
неповторимый
по
разнообразию
мир
писательской фантазии), с тревогой обсуждают своих детей. Существует,
увы, грустная закономерность: если родитель сам не радуется книге, он вряд
ли сможет научить этой радости своего ребёнка…
В то же время малыш, который ощущает, что жизнь его родителей
немыслима без книг, принимает эту установку как данность.
А иногда бывает и так. Родители – книголюбы со стажем, дома – книг
полно, а ребёнок читать не хочет и ни на какие уговоры не поддаётся. Тогда,
возможно, причину стоит искать глубже. Чтение – сложнейший процесс, в
котором задействованы оба полушария головного мозга, поэтому, если одна
из зон «пробуксовывает», весь процесс теряет смысл. Как правило, такие
дети плохо пишут, путают буквы, с трудом составляют предложения, не
могут выбрать верное окончание в словосочетании. Поэтому и процесс
чтения сильно затрудняется, от ребёнка ускользает смысл читаемого, потому
что он не в состоянии понять смысл каждого конкретного слова. Чтение из
наслаждения превращается в жуткое наказание.
Если ребёнок мало играл в раннем детстве, значит, его фантазия не
развита в достаточной степени. А хорошее воображение – необходимое
условие успешного и заинтересованного чтения. Причём это вещи, не просто
взаимосвязанные, но и взаимовлияющие.
Нередко дети равнодушны к «большой» литературе, но зато читают
журналы, разнообразные энциклопедии, комиксы по мотивам любимых
фильмов. Все это тоже чтение, и его надо уважать. Чтение – не просто
удовольствие, но, прежде всего, свобода. Свобода выбирать, что читать –
самому, без учителей, без родителей. Чтение – это вообще личное дело,
потому что в нем мы ищем и в значительной мере отражаем себя.
Чтение художественной литературы – это составляющая личной, в
каком-то смысле даже интимной жизни человека. И наивысшей ценностью
этой
деятельности
является
эмоциональное,
личностное
эстетическое
восприятие художественного мира литературного произведения, а потому их
обсуждение,
а
тем
более
литературоведческий
анализ
разрушают
целостность
восприятия,
лишают
его
эмоциональности
и
непосредственности.
Эти
или
похожие
рассуждения
приводят
нас
к
тому,
что
непосредственное общение ребенка с художественным произведением не
требует вмешательства взрослого. Вопросы «О чем эта книга?» или «Чему
учит этот рассказ?» вызывают неприятие, отторжение. Почему?
А Вы читаете? А потом обязательно отвечаете на эти вопросы? Или
довольствуетесь волшебным послевкусием прочитанного, движетесь дальше,
размышляя на темы, о которых, может быть и не было напрямую сказано в
книге…
А может быть, прочитав ту или иную увлекательную книгу, Вы
обязательно стараетесь понять, при помощи каких приемов мастеру удалось
создать этот удивительный мир? Находите и выписываете в тетрадочку все
художественно-выразительные средства, стараясь их обязательно верно
определить? Конечно, никто этого не делает.
Однако,
я
думаю,
вы
уже
почувствовали
противоречие
моего
рассуждения. Для того чтобы взрослый читатель наслаждался чтением, в
детстве он должен был почувствовать, понять, что такое удовольствие
возможно.
Может ли это произойти само собой? Может. Но процесс пойдет
намного веселее и продуктивнее, если предложить юному читателю руку
помощи: предлагать интересные ему книги, создавать условия для их
постижения во время чтения, а также показать, что знакомство с
художественным миром произведения (кстати, не только литературного) –
это неотъемлемая часть мировосприятия, а также речемыслительного
процесса.
Начнем с последнего – с того, что вспомним, что речь не только
инструмент общения, но и инструмент мышления, а значит, наиболее
высокий уровень овладения этим инструментом расширяет не только
коммуникативные,
но
и
интеллектуальные,
аналитические,
исследовательские возможности. Проще говоря, дает возможность мыслить
наиболее эффективно.
А
если
говорить
об
обсуждении
прочитанного
литературного
произведения не как о литературоведческом практикуме, а как о факторе
речевого развития? Чем не повод и пообщаться, и создать естественные
условия для речевого развития.
Под словами «образовательный фактор», или «фактор речевого
развития»
подразумевается
любое
впечатление,
эмоция,
информация,
которые стимулировали речь: стали ситуацией, когда возникла естественная
потребность высказаться.
Такая ситуация может возникнуть и вокруг прочитанной книги, и как
результат
получения
новых
знаний
(информации),
и
после
яркого
впечатления, переживания. Особенно ярко проявляется этот процесс, когда
малыш полутора лет от роду вдруг начинает говорить о каком-то ярком
впечатлении: увидел огонь, услышал, как тикают часы, лает собака, тарахтит
трактор, льется вода…
Ребенок не только восхищен, он испытывает жгучую потребность об
этом рассказать маме, папе, еще кому-нибудь.
Эту ситуацию в какой-то мере можно сопоставить с писательским
творчеством: оно возможно только при условии, что не писать этот человек
не может.
Так и ребенок – для него наступил момент, когда он не может не
сказать о своих ощущениях, переживаниях родителям. Обратите внимание
на особую связь развития эмоциональной сферы (собственно способности
удивляться, радоваться окружающему миру, способности видеть, замечать
удивительное) и развития речи ребенка.
Меняется ли ситуация с взрослением? Не сильно. Сохраняется тесная
взаимосвязь речевого становления с эмоциональной сферой, и постепенно
формируется сфера познавательная.
Иными словами, речь становится не только средством общения, но и
познания.
Для
того
чтобы
у
речевого
высказывания
появился
образовательный эффект, важно иметь возможность реализовать свою
речевую потребность – подробно обсудить, записать в дневник или просто
свободно высказаться.
Давайте попробуем выбрать несколько книг, которые сами по себе
создают условия именно для обсуждения. Свой выбор я остановила на
небольших произведениях, которые читаются и обсуждаются в один присест.
Начать предлагаю с книги детской писательницы Светланы Сороки
«Школьные рассказы», в которой очень легко и современно говорится о
взаимоотношениях детей друг с другом, с учителями, родителями и т. д., на
примерах, казалось бы, таких обычных и повседневных ситуаций.
Есть, однако, одно «но»: взрослому нужно подготовиться к занятию –
прочитать и подумать о своем впечатлении.
Иными словами, прежде чем предлагать высказаться о прочитанном
ребенку, попробуйте сформулировать собственный отзыв.
Кстати, с этого можно и начать. И говорить, и читать, и рассуждать
дети учатся, подражая взрослым. Поэтому начнем с того, что вслух
прочитаем книжку, с которой познакомились заранее, и… предложим
высказаться.
Как же так? Только что речь шла о том, что расспрашивать ребенка о
прочитанном не стоит. А вот как:
- Ты знаешь, я хотела бы с тобой поговорить об очень важной вещи, но
не знала, как это лучше сделать. А тут подбирая интересную книгу,
наткнулась вот на что…
Таким вот нехитрым приемом вводим в разговор книжку: рассказ,
маленькую сказку, притчу, - которые, как нам кажется, могут помочь
обсудить что-то
важное
(!)
для
нас.
То есть
книга,
литературное
произведение, в данном случае выступают в роли эмоционального отклика на
события семейной жизни.
Именно поэтому я смело рекомендую эту книгу детям любого возраста.
Рассказы, о которых пойдет речь, можно и нужно обсуждать с семилетними и
десятилетними, а можно и с пятнадцатилетними. Просто угол зрения будет
немножко иным.
Теперь читаем рассказ вместе. Есть ли в этой книжке момент, который
произвел на Вас особенно сильное впечатление? Вот с него и начните сами
говорить: перечитайте несколько строк и свободно опишите свои ощущения.
Ребенку важно узнать о переживаниях мамы, он еще как способен ее понять,
и надо обязательно с ним говорить о самых сложных вопросах человеческих
взаимоотношений!
Для
ребенка
участие
взрослого
в
его
речевом
становлении
обязательно! Еще раз отмечу необходимость создания именно естественных
условий
–
нужно
стремиться,
чтобы
появлялась
потребность
в
высказывании, а не побуждение к нему.
Благодаря
домашней
обстановке
мы
избавлены
от
условия
обязательного «прохождения», можем позволить и себе, и ребенку получать
удовольствие от чтения и обсуждения прочитанного, построенного на
эмоциональном отклике.
Книги для таких разговоров не обязательно покупать, так как
периодически проводимые беседы о прочитанном хорошо бы связать с
походами в библиотеку: привлекает и богатство выбора, и присутствие
помощника в лице библиотекаря.
И еще есть все основания полагать, что и ребенок, втянувшись в такой
книжно-доверительный разговор, сможет отыскать нужную для обсуждения
с мамой (или еще кем-то) книгу