Авторы: Зубченко Ольга Петровна, Филоненко Елена Федоровна
Должность: методист и педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦВР"
Населённый пункт: г. Норильск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Перспектива"
Раздел: дополнительное образование
УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
ПРИНЯТА
на заседании методического совета
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МБУ ДО «ЦВР»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ПЕРСПЕКТИВА»
Направленность: художественная
Уровень: базовый
Возраст учащихся: 14-17 лет
Срок реализации: 1 год
Составители:
методист Зубченко О.П.,
педагог дополнительного образования
Филоненко Е.Ф.
Норильск, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
3
1.1.
Пояснительная записка
3
1.2.
Цель и задачи программы
4
1.3.
Содержание программы
4
1.3.1.
Учебный план
4
1.3.2.
Содержание учебного плана
5
1.4.
Планируемые результаты
7
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
8
2.1.
Календарный учебный график
8
2.2.
Рабочая программа
8
2.3.
Условия реализации программы
8
2.4.
Формы аттестации и контроля
9
2.5.
Оценочные материалы
10
2.6.
Методические материалы
11
2.6.1.
Формы, методы и технологии обучения
11
Список литературы для педагога
13
Список литературы для учащихся и родителей
13
2
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Направленность и уровень программы: художественная, соответствует базавому
уровню обучения, ориентирована на реализацию в системе дополнительного образования,
которая позволяет
учащимся получить целостную систему знаний о графических
средствах информации и овладеть разнообразными приемами графической деятельности.
Наиболее полно осуществить личностно-ориентированный подход в раскрытии и
развитии технических способностей детей, что положительно влияет на становление
личности ребенка, его успешную социализацию и дальнейшую профориентацию.
Актуальность программы
обусловлена также ее практической значимостью.
Освоение программы должно обеспечить создание условий для развития познавательных
интересов учащихся,
их готовности к социальной адаптации,
профессиональной
ориентации, самообразованию и самосовершенствованию; расширение знаний учащихся о
геометрических
фигурах
и
телах;
развитие
пространственных
представлений
и
воображения, пространственного и логического мышления, творческих способностей
обучающихся; формирование умений и навыков чтения и выполнения комплексных
чертежей и аксонометрических проекций различной степени сложности; привитие
учащимся графической культуры.
Кроме того, занятия по данному курсу обучения оказывают большое влияние на
воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и
точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда.
Отличительные особенности программы:
Основное внимание в программе уделяется профессиональной ориентации детей.
Проводятся беседы с детьми и их родителями о возможности использования полученных
в творческом объединении знаний в будущей профессии. В программу входит также
подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной
литературой для решения возникающих проблем.
Программа составлена на основе: программы МОРФ, авторы: Ботвинников А.Д.,
Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С., М., «Просвещение» 2000,; учебника «Черчение»,
авторы: Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вишнепольского И.С., М.: АСТ, Астрель,
2011;
учебника
«Поурочные
разработки»
Ерохиной
Г.Г.,
М.,
«ВАКО»,
2011;
методического пособия к учебнику Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский
В.С «Черчение. 7-8 классы»/АСТ. Астрель//М., 2006.
Адресат программы: программа ориентирована на учащихся в возрасте 14-17 лет,
не имеющих базовых знаний по черчению, и направлена на овладение графическими
навыками, которые помогут адаптироваться к продолжению обучения в учреждениях
профессионально-технического образования.
Набор учащихся в группы осуществляется независимо от их способностей и
умений. Наполняемость групп учащихся составляет от 10 до 12 человек.
Объем и срок освоения программы: курс обучения рассчитан на 1 год, составляет
72 ч.
В зависимости от индивидуальных возможностей и интересов детей, уровня
усвоения знаний, материально-технического оснащения и др., количество учебных часов,
отведенное на изучение той или иной темы по каждому из разделов программы, может
варьироваться с сохранением общего количества часов на учебный год.
Форма обучения: очная, в соответствии с Порядком организации и осуществления
образовательной деятельности по ДООП в МБУ ДО «ЦВР».
Формы реализации образовательной программы: основная форма организации
учебной деятельности - учебное занятие. Основные формы работы на занятии:
индивидуальная, групповая и фронтальная.
3
Реализация разделов или отдельных тем программы может осуществляться с
применением электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий
(ДОТ) (в соответствии с организационно-распорядительными документами Центра).
Режим занятий:
групповые занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 ч.
Продолжительность одного учебного часа составляет 45 минут.
Культурно-досуговая деятельность планируется с учётом интересов учащихся,
содержательной направленности программы и реализуется в каникулярное время.
Нормативно-правовые основы программы:
-
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от
17.02.2021);
-
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства просвещения
РФ от 09.11.2018 № 196, с изменениями от 30.09.2020 № 533);
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»»;
-
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242);
-
Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (Региональный модельный центр
Красноярского края, 2021).
-
Устав и локальные акты учреждения.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для обучения школьников навыкам чтения и
выполнения чертежей деталей, а также применения графических знаний при решении
задач с творческим содержанием.
Основными задачами программы являются:
формирование
у
учащихся
знания
об
ортогональном
(прямоугольном)
проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических
проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
ознакомление учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными
государственными стандартами Единой системы конструкторской документации;
формирование умений воссоздавать образы предметов, анализировать их форму,
разделять на его составные элементы;
развитие всех видов мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью
школьников;
обучение самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
формирование
культуры
графического
труда
и
профессионального
самоопределения;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья учащихся;
формирование познавательный интерес и потребность к самообразованию и
творчеству.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
№
Название раздела, темы
Количество часов
Форма
аттестации/
контроля
всего
теория
практика
1
Введение
Инструктаж по правилам ТБ и ПБ на
2
2
-
Фронтальная
(беседа,
наблюдение)
4
занятиях
2
Правила оформления чертежей
10
4
6
Комбинированная
(устный опрос,
практическая
работа)
3
Проецирование
4
1
3
4
Виды чертежа и соответствующие им
проекции
4
1
3
5
Аксонометрические проекции.
Технический рисунок
4
1
3
6
Чтение и выполнение чертежей
4
3
1
7
Геометрические построения
4
1
3
8
Чертежи разверток геометрических тел
4
1
3
9
Эскизы
2
1
1
10
Сечения и разрезы
8
2
6
11
Сборочные чертежи
10
3
7
12
Строительные чертежи
6
2
4
13
Промежуточная
и
итоговая
аттестация
4
2
2
Групповая,
индивидуальная
(устный опрос,
практическое
задание)
14
Культурно-досуговая деятельность
6
-
6
Комбинированная
Итого:
72
24
48
1.3.2. Содержание учебного плана
1. Введение (2 ч.)
Теория. Содержание программы. Требования по безопасности труда и пожарной
безопасности на занятиях. Оборудование и материалы, необходимые для занятий.
Правила внутреннего распорядка учебного кабинета.
Форма контроля: беседа, наблюдение.
2. Правила оформления чертежей (10 ч.)
Теория. Чертежи, и их значение в практике. История развития чертежа. Чертежные
инструменты. Правила оформления чертежей на основе ЕСКД: форматы, основная
надпись, шрифты, нанесение размеров, масштабы.
Практика. Графическая работа № 1. Проведение линий чертежа в соответствии с
ЕСКД; Графическая работа № 2. Выполнение чертежа плоской детали, нанесение
размеров; Графическая работа № 3. Размеры и симметрия.
Форма контроля: комбинированная (устный опрос, практическая работа
)
.
3. Проецирование (4 ч.)
Теория. Проецирование как средство графического отображения формы предмета.
Центральное и паралельное проецирование. Прямоугольное проецирование на несколько
плоскостей проекций.
Практика. Графическая работа № 4. Проецирование предмета на две плоскости.
Нанесение размеров на чертеже.
Форма контроля: комбинированная (устный опрос, практическая работа
)
.
4. Виды чертежа и соответствующие им проекции (4 ч.)
Теория. Расположение видов на чертеже. Местные виды.
Практика. Практическая работа № 5. Моделирование, изготовление по чертежу
модели предмета.
Форма контроля: комбинированная (устный опрос, практическая работа
)
.
5. Аксонометрические проекции. Технический рисунок (4 ч.)
Теория.
Построение аксонометрических проекций.
Изометрические проекции
окружностей.Технический рисунок.
5
Практика.
Графическая работа № 6. Построение изометрической проекции
предмета.
Форма контроля: комбинированная (устный опрос, практическая работа
)
.
6. Чтение и выполнение чертежей (4 ч.)
Теория. Анализ геометрической формы предмета. Чертежи и аксонометрические
проекции геометрических тел. Проекции вершин, ребер и граней предмета.
Практика.
Графическая работа № 7. Построение предмета на три плоскости.
Проекции точек, ребер и граней предмета.
Форма контроля: комбинированная (устный опрос, практическая работа
)
.
7. Геометрические построения (4 ч.)
Теория. Деление окружностей. Сопряжение. Виды сопряжения.
Практика.
Графическая работа № 8. Построение внешнего и внутреннего
сопряжения.
Форма контроля: комбинированная (устный опрос, практическая работа
)
.
8. Чертежи разверток геометрических тел (4 ч.)
Теория.
Форма
и
формообразование.
Построение
разверток
простейших
геометрических тел.
Практика. Практическая работа № 9. Изготовление модели многогранника по
чертежу развертки.
Форма контроля: комбинированная (устный опрос, практическая работа
)
.
9. Эскизы (4 ч.)
Теория. Выполнение эскизов деталей.
Практика. Графическая работа № 10. Выполнение эскиза детали. Технический
рисунок.
Форма контроля: комбинированная (устный опрос, практическая работа
)
.
10. Сечения и разрезы (8 ч.)
Теория.Правила выполнения сечений и разрезов. Виды разрезов. Местный разрез.
Соединение вида и разреза.
Практика. Графическая работа № 11. Эскиз детали с выполнением сечений.
Графическая работа № 12. Эскиз детали с выполнением необходимого разреза.
Графическая работа № 13. Чертеж детали с применением разреза.
Форма контроля: комбинированная (устный опрос, практическая работа
)
.
11. Сборочные чертежи (10 ч.)
Теория Виды соединений деталей. Изображение резьбы. Чертежи болтовых и
шпилечных соединений. Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. Общие сведения
о сборочных чертежах. Спецификация. Чтение сборочных чертежей. Деталирование.
Практика. Графическая работа № 14. Эскиз резьбового соединения. Прктическая
работа № 15. Чтение сборочных чертежей. Графическая работа № 16. Деталирование.
Форма контроля: комбинированная (устный опрос, практическая работа
)
.
12. Строительные чертежи (6 ч.)
Теория.
Основные особенности строительных чертежей. Чтение строительных
чертежей.
Практика. Прктическая работа № 17. Чтение строительных чертежей. Графическая
работа № 18. Чертеж детали по чертежу сборочной единицы. Графическая работа № 19.
Графическая работа № 20. Творческие задания.
Форма контроля: комбинированная (устный опрос, практическая работа
)
.
13. Промежуточная и итоговая аттестация (4 ч.)
Теория.Опросник, тест изученных понятий и терминов.
Практика. Графическая работа. Построение необходимого количества видов на
чертеже. Технический рисунок. Построение изометрической проекции предмета.
Форма контроля: беседа, наблюдение.
11. Культурно-досуговая деятельность (6 ч.)
6
Содержание.
Работа
с
детским
коллективом,
с
родителями.
Проведение
тематических
бесед,
творческих
мастерских,
познавательных
и
воспитательных
мероприятий.
Экскурссии
на
производство.
Участие
в
массовых
мероприятиях
учреждения, города.
1.4. Планируемые результаты
Содержание программы ориентировано на достижение трех групп образовательных
результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Предметные результаты:
К концу обучения дети должны знать:
-
приемы работы с чертежными инструментами;
-
простейшие геометрические построения;
-
приемы построения сопряжений;
-
основные сведения о шрифте;
-
правила выполнения чертежей;
-
основы
прямоугольного
проецирования
на
одну,
две
и
три
взаимно
перпендикулярные плоскости проекций;
-
принципы построения наглядных изображений;
-
основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;
-
условности изображения и обозначения резьбы;
-
иметь представление о выполнении технического рисунка и эскизов, об
изображениях соединений деталей, об особенностях выполнений строительных чертежей.
К концу обучения дети должны уметь:
-
рационально использовать чертежные инструменты;
-
анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и
простейшим разверткам;
-
осуществлять
несложные
преобразования
формы
и
пространственного
положения предметов и их частей;
-
читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных
предметов;
-
анализировать графический состав изображений;
-
выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном
чертеже (и эскизе) отдельного предмета;
-
читать и выполнять чертежи, наглядные изображения, аксонометрические
проекции, технические рисунки и наброски;
-
выполнять несложные сборочные и строительные чертежи, пользоваться ЕСКД
и справочной литературой;
-
проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших
графических работ;
-
приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной
деятельности человека.
Личностные результаты:
-
формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах
технического творчества;
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и позна-
нию;
-
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
-
накопление опыта графической деятельности;
-
формирование творческого отношения к проблемам;
-
развитие образного мышления и освоение способов творческого самовыражения
личности;
-
гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности.
7
Метапредметные результаты:
-
формировать
навыки
целеполагания,
включая
постановку
новых
целей,
преобразование практической задачи в познавательную;
-
уметь планировать пути достижения намеченных целей;
-
уметь самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета
выделенных педагогом ориентиров действий в новом учебном материале;
-
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
-
находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
-
строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно-
следственных связей;
-
самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера.
-
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, участвовать в
дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года: 1 сентября.
Окончание учебного года: 31 мая.
Количество учебных недель: 36 недель.
Календарный
учебный
график
ежегодно
утверждается
приказом
директора
учреждения.
Количество учебных дней зависит от утвержденного в начале года расписания
группы, установленных государственных праздничных и нерабочих дней, выходных.
2.2. Рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется в
течение года в виде рабочих программ для каждой учебной группы. Рабочие программы
разрабатываются педагогом на начало учебного года по следующей форме:
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Применение
ЭО и ДОТ
Форма контроля
Дата
Примечание
Рабочая программа согласуется с заведующим отделом по соответствующему
направлению деятельности.
2.3. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы соответствующие условия,
включающие материально-техническое, информационное и кадровое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение
Успешная реализация программы обучения во многом зависит от материально-
технического оснащения учебного кабинета. Учебный кабинет должен быть достаточно
просторным, с хорошим освещением, подсобным помещением или мебелью для хранения
дидактических материалов.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по
количеству обучающихся; рабочее место педагога; классная доска.
Для эффективного и качественного изложения материала большое значение имеет
наличие в кабинете наглядных учебных пособий: таблицы, схемы, иллюстративный
материал, мультимедийные презентации). В учебном кабинете должны быть созданы
необходимые условия для демонстрации работ учащихся разных уровней обучения. Это
дают детям возможность видеть результат своего труда, что способствует увеличению их
работоспособности и творческой активности.
8
Так же необходимы стенды с инструкциями по технике безопасности при работе с
различными инструментами и материалами на занятиях по черчению, инструкциями по
правилам противопожарной безопасности.
Правильная организация рабочего места служит важным условием успешности
учебно-воспитательного процесса на занятии.
Для занятий учащимся потребуются следующие материалы и инструменты:
1.
учебник «Черчение»;
2.
тетрадь в клетку формата А
4
;
3.
чертежная бумага плотная нелинованная - формат А
4
;
4.
миллиметровая бумага;
5.
готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный);
6.
линейка 30 см;
7.
чертежные угольники с углами: а) 90
0
, 45
0
, 45
0
; б) 90
0
, 30
0
, 60
0
;
8.
транспортир;
9.
простые карандаши - «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
10.
ластик для карандаша (мягкий);
11.
инструмент для заточки карандаша
.
Информационное обеспечение
Педагогу необходимо иметь: методическую литературу; наглядные пособия:
схемы-задания к изучаемым темам, таблицы, схемы, иллюстративный материал;
мультимедийные материалы.
Педагоги
самостоятельно
разрабатывают
и
(или)
формируют
электронные
образовательные, информационные ресурсы, задания, необходимые для обучения в
соответствии с реализуемой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программой, рабочей программой.
Кадровое обеспечение.
В
реализации
программы
участвуют
работники
(педагоги
дополнительного
образования),
имеющие профессиональный уровень, соответствующий
требованиям
профессионального
стандарта,
обладающие
профессионально-личностными
компетенциями,
необходимыми
для
оказания
качественных
дополнительных
образовательных
услуг,
и
способные
к
организации
обучения
по
технической
направленности учащихся данной возрастной категории.
2.4. Формы аттестации и контроля
Важным условием высокой эффективности знаний учащихся, их позновательной
активности является оценка их деятельности. С целью определения результативности
программы необходимо использовать следующие формы контроля:
Текущий контроль качества знаний, уровня умений и навыков осуществляется на
каждом занятии (индивидуальная, групповая, фронтальная, комбинированная форма
работы), что позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.
Устный контроль (опрос с целью проверки усвоения теоретического материала).
Письменный контроль, который позволяет оценить знания всех учащихся
одновременно (тесты, карточки с заданием).
Практический контроль, который применяется для выявления сформированности
умений и навыков практической работы (практические и графические работы).
Самоконтроль,
который
позволяет
самостоятельно
находить
ошибки,
анализировать причины неправильного решения поставленных познавательных задач,
искать
способы
их
устранения.
Для
реализации
данного
метода
необходимо
предварительное обучение учащихся данному виду контроля через систематические
упражнения в анализе и взаимоанализе практических и творческих работ.
Педагогический
анализ
и
оценка
учебно-воспитательного
процесса
также
происходит посредством педагогического наблюдения.
Содержание педагогического
9
наблюдения определяется поставленными педагогическими задачами, для решения
которых собираются конкретные факты.
По
итогам
полугодия
проводится
промежуточная
аттестация
в
форме
контрольного занятия, которое позволяет определить степень освоения программного
материала и уровень развития умений учащихся посредством опроса и выполнения
самостоятельной графической работы.
Результаты промежуточной аттестации фиксируются в карте контроля ЗУН.
Оценка каждого критерия в карте осуществляется по 3-х бальной шкале, где 1 балл -
низкий уровень, 2 балла - средний уровень, 3 балла - высокий уровень, при этом
учитываются так же результаты текущего контроля.
По окончании программы проводится итоговая аттестация в форме зачета.
Зачет, предусматривающий проверку теоретических знаний, практических умений и
навыков посредством тестирования и выполнения контрольной графической работы.
Дополнительным критерием результативности обучения является участие работ
учащихся в творческих конкурсах.
2.5. Оценочные материалы
Материалы для промежуточной и итоговой аттестации разрабатывает педагог на
основе обозначенных планируемых результатов и с учетом содержания всех разделов
программы. Форма оценочных материалов зависит от выбранной педагогом формы
контроля (тест или опрос, выполнение практических графических заданий или
демонстрация заранее подготовленного творческого задания и т.п.).
При оценке степени усвоения знаний, умений и навыков учащихся, педагогу
необходимо руководствоваться оценочными материалами.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ.
Программой
по
черчению
предусмотрено
значительное
количество
обязательных
графических работ, которые позволяют педагогу контролировать и систематизировать
знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ
является контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и
навыков учащихся, приобретённых за курс обучения черчению; самостоятельная работа
позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы
.
Знания и умения учащихся оцениваются по 3 бальной системе - высокий, средний
и низкий уровень. При проверки графических работ учитываются правильность
выполнения и качество графического оформления чертежа.
Критерии качества устной проверки:
высокий уровень:
-
овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их
изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
-
даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и
характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с
использованием принятой в курсе черчения терминологии;
-
ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении
чертежей, которые легко исправляет по требованию педагога.
средний уровень:
-
овладел
программным
материалом,
но
чертежи
читает
с
небольшими
затруднениями
вследствие
ещё
недостаточно
развитого
пространственного
представления; знает правила изображений и условные обозначения;
-
даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
-
при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные
ошибки, которые исправляет с помощью педагога.
низкий уровень:
10
-
основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных
условностей изображений и обозначений усвоил;
-
ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание
вопросов;
-
чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи педагога (наводящих
вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Критерии качества при выполнении графических и практических работ:
высокий уровень:
-
правильно
оформляет
чертеж
(выполнение
рамки,
основной
надписи,
начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров), чертежи читает
свободно;
-
самостоятельно, аккуратно и правильно выполняет графические и практические
работы, (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их
назначению, полнота и правильность задания);
-
при необходимости умело пользуется справочным материалом;
-
ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и
описки.
средний уровень:
-
самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и
сравнительно аккуратно выполняет чертежи;
-
справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;
-
при
выполнении
чертежей
допускает
незначительные
ошибки,
которые
исправляет после замечаний и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.
низкий уровень:
-
чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления
соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет
задания
небрежно;
-
в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые
исправляет с помощью педагога.
2.6. Методические материалы
Формы, методы и технологии обучения
Основными принципами построения программы являются последовательность и
преемственность в изучении материала, доступность и актуальность выполняемых работ.
Программа построена по принципу «от простого к сложному». В изучении курса черчения
используются следующие методы: рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение,
моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и
справочным материалом.
На первоначальном этапе обучения учащиеся овладевают основными навыками
работы чертежными инструментами, знакомятся с правилами оформления чертежей,
поэтому
на
этом
этапе
обучения
в
основном
используются
объяснительно-
иллюстративный и репродуктивный методы обучения. Учащиеся слушают объяснения
педагога, наблюдают за его действиями на доске и выполняют сходные задания. В
дальнейшем с накоплением знаний и овладением основными навыками учащимися всё
большее место в обучении начинают занимать проблемный и частично-поисковый метод
(эвристический). На данном этапе обучения всё чаще перед учащимися ставятся задачи
самостоятельного решения той или иной проблемы.
На начальном этапе обучения занятия строятся по следующему принципу:
объяснение педагога, выполнение заданий по образцу, самостоятельное выполнение
аналогичных заданий. Для проверки усвоения теоретического материала практикуется
устный опрос и практическое выполнение графических работ. В процессе освоения
программы учащиеся знакомятся с чертежами, овладевают навыками выполнения
чертежей. В ходе занятий отрабатываются навыки самостоятельного поиска и решения
11
задач, с соблюдением всех правил ЕСКД.
В процессе усвоения учебного материала учащимся предлагается самостоятельно
выполнить определённое задание. Для облегчения работы предлагается коллективное
обсуждение хода выполнения задания или поиска возникшей проблемы, во время
которого педагог направляет учащихся,
помогает определить последовательность
выполнения работы и т.д. Программа построена по принципу «от простого к сложному».
Детям даётся возможность закрепить полученные знания в процессе самостоятельной
работы за компьютером. При обучении
необходимо поддерживать у учащихся
постоянный интерес к занятиям, для закрепления знаний используются задания
различного уровня сложности и рассчитанных на конкретный возраст, но и огромное
количество практических занятий.. Дети осознают, как необходимо правильно искать и
использовать информацию в справочной литературе.
Структура занятий по черчению включает теоретическую и практическую части,
где применяются различные методы обучения:
-
словесные (рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия) необходимы для
формирования теоретических знаний;
-
наглядные (демонстрация приёмов работы, работа с учебными карточками)
используются для повышения эффективности обучения, осознанности теоретических
знаний;
-
практические
(графическая работа,
устные и
практические
упражнения)
применяются с целью овладения навыками, проверки качества знаний и умений.
Кроме того, на занятиях используются проблемно-поисковые (перед учащимися
ставится
проблема,
путь
к
решению,
которой
показывает
педагог,
вскрывая
противоречия), частично-поисковые (педагог расчленяет проблему на подпроблемы, а
учащиеся находят решение, в итоге решая всю проблему) и исследовательские методы
(для обеспечения творческого применения знаний, овладения методами научного
познания, формирования опыта исследовательской деятельности).
Программа предусматривает использование следующих форм учебно-практической
деятельности учащихся:
-
фронтальная - подача учебного материала всему коллективу учащихся;
-
индивидуальная - самостоятельная работа учащихся с оказанием педагогом
помощи при возникновении затруднений, без уменьшения активности учащихся и при
содействии выработке навыков самостоятельной работы;
-
групповая - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно
построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь
со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.
Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым
приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учащихся
на создание так называемых мини
-групп или подгрупп с учётом их возраста и опыта
работы.
Каждое
учебное
занятие
предполагает
подбор
методического
материала,
состоящего из дидактического и раздаточного материала,
инструкционных карт,
интерактивных
заданий,
а
также
материалов
для
контроля
и
определения
результативности
занятий:
тесты,
вопросники,
контрольные
упражнения;
систематизирующие и обобщающие таблицы; схемы и алгоритмы заданий; кроссворды.
В процессе обучения проводится контроль знаний, умений и навыков по итогам
определенных тем, а также полугодия и учебного года.
Контроль уровня усвоения учащимися учебного материала и определения
результативности занятий осуществляется посредством различных тестовых заданий,
вопросников, графических работ и др.
Культурно-досуговая
деятельность
осуществляется
в
каникулярное
время:
мероприятия, игры, развлекательно-познавательные программы, посещение мастерских,
12
экскурсии. Она направлена на решение задач нравственного воспитания, социализацию и
сплочение коллектива.
Большое внимание на занятиях уделяется здоровьесберегающим технологиям.
Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно
снижает зрительное и статическое напряжение.
Для достижения более высокого уровня знаний атмосфера занятий должна быть
спокойной, доброжелательной. Связь между педагогом и учащимися должна быть
двухсторонней. Все это требует от педагога высокого профессионального мастерства и
личных качеств, позволяющих достичь поставленных целей и задач обучения.
Для достижения более высокого уровня знаний атмосфера занятий должна быть
спокойной, доброжелательной. Связь между педагогом и учащимися должна быть
двухсторонней. Все это требует от педагога высокого профессионального мастерства и
личных качеств, позволяющих достичь поставленных целей и задач обучения.
Важным фактором воспитания и обучения детей является работа с родителями.
Общение с родителями дает возможность педагогу, с одной стороны, лучше узнать
индивидуальные особенности ребенка, а с другой стороны, дать рекомендации, советы
родителям по вопросам воспитания ребенка. Наиболее общими формами связи педагога с
родительским коллективом являются родительские собрания, которые обычно проводятся
в начале, середине и в конце учебного года. Задача таких собраний - довести до взрослых
цели и задачи работы творческого объединения, сообщить о том, какие навыки и умения
приобрели дети, каковы ближайшие перспективы. Педагог должен стремиться найти с
родителями
своих воспитанников
полное
взаимопонимание,
чтобы отношение
с
родителями строились на взаимном уважении и доверии.
Средства организации деятельности детей в условиях применения электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий:
-
средства для онлайн взаимодействия с группой (сервисы для видеоконференций
Skype, Zoom, Proficonf, Facebook Messenger и др.);
-
средства для оффлайн форм взаимодействия (электронная почта, мессенджеры,
др.);
-
средства для разработки интерактивных заданий, упражнений и обучающих игр
(LearningApps, Online Test Pad, Quizizz, Kahoot, Фабрика кроссвордов и др.);
-
средства организации контроля (онлайн конструкторы тестов и опросов: Google
формы, Kahoot, Online Test Pad и др.);
-
средства,
предоставляющие
определенное
пространство
для
размещения
подготовленных к занятию материалов (облачное хранилище Google.Диск, Яндекс.Диск и
др.).
В процессе обучения по данной программе педагог оставляет за собой право
использовать разные формы, методы проведения занятий, руководствуясь принципами
целесообразности и мобильности самого образовательного процесса.
Список литературы для педагога
1.
Ботвинников, А.Д., Виноградов, В.И., Вышнепольский, И.С Методическое
пособие к учебнику Ботвинникова А.Д., Виноградова В.И., Вышнепольского И.С
«Черчение. 7-8 классы» АСТ Астрель. М., 2006. - 160 с.
2.
Воротников, И.А. Занимательное черчение - М., Просвещение, 2009.
3.
Полтавец, С.М. Черчение. Для учащихся и поступающих в вузы (ответы на
вопросы билетов и программы) / сост. С.М.Полтавец. - Волгоград: Учитель, 2005. - 63 с.
4.
Пособия по черчению. Авторы: Н.Г. Преображенская, И.Ю. Преображенская.
Черчение: рабочие тетради - М., Вентана-Граф, 2012.
Список литературы для учащихся
1.
Ботвинников, А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С. Черчение АСТ
Астрель. М., 2011.
13
2.
Вышнепольский,
В.И.
Рабочая
тетрадь
к
учебнику
«Черчение»
А.Д.
Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского. - М.: Астрель, 2013.
3.
Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е.А. Василенко, Е.Т. Жукова,
Ю.Ф. Катханова, А.Л. Терещенко. - М.: Просвещение, 1990.
4.
Павлова, А.А. Рабочие тетради № 1, № 2, № 3. Графика и черчение: 7-9 классы
М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. - 112 с.:ил.
5.
Словарь-справочник по черчению: Книга для учащихся. В.Н. Виноградов, Е.А.
Василенко и др. - М.: Просвещение, 1993.
14