Автор: Кушнерева Виктория Руслановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Старобобовичская СОШ"
Населённый пункт: село Старые Бобовичи
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок литературы в 9 классе на тему "Что нового покажет мне Москва?" Образ фамусовской Москвы в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".
Раздел: среднее образование
Тема: «Что нового покажет мне Москва?» Образ фамусовской Москвы в
комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Цели: 1. Развивать навыки анализа художественного произведения; продолжить
работу над формированием монологического ответа; прививать навыки
самостоятельной оценки художественного произведения.
2. Углубить понятие «конфликт» в литературном произведении.
3. Расширить литературный кругозор учащихся, вызвать исследовательский
интерес.
4. Воспитывать любовь к искусству через литературу.
Тип урока: комбинированный.
Методические приёмы:
1.
Беседа с включением сообщений учащихся.
2.
Выборочная работа с текстом.
3.
Элементы исследовательской работы
4.
Презентация слайдов по теме сообщений.
5.
Аудиозапись с вальсом А.С.Грибоедова.
Ход урока:
1.
Организационный момент.
2.
Главная часть.
1.
Слово учителя. (Звучит аудиозапись вальса А.С.Грибоедова).
- Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался – успел, а тот дал промах.
Все тот же толк и те ж стихи в альбомах.
Действие 1, явление 7, приезд Чацкого. Я не случайно начала урок с этих строк
–
Сегодня на уроке мы проследим, какой предстает перед нами Москва и ее
обитатели в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
-Что нового покажет нам Москва?
3. Эвристическая беседа.
Итак, вспомните, когда впервые предстает перед нами образ Москвы?
Учащиеся. Все действие происходит в доме московского дворянина Фамусова.
Герой комедии Чацкий Александр Андреевич после трех лет отсутствия
приезжает в Москву в дом Фамусова, человека, который некогда занимался его
воспитанием.
Учитель. Верно. Чацкий долго не был в доме Фамусова и, вообще, в Москве. С
каким настроением он приезжает?
Учащиеся. Он взволнован. Ему, как человеку долго отсутствующему, интересно
все. Прежде всего, София, но также интересно и другое: переменилась ли
столица и ее жители.
Учитель. Как вы считаете, с чем связан такой интерес?
Учащиеся. Это не любопытство. Чацкому важно понять, как и чем живет
«московский свет» со стороны и дать ему объективную оценку.
Учитель. Чтобы глубже понять и образ Чацкого, и жизнь «московского света»,
необходимо вспомнить особенности исторической эпохи, отраженной в пьесе.
Сообщение учащегося. Комедия отражает период после войны 1812 года.
Героическая война позади. Отгремели залпы, отзвучали фанфары. А народ,
победивший в этой войне, также закрепощен и угнетен. В России создается
первая тайная организация будущих декабристов «Союз спасения». В него
вошли умные справедливые люди, желающие переустроить общество, и я
думаю, что Чацкий мог бы быть одним из них; с другой стороны, Аракчеев и его
сторонники старались подавить всякое вольнодумство. И такой порядок
поддерживают люди типа Фамусова и Скалозуба.
Учитель. В комедии мы не видим общественной деятельности Чацкого, можем
лишь предполагать. Полную оценку и герою, и высшему свету столицы дал
И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний». Я просила вас подготовить выписки
из статьи, зачитайте.
4. Работа с критической статьей. (Учащиеся зачитывают выписки из статьи.)
5. Продолжение беседы.
Учитель. Чем отличается Чацкий от Фамусова и других героев комедии?
Учащиеся. После войны 1812 года в стране сложились 2 лагеря: передовой
дворянской молодежи и лагерь защитников крепостничества. И в комедии мы
видим 2 лагеря - «век нынешний» и «век минувший».
Учитель. И с первых строк комедии мы видим эту полярность.
6. Работа с текстом. Чтение по ролям отрывка из д.1 явл. 7.
7. Беседа.
Учитель. Что ,по - вашему, означают слова Чацкого «И дым Отечества нам
сладок и приятен»?
Учащиеся. Чацкий возвращается в Москву с радостью и, наверняка, с
надеждами.
Учитель. Что говорит Чацкий о старых московских знакомых?
8. Частичное цитирование отрывков из диалога Чацкого с Софией.
Учащиеся. Чацкий по-свойски вспоминает давнишних знакомых, дает им
полушутливые, а где-то резкие характеристики. При этом он не думает о том,
какие чины они имеют и какие посты занимают.
Например. Чацкий.
- А Гильоме, француз, подбитый ветерком,
Он не женат еще?
София.
- На ком?
Чацкий.
- Хоть на какой-нибудь княгине,
Пульхерии Андреевне, например?
София.
- Танцмейстер! Можно ли!
Учитель. Как воспринимает его рассуждения София?
Учащиеся. София не поддерживает его рассуждений. Она недовольна. Но пока
Чацкий не коснулся в разговоре Молчалина, она терпит. Когда же он
высмеивает Молчалина, то София говорит: «Не человек! Змея!».
Учитель. По каким вопросам сталкиваются во взглядах и убеждениях Чацкий и
«фамусовская Москва»? Вам была предложена групповая исследовательская
работа на данную тему. Какие материалы вы нашли?
9. Групповая работа. (Учащиеся выступают на темы: 1. Взгляды Чацкого и
фамусовского общества на а) отношение к богатству и чинам, б) отношение к
службе, отношение к засилию иностранного в России, в) отношение к
образованию, г) отношение к крепостному праву, д) отношение к московским
нравам, е) отношение к любви. )
Учитель. Отражение полярных мнений Чацкого и «московского света» ярко
выражается в монологах. В каком монологе раскрывается жизненная позиция
Фамусова?
Учащиеся. Монолог «Петрушка, вечно ты с обновкой»
Учитель. Кто желает прочитать монолог наизусть?
10.Выразительное чтение наизусть монолога.
11.Анализ монолога по вопросам.
- Каково настроение Фамусова в начале монолога?
- Как настроение меняется?
- Какие слова для определения жизненной позиции героя можно считать
ключевыми?
- Что можно сказать о Фамусове?
12. Беседа.
Учитель. Главной ценностью Фамусова, как и всех представителей
«фамусовской» Москвы, является наличие состояния, «золотого мешка» и
карьера. Поэтому, кого прочит в женихи Софии Фамусов?
Учащиеся. Скалозуба. «И золотой мешок, и метит в генералы».
Учитель. А почему Фамусова не смущает тот факт, что Скалозуб – недалекий и
невежественный человек?
Учащиеся. Это неважно. Главное, что он богат и сделает карьеру.
Учитель. Где мы видим подтверждение этому?
13. Выборочное цитирование диалога сначала Фамусова и Скалозуба, затем
Чацкого и Скалозуба. ( Обратить внимание на фразы Скалозуба« Пожар
способствовал ей (Москве) много к украшенью» и Чацкого «Дома новы, но
предрассудки стары»)
14. Работа по вопросам.
- Как вы понимаете смысл слов Чацкого?
Учащиеся. Фамусовская Москва боится перемен, живет по-старому.
Учитель. Ребята, обратите внимание на слова княгини Тугоуховской «…В
Петербурге институт Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут …». Как вы
думаете, что этими словами хочет сказать автор?
Учащиеся. Дитя Петра, Петербург, является столицей просвещения. Москва же
придерживается патриархального уклада.
Учитель. Здесь важно отметить, что и автор комедии, и герой не сторонники
засилия иностранного. Вспомните, «Господствует еще смешенье языков:
французского с нижегородским». Но они прекрасно понимают пользу
просвещения, и определенные заимствования из Запада, связанные с
образованием, пойдут Москве только на пользу.
- А как вы считаете, какое место в комедии отводится « бессловесному»
Молчалину?
Учащиеся. Молчалин – вкрадчивый и робкий, но деловой человек. Он
появляется на смену героям 1812 года. В этом обществе ему пока нет места, но
он добьется «степеней известных».
Учитель. Как вы считаете, какое место в пьесе отводится сцене бала?
Учащиеся. Это кульминационный момент. На балу распространяется слух о
сумасшествии Чацкого, который распустила София в отместку за Молчалина.
Учитель. А почему этот слух так быстро распространяется?
Учащиеся. На балу собрался «цвет» Москвы. Грибоедову важно подвести черту
под определением московского света. Фамусовская Москва боится
свободолюбия Чацкого.
Учитель. Перечитаем строки:
И вот та родина…
Нет, в нынешний приезд
Я вижу, что она мне скоро надоест.
Учитель. Обратимся еще раз к статье Гончарова. Какую оценку дается в ней
Москве и московскому свету?
- Зачитывают отрывки из статьи о Москве.
Учитель. В последнем монологе Чацкого «Не образумлюсь…виноват..»
подводится итог московским наблюдениям. Давайте и мы подведем итог, какой
же представляет Грибоедов нам столицу?
15.
Итог.
Учитель. Я давала вам индивидуальную исследовательскую работу:
« Образ Москвы в произведениях русских и советских писателей и
поэтов.» Что вы подготовили?
16. Индивидуальные сообщения с презентациями: Москва в произведениях
Пушкина, Лермонтова, Булгакова, Цветаевой и др.
Учитель. Комедия «Горе от ума» - произведение замечательное, великолепное
по замыслу, сюжету, форме. Оно из ряда произведений «на все времена».В
пьесе, как луч света в капле воды, отразилась вся прежняя Москва, ее дух и
нравы.
17. Домашнее задание. Следующий урок у нас итоговый. Групповые задания:
Найти в комедии черты классицизма, реализма, романтизма, дать обоснованный
ответ.
Коллективное задание: Как вы считаете, злободневна ли комедия в наши дни?
Обоснуйте.
Индивидуальное задание: подготовить цитаты из высказываний писателей о
комедии