Автор: Моисеева Анна Петровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад№ 46" г. о. Самара
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование самооценки дошкольника в процессе общения с окружающими
Раздел: дошкольное образование
Формирование самооценки дошкольника в процессе общения с
окружающими
Детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе
которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности.
Самооценка дошкольника формируется в процессе его интеллектуального
развития. Способность оценивать себя требует базовых знаний о мире людей,
эмоционально-ценностного отношения к себе и умения посмотреть на себя
со стороны. Это очень сложная функция сознательной деятельности. В
дошкольном возрасте ребенок делает первые шаги в развитии самооценки.
Потребность в самооценивании появляется у ребенка после того, когда
сложится система Я. Самосознание формируется у ребенка постепенно с
подачи взрослых, начиная с первых месяцев жизни. «Мое солнышко», —
нежно произносит мама, ласково глядя на малыша, и тот в ответ улыбается, и
каким-то десятым чувством улавливает, какой он замечательный.
К началу дошкольного возраста ребенок еще очень мало знает о себе, но
он многократно слышит от взрослых слова похвалы и положительные
характеристики: добрый, ласковый, хороший, красивый, умный и т.д. Все эти
качества ребенок приписывает себе, не имея представления, насколько они
ему присущи. Так в центре образа самого себя накапливаются знания ребенка
о себе как о личности, что является основой самооценки.
У дошкольника потребность во внешней оценке чрезвычайно велика.
Большую роль играет оценка воспитателем, его родными, а
также сверстниками. Личность ребёнка, его интересы, понимание себя могут
возникнуть только в общении с окружающим его обществом, будь то
родители, сверстники или педагоги. Иногда ребёнок не имеет
удовлетворённых эмоциональных контактов со сверстниками и взрослыми.
Такое неполноценное, деформированное общение, отрицательно сказывается
на формировании личности.
В дошкольном возрасте наиболее ярко выражена потребность в
фантазировании и движениях. Потребность в фантазии удовлетворяется в
сюжетно-ролевых играх, а потребность в движении наилучшим образом
реализуется в подвижных играх.
Ребёнок с заниженной самооценкой очень раним. Все это приводит к
возникновению многочисленных комплексов неполноценности, отражается
на его внешнем виде - глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив. Также, это
постоянные жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании
и одобрении окружающих.
Дети с завышенной самооценкой отмечают в себе только хорошие,
положительные качества, часто переоценивают себя и свои возможности.
Они высокомерны, бестактны, самоуверенны, не слушают мнения
других детей и советов взрослых. Такие качества отрицательно
воспринимаются сверстниками.
Адекватная самооценка придает ребёнку уверенность в себе, позволяет
успешно ставить и достигать цели в той или иной сфере деятельности,
придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость,
способность адаптации к условиям различных социумов.
Велика роль общения в детстве. Для маленького ребёнка его общение с
окружающими– это не только источник разнообразных переживаний, но и
главное условие формирования самооценки, его развития.
Адекватная самооценка ребёнка не может быть
полноценно сформирована без общения ребёнка с окружающим
его обществом. В общении ребёнка оценивают окружающие его люди –
взрослые и родители.
Наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки
оказывают родители. Представление о том, каким должен быть ребенок
(родительский образ ребенка, формируется еще до рождения малыша и
определяет стиль воспитания в семье.
Занижение взрослым каких-либо результатов ребёнка сказывается
отрицательно. А завышенная оценка взрослого даёт искаженный результат.
Улыбка, похвала, одобрение – все это примеры положительного
подкрепления, они ведут к повышению самооценки. Необходимо учить
ребенка ставить те цели, которые он в силах преодолеть.
Для ребенка одинаково вредны и отсутствие критики, и вседозволенность
со стороны взрослого и чрезмерная строгость, требовательность, когда
замечания взрослого в адрес ребенка носят исключительно негативный
характер.
На формирование положительной самооценки ребенка, посещающего
детский сад, большое воздействие оказывают воспитатели.
Опыт общения со сверстниками также оказывает влияние
на формирование детской самооценки. В общении, в совместной
деятельности с другими детьми ребёнок познает такие свои индивидуальные
особенности, которые не проявляются в общении со взрослыми (умение
устанавливать контакты со сверстниками, придумать интересную игру,
выполнять те или иные роли и т. д., начинает осознавать отношение к себе со
стороны других детей. Если имеют место трудности в общении со
сверстниками, то ребенок постоянно находится в состоянии напряженного
ожидания насмешек или других недоброжелательных проявлений в свой
адрес. Это приводит, к повышенной нервозности и утомляемости, частым
конфликтам с детьми.
Формирование полноценной самооценки начинается тогда, когда ребенок
осознает свои поступки, возможности и поведение наиболее реалистично.
В дошкольном возрасте детям свойственно завышать мнение о себе и
буквально переоценивать себя. Это связано с тем, что дети очень серьезно
воспринимают позитивные оценки себя со стороны взрослых, которые
являются для них наибольшим авторитетом. Из этого следует,
что самооценка ребенка во многом опирается на оценку его личности со
стороны взрослого окружения.
Взрослые должны направлять и корректировать действия
ребёнка, оптимистично оценивать его результаты, так как ребёнок
воспринимает информацию со стороны взрослых, благодаря ей оценивает
себя, поэтому никогда нельзя забывать об адекватности высказываний со
стороны взрослых, будь это родители или воспитатели.
Основы формирования самооценки дошкольников являются одним из
наиболее главных факторов становления успешной личности дошкольника.
Для ребёнка должны быть созданы максимальные условия,
способствующие формированию адекватной самооценки в процессе общения
с окружающими. Это имеет большое значение для
успешности дошкольника в его последующей жизни в обществе.