Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях в ДОУ"


Автор: Татьяна Александровна Мусатова
Должность: логопед
Учебное заведение: МДОБУ "Оброчинский детский сад №2" Ичалковского муниципального района РМ
Населённый пункт: с. Оброчное
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии на логопедическом занятии.

В настоящее время перед нами много проблем, среди которых одна из многих,

сохранения здоровья детей. В образовательной области, где всякая практическая работа,

направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010г. №2106

«Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны

здоровья воспитанников» ориентирует педагогов на использование в образовательном

процессе здоровьесберегающих образовательных приемов, которые целенаправленно будут

стимулировать двигательную и речевую активность дошкольников, влиять на коррекцию

речевого развития.

Применяя здоровьесберегающие образовательные технологии в логопедической работе –

оптимизируется процесс коррекции речи и обеспечивая оздоровление, поддержания и

обогащения здоровья детей.

Методы и приемы здоровьесберегающих технологий, которые могут применяться в

коррекционной работе на разных этапах занятия.

Первый этап занятия – организационный. Его цель – введение в тему занятия,

создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию, а также

коррекция психофизических функций. В организационные моменты полезно включать

релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Психологический настрой «Цепочка дружбы»: - Встанем в круг! Настроимся на работу!

Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький

шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони

соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!

Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я»,

развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

Одним из следующих этапов коррекционного занятия может быть работа по развитию

основных движений органов артикуляционного аппарата, которая проводится в форме

артикуляционной гимнастики.

Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы

процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как

биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.

Ко

всем

классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Динамические

упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их

точными, легкими, ритмичными:

упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под

счет влево - вправо.

“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

Статические

упражнения

способствуют

развитию

мышечной

силы,

динамической

организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и

пальчиковую позу:

“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики

расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь

сворачивается в кулак. И так далее.

Обязательно на занятии присутствует физминутка, тесно связанная с темой занятия и

являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части занятия, где также возможно

использование здоровьесберегающих технологий. Основные задачи физминутки – это:

снять усталость и напряжение;

внести эмоциональный заряд;

совершенствовать общую моторику;

выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со

словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная

активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

Развивая

моторику,

мы

создаём

предпосылки

для

становления

многих

психических процессов. Кинезиологические методы влияют не только на развитие

умственных

способностей

и

физического

здоровья,

они

позволяют

активизировать

различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей

человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение

данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные

представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность

к произвольному контролю.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное

напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные

упражнения

улучшают

ритмику

организма,

развивают

самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить

восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают

межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Примеры упражнений.

1.

Растяжки

«Снеговик» Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое,

как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает”

и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения

ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться.

Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует

ветер и гонит облачко по небу.

2.

Дыхательные упражнения

«Свеча» Исходное положение – сидя за столом . Представьте, что перед вами стоит большая

свеча. Сделайте глубокий вдох на пальчики, изображающие горящую свечу, и постарайтесь

одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек.

Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

3. Телесные упражнения

«Перекрестное марширование»

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно

касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем

шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями

по противоположной ноге.

4. Упражнения на релаксацию

«Дирижер»

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас

включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя

дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка). Представьте себе

энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к

чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите

внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в

музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте

теперь еще и локтями и всей рукой целиком. Пусть, в то время как вы дирижируете, музыка

течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируйте на слышимые вами

звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр!

Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные

аплодисменты за столь превосходный концерт.

5. Упражнения для развития мелкой моторики

«Колечко» Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и

последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять,

начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному.

Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

«Кулак – ребро – ладонь» На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие

положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе.

Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя

руками вместе.

6. Глазодвигательные упражнения

«Взгляд влево вверх» Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку

карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы,

закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают

делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют

взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш

берут в правую руку, и упражнение повторяется.

7. Массаж

а) Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с

открытыми глазами, затем глаза закрыть. Повторить 7 раз.

б) Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами

левой руки – подбородок. Считать до 30.

8. «Зеркальное рисование»

Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками

зеркально-симметричные рисунки (гриб под елью, квадраты, треугольники, горизонтальные

линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и

руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится

эффективность работы всего мозга.

На заключительной стадии корекционного занятия подводятся итоги. Педагог

обязательно должен передать положительные эмоции. В заключительном «аккорде» занятия

должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получиться еще лучше.

Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с вами.

Все это в комплексе помогает предусмотреть решение программных образовательных задач

не только в рамках занятия, но и в совместной деятельности взрослых с детьми, в режимных

моментах, в соответствии со спецификой дошкольного образования. Применение в

практической

деятельности

здоровьесберегающих

технологий,

новых

подходов,

эффективных форм, методов, приёмов, умелое сочетание их с традиционными формами

работы повышают качество работы педагога, что способствует оздоровлении, поддержания и

обогащения здоровья детей.

Литература:

1.

Т.В. Буденная. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург:

«Детство-Пресс», 2014 г.

2.

М.Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера, 2013 г.

3.

С.В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет.

Москва, 2011 г.

4.

Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 2013 г.



В раздел образования