Автор: Никишина Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №13 г. Железногорск, Красноярский край
Населённый пункт: г. Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: программа
Тема: Программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13 «Рябинушка»
Принята
на педагогическом совете МБДОУ № 13
«Рябинушка»
Протокол № ____от __________
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ № 13 «Рябинушка»
_______Л.А. Косенко
Приказ № ____ от ___________
Программа дополнительного образования детей
художественно-эстетической направленности
«Волшебная страна»
Возраст обучающихся: 5 -7 лет
Срок реализации: 2 года
Составили:
Е.Ю. Никишина
Железногорск 2021 г.
Пояснительная записка:
Программа разработана для детей дошкольного возраста. С учётом
возрастных, личностных и индивидуальных особенностей.
В процессе кружковой деятельности по театрализованной игре инициатива
детей направлена на выразительность разыгрываемых ролей. Под
руководством взрослого в процессе работы над спектаклями деятельность
детей в творческом коллективе может быть представлена для показа зрителю.
Направленность программы: художественно-эстетическая
Актуальность: актуальность организации театрального деятельности
заключается в том, что в ДОУ театрализованная деятельность является одним
из самых доступных видов искусства для детей. Театр – это средство
эмоционально – эстетического воспитания детей. Театральная деятельность
близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником
эмоциональных открытий. Театрализованная деятельность помогает ребенку
преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализация
является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Адресат программы: дети
возраст (5-7 лет)
Ребенок обладает существенными возможностями для проявления себя в
театральном творчестве. Происходит дальнейшее развитие высшей нервной
деятельности ребенка, повышается работоспособность нервной системы,
появляется способность активного мышления. Становится достаточно
развитой речь, дети свободно высказывают свои суждения о содержании
художественного произведения. Формируется система оценок, восприятие
становится целенаправленным.
Общий и художественный кругозор, наличие достаточного багажа
представлений о жизненных явлениях, определенный запас впечатлений от
произведений литературы, изобразительного искусства, от праздников и
развлечений способствует развитию детской фантазии, творческого
воображения. Всё это положительно сказывается на творческих проявлениях
детей.
Дополнительные занятия с детьми позволяют расширить возможности
всестороннего развития детей, укрепления их физического и психического
здоровья.
Особенности организации образовательного процесса
Набор детей – свободный. Программа предусматривает индивидуальные,
групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав группы – 15
человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность 30 минут.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что в процессе её
реализации дети овладевают знаниями, умениями, навыками, которые
направлены на разрешение проблем взаимоотношений ребёнка с
культурными ценностями, осознанием их приоритетности.
Цель дополнительной общеразвивающей программы: приобщение детей
к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через
театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Образовательные:
- Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный,
драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др).
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт:
знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях,
костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
- Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных
видов.
- Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
- Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок
2.Развивающие:
- Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в
разных ролях;
- Развивать память, внимание, воображение, фантазию;
- Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя
атрибуты, детали костюмов, маски;
- Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через
театрализованную деятельность;
- Развивать желание выступать перед родителями.
Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и
взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с
участием детей, родителей, сотрудников ДОУ), организация выступлений
детей старших групп перед младшими и пр.
- Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к
импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
- Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание,
мышление, фантазию, воображение детей.
3. Воспитательные:
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в
театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми
различных видов творчества.
- Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию
творческого потенциала;
- Воспитание коммуникативных способностей детей
Принципы:
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к
развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и
обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую
защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание
условий для самореализации.
Принцип целостности содержания образования. Представление
дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и
целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий
его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе
переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и
воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний
должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка
ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой
ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых
знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они
сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных
проблемных задач
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает
опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское»
развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо
«выращивать» у дошкольников способность переносить ранее
сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.
Формы работы с детьми - индивидуальные и групповые, теоретические и
практические:
• объяснение;
• чтение воспитателя;
• беседы;
• просмотр презентаций и видео;
• разучивание произведений устного народного творчества;
• обсуждение;
• наблюдения;
• словесные, пальчиковые и подвижные игры;
• пантомимические этюды и упражнения;
• артикуляционная и дыхательная гимнастика;
• импровизация;
• инсценировки и драматизация.
Методы организации образовательного процесса:
- словесный (объяснения, вопросы, указания, образные сюжетные рассказы);
- наглядный (показ упражнений, использование пособий, имитация,
зрительные ориентиры и т.д.);
- практический (повторение упражнений, проведение в игровой форме);
- уподобления характеру художественного образа (моторно-двигательного,
мимического, вокального, словесного, тактильного, интонационного);
Основные направления программы (структура занятий):
1.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для
овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном
искусстве:
Что такое театр, театральное искусство;
Какие представления бывают в театре;
Кто такие актеры;
Какие превращения происходят на сцене;
Как вести себя в театре.
2. Эмоционально-образное развитие. Включает в себя комплексные
ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные
обеспечить развитие естественных психомоторных способностей
дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с
окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и
подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений,
пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические
импровизации.
3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения,
направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование
правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи,
сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции,
артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать
интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными
интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения,
направленные на совершенствование логики речи.
4. Основы коллективной творческой деятельности. Направлено на
развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со
сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к
перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения
фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
5. Навыки кукловождения. Работа над сценками, спектаклем. Базируется
на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» и «От этюдов к
спектаклю»
( обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов
с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения
отдельных эпизодов, постановка танцев, разучивание песен; создание эскизов
и декораций).
К работе над спектаклем широко привлекаются родители
Здоровье сберегающие технологии
• дыхательная гимнастика
• артикуляционная гимнастика.
• пальчиковые игры со словами,
• физкультминутки, динамические паузы.
Прогнозируемые результаты:
1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области
театрального искусства.
2. Использование необходимых актерских навыков: свободно
взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых
обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание,
эмоциональную память, общаться со зрителем.
3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и
сценической речи.
4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом
героя - подбор грима, костюмов, прически.
5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством
театра, литературой.
6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над
спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.
7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников
студии в самом различном качестве.
Планируемые результаты
Ребёнок должен знать:
- некоторые виды театров;
- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;
- устройство театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
- театральные профессии (актер, гример, костюмер, режиссер,
звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер)
Должен уметь:
- уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов;
- уметь подобрать рифму к заданному слову;
- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с
использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов,
декораций;
- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в
ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной
аудиторией
- ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке;
- уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары,
тройки, четверки;
- уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
- уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
- знать наизусть стихотворения на заданные темы
Формы подведения итогов реализации программы
Формой подведения промежуточных и заключительных итогов реализации
программы являются выступления детей на праздниках и досугах внутри
ДОУ
Механизм оценивания образовательных результатов.
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками
делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного
действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в
процессе создания спектакля.
Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи
демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих
мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для
показа другим группам, родителям.
Организационно-педагогические условия реализации дополнительной
общеразвивающей программы
Психолого-педагогические условия
- Уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников,
формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в
собственных возможностях и способностях;
- Использование в образовательном процессе форм и методов работы с
детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
- Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых
с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и
учитывающего социальную ситуацию его развития;
- Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности;
- Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для
них видах деятельности;
Тематический план к программе «дополнительного образования детей
художественно-эстетической направленности «Волшебная страна» старшей
группы
Совместная творческая
деятельность
Задачи
Сентябрь
1. Игра – ситуация «Наш
зоопарк»
Развивать артистические способности
детей, побуждать к выразительному
рассказыванию и к выбору ролей
2. Игра – ситуация «Сыграем
в театр», режиссёрская игра в
настольный театр по мотивам
рус. нар. сказок
Побуждать детей фантазировать,
видоизменять, сочинять,
импровизировать, выступать перед
сверстниками
3. Сказка-импровизация
«Петушок и бобовое
зёрнышко»
Вовлекать детей в импровизацию;
учить входить в воображаемую
ситуацию, оборудовать место для
творческой игры
4. Просмотр театра кукол
профессиональных артистов
Уметь находить новые решения в игре;
развивать желание выступать перед
детьми мл. гр. в творческом коллективе
Октябрь
1 – 2. Игра – драматизация
«Сказка о петушке»
Побуждать к воплощению в роли,
используя выразительные средства
мимики и интонации голоса; спос-ть
развитию исполнит-х навыков.
3. Игра – ситуация «Печём
хлеб»
Побуждать к воплощению в роли,
используя выразительные средства
мимики и интонации голоса; спос-ть
развитию исполнит-х навыков.
4. Представление педагогов
Приобщение детей к искусству театра,
на развлечении с постановкой
о правилах поведения в
природе «Про Волка и Лису»
побуждать входить в творческие
группы; учить вовремя отзываться на
реплику и входить в роль,
взаимодействовать с партнёрами по
сцене
Ноябрь
1 – 4. Работа над мини –
спектаклем «Осенняя сказка»
для показа на празднике
Развивать представления о театральных
профессиях, о жизни театра; вовлекать
в ситуацию творчества и игры
Уметь владеть куклой за ширмой;
развивать диалоговую речь;
способствовать возможности проявлять
самостоятельность
Декабрь
1. Игра – ситуация «Сыграем
в театр»
Развивать творческое воображение и
артистические способности у детей
2. Работа по сказке
«Крылатый, мохнатый, да
масляный» над сценкой «Как
блин на охоту ходил» в театре
кукол бибабо
Способствовать накоплению
художественно-эстетических
впечатлений и развитию творческих
способностей у детей.
3 – 4. Работа над сценкой
«Снегурочка и её друзья» к
новогоднему празднику
Участвовать в диалоге; представлять
возможность выбора роли и
экспериментирования в ней; учить
выразительно воплощаться в роли
Январь
1. Просмотр представления
театра профессиональных
артистов
Побуждать к выразительному
проигрыванию ролей в этюдах
2. Игра – ситуация «У меня
зазвонил телефон»
Обогащать худ. – эстетическое
восприятие детей средствами
педагогического театра, давать образцы
артистизма и творчества в худ.
деятельности;
3. Этюды – пантомимы «Что
мы делаем – покажем»
Уметь владеть куклой за ширмой; учить
выразительно воплощаться в роли,
развивать диалоговую речь; вызвать
желание участвовать в мероприятиях
Февраль
1. Игра педагогов на
развлечении для детей «День
здоровья»
Уметь подбирать средства
выразительности: интонацию, жесты,
позы, характерные для данного образа
2. Инсценирование
Воспитывать патриотические чувства к
стихотворений к 23 февраля
родине; побуждать к импровизации на
основе имеющегося опыта
3 – 4. Работа над сценкой
«Как купались поросята» для
показа на празднике
Совершенствовать умения
самостоятельно придумывать
движения, отражающее содержание
песни
Март
1 – 4. Работа над игрой –
драматизацией «Как звери
встречали весну» для показа
на празднике
Способствовать накоплению
художественно-эстетических
впечатлений и развитию творческих
способностей у детей.
Апрель
1 – 4. Работа над сценкой
«Письма с фронта» для показа
на открытом занятии
Воспитывать патриотические чувства к
родине; побуждать к импровизации на
основе имеющегося опыта
Май
1. Инсценировка рус. нар.
песенки «Как у наших у
ворот»
2. Музыкальная игра – сказка
«Полянка»
Развивать фантазию, воображение
Тематический план к программе «дополнительного образования
детей художественно-эстетической направленности «Волшебная
страна» в подготовительной группе
Совместная творческая
деятельность
Задачи
Сентябрь
1. Сценка «Спор овощей»
Совершенствовать умение распределять
между собой роли, готовить
необходимые атрибуты для сценки
2 – 3. Работа над мини –
спектаклем «Случай в
осеннем лесу» для показа на
празднике
Развивать творческую
самостоятельность, артистические
навыки, учить использовать средства
выразительности
2 – 3. Работа над мини –
спектаклем «Случай в
осеннем лесу» для показа на
празднике
Способствовать накоплению худ-но
эстетических впечатлений
4. Просмотр представления
театра профессиональных
артистов
Уметь постигать худ. образы созданные
средствами худ. выразительности
(грим, музыка, слово, хореография,
декорации)
Октябрь
Работа над муз. сказкой
«Репка на новый лад» для
Уметь по разному истолковывать один
и тот же образ, подбирая средства
выразительности, характерные для
показа на концерте для
родителей
данного образа (интонацию, жесты,
позу)
Ноябрь
Ситуативные игры – истории
(по ролям)
«Помощь бельчонку»;
«Ириски»;
«Случай в малине»
Уметь выполнять роль декоратора
сцены; донести до сознания детей, что
искусство театра влияет на
формирование нравственных качеств
людей
Декабрь
Работа над мини –
спектаклями к новогоднему
празднику:
«Как звери подружились»;
«Два жадных медвежонка»
Развивать артистические способности
детей, привлекая их в театрализованной
деятельности к совместной творческой
работе со взрослыми
Январь
1. Просмотр театра кукол
профессиональных артистов
2 – 4. Совместная игра театра
взрослых и детей «Сказка о
том, как добро побеждает зло,
или волшебный цветок»
Уметь оценивать игру сверстников,
привлекать детей в творческие группы
по оформлению спектакля
Предоставлять детям возможность
импровизировать в этюдах –
пантомимах, развивать пластику,
умение перевоплощаться
Февраль
1 – 3. Работа над мини –
спектаклем «Красная
шапочка» для показа на
празднике
4. Игра – ситуация «Школа
разведчиков» с этюдами:
«парашютисты», «чужой
патруль»,
«погоня», «зоопарк»,
«возвращение»,
«Награждение», «госпиталь»
Вызвать у детей желание выступать
перед детьми других групп
Самостоятельно готовить своё
выступление (стих – е, песня) и
групповые выступления (танцы, песня,
сценки)
Март
Совместная игра театра
взрослых и детей с
представлением «В гостях у
сказки» для показа детям др.
групп
Способствовать развитию творческой
самостоятельности
Апрель
1. Игра – ситуация «На
Уметь инсценировать интересные
произведения, показать артистические
концерте»
умения
2 – 4. Игры – импровизации с
разыгрыванием сюжета без
предварительной подготовки
Вызвать у детей положительные
эмоции от игры, воспитывать уважение
к профессии артиста-клоуна
Май
1 – 3. Работа над сценкой по
стих – Е. Паина «Треугольник
и квадрат» для показа на
прощальном празднике
4. Игра профессиональных
артистов с детьми на
прощальном празднике
Материально-техническое обеспечение реализации программы: игровой
центр в группе, театральный уголок, книжный уголок, уголок ИЗО
Информационное обеспечение программы: учебно - наглядное пособие
для проведения бесед с детьми, интерет - ресурсы
Работа с родителями:
1. Родительское собрание «Играем в театр в дет.саду и дома»
2. Рекомендации, консультации для родителей через индивидуальные
беседы, советы.
3. Привлечение родителей к участию в жизни детского сада и организации
помощи по обеспечению детей участвующих в театральной игре костюмами,
масками, атрибутами.
4. Организация открытых дверей для родителей с показом игр –
драматизаций и постановок с участием детей на занятиях, праздниках и
развлечениях.
Условия:
1. Наличие театрализованных игрушек, фигурок настольного театра,
атрибутов и костюмов для игр – драматизаций.
2. Предоставление детям возможности самовыражения в творчестве (в
сочинении, разыгрывании и оформлении своих и авторских сюжетов).
3. Умение воспитателя осуществлять руководство формированием
творческой деятельностью детей в театрализованной игре.
4. Систематическая работа с родителями.
Интеграция образовательных областей:
«Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное
развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое
развитие».
Список использованных источников:
«От рождения до школы» основная образовательная Программа
дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. Е. Комаровой,
М. А. Васильевой. – 3 – е изд., испр. и доп. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. –
368 с.
Н.Ф.Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в
средней группе детского сада. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г. – 164
с.
Н.Н.Топтыгина. Праздники для дошкольников. игра, пляски,
волшебные сказки. Академия развития, 2007г.