Напоминание

"В гостях у Лесовичка"


Автор: Мусаева Асият Мусаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС 17 "Ладушки"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "В гостях у Лесовичка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема «В гостях у Лесовичка»

Программное содержание: Закрепить представление детей о внешнем виде, повадках, среде

обитания, особенностях питания дятла. Закрепить функциональный подход к окружающему

миру. Развивать воображение: учить применять приемы фантазирования для изменения реаль-

ного героя и его действий.

Воспитывать эмпатийное отношение к птицам. Воспитывать любовь к птицам, желание забо-

титься о них.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки. Чтение художествен-

ной литературы: рассказ Н.Сладкова «Дятел», рассказ «Гусь и журавль» К.Д.Ушинского, стих.

«Что за птица?» В. Сутеева, стих. «Птичка» А. Кольцова, стих. «Летела ворона» Р.Сеф; зага-

дывание загадок о птицах. Д.и. «Перепутаница» по стихам-загадкам Л.Каменского. Д.и. «Где,

чей домик?», д. и «Летает – не летает». Разучивание подвижной игры «Плавает, летает, прыга-

ет», народной песенки «Гуси- гуси», пальчиковой гимнастики по стихотворению И.Токмако-

вой «Десять птичек - стайка».

Оборудование: Лесовичок; предметные картинки с изображением филина, попугая, павлина,

дятла; сюжетные картинки с изображением ( дерева и скворечника, леса и дупла) и пред-

метные картинки птиц (утка-кряква, лиса, лягушка,) для «Волшебной дорожки»; отдельные

части тела: дятла, утки –кряквы, лисы, лягушки. Музыкальное сопровождение: звуки леса.

Ход

1 часть

В: Ребята, нас приглашает в гости Лесовичок. У него у него в лесу много друзей. Портрет

одного своего друга он передал нам. (Воспитатель выставить на доске узкий овал).

Воспитатель: Ребята, кто это может быть? (Лисичка, белочка, зайчик, птица).

Мы пришли в лес. Послушайте звуки леса.

Д.и. «Перепутаница».

Выставлены предметные картинки с изображением филина, попугая, павлина, дятла.

В: Отгадайте загадки Лесовичка:

показать предметную картинку с изображением филина, прочесть:

Вот эта птица умеет дразниться.

В: Ребята это так? (Нет. Это филин – он ухает, пугает).

В: Показать попугая:

А эта – хвостом разноцветным гордится.

В: Ребята это так? (Нет. Эта птица умеет дразниться, потому что живет в клетке, у попугая

язык широкий и толстый, поэтому он может воспроизводить звуки, даже слова, произнесенные

человеком).

В: Показать павлина:

Вот эта – деревья спасает в лесу.

В: Ребята это так? (Нет. Эта птица хвостом разноцветным гордится. Эта птица украшает сад –

не найти нам ее в лесу). Ребята, все перепутал я…

В: Показать дятла:

А эта – летает в очках на носу.

В: Ребята это так? (Нет. Эта птица деревья спасает в лесу). А филин летает по лесу в больших

очках на носу).

Ой, ребята, все перепутал я…

2 часть.

В: Ребята, а вы слышите, какие-то звуки раздаются в лесу. Что это за звуки?

(….Это кто- то стучит…) (Плотник - нет, почтальон - нет, гость - нет, птица - да).

В: А, кто из этих птиц может такие звуки издавать? (Дятел). ( Показать иллюстрацию дятла,

сидящего на стволе дерева и цепляющегося острыми когтями об кору дерева, опирающегося

хвостом. Обратить внимание детей на характерные признаки частей тела дятла на экране вол-

шебного телевизора):

Пестрый, но не луг, в красной шапочке, но не гриб.

С крепким клювом, но не клест.

Лечит деревья как врач, но не грач. (Дятел).

В: По каким словам можно догадаться, что это дятел?

В: Так, вот какой красавец- дятел: весь пестренький, но не луг. На голове - красная шапочка,

но не грибок. У него крепкий длинный клюв, а еще узкий предлинный язык. У дятла силь-

ные крылья, когтистые лапки, замечательный хвост – помощник.

В: Дятла люди зовут лесным доктором. Кого же лечит дятел?

- От кого спасает деревья дятел? - Для чего дятлу еще и длинный язык? (Чтобы вытащить из

длинной щелочки личинки и жучки).

- Почему дятел не соскальзывает со ствола дерева? Что ему помогает удержаться на высоте?

- Какие еще птицы и животные живут в лесу, которые могут поселиться в домиках, которые

выдолбил дятел? (Белка, бурундук, сова, и др.).

Физминутка.

Пальчиковая гимнастика по стихотворению И.Токмаковой «Десять птичек - стайка».

Пой-ка подпевай-ка:

Десять птичек – стайка.

Эта птичка- соловей,

Эта птичка- воробей.

Эта птичка- совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка- свиристель,

Эта птичка- коростель,

Эта птичка – скворушка,

Синенькое перышко.

Эта птичка-зяблик, эта птичка- стриж,

Эта - развеселый чиж.

Ну , а это злой орлан,

Птички, птички по домам!

Игра «Плавает, летает, прыгает»

Выполнять имитационные движения и менять их при смене музыки. Если дети не смогут ме-

нять движения в соответствии с ритмом самостоятельно, воспитатель вначале показывает и на-

поминает, что чаще делает та или иная птица.

3 часть

В: Давайте попросим Лесовичка рассказать нам про чудесный нос своего друга дятла.

Чтение рассказа Н.Сладкова «Дятел».

Лесовик: «Дятлу без носа, что нам без рук. Носом дерево выстукивает, шишки на кузнице

разбивает. Дупло носом долбит, дырочки на березе пробивает – сладкий сок пьет.

Даже «на барабане» носом играет. На все руки у дятла нос.

Перышки носом чистит, муравейники разрывает, птенцов кормит.

Дятлу без носа хуже, чем нам без рук».

В: Для чего дятлу крепкий нос? (Простукивать, продалбливать кору «больных» деревьев,

шишки разбивать, дырочки пробивать, на «барабане играть», перышки свои чистить, муравей-

ники разрывать, птенцов своих кормить).

Что же изменится в жизни дятла, если он поменяется с кем - нибудь своим носом?

(На дорожке разложены лицом вниз картинки с изображением утки- кряквы, лисы, лягушки)

Дидактическая игра «Волшебная дорожка»

В:

- По тропинке мы идем,

Новый нос для дятла мы найдем.

- А вот и первая остановка. Кого мы встретили?

Пестрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (Утка).

(Воспитатель переворачивает первую картинку).

- Мы встретили утку- крякву.

- У утки – кряквы такой же нос как у дятла? (Нет. У утки – кряквы нос лопаточкой). Придела-

ем дятлу вместо длинного и крепкого носа – нос лопаточкой. (Прикрепить ). Ребята, сможет ли

теперь дятел долбить своим носом деревья? Дырочки на березе пробивать – сладкий сок пить?

А плавать как утка? (Плавать, как утка дятел не может, потому что у него лапы с когтями, а

не широкие с перепонками как у утки - он может утонуть).

В:

- По лесной тропинке мы идем,

Новый нос для дятла мы найдем.

- А вот и следующая остановка. Кого мы встретили? Отгадайте.

Рыжая, но не белка,

Длиннохвостая, но не корова,

Пушистая, но не кошка,

Хитрая, но не Баба- Яга. (Лиса).

(Мы встретили в лесу лису. Воспитатель поворачивает вторую картинку).

В: Похож ли лисий носик на нос дятла? (Нет. У лисы - мягкий, влажный носик и очень чут-

кий, а у дятла- длинный, крепкий).

В: Поменяем нос дятлу. Что получилось? Дятел сможет хорошо принюхиваться, когда будет

простукивать дерево, быстро найдет ходы, где прячутся червячки. Но ему будет очень больно

долбить дерево, колоть шишки, делать дырочки в березах и пить сок таким нежным, мягким

носиком. Пойдем дальше.

В:

- По лесной тропинке мы идем,

Новый нос для дятла мы найдем.

- А вот и следующая остановка. Кого мы встретили? Отгадайте:

Зеленая, но не трава,

Маленькая, но не рыбка.

Прыгает, но не кузнечик. (Лягушка). (Воспитатель поворачивает третью картинку).

В: Мы встретили лягушку.

- Чем ловит лягушка комаров? (Языком. Дятел тоже достает свою пищу длинным язычком, но

он у дятла узенький. А у лягушки – широкий, толстый).

- У лягушки есть нос как у дятла? Нет. У лягушки на мордочке есть дырочки.

- Представьте, что у дятла совсем нет носа, как у лягушки. А если носа не будет, чем он будет

добывать пищу? (Наверно, как лягушка - языком. Тогда, дятел не сможет жить в лесу на де-

реве, потому что не сможет продолбить кору дерева, чтобы вытащить личинки).

- Где же поселиться дятлу безносому, чтобы открыл рот, выставил язык и поймал комариков и

мошек? (На болоте). А зимой, когда не будет мошек, чем питаться дятлу?.. Как безносому

дятлу шишку раздолбить? Птенчиков своих как покормить?

В: Ребята, нужен нос дятлу? Очень нужен. Дятлу без носа хуже, чем нам без рук. А какой

нос нужен дятлу?

Итог: стихотворение «Носы» Андрея Усачева.

В: Ребята, давайте поблагодарим Лесовичка за интересный рассказ про дятла, за необычные

загадки и расскажем ему веселое стихотворение «Носы». (Рассказывают дети).

Есть носы у журавлей,

Есть носы у кораблей.

Носик есть у чайника.

Только очень маленький.

Необычный зверь – Носуха.

У Носухи нос до уха.

А огромный Носорог

Вместо носа носит рог.

Нос у лешего крючком,

А у свинки – пятачком.

Но и свинка и матрос

Вытирать должны свой нос!

Итог: Лесовичок: Ребята, птицы всегда очень осторожные и когда к ним кто-то приближается

– улетают. Вы знаете, почему они такие? (Они маленькие, их легко обидеть)

В: Лесовичок, а как нам подружиться с птицами? (Не подходить близко к их гнездам. В лесу

можно только слушать пение птиц. Не пугать их. Зимой подкармливать птиц. Строить для них

кормушки, скворечники).

Лесовичок: Вот такой скворечник построил мальчик Вова со своим папой и повесили его в

парке. Показывет иллюстрацию.

В: А семья дятлов может поселиться в скворечнике? (Думаю, что нет. Дятлы живут в лесной

чаще, в хвойном лесу. Как думаете почему? Чтобы найти даже зимой еду (кедровые, еловые

шишки). Они любят лесную тишину, выдалбливают дупло вдали от дорог.



В раздел образования