Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЕ ФГОС


Авторы: Малыгина Марина Владимировна, Марина Владимировна Малыгина
Должность: учитель изо
Учебное заведение: МБОУ-СОШ №1 им. Октябрьской революции
Населённый пункт: Брянская область, г. Севск
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЕ ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЕ ФГОС: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЧЕРЕЗ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ–РЕСУРСОВ

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому

человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-

экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она

должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?

Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения,

решить эту проблему невозможно.

Уроки изобразительного искусства – это разговор особый. Они должны быть яркими,

эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с

использованием звуковых и видео записей. Всё это может обеспечивать компьютерная

техника с её мультимедийными возможностями. И именно для уроков

изобразительного искусства учителя и учащиеся могут готовить самые замечательные,

самые интересные проекты, это уроки путешествия в мир живописи, архитектуры,

скульптуры, в мир выдающихся мастеров российского и зарубежного

изобразительного искусства. Использование компьютера дает возможность увидеть

мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне

классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют

кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный

искусствоведческий материал.

Цели использования информационных технологий на уроке:

сделать урок современным (с точки зрения использования технических

средств);

приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он

больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать

информацию, добытую с помощью технических средств;

установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем

и учеником;

помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.

Положения стандарта медиаобразования, наиболее актуальные для решения

поставленных задач:

умение находить и перерабатывать информацию в разных источниках;

умение переводить информацию визуальную в вербальную и наоборот;

умение устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи

между информационными сообщениями;

умение воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать

обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них.

Выделение именно этих элементов стандарта медиаобразования обусловлено целями и

задачами преподавания предметов образовательной области «Искусство». Концепция

содержания данной области базируется на:

воспитании духовно богатого и эстетически развитого человека;

развитии способности к художественному творчеству;

формировании у учащихся знаний и навыков практической деятельности в

конкретных видах искусства;

1

воспитании учащихся как зрителей художественных произведений,

развитии потребности в общении с искусством, способности самостоятельно постигать

художественный замысел автора, особенности различных стилей и направлений;

развитии воображения, образного мышления, пространственного

представления, сенсорных способностей, навыков, которые необходимы не только в

художественном творчестве, но помогут ученикам стать в будущем творческими и

квалифицированными специалистами в ряде традиционных и современных профессий,

не связанных с искусством непосредственно.

Мною были выделены следующие условия, обеспечивающие эффективность

использования ИКТ в образовательном процессе:

Разработка системы уроков по ИЗО с приложениями (компьютерными

презентациями).

Проведение компьютерного тестирования уровня знаний учащихся.

Использование Интернет – ресурсов при подготовке и проведению уроков.

Создание электронной базы кабинета ИЗО.

Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений

развития информационного общества.

Проведение уроков с использованием информационно-коммуникативных технологий -

это мощный стимул в обучении.

Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на

уроках

изобразительного

искусства

позволяет:

- активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика,

- применение графики, цвета, звука позволяет моделировать различные ситуации и

среды,

- применение компьютеров на уроках ИЗО создаёт эмоциональный настрой, это в свою

очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.

Целью своей педагогической деятельности считаю: обеспечение положительной

динамики

творческой

активности

учащихся,

в

результате

применения

информационно

коммуникативных

технологий

в

преподавании

изобразительного искусства.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

- приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше

смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию,

добытую с помощью технических средств;

- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и

учеником;

- развитие мотивации учащихся и как следствие повышение качества знаний;

- расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся,

особенно при исследовании и систематизации учебного материала;

- формирование навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных

ошибок;

- развитие творческих способностей учащихся;

Организация учебно-воспитательного процесса

2

Перечислю

используемые

мною

направления

внедрения

информационно-

коммуникационных технологий в практическую деятельность:

- использование персонального компьютера и мультимедийного проектора во время

урока;

- использование домашних ПК учителя и учащихся.

Содержание образования

Информационно-коммуникационные технологии на уроке я рассматриваю не как цель,

а как еще одно средство обучения, как источник дополнительной информации по

предмету, как способ организации самостоятельной исследовательской деятельности,

как способ активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, как

возможность интегрированного обучения предмету.

Основные направления использования

информационно-коммуникативных технологий на уроках искусства

Их эффективность бесспорна, так как они позволяют:

- Расширить информационное пространство;

- увеличить скорость поиска информации; интенсивность обработки полученных

знаний.

Информационно-коммуникативные технологии применяю на разных этапах обучения:

- при объяснении нового материала;

- при закреплении;

- при повторении;

- при контроле знаний, умений и навыков.

Поставив себе задачу включения в учебный процесс ИКТ технологий, следовало

решить вопрос по накоплению учебных программ, которые можно применять на

уроках искусства.

Используемые мною программы можно разделить на следующие группы:

- информативные - энциклопедии:

«Большая энциклопедия живописи»,

«Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Шедевры

русской живописи»,

«Русский музей»,

Достоинством данных программ является большой объем предлагаемой информации с

иллюстрациями, видеофрагментами и отрывками музыкального звучания. Можно

совершать виртуальные экскурсии по залам музеев, по странам мира и познакомиться

с их культурой;

- обучающе-развивающие: «Азбука искусств»

Варианты применения ИКТ в образовательном процессе:

Урок с мультимедийной поддержкой

Как важно сейчас поддержать, пробудить в детях стремление к творчеству. Ведь

творчество – это всегда инициатива, которая сейчас очень важна, чтобы приносить

пользу людям, привлечь к деятельности, к созидательности. Развить вкус, расширить

3

круг любителей его всегда входило в мои задачи на уроке. Одним из очевидных

достоинств мультимедийного урока является усиление творческого поиска каждого

ребенка, повышение интереса к уроку, происходит это в первую очередь за счет

усиления наглядности. Напомню известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская

природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не

известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но

свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы

объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете

тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро...

Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило,

отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком

случае проектор может оказать неоценимую помощь. Примеры тем уроков с

мультимедиа: «Народный праздничный костюм», «Искусство Гжели», «Городецкая

роспись», «Хохлома», «Жостово», «Русская изба», «Интерьер крестьянского дома»,

«Китай», «Япония», «Древний Египет», «Древние образы в народных игрушках»,

«Жанры изобразительного искусства»– портрет, пейзаж, анималистический жанр и

другие, «Рисунок – основа изобразительного творчества», «Цвет в произведениях

живописи», «Великие портретисты прошлого, «Крупнейшие музеи изобразительного

искусства» ,«Красота движений человека», «Обычная жизнь каждого дня», «Картины

на темы истории» и др.

Использование электронных образовательных ресурсов

После поступления в школу компьютеров вместе с электронными изданиями, среди

которых были диски и по искусству, я начала активное использование готовых

электронных образовательных ресурсов в процессе обучения.

С

учащимися

мы

работаем

с

мультимедийными

учебными

пособиями,

художественными программами от компаний «Кирилл и Мефодий», «Просвещение-

МЕДИА».

Например, на уроке изобразительного искусства в

6

классе по теме: «Жанры

изобразительного искусства», в 7 классе по теме четверти «Поэзия повседневности,

использование компьютера позволяет мне сделать процесс обучения значительно

эффективнее с помощью реализации принципа наглядности,

используя на уроке

ЦОРы «Мировая художественная культура» библиотека электронных наглядных

пособий», ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН». Мультимедиа презентации - электронные

диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио и видеофрагменты, элементы

интерактивности (реакцию на действия пользователя) - наиболее распространённый

вид представления демонстрационных материалов.

Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения

новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью

мультимедийного

проекционного

экрана.

Используя

возможности

программы

PowerPoint, мною были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они

помогают разнообразить уроки.

Так, уроки-презентации широко использую:

на уроках знакомства с жанрами изобразительного искусства;

во время знакомства с жизнью художников и их творческим наследием;

при изучении таких тем по изобразительному искусству как «Виды

изобразительного искусства», «Музеи мира»

4

Создание и представление учащимися творческих проектов с использованием ИКТ

Сегодня представить современный урок без проектной деятельности учащихся просто

невозможно. При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень

самостоятельности – творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий

исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами

познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти

новые способы применения усвоенных знаний. Возможен вариант, когда мною класс

разбивается на несколько групп, и каждая из групп готовит проект по отдельным

разделам определенной темы. После выполнения проходит защита проекта: каждая из

групп представляет результаты своего исследования одноклассникам. В ходе работы

над проектом им приходится переработать большое количество информации, в

результате чего ученики хорошо ориентируются в данном вопросе, и сложно

представить себе ситуацию, чтобы они плохо отвечали на вопросы по данной теме.

Проекты бывают краткосрочными – от одного урока до 1 недели, среднесрочными – от

двух недель до одного месяца, долгосрочными – от двух до трех месяцев.

Выполняются группами, но возможно и индивидуальное выполнение. Необходимо

соблюдение основных этапов от выбора цели, выработки гипотезы и способов, путей

реализации до общей презентации продукта (результата) проекта. На организационно-

подготовительном

этапе

важно

ознакомить

учащихся

с

основными

задачами

проектной работы, школьники распределяют между собой роли и обязанности,

определяют задания для каждого: одна группа работает с текстом,

другая – с

иллюстрациями.

На

поисковом

этапе

ребята

собирают,

анализируют

и

систематизируют полученную информацию с точки зрения содержания и оформления.

Итак, создание творческого мультимедийного проекта учащимися - это мощный

инструмент,

позволяющий

формировать

у

детей

необходимые

знания

и

познавательные

приемы,

создают

пространство

для

самовыражения,

а

также

развивают мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию

мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности.

И в этом дидактическом процессе учителю принадлежит ведущая роль.

Урок с компьютерной поддержкой

В таком варианте возможны случаи, когда учащиеся одновременно работают со мной,

а на определенном этапе переходят к работе за компьютером; учащиеся попеременно

работают на компьютере по моим указаниям и выполняют задания на бумаге.

Например, на уроке с компьютерной поддержкой в 6 классе по теме «Натюрморт в

графике»

я

использовала

несколько

видов

работы

учащихся:

фронтальную,

представление учащимися собственной презентации, работа учащихся за компьютером

и на бумаге. Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме я

организую промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на

компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с

последующей проверкой учителем), решить головоломки, кроссворды, игровых

ситуаций с применением полученных знаний. Возможны также самостоятельные

экскурсии в Интернете, просмотр мультимедийных лекций.

Я использую этот вариант урока при изучении тем в 5 классе по темам «Народные

промыслы их истоки и современное развитие», «Хохломская роспись», «Искусство

Гжели».

Создание и представление учащимися творческих проектов с использованием ИКТ

5

Работа над данной темой еще не закончена, считаю, что в дальнейшем она расширится

и углубится, и мой опыт будет полезен другим учителям .Считаю, что использование

информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей

предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных

следствий:

обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и

эмоциональной окрашенности;

развивает творческую активность;

психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;

возбуждает живой интерес к предмету познания;

расширяет общий кругозор детей;

возрастает уровень использования наглядности на уроке;

повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается

всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны

и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые

позволяют не просто «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в

первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности

учащихся.

Считаю

опыт

своей

работы

«Информационно-коммуникативные

технологии

на

уроках

изобразительного

искусства

как

средство

повышения

творческой

активности

учащихся»

перспективным,

так

как

он

позволяет

интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную и

творческую активность учащихся, повысить эффективность урока.

6



В раздел образования