Напоминание

Развитие познавательной и исследовательской деятельности на уроках математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира


Автор: Замахина Екатерина Валерьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ ЛО "Сясьстройская школа-интернат"
Населённый пункт: г. Сясьятрой, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательной и исследовательской деятельности на уроках математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГКОУ ЛО «Сясьтройская школа-интернат»

Доклад на тему:

«Формирование ключевых компетенций

младших школьников через внедрение новых

педагогических технологий

в образовательный процесс»

Доклад подготовила:

учитель первой категории

Замахина Е.В.

2019 г.

Начальная школа является составной частью системы непрерывного

образования. Педагоги начальной школы призваны приобщать детей к

творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность,

способную к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющую находить

эффективные способы решения проблем, осуществлять поиск нужной

информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Включение

личности

в

непрерывное

образование

актуализирует

умение оперативно обновлять имеющиеся представления о жизни, выбирать

в информационном потоке нужные знания.

Исходя из поставленных задач современному учителю следует не

только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и

навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные

возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем

сможет успешно реализовать свои возможности.

В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик

должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня

компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе,

чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении

нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные

профессиональные задачи.

Термин

«компетенции» на

сегодняшний

день

не

имеет

строгого

определения. Компетентность – совокупность личностных качеств ученика

(ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей),

обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и

личностно-значимой сфере.

Под

ключевыми

компетенциями

подразумеваются

наиболее

универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции.

Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по

сути, они – надпредметны.

Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е.

от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной

жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не

может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не

следует у школьника формировать.

При формировании ценностно-смысловой компетенции:

Необходимо, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает

сегодня, каким образом он сможет использовать полученные знания в

последующей жизни.

- Перед изучением новой темы учащиеся формулируют вопросы, которые

начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем».

- учитель предоставляет ученикам

самостоятельно изучить

параграф

учебника и составить краткий конспект этого параграфа в качестве

домашнего задания. Перед учениками ставиться задача – определить главное

в пункте, выписать новые свойства, установить на какие из ранее изученных

свойств они опираются.…В итоге учащиеся не только более глубоко

понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать

его важность не только для других, но и, самое главное, для себя.

- Использует тестовые конструкции, содержащие задачи с пропущенными

единицами измерения величин; тестовые конструкции, содержащие задания

с лишними данными.

- Вовлекает учащихся в предметные олимпиады, которые включают в себя

нестандартные

задания,

требующие

применения

учеником

именно

предметной логики, а не материала из школьного курса.

- Предлагает ученикам для решения задачи, встречающиеся в определенной

профессиональной среде. Некоторые из задач подобного рода требуют не

только знания математики и арифметики, но и практической смекалки,

умения ориентироваться в конкретной обстановке.

При формировании общекультурной компетенции:

Многие учителя знают, что ученики, уверенно использующие некоторое

умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой

дисциплине. Для преодоления этого барьера нужна специальная работа, в

которой учитель помогает ребенку прояснить задачу, выделить предметную

составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации,

новых обозначениях.

Пути решения этой проблемы:

- для формирования грамотной, логически верной речи используются

устные

диктанты, включающие

задания на грамотное произношение и

употребление лексики, терминов и др.;

- во время устной работы всегда следить за грамотностью речи учеников и

просить об этом самих учащихся, если допускается ошибка в устной речи, то

указать на нее учитель просит сначала учеников, и только если они

затрудняются это сделать, оказывает помощь;

- предлагать

ученикам задания, в которых могут быть умышленно

пропущены кое-какие параметры;

- использовать задания со скрытой информативной частью;

-использовать задания с информационно-познавательной направленностью;

- использовать исторический материал при подготовке к урокам;

- практиковать задавать для домашней работы

составление текстовых

заданий. Анализ составленных заданий происходит на уроке учениками с

использованием слов: по сравнению с…, в отличие от…, предположим,

вероятно, по-моему…, это имеет отношение к…, я делаю вывод…, я не

согласен с…, я предпочитаю…, моя задача состоит в…

При формировании учебно-познавательной компетенции:

- Особенно эффективно данный вид компетентности

развивается при

выполнении нестандартных, занимательных, исторических заданий, а так же

при проблемном способе изложения новой темы, проведения

мини-

исследований на основе изучения материала.

- Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и

развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе

активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что

ученик,

анализируя,

сравнивая,

синтезируя,

обобщая,

конкретизируя

фактический материал, сам получает из него новую информацию. При

ознакомлении учащихся с новым материалом, при определении новых

понятий знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает

учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в

результате чего и возникает поисковая ситуация.

-

При формировании данного вида компетенций учитель использует

тестовые

конструкции

с

информационно

познавательной

направленностью,

тестовые

конструкции

составленные

учащимися,

тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными.

При формировании информационной компетенции:

Для развития данного вида компетентности учитель использует следующие

приемы:

- при изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем,

дают различные определения того или иного понятия, например: в

математике модуль – это…, в строительстве модуль – это…, в космонавтике

модуль – это… и т.д.

- подготовка собственных презентаций, с использованием материала из

разных источников, включая Internet

- школьные учебники материал в основном текстового содержания. Поэтому

при подготовке к уроку учитель использует другие источники, в которых

данные

представлены

в

виде

таблиц,

диаграмм,

графиков,

звуков,

видеоисточников и т.д.

- использует

тестовые

задания

с информационно – познавательной

направленностью;

- предоставляет учащимся возможность составлять самим всевозможные

тестовые задания;

- использование

заданий

прикладного характера. Вследствие чего

у

учащихся не только формируется информационная компетенция, но и

накапливаться жизненный опыт. Благодаря этому, школьники видят, как

материал школьных учебников находит применение в любой области

деятельности.

При формировании коммуникативной компетенции:

Для развития этой компетенции учитель использует следующие методы и

приемы:

- решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с

подробным объяснением;

- устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;

- использование на уроках математических софизмов;

- использование тестовых заданий свободного изложения ответа;

- использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте

правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в

группе;

- сдача различных устных зачетов.

Для

достижения

нового

качества

образования

необходимо

так

организовать

обучение

каждого

ребёнка,

чтобы

оно

способствовало

развитию, учило созидать, самостоятельно добывать знания, ориентироваться

в нестандартной ситуации, быть ответственным за свои поступки. Реализация

компетентностного подхода – это важное условие повышения качества

образования.



В раздел образования