Автор: Замахина Екатерина Валерьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ ЛО "Сясьстройская школа-интернат"
Населённый пункт: г. Сясьятрой, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательной и исследовательской деятельности на уроках математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира
Раздел: среднее профессиональное
ГКОУ ЛО «Сясьтройская школа-интернат»
Доклад на тему:
«Формирование ключевых компетенций
младших школьников через внедрение новых
педагогических технологий
в образовательный процесс»
Доклад подготовила:
учитель первой категории
Замахина Е.В.
2019 г.
Начальная школа является составной частью системы непрерывного
образования. Педагоги начальной школы призваны приобщать детей к
творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность,
способную к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющую находить
эффективные способы решения проблем, осуществлять поиск нужной
информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Включение
личности
в
непрерывное
образование
актуализирует
умение оперативно обновлять имеющиеся представления о жизни, выбирать
в информационном потоке нужные знания.
Исходя из поставленных задач современному учителю следует не
только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и
навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные
возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем
сможет успешно реализовать свои возможности.
В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик
должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня
компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе,
чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении
нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные
профессиональные задачи.
Термин
«компетенции» на
сегодняшний
день
не
имеет
строгого
определения. Компетентность – совокупность личностных качеств ученика
(ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей),
обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и
личностно-значимой сфере.
Под
ключевыми
компетенциями
подразумеваются
наиболее
универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции.
Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по
сути, они – надпредметны.
Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е.
от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной
жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не
может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не
следует у школьника формировать.
При формировании ценностно-смысловой компетенции:
Необходимо, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает
сегодня, каким образом он сможет использовать полученные знания в
последующей жизни.
- Перед изучением новой темы учащиеся формулируют вопросы, которые
начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем».
- учитель предоставляет ученикам
самостоятельно изучить
параграф
учебника и составить краткий конспект этого параграфа в качестве
домашнего задания. Перед учениками ставиться задача – определить главное
в пункте, выписать новые свойства, установить на какие из ранее изученных
свойств они опираются.…В итоге учащиеся не только более глубоко
понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать
его важность не только для других, но и, самое главное, для себя.
- Использует тестовые конструкции, содержащие задачи с пропущенными
единицами измерения величин; тестовые конструкции, содержащие задания
с лишними данными.
- Вовлекает учащихся в предметные олимпиады, которые включают в себя
нестандартные
задания,
требующие
применения
учеником
именно
предметной логики, а не материала из школьного курса.
- Предлагает ученикам для решения задачи, встречающиеся в определенной
профессиональной среде. Некоторые из задач подобного рода требуют не
только знания математики и арифметики, но и практической смекалки,
умения ориентироваться в конкретной обстановке.
При формировании общекультурной компетенции:
Многие учителя знают, что ученики, уверенно использующие некоторое
умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой
дисциплине. Для преодоления этого барьера нужна специальная работа, в
которой учитель помогает ребенку прояснить задачу, выделить предметную
составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации,
новых обозначениях.
Пути решения этой проблемы:
- для формирования грамотной, логически верной речи используются
устные
диктанты, включающие
задания на грамотное произношение и
употребление лексики, терминов и др.;
- во время устной работы всегда следить за грамотностью речи учеников и
просить об этом самих учащихся, если допускается ошибка в устной речи, то
указать на нее учитель просит сначала учеников, и только если они
затрудняются это сделать, оказывает помощь;
- предлагать
ученикам задания, в которых могут быть умышленно
пропущены кое-какие параметры;
- использовать задания со скрытой информативной частью;
-использовать задания с информационно-познавательной направленностью;
- использовать исторический материал при подготовке к урокам;
- практиковать задавать для домашней работы
составление текстовых
заданий. Анализ составленных заданий происходит на уроке учениками с
использованием слов: по сравнению с…, в отличие от…, предположим,
вероятно, по-моему…, это имеет отношение к…, я делаю вывод…, я не
согласен с…, я предпочитаю…, моя задача состоит в…
При формировании учебно-познавательной компетенции:
- Особенно эффективно данный вид компетентности
развивается при
выполнении нестандартных, занимательных, исторических заданий, а так же
при проблемном способе изложения новой темы, проведения
мини-
исследований на основе изучения материала.
- Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и
развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе
активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что
ученик,
анализируя,
сравнивая,
синтезируя,
обобщая,
конкретизируя
фактический материал, сам получает из него новую информацию. При
ознакомлении учащихся с новым материалом, при определении новых
понятий знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает
учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в
результате чего и возникает поисковая ситуация.
-
При формировании данного вида компетенций учитель использует
тестовые
конструкции
с
информационно
–
познавательной
направленностью,
тестовые
конструкции
составленные
учащимися,
тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными.
При формировании информационной компетенции:
Для развития данного вида компетентности учитель использует следующие
приемы:
- при изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем,
дают различные определения того или иного понятия, например: в
математике модуль – это…, в строительстве модуль – это…, в космонавтике
модуль – это… и т.д.
- подготовка собственных презентаций, с использованием материала из
разных источников, включая Internet
- школьные учебники материал в основном текстового содержания. Поэтому
при подготовке к уроку учитель использует другие источники, в которых
данные
представлены
в
виде
таблиц,
диаграмм,
графиков,
звуков,
видеоисточников и т.д.
- использует
тестовые
задания
с информационно – познавательной
направленностью;
- предоставляет учащимся возможность составлять самим всевозможные
тестовые задания;
- использование
заданий
прикладного характера. Вследствие чего
у
учащихся не только формируется информационная компетенция, но и
накапливаться жизненный опыт. Благодаря этому, школьники видят, как
материал школьных учебников находит применение в любой области
деятельности.
При формировании коммуникативной компетенции:
Для развития этой компетенции учитель использует следующие методы и
приемы:
- решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с
подробным объяснением;
- устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;
- использование на уроках математических софизмов;
- использование тестовых заданий свободного изложения ответа;
- использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте
правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в
группе;
- сдача различных устных зачетов.
Для
достижения
нового
качества
образования
необходимо
так
организовать
обучение
каждого
ребёнка,
чтобы
оно
способствовало
развитию, учило созидать, самостоятельно добывать знания, ориентироваться
в нестандартной ситуации, быть ответственным за свои поступки. Реализация
компетентностного подхода – это важное условие повышения качества
образования.