Автор: Тарасова Елена Петровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: КГКОУ Школа 5
Населённый пункт: г. Николаевск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы обучающихся с ЗПР на уроках математики.
Раздел: среднее образование
Тарасова Е. П., учитель математики
Организация работы обучающихся с ЗПР на уроках математики.
(из опыта работы)
"Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика
нет желания учиться"
В. А.Сухомлинский
Целями изучения предмета «Математика», согласно Проекту ПАООП ООО для
обучающихся с ЗПР, являются:
1)
овладение системой математических знаний и умений, необходимых
для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,
продолжения образования;
2)
интеллектуальное
развитие,
формирование
качеств
личности,
необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе,
свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли,
критичности
мышления,
интуиции,
логического
мышления,
элементов
алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к
преодолению трудностей;
3)
развитие высших психических функций, умение ориентироваться в
задании,
анализировать
его,
обдумывать
и
планировать
предстоящую
деятельность.
При обучении детей с ЗПР необходимо учитывать особые образовательные
потребности обучающихся данной категории.
Особые образовательные потребности детей с ЗПР включают в себя как общие,
свойственные
всем
детям
с
особыми
образовательными
потребностями,
так
и
специфические. Это потребности в:
ситуации успеха: ребенок с отклонениями в развитии не может продуктивно
развиваться без специально созданной и постоянно поддерживаемой взрослыми
ситуации успеха;
обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках
основных образовательных областей;
организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков детьми с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной
помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих
как
общему
развитию
ребенка,
так
и
компенсации
индивидуальных недостатков развития);
обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности
ребенка,
продолжающегося
до
достижения
ее
минимально
достаточного
уровня,
позволяющего
справляться
с
учебными
заданиями
самостоятельно;
обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной
среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических
процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности,
пониженного общего тонуса и др.);
постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к
себе, окружающему предметному и социальному миру;
постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых
знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений.
Тарасова Е. П., учитель математики
Учитывая особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР и цели изучения
математики, я строю свою работу так, чтобы она не ограничивалась сообщением детям
новых знаний и постоянным многократным повторением, а была направлена на развитие
познавательных процессов подростков и их творческой активности.
Обучение учебному предмету «Математика» строится на создании оптимальных
условий для усвоения программного материала обучающимися с ЗПР. Большое внимание
уделяется отбору учебного материала в соответствии с принципом доступности при
сохранении общего базового уровня, который должен по содержанию и объему быть
адаптированным для обучающихся с ЗПР в соответствии с их особыми образовательными
потребностями. Следует облегчить овладение материалом обучающимися с ЗПР
посредством его детального объяснения с систематическим повтором, многократной
тренировки в применении знаний, используя приемы актуализации (визуальная опора,
памятка).
Чтобы данные направления были реализованы
существует множество приемов,
методов обучения, форм работы. Эти приемы используются в зависимости от возраста
обучающихся, их особенностей, а также учебного материала. Применение разнообразных
форм работы активизируют учебную деятельность школьников,
воспитывая у них
активность, самостоятельность мышления, умение применять знания в процессе обучения.
Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике учащихся с ЗПР
является выработка навыков хорошего счета. Поэтому для поддержания интереса к
изучению математики на уроках я использую
различные игры: «математическое
домино», круговые примеры, эстафеты, игру «Рыбалка» и т.д. Математическое домино,
круговые примеры позволяют ребятам осуществлять самоконтроль, а учителю облегчают
проверку. Математическая эстафета вызывает дух соревнования. Большой интерес у ребят
вызывают задания «Найди ошибку», на восстановление частично стертых записей, на
заполнение «форточек» (пример: закрыть «форточки», чтобы равенство получилось
верным 1,5+ □ =7,
□ = 12). Игровой компонент, соревнование, дух творчества должны
присутствовать органически на всех уроках, тогда занятие вызовет интерес, желание
работать и знать предмет. (приложение 1). Использование современного мультимедийного
оборудования позволяет проводить данную работу быстро, давая учителю возможность
оперативно представлять правильные ответы, контролировать полученные у учеников
результаты.
Важным условием обучения математике детей с ЗПР являются задания на тренировку
математической логики, памяти и внимания. Большинство таких заданий основаны на
нахождении закономерностей (пример: найти закономерность и вставить недостающее
значение).
«Надо смекнуть»: найдите правило нахождения чисел, помещенных в «голове».
Заполните свободный кружок.
Вписать в клеточки «убежавшие» цифры.
Учащимся можно предлагать как готовые закономерности, так и возможность составлять
их самостоятельно. Данный подход позволит активизировать творческое направление
работы, внести дифференцированный компонент в задания.
Тарасова Е. П., учитель математики
Огромную роль для развития положительной мотивации учащихся с ЗПР играют
практические задания. Составление различных геометрических фигур из равных
треугольников, позволяет учащимся усвоить понятие площади и ее свойства.
Благодатной почвой для формирования практических навыков является работа с
транспортиром: измерение углов, вырезание углов определенной градусной меры, деление
угла на два равных, при этом учащимся
предлагается
пошаговый алгоритм для
выполнения данных заданий, где каждый этап представлен на интерактивной доске.
В 6 классе при изучении темы «Координаты на плоскости» ребята охотно выполняют
упражнения «Рисуем по координатам», которые способствуют развитию внимания,
зрительного восприятия, пространственной ориентации на плоскости.
Для развития мотивационной сферы учащихся очень полезны интегрированные уроки.
Данный
подход
позволяет
учителю
не
только
активизировать
познавательную
деятельность,
но
и
продемонстрировать
межпредметные
связи,
что
является
неотъемлемой задачей обучения.
В 6 классе, при изучении темы «Масштаб», провожу интегрированный урок
(математика-география), на котором мы с ребятами решаем задачу, на определение
расстояния от г.Хабаровска до самого северного районного центра р.п. Охотска.
(Приложение 2).
Уроки- путешествия, уроки- сказки вызывают у учеников 5-7 классов не только
интерес к математике, но и способствуют созданию положительной эмоциональной
обстановки
на
уроке.
Нестандартные
формы
урока
ценны
тем,
что
наряду
с
формированием интереса к предмету, способствуют накоплению учебных знаний,
навыков и умений.
Так урок-путешествие я провожу при изучении темы «Координатная плоскость».
Смоделированная ситуация позволяет учащимся в игровой форме усвоить понятия
координаты точки на плоскости, построение точек по их координатам.
Уроки-сказки особенно актуальны в 5-6 классах при решении сюжетных задач.
Данная форма занятия не только делает учебный процесс увлекательным, но и снимает
эмоциональное напряжение, страх учащихся перед задачей.
Очень важным для развития положительной мотивации учения является наличие на
уроке нестандартных заданий: задач-шуток, задач-фокусов, кроссворды,
сканворды,
ребусы, творческие задания и т.п.
Задачи-шутки:
- Что легче: 1 кг гвоздей или 1 кг ваты?
- Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут варят 5 яиц?
- Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько км проехал
ямщик?
Задачи-шутки заставляют ученика не относиться к решению формально, зачастую не
понимая его сути, а искать подвох, внимательно вчитываться в условие, моделировать
ситуацию.
Задачи-фокусы:
- Задумайте число, умножьте его на 4; результат умножьте на 0,25. Назовите ответ, я
назову задуманное вами число. Объясните, почему я смогла это сделать.
Подобные
задачи
очень
интересны
для
ребят
всех
возрастов
и
разных
способностей.
Они пробуждают естественное любопытство и заставляют искать
объяснение фокусу. Полезны такие задания и для формирования вычислительных
навыков. Учитель, расширяя мотивационную сферу школьников, не только решает
дидактические задачи, но и дает возможность почувствовать красоту предмета, его
многопрофильность,
разнообразие.
Математика
перестает
быть
пугающим
своей
сложностью предметом, становиться интересной, занимательной, жизненно необходимой.
Современный
учитель
должен
использовать
при
обучении
математике
естественное любопытство и желание разобраться в интересующем вопросе. Для
Тарасова Е. П., учитель математики
учащихся старших классов предпочтительно постановка проблемы при изучение
конкретной темы, которую ребята захотят решить с помощью математических знаний. Так
при подготовке к восприятию новой темы «Умножение одночленов», я даю ребятам такое
задание: Найдите значение выражения: 5а
2
вс •4а
2
в
4
=
- Что для этого нужно сделать?
- Составим план наших действий для решения данной проблемы.
Далее ученики самостоятельно формулируют тему и цель урока.
Изучая формулы площадей поверхностей, решаем задачу «Сколько рулонов обоев
необходимо купить, чтобы оклеить стены комнаты?»…
Основой
используемого
метода
проблемного
обучения
является
создание
проблемных ситуаций, формулировка проблем, подведение учащихся к проблеме.
Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Её задача
- направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом,
обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.
Одним из необходимых условий развития мотивации обучения у школьников с
ЗПР является применение метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности.
Метод проектной деятельности дает возможность вовлечь детей в социально-значимую
деятельность, которая активизировала бы у них процесс познания, стимулировала бы
инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус, а также
содействовала бы развитию его коммуникативных навыков. Специфика осуществления
проектной деятельности с детьми с ЗПР заключается в тесном взаимодействии учителя и
ребенка на всех этапах проектной деятельности.
При изучении темы «Симметрия» ученики готовят проекты по теме «Симметрия в
строительстве», «Симметрия в изобразительном искусстве», «Симметрия в музыке»,
«Симметрия в живой природе», «Симметрия вокруг нас».
Ученики 7-8 классов принимают участие в межпредметных проектах (математика-
физика-информатика) по темам «Атмосферное давление», «Энергосбережение в быту».
Работа над проектами способствует развитию познавательного интереса учащихся к
точным наукам, формирует внутреннюю мотивацию, актуализирует знания, полученные
на
уроках,
повышает
самооценку
обучающихся,
приобщает их
к
внеурочной
деятельности по предмету.
Таким образом, использование разнообразных методов обучения, форм работы,
приемов на уроках математики
обеспечивает
развитие мотивационной сферы
обучающихся с ЗПР, что
в свою очередь благоприятно влияет на качество
математического образования.
Мой педагогический опыт показал, что используемые методы позволяют учителю
решать следующие задачи в учебном процессе:
- мотивируют учащихся на обучение;
- актуализируют мыслительную деятельность школьников;
- формируют навыки практической и исследовательской деятельности;
- систематизируют знания по предмету;
- своевременно оказывают коррекцию знаний и умений учащихся.
Мой
опыт работы
позволяет реализовать цели коррекционного обучения,
опираясь на активную познавательную деятельность учащихся. А также показывает, что
хорошо всем известные методы, приемы можно применять в новой интерпретации,
адаптировав их к особенным потребностям обучающихся с ЗПР.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение № 1.
Тарасова Е. П., учитель математики
2.«Надо смекнуть»: найдите правило нахождения чисел, помещенных в «голове».
Заполните свободный кружок.
3.Математическая разминка.
1.
Вот задача не для робких!
Вычитай, дели и множь,
Плюсы ставь, а также скобки!
Верим – к финишу придешь!
5 5 5 5 = 35 (ответ: 5+5 5 +5 = 35);
5 5 5 5 = 55 (ответ: 5 (5 +5) + 5 = 55);
5 5 5 5 = 120 (ответ: 5 5
5 - 5 = 120).
4. Если математическое утверждение верно, то показываем карточку зеленого
цвета, если нет, то – красного.
1.
В одном дециметре 10 сантиметров.
2.
В 1метре 10 сантиметров.
3.
В 1 километре 100 сантиметров.
4.
В 3 километрах 3000 метров.
Тарасова Е. П., учитель математики
5.Среди чисел, записанных в правой части, найдите значение каждого из
выражений:
6.Вписать в клеточки «убежавшие» цифры.
7.Напишите на корпусе каждой лодки такое число, чтобы равенство было
верным:
8.Лесенка. На каждой ступеньке записано задание в одно действие.
Команда обучающихся из пяти человек (столько ступенек у лесенки) поднимается
по ней. Каждый член команды выполняет действие на своей ступеньке. Если ошибся –
упал с лесенки. Вместе с неудачником может выбыть из игры и вся команда. Но применим
и более мягкий вариант игры: команда заменяет своего выбывшего товарища другим
игроком. В это время вторая команда продолжает подъем. Выигрывают те ребята, которые
быстрее добрались до верхней ступеньки.
Тарасова Е. П., учитель математики
9.Придумать задачу, решением которой является выражение:
(47 – 15) + (62 – 12).
10.Выполните вычисления по схеме:
11.Восстановите цепочку вычислений:
12.Какое число пропущено?
Тарасова Е. П., учитель математики
13. Игра «Ипподром». Тур состоит из пяти заездов. Ведут этот тур ведущий и ассистент.
Ведущий задает вопросы, ассистент следит за правильностью ответов.
Заезд I. Вычислите устно: 25
7
4 + 300 0 – 272 : 272.
Заезд II. Найдите неизвестное число.
Заезд III.
а) В семье шесть дочек, каждая имеет брата. Сколько детей в семье?
б) Бревно пилят на 10 частей. Сколько надо сделать распилов?
Заезд IV. Поставьте вместо квадратов знаки действий так, чтобы равенства были
верными:
14. Заполните таблицу:
15. Из данных выражений составьте верные равенства:
16. Вставьте вместо кружков знаки арифметических действий и при
необходимости скобки, так чтобы равенства были верными:
Тарасова Е. П., учитель математики
17. Викторина.
1.
Автомобиль «Москвич» за 3 часа может проехать 360 км. Бескрылая птица страус –
лучший бегун в мире – развивает скорость до 120 км/ч. Сравните скорость
автомобиля «Москвич» и страуса.
2.
Скорость света самая большая в природе – 300000км/с. На Солнце произошла
вспышка. Через какое время ее увидят на Земле, если расстояние от Земли до
Солнца равно 150000000км?
3.
Пройденный путь пешехода S, его скорость
v
и время движения
t
связаны
соотношением S= v t. Если пешеход за 4 часа прошел 24 км, то его скорость равна:
1)
12 км/ч; 2) 6 км/ч; 3) 96 км/ч; 4) 8 км/ч.
18. Задание от «Знающего человека». Заполнить таблицу:
19. Кто быстрее сосчитает?
20. Узнайте, как называется наука, занимающаяся изучением происхождения
слов. Для этого решите пример и заполните таблицу:
Тарасова Е. П., учитель математики
21.Соотнесите выражения и ответы.
1) 4х • 7у 1) -6х
2
у
3
2) -8а • 5а
3
2) 28ху
3) 0,2 вс • (-5 ав) 3) 20х
4
у
4
4) 2ху • (-х) • 3у
2
4) – 40а
4
5) х
2
у • 4 ху
3
• 5х 5) – ав
2
с
22. Выполните умножение одночленов, найдите ответ в таблице, рядом с
выражением запишите букву. Какое слово получилось?
а) a
5
b
5a
2
c
8
б) a
12ab
2
в) х
2
ух
3
у
4
г) (-0,6x
3
)
(-5x
4
y)
д) 2xу
3
(0,5уx
4
у)
е) (-0,2y
3
)
50x
4
y
ж) xy
2
16y
-10x
4
y
4
12a
2
b
2
3x
7
y
16ху
3
Х
5
у
5
5а
7
bc
8
н
т
п
ь
е
c
23.Найди ошибку.
4х * 7у = 28ху
mnc * (- mn) = - m
2
n
2
c
-8х * 5х
3
= 40х
4
2ab
2
* a
2
b = 2a
3
b
2
-
3
1
a
4
b * (-3 ab
3
) = a
5
b
2
Тарасова Е. П., учитель математики
Приложение № 2.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С понятием масштаб учащиеся знакомятся на уроках географии, поэтому при
изучении данной темы на математике опираемся на знания, полученные раннее. В ходе
урока используем географические термины: карта, географический объект, масштаб,
маршрут.
Представленная задача имеет практическую направленность и предназначена для
закрепления знаний учащихся 6 класса по теме «Масштаб».
ЗАДАЧА: Какое расстояние пролетит житель
Охотска, если ему необходимо попасть в
г.Хабаровск,
совершив
дополнительную
посадку
в
аэропорту
г.Николаевска-на-
Амуре?
1.
Определите, какие географические объек-
ты используем для решения этой задачи?
(Ответ: р.п.Охотск, г.Николаевск-на-Аму-
ре, г.Хабаровск)
2.
Проложи на карте маршрут перелета из
Охотска до Хабаровска через Николаевск
–на – Амуре.
3.
Измерь расстояние между выделенными
географическими объектами и внеси его в
таблицу.
р.п.Охотск - г.Николаевск-
на-Амуре
Отрезок
Масштаб
На карте
________см
1см
На местности
Х км
10 000 000см
г.Николаевск-на-Амуре –
г.Хабаровск
Отрезок
Масштаб
На карте
________см
1см
На местности
Х км
10 000 000см
4. Определи расстояние, которое пролетит житель Охотска на самолете до г.Хабаровск с
посадкой в аэропорту г.Николаевска-на-Амуре.