Автор: Прохорова Алла Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Симферопольский экономический лицей"
Населённый пункт: г. Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: : "Новый империализм". Происхождение Первой мировой войны"
Раздел: полное образование
Тема:
«Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны
Цели: раскрыть понятие империализм; рассмотреть появление двух военно-
политических блоков; выявить причины и повод Первой мировой войны.
Планируемые результаты (УУД ):
Личностные
- формирование ответственного отношения к учению
- развивать любознательность и формировать интерес к изучению истории
какой-либо страны
- развивать умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и
письменной речи.
Метапредметные
Регулятивные - принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и
инструкцией учителя.
Познавательные -осуществлять поиск нужной информации, используя
материал
учебника поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях,
словарях;
работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли,
поиск определений понятий.
Коммуникативные -принимать активное участие в работе парами и
группами, используя речевые коммуникативные средства;
Тип урока: урок открытия новых знаний,
Оборудование: карта: территориальный раздел мира: метрополии и колонии
к 1914 г., учебник О.С. Сороко-Цюпа
Термины: империализм, метрополия, колония, протекционизм.
Ход урока
1.
Оргмомент
2.
Актуализация и мотивация к учебной деятельности
Высказывание писателей о 1 МВ. Эрнест Хемингуэй.
После вступления
США в Первую мировую войну хотел пойти добровольцем, но его не взяли. В
начале 1918 г. он отозвался на кадровый поиск Красного Креста и вызвался
быть водителем скорой помощи на итальянском фронте. «Прощай
оружие»
«Когда поднимали с койки, чтобы нести в перевязочную, можно было
посмотреть в окно и увидеть новые могилы в саду. Там, у двери, выходящей
в сад, сидел солдат, который мастерил кресты и писал на них имена, чины и
названия полка тех, кто был похоронен в саду. Он также выполнял поручения
раненых и в свободное время сделал мне зажигалку из пустого патрона от
австрийской винтовки. Врачи были очень милые и казались очень опытными.
Им непременно хотелось отправить меня в Милан. Нас торопились всех
выписать и отправить в тыл, чтобы освободить все койки к началу
наступления».
Алексей Толстой.
В Первую мировую войну — военный корреспондент.
Совершил поездку во Францию и Англию.
«Хождение по мукам»
«Знаменитая атака кавалергардов, когда три эскадрона, в пешем строю,
прошли без одного выстрела проволочные заграждения, имея во главе
командира полка князя Долгорукова, шагающего под пулеметным огнем с
сигарой во рту и, по обычаю, ругающегося по-французски, была сведена к
тому, что кавалергарды, потеряв половину состава убитыми и ранеными,
взяли две тяжелых пушки, которые оказались заклепанными и охранялись
одним пулеметом. Есаул казачьей сотни говорил по этому поводу:
«Поручили бы мне, я бы с десятью казаками взял это дерьмо». С первых же
месяцев выяснилось, что доблесть прежнего солдата – огромного, усатого и
геройского вида человека, умеющего скакать, рубить и не кланяться пулям, –
бесполезна. На главное место на войне были выдвинуты техника и
организация тыла. От солдат требовалось упрямо и послушно умирать в тех
местах, где указано на карте. Понадобился солдат, умеющий прятаться,
зарываться в землю, сливаться с цветом пыли. Сентиментальные
постановления Гаагской конференции – как нравственно и как
безнравственно убивать, – были просто разорваны. И вместе с этим клочком
бумаги разлетелись последние пережитки никому уже более не нужных
моральных законов».
Европейская и всемирная война имеет ярко определённый характер
буржуазной, империалистической, династической войны. Борьба за рынки и
грабёж чужих стран, стремление пресечь революционное движение
пролетариата и демократии внутри стран, стремление одурачить,
разъединить и перебить пролетариев всех стран, натравив наёмных рабов
одной нации против наёмных рабов другой на пользу буржуазии — таково
единственное реальное содержание и значение войны.
- , «Задачи революционной социал-демократии в европейской войне»,
август 1914 (не позднее 6 сентября)
Обвинять отдельных лиц в начале войны нельзя; ошибочно обвинять королей
и царей в создании настоящей бойни, — её создал капитал. Капитализм
упёрся в тупик. Этот тупик не что иное, как империализм, диктовавший
войну между конкурентами на весь мир.
— Владимир Ленин, речь на митинге в политехническом музее 23
августа 1918
Версальский договор — это не мир, это перемирие на 20 лет!
— Фердинанд Фош, 1919
3.
Изучение нового материала
Первая мировая война — (28 июля 1914 — 11 ноября 1918) — один из
самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории
человечества.
Сначала её называли «Европейской», «Великой», «Всемирной», «Мировой»
(в России — уже в 1914 г.), «империалистической» и т. п.; современный
термин появился в дневнике Чарлза Репингтона 10 сентября 1918 и был
популяризован его книгой «The First World War, 1914—18» (1920), но
утвердился после начала Второй мировой войны в 1939 году.
империализм - высшая стадия капитализма, характеризующая высокий
уровень концентрации производства и создание монополий
Вопрос: Что значит концентрация производства?
Записываем в тетрадь: концентрация производства характеризуется:
1.
Сосредоточением большого числа рабочих рук;
2.
Сосредоточением большого количества оборудования;
3.
Тесно связана с концентрацией капитала.
метрополия – государство, владеющее колониями;
колония – государство, потерявшее свою независимость, завит от
метрополии.
Причины Первой мировой войны.
Создание военно-политических блоков.
Задание: самостоятельно найти и записать в тетрадь в виде схемы два
военно-политических блока, указав название, год образования блока и какие
государства в него входили. Кто вперед?! Кто первый написал, выходит к
доске, записывает схему, учащиеся проверяют, ставят оценку.
- Цель создания военно-политических блоков? (поиск союзников в будущей
войне)
- Главная причина войны? (борьба за раздел мира на сферы влияния)
- Могла ли война простак так взять и начаться? (нет) Необходим был …..
(повод)
Повод к Первой мировой войне.
Запись в тетрадь: 28 июня 1914 г. на одной из улиц Сараево наследник
австро- венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд был убит членом
националистической сербской организации “Млада Босна” Гавриилом
Принципом.
Рассказ учителя: Австро-Венгрия объявила ультиматум, который
предполагал вмешательство Австро-Венгрии в дела Сербского королевства.
Сербия приняла почти все требования австрийского правительства (кроме
одного).
(28 июня 1914 г. на одной из улиц Сараево наследник австро-венгерского
престола эрцгерцог Франц Фердинанд был убит членом националистической
сербской организации “Млада Босна” Гавриилом Принципом – повод).
4.
Закрепление
Создать фрейм «Происхождение Первой мировой войны»
5.
Рефлексия
Вариант рефлексии: ВИПТ («Важно», «Интересно», «Полезно», «Трудно»), в
конце урока в рабочей тетради ученики подводят итог своей работы в
соответствии с аббревиатурой.
6.
Д.З. §2, вопр. 1,2 Стр. 26