Напоминание

: "Новый империализм". Происхождение Первой мировой войны"


Автор: Прохорова Алла Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Симферопольский экономический лицей"
Населённый пункт: г. Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: : "Новый империализм". Происхождение Первой мировой войны"
Раздел: полное образование





Назад




Тема:

«Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны

Цели: раскрыть понятие империализм; рассмотреть появление двух военно-

политических блоков; выявить причины и повод Первой мировой войны.

Планируемые результаты (УУД ):

Личностные

- формирование ответственного отношения к учению

- развивать любознательность и формировать интерес к изучению истории

какой-либо страны

- развивать умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и

письменной речи.

Метапредметные

Регулятивные - принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и

инструкцией учителя.

Познавательные -осуществлять поиск нужной информации, используя

материал

учебника поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях,

словарях;

работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли,

поиск определений понятий.

Коммуникативные -принимать активное участие в работе парами и

группами, используя речевые коммуникативные средства;

Тип урока: урок открытия новых знаний,

Оборудование: карта: территориальный раздел мира: метрополии и колонии

к 1914 г., учебник О.С. Сороко-Цюпа

Термины: империализм, метрополия, колония, протекционизм.

Ход урока

1.

Оргмомент

2.

Актуализация и мотивация к учебной деятельности

Высказывание писателей о 1 МВ. Эрнест Хемингуэй.

После вступления

США в Первую мировую войну хотел пойти добровольцем, но его не взяли. В

начале 1918 г. он отозвался на кадровый поиск Красного Креста и вызвался

быть водителем скорой помощи на итальянском фронте. «Прощай

оружие»

«Когда поднимали с койки, чтобы нести в перевязочную, можно было

посмотреть в окно и увидеть новые могилы в саду. Там, у двери, выходящей

в сад, сидел солдат, который мастерил кресты и писал на них имена, чины и

названия полка тех, кто был похоронен в саду. Он также выполнял поручения

раненых и в свободное время сделал мне зажигалку из пустого патрона от

австрийской винтовки. Врачи были очень милые и казались очень опытными.

Им непременно хотелось отправить меня в Милан. Нас торопились всех

выписать и отправить в тыл, чтобы освободить все койки к началу

наступления».

Алексей Толстой.

В Первую мировую войну — военный корреспондент.

Совершил поездку во Францию и Англию.

«Хождение по мукам»

«Знаменитая атака кавалергардов, когда три эскадрона, в пешем строю,

прошли без одного выстрела проволочные заграждения, имея во главе

командира полка князя Долгорукова, шагающего под пулеметным огнем с

сигарой во рту и, по обычаю, ругающегося по-французски, была сведена к

тому, что кавалергарды, потеряв половину состава убитыми и ранеными,

взяли две тяжелых пушки, которые оказались заклепанными и охранялись

одним пулеметом. Есаул казачьей сотни говорил по этому поводу:

«Поручили бы мне, я бы с десятью казаками взял это дерьмо». С первых же

месяцев выяснилось, что доблесть прежнего солдата – огромного, усатого и

геройского вида человека, умеющего скакать, рубить и не кланяться пулям, –

бесполезна. На главное место на войне были выдвинуты техника и

организация тыла. От солдат требовалось упрямо и послушно умирать в тех

местах, где указано на карте. Понадобился солдат, умеющий прятаться,

зарываться в землю, сливаться с цветом пыли. Сентиментальные

постановления Гаагской конференции – как нравственно и как

безнравственно убивать, – были просто разорваны. И вместе с этим клочком

бумаги разлетелись последние пережитки никому уже более не нужных

моральных законов».

Европейская и всемирная война имеет ярко определённый характер

буржуазной, империалистической, династической войны. Борьба за рынки и

грабёж чужих стран, стремление пресечь революционное движение

пролетариата и демократии внутри стран, стремление одурачить,

разъединить и перебить пролетариев всех стран, натравив наёмных рабов

одной нации против наёмных рабов другой на пользу буржуазии — таково

единственное реальное содержание и значение войны.

- , «Задачи революционной социал-демократии в европейской войне»,

август 1914 (не позднее 6 сентября)

Обвинять отдельных лиц в начале войны нельзя; ошибочно обвинять королей

и царей в создании настоящей бойни, — её создал капитал. Капитализм

упёрся в тупик. Этот тупик не что иное, как империализм, диктовавший

войну между конкурентами на весь мир.

— Владимир Ленин, речь на митинге в политехническом музее 23

августа 1918

Версальский договор — это не мир, это перемирие на 20 лет!

— Фердинанд Фош, 1919

3.

Изучение нового материала

Первая мировая война — (28 июля 1914 — 11 ноября 1918) — один из

самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории

человечества.

Сначала её называли «Европейской», «Великой», «Всемирной», «Мировой»

(в России — уже в 1914 г.), «империалистической» и т. п.; современный

термин появился в дневнике Чарлза Репингтона 10 сентября 1918 и был

популяризован его книгой «The First World War, 1914—18» (1920), но

утвердился после начала Второй мировой войны в 1939 году.

империализм - высшая стадия капитализма, характеризующая высокий

уровень концентрации производства и создание монополий

Вопрос: Что значит концентрация производства?

Записываем в тетрадь: концентрация производства характеризуется:

1.

Сосредоточением большого числа рабочих рук;

2.

Сосредоточением большого количества оборудования;

3.

Тесно связана с концентрацией капитала.

метрополия – государство, владеющее колониями;

колония – государство, потерявшее свою независимость, завит от

метрополии.

Причины Первой мировой войны.

Создание военно-политических блоков.

Задание: самостоятельно найти и записать в тетрадь в виде схемы два

военно-политических блока, указав название, год образования блока и какие

государства в него входили. Кто вперед?! Кто первый написал, выходит к

доске, записывает схему, учащиеся проверяют, ставят оценку.

- Цель создания военно-политических блоков? (поиск союзников в будущей

войне)

- Главная причина войны? (борьба за раздел мира на сферы влияния)

- Могла ли война простак так взять и начаться? (нет) Необходим был …..

(повод)

Повод к Первой мировой войне.

Запись в тетрадь: 28 июня 1914 г. на одной из улиц Сараево наследник

австро- венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд был убит членом

националистической сербской организации “Млада Босна” Гавриилом

Принципом.

Рассказ учителя: Австро-Венгрия объявила ультиматум, который

предполагал вмешательство Австро-Венгрии в дела Сербского королевства.

Сербия приняла почти все требования австрийского правительства (кроме

одного).

(28 июня 1914 г. на одной из улиц Сараево наследник австро-венгерского

престола эрцгерцог Франц Фердинанд был убит членом националистической

сербской организации “Млада Босна” Гавриилом Принципом – повод).

4.

Закрепление

Создать фрейм «Происхождение Первой мировой войны»

5.

Рефлексия

Вариант рефлексии: ВИПТ («Важно», «Интересно», «Полезно», «Трудно»), в

конце урока в рабочей тетради ученики подводят итог своей работы в

соответствии с аббревиатурой.

6.

Д.З. §2, вопр. 1,2 Стр. 26



В раздел образования