Напоминание

"Возникновение искусства и религиозных верований"


Автор: Прохорова Алла Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Симферопольский экономический лицей"
Населённый пункт: г. Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Возникновение искусства и религиозных верований"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема:

«

Возникновение искусства и религиозных верований» 5 кл.

Цель: определить составляющие элементы первобытного искусства и

религиозных верований; проанализировать причинно-следственную связь в

формировании мировоззрения первобытного человека.

Планируемые результаты:

предметные: научиться использовать приемы исторического анализа для

раскрытия сущности и значения искусства и религии для первобытного

человека; объяснять причины возникновения и развития основ духовной

культуры в первобытном обществе; изучать и систематизировать

информацию на основе различных исторических источников;

метапредметные УУД: формировать собственную точку зрения; слушать и

слышать друг друга; самостоятельно формулировать учебную проблему;

находить пути решения поставленным задачам; давать определения понятий;

уметь выделять информацию из текстов разных видов;

личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового

материала; осознавать важность культурно-нравственного наследия для

современного человека и общества в целом.

Основные понятия:

оборотни, душа, религиозные верования, пещерная

живопись, «страна мертвых», колдовство, искусство.

Оборудование

:

учебник по истории Древнего мира, мультимедийная доска,

½ листа формата А4 и карандаши трех цветов – черный, красный,

коричневый.

Тип урока: урок решения частных задач с применением открытого способа.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос (беседа)

На доске записаны даты: 2 млн. л. н., 100 тыс. л. н., 40 тыс. л. н.

-Какие события относят к указан датам?

– Почему древние люди не погибли во время похолодания на Земле?

Перечислите основные причины.

– Почему только сплоченная группа людей могла добиться успеха при охоте

на крупных зверей?

– Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? А какие

признаки выражает слово «родовая»?

III. Формирование учебной проблемы.

Учитель обращает внимание учащихся на тему урока, и на ее основе

происходит формирование учебной задачи.

Тема урока

«Возникновение искусства и религиозных верований»

Учитель выделяет слова «искусство» и «верование»

Как вы понимаете слово «искусство» и «верование»?

Ученики дают свои варианты ответов, которые учитель фиксирует на доске.

Из перечисленных ассоциаций формируем основную задачу урока –

«Определить причинно-следственную связь в формировании духовной

жизни первобытного человека»

IV. Изучение нового материала

Пещерная живопись. Загадки древнего рисунка

Работа с текстом, чтение, беседа, работа с иллюстрацией (время, четко

контролируется учителем, отведенное на знакомство с текстом).

п. 1, 2 § 3 – самостоятельная работа с текстом.

Беседа по вопросам:

– Как была открыта пещерная живопись?

– Почему первобытные художники плохо изображали человека и хорошо

передавали облик и характер зверей?

– Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей,

лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?

Человек «заколдовывает» зверя.

Религиозные

верования.

Рассказ учителя с опорой на иллюстрации и создание опорной схемы.

В эпоху палеолита были созданы рисунки, где изображались люди в

странных одеждах (приложение 1), по мнению большинства ученых – это

колдуны. (здесь можно поработать с классом – Кто такой колдун?)

Древний человек был бессилен перед природными явлениями – ветром,

бурей, громом, молнией и т.д., - боялся и преклонялся перед природной

стихией. Формируется устойчивое понятие, чтоб природные силы были

благосклонны к человеку, надо им принести жертву. Так возникает язычество

– обожествление сил природы. Одновременно появляется и погребальный

культ, то есть разные обряды и верования, связанные с погребением

умерших.

Возникают и развиваются другие формы верований в первобытном

обществе:

Тотемизм – вера в таинственную связь человеческого рода (племени) с

определенными животными или растениями;

Анимизм – вера в невидимых «духов» или «души», которыми наделяли

одушевленные и неодушевленные предметы;

Магия – колдовство

Древние люди считали, что от сверхъестественных сил зависит, будет ли

удачной охота. Поэтому на стенах пещер рисовали фигурки животных,

пронзенные копьями и стрелами (приложение 2). Некоторые племена

рисовали предполагаемую жертву на земле и пронзали рисунок копьями в

ходе ритуального танца.

Сверхъестественные силы, божества человек представлял по-разному – в

виде людей, животных, или фантастических существ. Он вырезал их

изображения из подручного материала (дерево, кость, камень) и поклонялся

им. В древности идолам приносили даже человеческие жертвы.

В ходе развития и усложнения религиозных представлений прежние колдуны

становятся профессиональными служителями богов. Постепенно они

выделяются в особую группу жрецов, которые жили за счет приношений и

передавали свою профессию по наследству.

Появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в душу, в

жизнь после смерти – называются религиозными.

V. Закрепление изученного материала

У каждого ученика лежит на парте ½ листа формата А4 и карандаши трех

цветов – черный, красный, коричневый.

Задание:

Изобразите на листке сцену из вашей повседневной жизни, учитывая

основные правила: 1 – вы первобытный человек; 2 – используем только три

цвета (черный, красный, коричневый – мин. краски); 3 – особенности

техники наскальной живописи (человек изображается схематически); 4 –

время ограничено (10-15 мин.)

VI. Рефлексия

– Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока?

– Смогли ли вы их достичь?

– Какие умения и навыки вы приобрели на уроке? Пригодятся ли они вам в

повседневной жизни? Можно ли их использовать на других уроках?

– О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему

вы считаете это значимым?

VII. Домашнее задание

§ 3, задание 2 с.20

Учитель озвучивает задание и демонстрирует сопутствующее изображение

(Приложение 3)

Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле

животного, нарисованного в пещере?

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3



В раздел образования