Автор: Прохорова Алла Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Симферопольский экономический лицей"
Населённый пункт: г. Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Возникновение искусства и религиозных верований"
Раздел: среднее образование
Тема:
«
Возникновение искусства и религиозных верований» 5 кл.
Цель: определить составляющие элементы первобытного искусства и
религиозных верований; проанализировать причинно-следственную связь в
формировании мировоззрения первобытного человека.
Планируемые результаты:
предметные: научиться использовать приемы исторического анализа для
раскрытия сущности и значения искусства и религии для первобытного
человека; объяснять причины возникновения и развития основ духовной
культуры в первобытном обществе; изучать и систематизировать
информацию на основе различных исторических источников;
метапредметные УУД: формировать собственную точку зрения; слушать и
слышать друг друга; самостоятельно формулировать учебную проблему;
находить пути решения поставленным задачам; давать определения понятий;
уметь выделять информацию из текстов разных видов;
личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового
материала; осознавать важность культурно-нравственного наследия для
современного человека и общества в целом.
Основные понятия:
оборотни, душа, религиозные верования, пещерная
живопись, «страна мертвых», колдовство, искусство.
Оборудование
:
учебник по истории Древнего мира, мультимедийная доска,
½ листа формата А4 и карандаши трех цветов – черный, красный,
коричневый.
Тип урока: урок решения частных задач с применением открытого способа.
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос (беседа)
На доске записаны даты: 2 млн. л. н., 100 тыс. л. н., 40 тыс. л. н.
-Какие события относят к указан датам?
– Почему древние люди не погибли во время похолодания на Земле?
Перечислите основные причины.
– Почему только сплоченная группа людей могла добиться успеха при охоте
на крупных зверей?
– Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? А какие
признаки выражает слово «родовая»?
III. Формирование учебной проблемы.
Учитель обращает внимание учащихся на тему урока, и на ее основе
происходит формирование учебной задачи.
Тема урока
«Возникновение искусства и религиозных верований»
Учитель выделяет слова «искусство» и «верование»
Как вы понимаете слово «искусство» и «верование»?
Ученики дают свои варианты ответов, которые учитель фиксирует на доске.
Из перечисленных ассоциаций формируем основную задачу урока –
«Определить причинно-следственную связь в формировании духовной
жизни первобытного человека»
IV. Изучение нового материала
Пещерная живопись. Загадки древнего рисунка
Работа с текстом, чтение, беседа, работа с иллюстрацией (время, четко
контролируется учителем, отведенное на знакомство с текстом).
п. 1, 2 § 3 – самостоятельная работа с текстом.
Беседа по вопросам:
– Как была открыта пещерная живопись?
– Почему первобытные художники плохо изображали человека и хорошо
передавали облик и характер зверей?
– Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей,
лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?
Человек «заколдовывает» зверя.
Религиозные
верования.
Рассказ учителя с опорой на иллюстрации и создание опорной схемы.
В эпоху палеолита были созданы рисунки, где изображались люди в
странных одеждах (приложение 1), по мнению большинства ученых – это
колдуны. (здесь можно поработать с классом – Кто такой колдун?)
Древний человек был бессилен перед природными явлениями – ветром,
бурей, громом, молнией и т.д., - боялся и преклонялся перед природной
стихией. Формируется устойчивое понятие, чтоб природные силы были
благосклонны к человеку, надо им принести жертву. Так возникает язычество
– обожествление сил природы. Одновременно появляется и погребальный
культ, то есть разные обряды и верования, связанные с погребением
умерших.
Возникают и развиваются другие формы верований в первобытном
обществе:
Тотемизм – вера в таинственную связь человеческого рода (племени) с
определенными животными или растениями;
Анимизм – вера в невидимых «духов» или «души», которыми наделяли
одушевленные и неодушевленные предметы;
Магия – колдовство
Древние люди считали, что от сверхъестественных сил зависит, будет ли
удачной охота. Поэтому на стенах пещер рисовали фигурки животных,
пронзенные копьями и стрелами (приложение 2). Некоторые племена
рисовали предполагаемую жертву на земле и пронзали рисунок копьями в
ходе ритуального танца.
Сверхъестественные силы, божества человек представлял по-разному – в
виде людей, животных, или фантастических существ. Он вырезал их
изображения из подручного материала (дерево, кость, камень) и поклонялся
им. В древности идолам приносили даже человеческие жертвы.
В ходе развития и усложнения религиозных представлений прежние колдуны
становятся профессиональными служителями богов. Постепенно они
выделяются в особую группу жрецов, которые жили за счет приношений и
передавали свою профессию по наследству.
Появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в душу, в
жизнь после смерти – называются религиозными.
V. Закрепление изученного материала
У каждого ученика лежит на парте ½ листа формата А4 и карандаши трех
цветов – черный, красный, коричневый.
Задание:
Изобразите на листке сцену из вашей повседневной жизни, учитывая
основные правила: 1 – вы первобытный человек; 2 – используем только три
цвета (черный, красный, коричневый – мин. краски); 3 – особенности
техники наскальной живописи (человек изображается схематически); 4 –
время ограничено (10-15 мин.)
VI. Рефлексия
– Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока?
– Смогли ли вы их достичь?
– Какие умения и навыки вы приобрели на уроке? Пригодятся ли они вам в
повседневной жизни? Можно ли их использовать на других уроках?
– О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему
вы считаете это значимым?
VII. Домашнее задание
§ 3, задание 2 с.20
Учитель озвучивает задание и демонстрирует сопутствующее изображение
(Приложение 3)
Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле
животного, нарисованного в пещере?
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3