Напоминание

"Хлеб всему голова"


Автор: Морозенко Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1583 им. К.А. Керимова
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка праздника
Тема: "Хлеб всему голова"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Праздник «Хлеб всему голова»

Цели и задачи:

Расширение представлений учащихся о значении хлеба в нашей жизни;

Развитие навыков проектной деятельности;

Развитие интереса и любознательности, интеллектуальных умений учащихся;

Воспитание бережного отношения к хлебу;

Воспитание умения работать сообща, согласовывать свои действия;

Формирование нравственных ориентиров на примерах уважительного

отношения наших предков к хлебу и его роли в жизни.

Форма проведения: праздник.

Оборудование: русские народные костюмы, рушники, столы, каравай, костюмы,

реквизит для сцен, плакаты на стену с пословицами и поговорками о хлебе,

изображения.

Ход праздника

Праздник открывается русской народной песней (соло) (костюм), далее ученик

играет фольклорную песню «Сени» на балалайке.

1 Вступление (выходят ребята в русских народных костюмах. У одной из

девочек в руках каравай)

1.

Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

2.

Если мы хотим кого-то встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души, с уважением большим,

То гостей таких встречаем круглым, пышным караваем.

3.

Он на блюдце расписном с белоснежным рушником.

4. С караваем соль подносим, поклонясь, отведать просим.

- Дорогой наш гость и друг! Принимай хлеб-соль из рук.

Ведущий1: Добрый день гости званные, гости желанные! Издавна на Руси

было принято встречать желанных гостей хлебом и солью, в знак уважения и

почтения.

Ведущий 2: Примите, гости дорогие хлеб-соль, милости просим на праздник,

посвященный хлебу!

Звучит музыка

Чтец «Я представить край родной без хлеба

Не могу, как море без воды,

2

Без щемящей сини это небо,

Вечер без мерцающей звезды…»

Звучит музыка тотема, выходят мальчики в костюмах древних людей и

танцуют танец, демонстрирующий процесс получения первой хлебной

лепёшки.

(Пояснение: Ещё в древние времена человек узнал, как с одного высаженного в землю зерна

можно собрать множество спелых зёрен. Потом он попробовал растирать эти зёрна между

двумя камнями и получил первую муку. А когда добавил воды – получилось первое тесто. Солнце

высушило его и человек впервые попробовал пресную лепёшку. Потом человек попробовал испечь

эту кашицу на костре –это и был древний прародитель нашего хлеба. Учёные полагают, что

первый хлеб был испечен не менее 15 тыс. лет назад).

После танца выходят чтецы.

Чтец 1. Хлеб начинается с заснеженных полей,

Где сладко спят зелёные ростки,

Чтобы не скоро, через много дней

Взойти и превратиться в колоски!

Чтец 2. Их будет ветер бить, сушить жара.

Дожди их заливают через край,

Но явиться желанная пора

И колос превратится в урожай!

Чтец 3. У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент

хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.

Чтец 4. Паляница, арнаут-киевский калач, булочки дарницкие, рогалики

закарпатские, минская витушка, белорусский калач.

Чтец 5. Хлеб латвийский домашний, булочки рижские дорожные, лепешки, чуреки,

лаваши.

Чтец 6. Фокачча, бриош, лангош, наан….

Вместе: Всего не перечесть.

Чтец 1. А чем же славится Россия?

Сценка «Случай в хлебной лавке».

Звучит музыка

3

Хлебная лавка. За прилавком ребята в костюмах:

Заходит купец, чтобы выбрать хлеб к обеду. Х/б изделия начинают

переговариваться и хвалить себя.

Купец, послушав их, выбирает русский каравай.

- Спасибо Вам милые барышни, вы все прекрасны и вкусны, но нет милее для меня

родного каравая.

Купец:

Хлеб России! Сильный хлеб России!

Как не восхищаться нам тобой,

Если ты из неоглядной сини

Хлещешь, как безудержный прибой!

Хлеб России, хлеб моей Отчизны,

Дюжий, богатырский, как всегда,

Жизнью создавался ты для жизни

И трудом для нового труда.

Звучит музыка – переход

Выходят девочки в строгой одежде, темные юбки, белые блузки, держат хлеб в

руках. На общем фоне слабо звучит музыка военных лет.

Презентация о голоде в Блокадном Ленинграде.

Чтец 1. Я видела однажды, по дороге.

Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.

И ловко били хлеб шальные ноги.

Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

Чтец 2.Тут подошла, старушка и, нагнувшись,

Взяла батон, заплакав вдруг, ушла

Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.

Решил, что это нищенка была.

Чтец 3. Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.

Поднялся и к мальчишке подошел

« Зачем - спросил он, голосом усталым –

-Ты, мальчик поступил нехорошо»

4

Чтец 4. А утром, в день победы, ветераны.

Все при параде, в школу, ту, пришли.

Мальчишке показалось очень странным,

Что ветераны хлеб, с собой, несли.

Чтец 5. Узнал мальчишка, в старом ветеране.

Седого старика, на той скамье.

Он замер, тишина стояла в зале.

И хлеб душистый на большом столе.

Чтец 6.И та, старушка, что ушла с батоном.

Сидела рядом, грудь вся в орденах.

В глазах мальчишки голубых, бездонных.

Вдруг, со слезами появился страх.

Чтец 1. Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.

Мальчишке, нежно, в руки подала.

И быль, рассказанная, той старушкой.

Его в блокадный Ленинград перенесла.

Чтец 2.

Он понял цену, тем слезам и хлебу.

Который, дерзко, превратил он в мяч.

На землю, вновь его вернули с неба.

Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»

Чтец 3. Стоит она и гладит по головке.

В глаза глядит, так, как глядела мать.

Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.

« Простите» - только это смог сказать.

Чтец 4. Я видела, как тихо, по дороге.

Идет мальчишка, голову склонив.

И дед седой все курит на пороге.

Всю боль души, молчаньем сохранив.

Чтец 5.

Во время блокады Ленинграда пришлось резко снизить нормы выдачи

хлеба жителям города.

Рабочие получали в день 250г (показать кусочек хлеба

весом 250 г), а остальные жители 125гр (показать кусочек хлеба весом 125 г).

Чтец 6. Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесной целлюлозы,

жмыха, отрубей и других примесей. И всё-таки он помог ленинградцам выстоять.

5

Чтец 2.

641803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На

Пискаревском кладбище тысячи могил. Около одной могилы долгие годы всегда

было много людей. Они стояли молча и плакали. На могиле среди цветов лежал

ломтик чёрного хлеба. А рядом записка «Доченька, если б могла дать его тебе

тогда…)

Чтец 2. В старину говорили: ”Хлеб наш батюшка”. Было страшным грехом

выбросить хлеб.

Мы составили «Кодекс хлеба», где прописали все правила обращения с хлебом.

А вот правила, которые составили мы.

1.

Хлеб наш берегите!

2. Хлебом не сорите!

3.Хлеб наш уважайте!

4.С хлебом не играйте!

5.Хлеб выбрасывать нельзя!

6. Берегите хлеб, друзья!

Песня о хлебе.

Ведущий 1. Мудрость народа отражена в легендах, сказаниях и былях, частушках,

пословицах и поговорках, считалках, загадках. Великое множество их

посвящено хлебу.

Выходят дети под веселую музыку с задором (произносят считалки):

Чтец1. Дождик, дождик, поливай – будет хлеба урожай.

Чтец 2. Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.

Чтец 3. Катилася торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль, пшеница. С кем

ты хочешь поделиться?

Частушки:

Эй. девчушки-хохотушки,

Начинайте петь частушки.

Начинайте веселей,

Чтоб порадовать гостей.

6

1.

Мы в поселке живем,

Сушки, пряники жуем.

Мы частушек много знаем

И сейчас для вас споем.

2.Прянички печатные,

До того нарядные!

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим.

3.Но не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

4.Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

5.Дождик, дождик, поливай —

Будет славный урожай:

Будет белая пшеница,

Будет рожь и чечевица.

Ведущий 2. А теперь мы проведём конкурс «Собери урожай».

Пословицы разделены на 2 части, каждая из которых написана на отдельном

колоске. Нужно найти колоски и составить пословицу верно.

Пословицы:

7

Не гляди в небо – там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе.

До завтра оставляют только хлеба, а не дела.

Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

Поезжай на день, а бери хлеба на неделю.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Ведущий 1. А знаете ли вы, что хлеб упоминается и в сказках. Попробуйте

отгадать наши «Сказочные загадки».

1. «На ж, лови!» - и хлеб летит, старушонка поймала, «Благодарствую, - сказала, -

Бог тебя благослови…»

(А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

2. В какой сказке:

«Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-

то ту пшеницу мять да топтать?..»

(РНС «Сивка-Бурка»)

3. Однажды хозяин ему сказал: «Как наешься ты своей полбы, собери-ка с чертей

оброк мне полный?»

(А.С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде»)

4. А как подал хлеб царю, царь сказал:

-

Вот этот хлеб, только в праздник есть.

-

Кто испек этот хлеб?

-

(Василиса Премудрая из РНС «Царевна лягушка»)

8

5. «И подумал он про себя: «Все хорошо, да есть нечего» - и вырос перед ним стол,

убранный – разубранный. Встал он из-за стола, а поклониться некому и сказать за

хлеб-соль «спасибо» некому».

(С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»)

6. …Тут Иван с печи слезает,

Малахой свой надевает,

Хлеб за пазуху кладет,

Караул держать идет…

(П. Ершов «Конек-горбунок»)

7. «…Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу…

Там пшеницу продавали…

Приключилося им горе:

Кто-то в поле стал ходить

И пшеницу шевелить?».

(П. Ершов «Конек-горбунок»)

Звучит музыка

Ведущий 1.

Хлеб! Наскучит ли он?

Никогда!

Ведущий 2. Без него не обойтись и не пробуй.

Без него человеку беда,

Ведущий 1. Нет важнее труда хлебороба.

Ведущий 2. Нужны нам и мясо и фрукты,

Однако, коль строго судить,

Жить можно без всяких продуктов,

Без хлеба вовек не прожить.

Заключительная песня о хлебе. Исполняют коллективом.

9

10



В раздел образования