Авторы: Архипова Любовь Николаевна, Шишкина Галина Федоровна
Должность: учитель, учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ Михайловская КШИ
Населённый пункт: село Михайловка
Наименование материала: выступление
Тема: "Использование в образовательной деятельности специфических средств и методов, которые не применяются в традиционном образовании"""
Раздел: среднее профессиональное
Использование специфических средств и методов, которые не
применяются в традиционном образовании
Архипова Любовь Николаевна,
учитель ГБОУ Михайловская
коррекционная школа-интернат для
обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
Одной из оптимальных примет 21 века стала активная модернизация
национальных систем образования лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
На наших глазах формируется новая образовательная политика в
отношения лиц с ОВЗ.
Важнейшей
задачей
коррекционной
педагогики
является
совершенствование процесса
обучения детей с интеллектуальными
нарушениями.
Большое
значение
приобрели
вопросы
выявления
потенциальных
возможностей
этих
детей,
разработки
инновационных
образовательных программ с целью приспособления их к жизни и
интеграции в социум.
Как показывает практика, развитие познавательной деятельности у детей
с интеллектуальной недостаточностью обеспечивается лишь тогда, когда
обучение на уроке идет на основе наглядности и практической деятельности
с реальными предметами. Поэтому наряду с традиционными формами
обучения мы используем и нетрадиционные. Исходя из этого, планирование
всей методической работы было подчинено теме: «Совершенствование форм
и методов обучения, способствующих социальной адаптации обучающихся с
интеллектуальными нарушениями через апробацию и внедрение новых
технологий коррекционной работы» Реализации этой цели были подчинены и
задачи,
связанные
с
системой
внутри
школьного
управления
и
жизнедеятельности организации. (Слайд).
Вся работа шла через методические объединения по следующим
направлениям:
1.
Изучение основ теоретической и методической литератур.
2.
Изучение нетрадиционных форм и методов обучения.
3.
Экспериментальная работа.
4.
Методические рекомендации. (Слайд)
Вся проделанная работа позволила нам сделать следующие
выводы:
1.Введение в процесс образования нетрадиционных методов
преподавания имеет целью расширить учебный процесс, не отрываясь от
проблем
обучения
и
воспитания.
При
правильном
использовании
нетрадиционных методов на уроках, можно развивать способности и
личность ученика, формировать устойчивый интерес к учению, снимать
напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, формировать
навыки учебной работы, оказывать глубокое эмоциональное воздействие на
детей.
2.Нетрадиционные
коррекционные
технологии
условно
совмещают в себе два направления:
- воспитание и коррекцию анализаторов;
- воспитание и развитие художественной культуры;
- воспитание информационной компетентности. (Слайд)
С физиологической точки зрения каждая реакция человеческого
организма является функцией его нервной системы, Система воспитания
анализаторов (органов чувств) ставит себе цель планомерно воздействовать
на определенные части нервной системы и таким путем возбуждать к
деятельности
патологически
пассивные
центры
мозга
или
умерять
патологически активные. Широкое использование внешних раздражителей,
предлагаемых ребенку в виде игры, имеет своей задачей вызывать у него
активное восприятие внешнего мира.
Такая задача требует от педагога подбора особого рода раздражителей: в
зрительных играх выделяются элементы воспитания зрения, а таковыми
служат: свет, цвет и формы; в слуховых- шумы, звуки, гармония и т. д.
Воспитание каждого анализатора имеет свои ударные моменты, в связи с
которыми
и
проходит
педагогическая
работа.
Применяются
особые
«термины», помогающие ребенку сосредоточивать свое внимание на том или
ином элементе игры, и тем самым вызывать некоторое напряжение то
одного, то другого воспринимающего аппарата - глаза, уха и т.д. «Найди
коробку ушами», «Посмотри на линеечку руками», «Выбери приманку
носом» и так далее, то есть – прислушайся, ощупай, понюхай, присмотрись,
попробуй на вкус).
При этом в педагогической работе разграничивать акт рецепторный
(воспринимающий) от акта моторного (двигательного) не приходится; надо
иметь в виду целостные реакции ребенка.
Игра является для нас одним из основных инструментов эффективной
коррекционной помощи. В зависимости от возраста и уровня развития
ребёнка нами используются разные формы игрового контакта. В совместной
игре мы движемся от простых тонизирующих игр с приятными сенсорными
впечатлениями к проигрыванию и осмысливанию на этой основе уютных,
привычных и эмоционально окрашенных бытовых впечатлений и далее к
проживанию развернутых игровых сюжетов, основанных на переживании
приключения и веселого риска.
В качестве обычного приема в играх, занятиях применяется сравнение,
чтобы перед ребенком реально выдвинуть те или иные моменты: что больше,
что меньше, что громче, что тише; что теплее, что холоднее; что кисло, что
сладко. Другим обычным спутником игры является момент спортивности:
чьи уши больше слышат, чьи глаза лучше видят, чьи руки скорее найдут шар,
карандаш.
В
коррекции
анализаторов
нами
применяются
элементы
музыкотерапии,
песочной
терапии,
ароматерапии,
хромотерапии,
мнемотехника, синквейн. Частично используем и литотерапию.
В основу воспитания и развития художественной культуры наших
воспитанников,
положена
арттерапия:
изотерапия,
танцтерапия,
сказкотерапия, куклотерапия, имаготерапия (импровизированный диалог,
инсценирование, образно – ролевая игра).
Более
10
лет
в
рамках
школьного
компонента
был
введен
интегрированный эстетический курс для начальной школы под редакцией
Людмилы Петровны Ильененко.
Конструирующим, стержневым предметом, в предлагаемом курсе
является
литературное
чтение,
учебный
материал
которого
взаимопереплетается на каждом этапе урока с изобразительном искусством и
музыкой,
усиливая
реализацию
триединой
дидактической
цели:
образовательной, развивающей и воспитывающей.
Сегодня все более популярным становится использование CASEов в
профессиональном
самоопределении,
которые
положительно
зарекомендовали себя в работе с детьми с ОВЗ. Мы решили ознакомиться с
кейс - технологиями подробнее.
Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить и найти решение
для ситуаций, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и
описание
которой
отражает
какую-либо
практическую
задачу.
Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной
ситуации на основе факторов из реальной жизни. При этом сама проблема не
имеет однозначных решений, для работы с такой ситуацией необходимо
правильно поставить учебную задачу, для ее решения подготовить «кейс» с
различными
информационными
материалами
(статьи,
литературные
рассказы, сайты в сети Интернет, статические отчеты и пр.).
Сегодня на помощь педагогу приходят информационные технологии,
которые
открывают
новые
еще
малоисследованные
технологические
варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных
компьютеров и телекоммуникаций. Поэтому перспективным направлением
является не только использование компьютеров в обучении учащихся, но и
овладение самими учащимися навыками информационных пользователей,
что откроет перед ними перспективы роста возможностей социальной
адаптации, коммуникации, доступа к образованию, расширению сфер
будущей трудовой деятельности, жизнеспособности.
В
Институте
коррекционной
педагогики
РАО
разработан
и
экспериментально проведен подход к созданию компьютерных развивающих
и обучающих игр для детей с различными нарушениями. Смысл введения
компьютерных игр в систему воспитания и обучения детей с ОВЗ – в
создании нового поколения уникальных «обходных путей» в развитии
ребенка.
Исходя из сказанного, следует отметить, что нестандартные формы,
методы и приемы снимают традиционность, оживляют мысль и требуют от
учителя высокого профессионализма, творчества, постоянного поиска в
подборе информационного, иллюстративного, научного материалов. Однако
необходимо
отметить,
что
нетрадиционным
формам
урока
должно
отводиться определенное место в системе традиционных уроков, слишком
частое их использование нецелесообразно, так как может быстро стать
традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению интереса к
предмету.