Напоминание

"Использование в образовательной деятельности специфических средств и методов, которые не применяются в традиционном образовании"""


Авторы: Архипова Любовь Николаевна, Шишкина Галина Федоровна
Должность: учитель, учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ Михайловская КШИ
Населённый пункт: село Михайловка
Наименование материала: выступление
Тема: "Использование в образовательной деятельности специфических средств и методов, которые не применяются в традиционном образовании"""
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Использование специфических средств и методов, которые не

применяются в традиционном образовании

Архипова Любовь Николаевна,

учитель ГБОУ Михайловская

коррекционная школа-интернат для

обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья

Одной из оптимальных примет 21 века стала активная модернизация

национальных систем образования лиц с ограниченными возможностями

здоровья.

На наших глазах формируется новая образовательная политика в

отношения лиц с ОВЗ.

Важнейшей

задачей

коррекционной

педагогики

является

совершенствование процесса

обучения детей с интеллектуальными

нарушениями.

Большое

значение

приобрели

вопросы

выявления

потенциальных

возможностей

этих

детей,

разработки

инновационных

образовательных программ с целью приспособления их к жизни и

интеграции в социум.

Как показывает практика, развитие познавательной деятельности у детей

с интеллектуальной недостаточностью обеспечивается лишь тогда, когда

обучение на уроке идет на основе наглядности и практической деятельности

с реальными предметами. Поэтому наряду с традиционными формами

обучения мы используем и нетрадиционные. Исходя из этого, планирование

всей методической работы было подчинено теме: «Совершенствование форм

и методов обучения, способствующих социальной адаптации обучающихся с

интеллектуальными нарушениями через апробацию и внедрение новых

технологий коррекционной работы» Реализации этой цели были подчинены и

задачи,

связанные

с

системой

внутри

школьного

управления

и

жизнедеятельности организации. (Слайд).

Вся работа шла через методические объединения по следующим

направлениям:

1.

Изучение основ теоретической и методической литератур.

2.

Изучение нетрадиционных форм и методов обучения.

3.

Экспериментальная работа.

4.

Методические рекомендации. (Слайд)

Вся проделанная работа позволила нам сделать следующие

выводы:

1.Введение в процесс образования нетрадиционных методов

преподавания имеет целью расширить учебный процесс, не отрываясь от

проблем

обучения

и

воспитания.

При

правильном

использовании

нетрадиционных методов на уроках, можно развивать способности и

личность ученика, формировать устойчивый интерес к учению, снимать

напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, формировать

навыки учебной работы, оказывать глубокое эмоциональное воздействие на

детей.

2.Нетрадиционные

коррекционные

технологии

условно

совмещают в себе два направления:

- воспитание и коррекцию анализаторов;

- воспитание и развитие художественной культуры;

- воспитание информационной компетентности. (Слайд)

С физиологической точки зрения каждая реакция человеческого

организма является функцией его нервной системы, Система воспитания

анализаторов (органов чувств) ставит себе цель планомерно воздействовать

на определенные части нервной системы и таким путем возбуждать к

деятельности

патологически

пассивные

центры

мозга

или

умерять

патологически активные. Широкое использование внешних раздражителей,

предлагаемых ребенку в виде игры, имеет своей задачей вызывать у него

активное восприятие внешнего мира.

Такая задача требует от педагога подбора особого рода раздражителей: в

зрительных играх выделяются элементы воспитания зрения, а таковыми

служат: свет, цвет и формы; в слуховых- шумы, звуки, гармония и т. д.

Воспитание каждого анализатора имеет свои ударные моменты, в связи с

которыми

и

проходит

педагогическая

работа.

Применяются

особые

«термины», помогающие ребенку сосредоточивать свое внимание на том или

ином элементе игры, и тем самым вызывать некоторое напряжение то

одного, то другого воспринимающего аппарата - глаза, уха и т.д. «Найди

коробку ушами», «Посмотри на линеечку руками», «Выбери приманку

носом» и так далее, то есть – прислушайся, ощупай, понюхай, присмотрись,

попробуй на вкус).

При этом в педагогической работе разграничивать акт рецепторный

(воспринимающий) от акта моторного (двигательного) не приходится; надо

иметь в виду целостные реакции ребенка.

Игра является для нас одним из основных инструментов эффективной

коррекционной помощи. В зависимости от возраста и уровня развития

ребёнка нами используются разные формы игрового контакта. В совместной

игре мы движемся от простых тонизирующих игр с приятными сенсорными

впечатлениями к проигрыванию и осмысливанию на этой основе уютных,

привычных и эмоционально окрашенных бытовых впечатлений и далее к

проживанию развернутых игровых сюжетов, основанных на переживании

приключения и веселого риска.

В качестве обычного приема в играх, занятиях применяется сравнение,

чтобы перед ребенком реально выдвинуть те или иные моменты: что больше,

что меньше, что громче, что тише; что теплее, что холоднее; что кисло, что

сладко. Другим обычным спутником игры является момент спортивности:

чьи уши больше слышат, чьи глаза лучше видят, чьи руки скорее найдут шар,

карандаш.

В

коррекции

анализаторов

нами

применяются

элементы

музыкотерапии,

песочной

терапии,

ароматерапии,

хромотерапии,

мнемотехника, синквейн. Частично используем и литотерапию.

В основу воспитания и развития художественной культуры наших

воспитанников,

положена

арттерапия:

изотерапия,

танцтерапия,

сказкотерапия, куклотерапия, имаготерапия (импровизированный диалог,

инсценирование, образно – ролевая игра).

Более

10

лет

в

рамках

школьного

компонента

был

введен

интегрированный эстетический курс для начальной школы под редакцией

Людмилы Петровны Ильененко.

Конструирующим, стержневым предметом, в предлагаемом курсе

является

литературное

чтение,

учебный

материал

которого

взаимопереплетается на каждом этапе урока с изобразительном искусством и

музыкой,

усиливая

реализацию

триединой

дидактической

цели:

образовательной, развивающей и воспитывающей.

Сегодня все более популярным становится использование CASEов в

профессиональном

самоопределении,

которые

положительно

зарекомендовали себя в работе с детьми с ОВЗ. Мы решили ознакомиться с

кейс - технологиями подробнее.

Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить и найти решение

для ситуаций, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и

описание

которой

отражает

какую-либо

практическую

задачу.

Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной

ситуации на основе факторов из реальной жизни. При этом сама проблема не

имеет однозначных решений, для работы с такой ситуацией необходимо

правильно поставить учебную задачу, для ее решения подготовить «кейс» с

различными

информационными

материалами

(статьи,

литературные

рассказы, сайты в сети Интернет, статические отчеты и пр.).

Сегодня на помощь педагогу приходят информационные технологии,

которые

открывают

новые

еще

малоисследованные

технологические

варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных

компьютеров и телекоммуникаций. Поэтому перспективным направлением

является не только использование компьютеров в обучении учащихся, но и

овладение самими учащимися навыками информационных пользователей,

что откроет перед ними перспективы роста возможностей социальной

адаптации, коммуникации, доступа к образованию, расширению сфер

будущей трудовой деятельности, жизнеспособности.

В

Институте

коррекционной

педагогики

РАО

разработан

и

экспериментально проведен подход к созданию компьютерных развивающих

и обучающих игр для детей с различными нарушениями. Смысл введения

компьютерных игр в систему воспитания и обучения детей с ОВЗ – в

создании нового поколения уникальных «обходных путей» в развитии

ребенка.

Исходя из сказанного, следует отметить, что нестандартные формы,

методы и приемы снимают традиционность, оживляют мысль и требуют от

учителя высокого профессионализма, творчества, постоянного поиска в

подборе информационного, иллюстративного, научного материалов. Однако

необходимо

отметить,

что

нетрадиционным

формам

урока

должно

отводиться определенное место в системе традиционных уроков, слишком

частое их использование нецелесообразно, так как может быстро стать

традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению интереса к

предмету.



В раздел образования