Напоминание

Формирование универсальных учебных действий как средство ресоциализации


Автор: Геросьянова Галина Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ФКОУ В(С)ОШ ГУФСИН России по Красноярскому краю
Населённый пункт: город Канск Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: Формирование универсальных учебных действий как средство ресоциализации
Раздел: полное образование





Назад





Формирование универсальных учебных действий

как средство ресоциализации
Г. Н.Геросьянова, учитель ФКОУ В(С)ОШ ГУФСИН России по Красноярскому краю В наше время, когда образование подвергается серьезным реформам, очень важно определиться, что взять за основу, за стержень преобразований, как обеспечить качественное обучение каждого обучающегося? В 30-е годы, когда по всей стране утвердились командно- административные методы управления, А.С. Макаренко противопоставил им свою педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Макаренко исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества. Он готовил своих воспитанников к жизни в обществе. Целью ресоциализации несовершеннолетних подростков, находящихся в колонии, является восстановление утраченных или не полностью сформированных социальных умений и навыков, необходимых ему для успешного функционирования в социальной среде. И задача коллектива школы - создание бл а го п р и я т н о й ресоциализирующей среды посредством организации эффективного учебно-воспитательного процесса. Целью исправления наших воспитанников является возврат их в общество, где они не должны быть исполнителями, зависимыми, несвободными личностями, легко попадающими под влияние других. Наша задача - помочь воспитанникам научиться быть самостоятельными. Поэтому особое внимание уделяем развитию навыков учебно-познавательной деятельности, расширению познавательных и творче ских интере сов и у с т а н о вл е н и ю доброжелательного общения с окружающими. Воспитанники, поступающий в колонию, имеют, как правило, низкий уровень развития учебно-познавательного интереса и отсутствие положительной мотивации к обучению. Рассматривая процесс обучения как средство ресоциализации, мы направляем его на формирование качеств, необходимых воспитаннику для успешной социализации на свободе. Проце сс обучения для наших воспитанников должен быть реализован как процесс подготовки их к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в коллективе. А поскольку у нас особая школа, где учатся подростки, совершившие преступление, для нас очень важно, чтобы воспитанник, выйдя из колонии, сумел сделать правильный выбор. Для этого он должен уметь анализировать свои поступки, понимать причинно-следственные связи между поступком и его
следствиями, выделять существенные признаки, отвлекаясь от несущественных, сравнивать все варианты действий, т.е. он должен уметь мыслить. Следовательно, главный упор в обучении сегодня мы делаем не на «предметные» знания, а на формирование способностей к мышлению в процессе обучения, на формирование поведенческих навыков подростков, т.е. на формирование универсальных учебных действий (УУД): познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных. Образовательная деятельность в нашей школе по формированию УУД построена как система учебных ситуаций, заданий, в которых наиболее полно возможно использовать потенциал обучающихся, и наряду с этим – формировать УУД, отношения и приобретение опыта. Формирование УУД осуществляется в учебном процессе не за счет введения специальных дисциплин, а в ходе изучения учебных предметов, благодаря включению специальных технологических приемов, особой организации учебного процесса и особой деятельности учителя – предметника. Процесс формирования УУД происходит поэтапно. Наши ученики имеют не только пробелы в знаниях по учебным предметам, но и частичное, а то и полное, отсутствие элементарных учебных навыков. Соответственно вызвать интерес у них сразу, не ликвидировав эти пробелы, практически невозможно. Поэтому на первом этапе мы проводим неконтролирующие контрольные работы, которые предназначены не только для определения уровня обученности и выявления пробелов в знаниях обучающихся по данному предмету, а также помогают более рационально спланировать работу по устранению недостающих знаний. Здесь же выявляется уровень сформированности познавательных УУД. Ведь именно они обеспечивают понимание учебного материала в результате многообразной его проработки и установления смысловых связей. Для этого мы используем непредметный материал (т.е. бытовые понятия знакомые обучающимся в повседневной жизни). На следующем этапе происходит мотивация обучающихся к овладению приемами, позволяющими сформировать УУД. Для этого подробно анализируем каждую работу, проводим детальный разбор плюсов и минусов. На этом этапе обучающиеся познают суть УУД, их важность и многозначность. Каждое УУД представляется в виде алгоритма последовательных действий, которые должен совершить ученик, а задача учителя - создать условия, то есть искусственно поставить ученика в такую ситуацию, когда он вынужден будет выполнять эти действия. Д а л е е

идет обучение применению УУД при решении познавательных задач на примере разных учебных дисциплин. Эффективным средством при этом является применение «логических пятиминуток», которые проводятся на различных этапах уроков, на различных учебных предметах. Для того, чтобы делать это совместно, педагоги предварительно договариваются о «погружении» в определенное универсальное учебное действие в конкретный учебный день,
распределяют этапы (кто на каком этапе своего урока будет специально акцентировать внимание на формировании конкретного УУД), договариваются о согласованности действий, единообразии требований общем подходе к оформлению карточек, инструкций, алгоритмов и т.п. На заключительном этапе работы по формированию УУД реализуется «погружение». Его суть состоит в том, что учителя проводят так называемые «межпредметные погружения», когда в течение целого учебного дня вместе работают над одним универсальным учебным действием. Для этого периодически еженедельно составляется расписание, все ученики делятся на несколько разновозрастных групп. Каждая группа в этот день «погружается» в одно универсальное учебное действие. После уроков в этот день ученикам даются задания, выявляющие качество формируемых УУД. Для диагностики используются задания на группировку. Эти задания не требуют решения, но от обучающегося требуется умение распознать то познавательное УУД, которое заложено в задании. Если он делает это, следовательно, данное действие сформировано у него на достаточном уровне. Затем обучающийся должен обосновать свой вариант группировки. А это уже следующий уровень сформированности УУД – осознанность, когда обучающийся не только выполняет задание, но и умеет обосновать правильность его выполнения. Составляется табло учета, и на его основе на рефлексивно-аналитическом семинаре после уроков с участием всех задействованных в «погружении» педагогов планируется дальнейшая деятельность по развитию УУД. В такой практике обучения учитель должен уметь организовать процесс обучения так, чтобы каждый обучающийся был вовлечен в деятельность, а для этого необходимо, чтобы он осваивал знания и действовал, овладевая общими умениями коммуникации. В колонии содержатся подростки 15 - 17 лет. Как раз в это время у них появляется желание общаться со сверстниками, собираться вместе, обсуждать общие проблемы. В этом возрасте для них важно научиться жить вместе, воспитывая в себе принятие и понимание другого человека, отношение к нему как к ценности. В этой связи исключительно важным является развитие у них коммуникативности, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. А.С. Макаренко рассматривал коллектив как органическую часть социалистического общества, оценивая его как главный инструмент воспитания граждан. Основная система нравственных отношений личности, по мнению А.С. Макаренко, формируется в условиях коллектива. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно значимой коллективной деятельности и взаимоотношений. Формирование коммуникативных умений - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности
данных умений влияет не только на результативность обучения подростков, но и на процесс их ресоциализации и развития личности в целом. Какие же проблемы коммуникативной культуры выделяют наши обучающиеся? Они испытывают затруднения при выступлении перед классом, построении связанного высказывания. Кроме того не всем удается удерживать внимание при продолжительном выступлении одноклассника или объяснении учителем нового материала. Существуют затруднения и в межличностном общении в процессе обучения: не всегда удается не перебивать выступающего, чтобы высказать свое мнение, иногда бывает трудно принимать, отличное от собственного мнения, мнение одноклассников. По мнению учителей, большинство ребят испытывает трудности в построении монологической речи, не умеют аргументировано высказать собственное мнение, имеют небогатый словарный запас. Все вышеперечисленное приводит к определенному дискомфорту, который испытывают обучающиеся во время учебных занятий, что напрямую связано с недостаточно сформированными коммуникативными компетенциями. Перед учителем стоит задача: развитие коммуникативных УУД в процессе учебного занятия, независимо от преподаваемого предмета. Нельзя отрицать, тот факт, что речь учителя – образец для ученика. Однако доминирующая роль может негативно сказываться на развитии речи ученика. Чрезмерная речевая активность педагога часто приводит к пассивной и незаинтересованной работе обучающихся, провоцирует деструктивное поведение, что влияет на формирование положительного отношения к процессу обучения, ведет к снижению познавательной активности со стороны последних и неудовлетворенности результатами своей деятельности со стороны педагога. Следовательно, на уроке необходимо отдавать предпочтение активной позиции ученика, а учитель должен быть координатором процесса коммуникации. Для наиболее эффективной и комфортной работы на уроке при формировании коммуникативных УУД, учителя нашей школы используют методики парной и групповой работы. Каждый обучающийся в разновозрастной группе овладевает конкретным УУД, умеет применять его для решения учебных задач. Поскольку деятельность осуществляется в группе, то у обучающихся вырабатываются навыки культуры общения - умение помочь другим участникам группы или попросить помощи. Таким образом, работа в группах является основной для организации самостоятельной работы на учебных занятиях. Задача социальной адаптации и ресоциализации несовершеннолетних осужденных является сложной и комплексной, эффективность решения которой в большей степени определяется характером социальной среды, в которую приходит после освобождения молодой человек. Если у него будут сформированы навыки для успешной социализации, он легко адаптируется и найдет свое место в жизни.


В раздел образования