Напоминание

"Система поддержки детей с особыми образовательными потребностями: достижения и перспективы развития в рамках предметной области "Русский язык и литератур".


Автор: Свищёва Антонина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Больше-Ломовисский филиал МБОУ "Пичаевская СОШ"
Населённый пункт: с. Большой Ломовис, Тамбовской области
Наименование материала: Доклад
Тема: "Система поддержки детей с особыми образовательными потребностями: достижения и перспективы развития в рамках предметной области "Русский язык и литератур".
Раздел: среднее образование





Назад




Больше-Ломовисский филиал МБОУ «Пичаевская СОШ»

Доклад

Система

поддержки

детей

с

особыми

образовательными

потребностями:

достижения

и

перспективы

развития

в

рамках предметной области русского языка и

литературы.

Подготовила учитель

русского языка и литературы

Свищёва Антонина Викторовна

2020-2021 учебный год

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для

страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где

каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы

обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других

обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и

стать полноценным его членом.

Дэвид Бланкет

В своем послании президент В. В. Путин сказал: «…Модернизация и инновационное

развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом

XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам». В утвержденной

президентом Российской Федерации Национальной образовательной инициативе «Наша

новая школа» подчеркнуто, что новая школа - это школа для всех. Будут учитываться

возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной,

основной и старшей ступени. В любой школе будет обеспечиваться успешная

социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей,

оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В

связи с этим введено понятие «дети с особыми образовательными потребностями».

Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной

образовательной системы не вызывает сомнений. Современная система образования

претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми

образовательными потребностями в разных направлениях. Интеграция в общество

человека

с

особыми

образовательными

потребностями

и

ограниченной

трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и

реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая

и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях,

компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.

В системе образования интеграция означает возможность минимально ограничивающей

альтернативы (т.е. выбора) для лиц с особыми образовательными потребностями:

получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении

или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего назначения

(дошкольное образовательное учреждение, школа и пр.). Интеграция основывается на

концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт

людей с ограниченными возможностями должны быть как можно ближе к условиям и

стилю жизни общества, в котором они живут. Применительно к детям это означает

следующее.

1. Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех

потребности, главная из которых - потребность в любви и стимулирующей развитие

обстановке.

2. Ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной.

3. Лучшим местом для ребенка является его родной дом, и обязанность местных властей -

способствовать

тому,

чтобы

дети

с

особыми

образовательными

потребностями

воспитывались в своих семьях.

4. Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелым ни были нарушения

развития, должна предоставляться возможность получить образование. Принципы

«нормализации» сегодня закреплены рядом международных правовых актов: декларацией

прав ребенка, декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии,

декларацией о правах инвалидов.

Еще Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в

которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с

нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная школа

отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника - слепого,

глухого или умственно отсталого ребенка - в узкий круг школьного коллектива. Создает

замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его

внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь.

Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира,

развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его

сепаратизм. Поэтому Л. С. Выготский считал, что задачами воспитания ребенка с

нарушением развития являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его

недостатка каким-либо другим путем.

Причем компенсацию он понимал не в

биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что воспитателю в работе с

ребенком,

имеющим

дефекты

развития,

приходится

иметь

дело

не

столько

с

биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями. Он считал, что

широчайшая ориентировка на нормальных детей должна служить исходной точкой

пересмотра специального образования. Никто не отрицает необходимость последнего, но

специальные знания и обучение нужно подчинить общему воспитанию, общему

обучению.

На сегодняшний день выделяют несколько основных форм образования для детей с ОВЗ.

К ним относятся: коррекционное образование, интеграционное образование, надомное

образование и его разновидность дистанционное образование. Недавно появился еще один

вид образования - инклюзивное или включенное образование. Инклюзивное образование

воспринимает ребенка таким, каким он есть, подстраивает под него систему образования.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая обеспечивает доступ к

образованию для детей с особыми потребностями, уменьшает дискриминацию таких

детей. Таким образом, инклюзивное образование является наиболее перспективной

формой образования детей с особыми образовательными потребностями.

В современных условиях формирование положительной мотивации к учению у

школьников приобретает особую значимость и актуальность, ведь мотивация – одно из

важнейших условий успешности ребенка. Формирование положительной мотивации к

обучению у детей с ОВЗ способствует «включению» компенсаторных функций организма,

коррекции аномалий развития, обусловленных заболеванием, позволяет преодолеть

физический барьер и успешно конкурировать со сверстниками.

Такая взаимосвязь создает оптимальные условия для всестороннего развития школьников

с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает эффективное усвоение

программного материала, ликвидацию в ходе обучения отставаний и неравномерности в

развитии различных сторон познавательной деятельности и качеств личности учащихся с

нарушениями здоровья.

Включение

школьников

с

ограниченными

возможностями

здоровья

в

реальную

социально-востребованную и личностно-значимую деятельность помогает им в овладении

необходимым социальным опытом, формирует гражданскую готовность к творческой,

социально-преобразовательной

деятельности,

расширяет

сферы

общения

и

самореализации.

Учителю русского языка и литературы, работающему в инклюзивном классе, нужно

помнить

о

том,

что

планирование

урока

должно

включать

в

себя

как

общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках

государственного стандарта), так и коррекционно-развивающие задачи. К ним относятся:

- преодоление трудностей в развитии внимания, всех его видов и свойств;

- коррекция трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов

анализа,

синтеза,

классификации,

обобщения;

- увеличение объема памяти и определение компенсаторных возможностей памяти

(определение

ведущего

вида

памяти);

-

развитие

мелкой

моторики,

статики

и

динамики

движений

пальцев

рук;

- развитие и коррекция трудностей связной речи,

включая монологическую и

диалогическую

речь,

а

также

развитие

словаря;

- создание положительной мотивации на процесс обучения посредством похвалы,

подбадривания, создания ситуаций успеха и конструктивной критики.

Учителю-словеснику важно помнить об особенностях оценки знаний обучающихся с ОВЗ.

При оценке устного ответа и чтения учитель обязательно должен учитывать речевые

особенности и ни в коем случае не снижать отметки (особенно на начальных этапах

обучения) за недостаточную интонационную выразительность, замедленный темп и

отсутствие плавности. Для более адекватной оценки учитель должен соблюдать

индивидуальный, дифференцированный подход при проверке знаний по чтению. Учитель

проверяет

навыки

беглого,

осознанного

чтения

в

разных

ситуациях:

чтение

подготовленного текста, сидя и стоя за партой, за столом учителя, перед всем классом или

перед частью класса.

При оценке результатов письменных работ не следует снижать оценку за следующее:

-неправильное написание строк (зубчатость, выгнутость, вогнутость, косое расположение

букв, несоблюдение и пропуск строки, несоблюдение полей);

– выпадение элементов букв или их незаконченность, лишние дополнения букв,

неодинаковый их наклон и т. д.;

– нарушения размеров букв и соотношения их по высоте и ширине;

– смешение сходных по начертанию букв;

– прерывистость письма или повторение отдельных его элементов за счет насильственных

движений.

Основными направлениями коррекционной работы по русскому языку и литературе

являются:

– увеличение пассивного и активного словарного запаса;

– формирование связной речи;

– развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя

речи;

– развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-

логического).

Основные методы, повышающие познавательную активность учащихся с ОВЗ:

1.

Занимательный материал не перестает воздействовать на развитие ребенка в

учебном процессе. Использование занимательного материала на уроках помогает

разнообразить

учебный

процесс,

развивает

познавательную

активность,

наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимает утомление у

детей, придаёт позитивное настроение. Форма занимательных упражнений может

быть различной: кроссворд, чайнворд, а также викторины, загадки, ребусы.

2.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с

другими методами и приемами, является дидактическая игра. Игра «Найди

окончание» (найди потерянные окончания для этих пословиц), «Убери лишнее

слово».

Игра помогает формированию фонематического восприятия слова,

обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность,

внимание, а главное - стимулирует речь, обогащает словарный запас ребёнка.

Дидактические

игры

по

русскому

языку

способствуют

формированию

орфографической зоркости.

3.

Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности. Это таблицы, схемы,

алгоритмы, перфокарты, видеоуроки, презентации.

Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих

условий:

-

избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности

информации;

- не допускать перегрузок, переутомления;

-

пользоваться

многообразием

приемов

занимательности:

иллюстрацией,

игрой,

кроссвордами, задачами - ребусами, занимательными упражнениями.

В чём же проявляются особенности мыслительной деятельности детей с ограниченными

возможностями здоровья?

- в бедности их словарного запаса;

- излишне упрощенном изложении материала;

- в ошибках при построении предложений;

- в большом количестве орфографических ошибок.

За время моей работы в школе мне пришлось поработать с учащейся с ЗПР. Девочка

пришла ко мне в 5 класс, и я впервые столкнулась с таким ребёнком. Хочу сказать, что

было нелегко. Пока она была в 5 классе, сложности в обучении не так были заметны. Но

постепенно взрослея, она начала понимать, что не всё у неё гладко и хорошо получается.

Переживала, волновалась. Поэтому для меня самой первой задачей было объяснить

ребёнку, что она такая же, как все, ничем не отличается, что трудности бывают у всех. И

вот теперь она уже закончила 9 классов и спокойно продолжает обучение в Тамбове. Я

считаю, что главное для учителя, работающего с такими детьми, научить ребёнка

поверить в себя. Как я строила свои уроки, чтобы все дети чувствовали нужными себя на

уроке, будь то обычный ребёнок или с ОВЗ.

Я думаю, что каждый учитель русского языка и литературы ставит перед собой общую

цель – создать условия для формирования прочных орфографических, пунктуационных и

речевых навыков. Работая в классе, где находится такой ребёнок, своей целью определяю

следующее: создать условия для формирования базового уровня обученности русскому

языку и литературе. Данная цель определила основные задачи:

· формировать орфографические, пунктуационные навыки с учётом возможностей детей;

· развивать их эмоционально-образные представления, речевые возможности;

· формировать навык качественного чтения;

· формировать устойчивую мотивацию учения.

Для того, чтобы выбрать оптимальные формы работы с детьми данной категории,

определиться с основными методами, приёмами, необходимо изучить особенности таких

детей.

Наблюдения,

изучение

специальной

литературы

позволили

мне

сделать

определённые выводы, которые способствовали успешной работе.

Особенности

психических

процессов

и

эмоций

учащихся

специальных

коррекционных классов для детей с задержкой психического развития.

1. Медленно и с трудом сосредоточивают своё внимание на уроке, мало что усваивают,

делают ошибки по невнимательности и не замечают их при проверке.

2. Для запоминания материала многократно механически повторяют его, без разбора и

осмысления, делают смысловые ошибки.

3. Понимают материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решают

учебные задачи, при выполнении заданий слепо используют известные «шаблоны».

4. Редко проявляют живую эмоциональную реакцию на события.

Особенности в психическом статусе ребёнка с ЗПР.

Преобладание более простых мыслительных операций (анализ, синтез), снижение уровня

логичности и отвлечённости мышления. Преобладание механической памяти над

логической, непосредственного запоминания – над опосредованным. Ограниченность

словарного

запаса,

замедление

овладения грамматическим

строем речи,

дефекты

произношения, трудности овладения письменной речью. Преобладание игровых мотивов,

стремление

к

получению

удовольствия.

Нескоординированность

эмоциональных

процессов

Выбор форм, методов, приёмов.

Операции анализа, сравнения, обобщения, умозаключений. Работа с алгоритмами,

памятками. Система упражнений по развитию речи. Занимательные приёмы, игровые

моменты, элементы соревнования, наглядные пособия. Индивидуальные формы работы.

Создание ситуации успеха. Учитывая перечисленные особенности, определила для себя

ряд приоритетных направлений в работе.

1. Работа по развитию речи.

Упражнения по развитию речи необходимо сделать системой. На каждом уроке этому

уделяла внимание.

Пример.

- Записать текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Утром лес пел всею гущей св..его г..л..са. Дож..ь уснул (в)почв.. . Его (за)м..нило со..нце.

От со..нца подн..лась суета от ветра вз..ерошились д..рев..я (за)борм..тали травы и

кустарники и даже сам дож..ь (не)отд..хнув (с)нов.. вставал (на)ноги ра..буже..ый

щекоч..щей т..плотой.

- О чём текст? Какова его основная мысль?

- В чём особенность образа дождя?

- Как вы понимаете значение слова ГУЩА?

- Составьте своё предложение о дожде.

Для детей с ОВЗ необходимо снижение объема и скорости выполнения письменных

заданий

по

всем

предметам

и

контрольных

работ

по

русскому

языку.

Большое значение в формировании познавательного интереса у учащихся играет подбор

образного яркого занимательного материала. Например, такой приём, как «цветной»

диктант.

Обучающиеся

Обучающиеся с ОВЗ

«Цветной» диктант.

Записывают слова под диктовку

Найдите поле для «цветного» диктанта.

Если

в

слове

пишется

Н,

то

сектор

закрашиваем зелёным цветом, а если НН –

красным.

Ледяная

фигура

Былинный

герой

Деревянный

дом

Ржаной

хлеб

Румяное

лицо

Авиационный

перелёт

Мужественный

человек

Кожаная куртка

«Цветной» диктант.

Учащиеся с ОВЗ получают карточки. Слова с

пропущенными буквами.

Найдите поле для «цветного» диктанта.

Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем

зелёным цветом, а если НН – красным.

Ледя…ая

фигура

Былин…ый

герой

Деревян…ый

дом

Ржа…ой

хлеб

Румя…ое

лицо

Авиацион…ый

перелёт

Мужествен…ый

человек

Кожа…ая куртка

Ученики осуществляют самопроверку «цветного» диктанта и ставят себе отметку.

Наиболее эффективным

средством

повышения

грамотности

учащихся

является

комментированное письмо. Софья Николаевна Лысенкова писала: «Если приучить детей

думать вслух, всегда вслух, чтобы каждое действие сопровождалось словом, то это слово

можно будет направлять, а через него и мысль». При многократных повторениях дети с

ограниченными возможностями здоровья постигают трудный материал и не отстают от

класса.

Учащиеся, справившиеся с комплексом типовых заданий, переходят к выполнению

конструктивных заданий повышенного уровня

Комплексная работа с текстом является важной работой на каждом уроке.

Учащиеся работают самостоятельно, выполняют следующие задания к тексту (на слайде)

осуществляют взаимопроверку. Обучающиеся с ОВЗ получают упрощённый вариант

(задания меньшего объёма), фиксируют затруднения, получают консультации учителя

или учеников-консультантов.

Обучающиеся

Обучающиеся с ОВЗ

1.Докажите, что это текст.

2. Определите его тему, основную мысль.

3. К какому типу речи относится данный

текст? Докажите это.

4. Спишите текст, графически объяснив

условия выбора вставленных орфограмм.

5.

Объясните

графически

употребление

запятых в 1, 2, 3 и 5 предложениях.

Звери..ые пова..ки отразились в стари..ых

ска..ках, пословицах, поговорках.

Про отважных людей г..ворят, что у них

орли..ые крыл..я. Дело пуст..ковое, а шумное.

Это называют мыши..ой в..знёй.

Из

таких

определений

можно

составить

дли..ый список: осли..ое упрямство, голуби..ая

кротость, кури..ый ум, гуси..ая кожа, лебед..ая

верность.

Подлинным их творцом является народ. В них

ск..залась исти..ая народная мудрость

1. Определите тему текста, основную мысль.

2. Спишите текст, графически объяснив

условия выбора вставленных орфограмм.

Звери..ые пова..ки отразились

в стари..ых

ска..ках, пословицах, поговорках.

Про отважных людей г..ворят, что у них

орли..ые крыл..я. Дело пустяковое, а шумное.

Это называют мыши..ой в..знёй.

Из

таких

определений

можно

составить

дли..ый список: осли..ое упрямство, голуби..ая

кротость, кури..ый ум, гуси..ая кожа, лебед..ая

верность.

Подлинным их творцом является народ.

При работе с текстом применяем приёмы визуальной организации материала. Например,

для

выделения

основной

мысли

текста,

ключевых

слов

используется приём

«Маркировка

текста». Выполнение

таких

заданий

формируют

внимательность,

наблюдательность, усидчивость.

Следующий этап – это этап применения и закрепления знаний в новой (проблемной)

ситуации (выполнение творческих заданий).

При организации познавательной деятельности на этом этапе наиболее приемлемой

является групповая форма.

Учащиеся

выполняют

задания

творческого,

проблемного

характера в

группе. Демонстрируют результат публично, осуществляют самооценку собственной

деятельности, оценку деятельности группы. Обучающиеся с ОВЗ включаются в работу

группы, выполняют задания руководителя группы.

Групповая форма организации познавательной деятельности способствует формированию

коммуникативных умений, развитию социальной активности, толерантного отношения

детей друг к другу. В таблице представлены разные типовые задания с выбором ответа.

Обучающиеся

Обучающиеся с ОВЗ

Проблемные задания с выбором ответа

Отметьте

строку,

в

которой

все

прилагательные имеют суффикс –ЕНН.

а) песенный, безветренный, бритвенный;

б) болезненный, клюквенный, фирменный;

в) именной, производственный, тыквенный.

Проблемные задания с выбором ответа

Вставьте

пропущенные

буквы,

найдите

«четвёртое лишнее».

а) ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый;

б)

обеде..ый,

обществе..ый,

ветре..ый,

безветре..ый;

в) пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый.

Проблемные

задания

с

выбором

ответа

формируют умение

анализировать

информацию; применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать

полученную информацию, развивают словесно-логического мышление (умение видеть и

устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Работа по развитию речи должна быть составной частью любого урока, так как

ограниченный словарный запас и недостаточно развитая устная и письменная речь

учащихся с ограниченными возможностями здоровья являются причиной возникающих

трудностей при создании собственных текстов. Обязательными являются следующие

задания:

дописать предложения, начальные слова которых даны;

выполнить задания, где требуется из ряда данных слов найти наиболее точное и

вставить его в текст;

подобрать синонимы (к отдельным словам текста)

найти слова, обозначающие действия (цвет, форму и так далее)

найти предложения, в которых заключен основной смысл.

придумать заглавие к данному тексту (отрывку)

пример творческого задания «Восстанови текст».

Вместо скобок вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные.

Тихий, знакомый слышится звук: «Хоррр, хоррр, цвиу! Хоррр, хоррр, цвиу!» — это тянет

над (утре…им) лесом вальдшнеп. Из тысячи лесных звуков чуткое ухо охотника уже

ловит

необычную,

ни

на

что

не

похожую

песню

глухаря.

В самый (торжестве…ый) час появления солнца звуки лесной музыки особенно

нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в (серебря…ые) трубы трубят журавли,

на (бесчисле…ых) свирелях повсюду заливаются неутомимые музыканты — дрозды, с

голых лесных полян поднимаются в небо и поют жаворонки.

Создание собственных письменных текстов (изложений или сочинений) является самым

сложным

заданием.

Но

только

систематическая,

кропотливая,

целенаправленная

совместная работа учителя и ученика принесёт результаты. Пусть хоть маленькие, но

победы.

Чтобы поддержать в детях активность, стимулировать интерес к предметам, считаю

необходимым обращение на занятиях к дидактическим играм:

· игра «Кто больше…» (подберёт однокоренных слов, назовёт междометий и т. д.);

· игра «Кто меньше сделает ошибок…» (в написании предложений, слов и т. д.);

· игра «Подними карточку, если…» (это слово 3-го склонения и т. д.);

· игра-эстафета (С последней парты передаётся по рядам листочек с примерами - нужно

дописать свои.);

· ролевые игры.

Кроме этого, часто на занятиях проводила викторины, разгадывали загадки, ребусы,

шарады.

Как овладеть вниманием детей с ОВЗ на уроках литературы? Современный урок

литературы невозможно и для детей с ОВЗ, и для остальных учащихся представить без

сопоставления художественных произведений с другими видами искусства. Этот

органический синтез помогает учителю будить воображение учеников, стимулировать их

творческую активность. Конкретно–наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным

и запоминающимся по теме. Ученики за урок могут не только познакомиться с

портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов,

прослушать аудиозаписи. музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость,

новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами

делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.(Например, урок литературы

в 7 классе АС Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре- работа идет по

презентации, здесь же и иллюстрации и отрывки из оперы; и слушаем фрагмент оперы

«Борис Годунов» МП Мусоргского- «Монолог Бориса».

Театрализованная игра на уроке, которая вызовет у учащихся несомненный интерес.

Можно сделать костюмы к таким урокам. Басни Крылова и др. На таких уроках создается

атмосфера раскованности, свободы мышления.

От правильной организации урока во многом зависит функциональное состояние

школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать

умственную работоспособность на высоком уровне. Не менее важным является

эмоциональный климат урока, который во многом зависит от доброжелательного тона

учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. Несомненно,

хороший смех дарит здоровье и радость ребенку от общения.

Новые образовательные технологии способствуют совершенствованию практических

умений и навыков учащихся, позволяют эффективно организовать самостоятельную

работу и дифференцировать процесс обучения, повышают интерес, активизируют

познавательную деятельность учащихся. Благодаря их внедрению в образовательный

процесс учащиеся с ОВЗ овладевают приемами учебной деятельности, умением

самостоятельно конструировать свои знания, имеют больший шанс использовать умения и

навыки для дальнейшей жизни и успешной социализации в обществе, ориентироваться в

современном информационном пространстве.

Итак, при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья следует

придерживаться следующих правил работы:

На уроках следует осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его

психического и физического развития.

Используя разнообразные методы, средства и организационные формы работы, следует

создавать

специальные

условия

обучения

(применение

занимательных

средств,

наглядности, чередование умственной и практической деятельности, использование

специальных

коррекционных

методик),

которые

максимально

активизируют

познавательную деятельность, развивают логическое мышление, формируют навыки

учебной работы, запоминание учебного материала, концентрации внимания.

Учитывая особенности психической и эмоциональной сферы детей, учитель должен

относиться к ним с особым педагогическим тактом, деликатно оказывать помощь

каждому ученику, отмечая положительное, тем самым развивая веру в свои силы.

Для предотвращения переутомляемости и повышения работоспособности, применять

разнообразные методы, приемы и средства обучения.

С каждым годом убеждаюсь в том, что неудачи детей из классов выравнивания не всегда

связаны с отсутствием желания учиться, а чаще – с недостатком способностей,

возможностей. Поэтому очень важно в работе с этими ребятами создать ситуацию успеха,

атмосферу, которая будет способствовать тому, что ученики хоть немного поверят в свои

силы.

Чтобы создать ситуацию успеха, задания необходимо подбирать по силам, учитывая

индивидуальные возможности и способности учащихся:

· сделай надписи к рисункам;

· напиши под рисунками их устаревшие названия;

·

найди и подчеркни в выделенном отрывке (предложении) сравнения,

эпитеты,

олицетворения;

· выбери из данных характеристик те, которые подходят данному герою;

· раскрась рисунок, объясни выбор цветов;

· закончите фразу;

· составьте текст (предложение, словосочетание) по картинке.

Подобные задания вызывают интерес, дети активны, не боятся отвечать.

В работе с детьми данной категории считаю важным не допускать перегрузки, обеспечить

оптимальные условия для усвоения материала на уроке. Регулярно провожу в 5-7 классах

физкультминутки, в 8-9 – зарядку для глаз или просто отдыхаем в течение 1-2 минут.

Итак, какими же должны быть принципы работы с обучающимися с ОВЗ.

Максимальная загрузка умственной работой на уроке (дома могут не выполнить

задания).

Возможность доделать работу дома.

Посильные задания. Указание номеров страниц для нахождения верных ответов.

Нельзя допускать перегрузок, переутомления.

Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке.

Оказание индивидуальной помощи учащимся с ОВЗ.

Поэтапное

формирование

умственных

действий,

поэтапное

разъяснение

инструкции.

Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части.

Выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать,

выделять главное в материале). Использование маркеров для выделения важной

информации.

Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных

моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).

Наглядные (зрительные, слуховые, двигательные) опоры в обучении, электронные

образовательные ресурсы: алгоритмы, схемы, шаблоны, рисунки, видеоуроки,

аудиокниги, презентации.

Использование на уроках занимательного материала.

Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.

Связь предметного содержания с жизнью.

Работа с книгой: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением

значения слов, терминов, с привлечением личного опыта ученика.

Использование вставок на доску (буквы, слова)

Листы с упражнениями, требующие минимального заполнения.

Сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий.

Создание доброжелательной атмосферы на уроке.

И закончить свою работу хотелось бы словами Ника Вуйчича, человека-легенды,

знаменитого

австралийского

писателя,

общественного

деятеля: «Столкнувшись

с

трудностями, нельзя сдаваться, бежать. Вы должны оценивать ситуацию, искать решения

и верить в то, что всё делается к лучшему. Терпение – вот ключ к победе».



В раздел образования