Напоминание

Применение практико-ориентированного подхода на занятиях по дисциплине "Внешнее электроснабжение промышленных и гражданских зданий"


Автор: Лямина Мария Викторовна
Должность: преподаватель спец. дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "Катав-Ивановский инндустриальный техникум"
Населённый пункт: г. Катав-Ивановск
Наименование материала: статья
Тема: Применение практико-ориентированного подхода на занятиях по дисциплине "Внешнее электроснабжение промышленных и гражданских зданий"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




М.В. Лямина , преподаватель

ГБПОУ «К - ИИТ»

Применение практико-ориентированного подхода на занятиях по

дисциплине "Внешнее электроснабжение промышленных и

гражданских зданий"

В настоящее время в образовании превалирует трансляция готовых

знаний, проверка памяти, в то время как современная жизнь предъявляет к

человеку новые требования: умение делать выбор и нести ответственность,

проявлять творческую инициативу, обладать самостоятельностью и др.

В задачи современного преподавателя входит организация процесса

обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии

собственной внутренней мотивации к обучению, мышлению, воображению,

творческим способностям, в формировании системы жизненно важных,

практически востребованных знаний и умений, что позволит студентам

адаптироваться к жизни и относиться к ней активно, творчески.

Для прочного усвоения знаний по тому или иному предмету требуется

сформировать позитивное отношение, интерес студентов к изучаемому

материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно

воспринимается ими как менее трудный, поэтому перед преподавателем стоит

задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным,

творческим процессом, в котором учебная деятельность студентов становится

успешной, а знания востребованными. Один из возможных вариантов решения

этой проблемы заключается в реализации практико-ориентированного подхода

к обучению студентов.

Практико-ориентированное

обучение

это

такой

вид

обучения,

преимущественной целью которого является формирование у студентов умений

и навыков практической работы,

применяемых

в разнообразных сферах

социальной и профессиональной практики, а также формирования понимания

того где, как и для чего полученные умения употребляются на практике.

За последние годы значительно выросли требования к подготовке

выпускников

среднего

профессионального

образования

молодых

специалистов.

Чтобы подготовить современного техника-электрика, нужно обеспечить

его таким комплексом знаний и умений, который помог бы ему успешно

трудоустроиться после окончания учебного заведения, т.е. этот комплекс

должен

соответствовать

определенным

требованиям

работодателей

к

выпускникам технического профиля.

Работодатель нанимает многогранно-развитых молодых специалистов,

обладающих следующими качествами:

1 Профессиональная компетентность.

2 Коммуникативная компетентность.

3 Позитивное отношение к своей профессии.

4 Владение методами экономического анализа.

5 Творческий подход к решению профессиональных задач.

6 Активная жизненная позиция.

Для того чтобы объединить знания, умения и навыки мною используется

практико-ориентированный

подход

в

обучении.

Цель

практико-

ориентированного

обучения:

помочь

студенту

добывать

и

применять

полученные

знания,

научиться

самостоятельно

решать

проблемы,

адаптироваться в современных условиях.

В

рамках

реализации

практико-ориентированного

обучения

по

дисциплине "Внешнее электроснабжение промышленных и гражданских

зданий" стараюсь создать такую обстановку на уроке, которая погружает

студентов в профессиональную среду, соотносит их представления о профессии

с требованиями, предъявляемыми реальным работодателем, способствует

развитию

способности

применения

теоретических

знаний

на

практике,

выполнению

определенных

профессиональных

и

социальных

функций,

позволяет студентам упражняться в профессиональной деятельности.

К активным методам обучения профессиональным умениям относятся:

решение профессиональных ситуационных задач;

имитация деятельности;

курсовое проектирование;

выполнение практических заданий в ходе учебной, производственной

практики и стажировки;

использование информационных технологий;

деловые игры (или их элементы), нестандартные уроки (уроки-

экскурсии, урок – конкурс, викторины).

Применению таких методов должен предшествовать анализ содержания

учебного

материала

и

содержания

профессиональной

деятельности

специалиста.

Решение

профессиональных

ситуационных

задач происходит

в

основном на практических занятиях.

Содержание

практических

занятий

при

изучении

специальных

технических

дисциплин

должно

быть

направлено

на

формирование

профессиональных умений.

В ходе практических занятий студенты овладевают умениями выполнять

расчеты не только при помощи профессиональных калькуляторов, но и при

помощи компьютерных программ (Microsoft XL), работать с нормативными

документами и инструктивными материалами, справочниками, составлять

сметную документацию; составлять схемы, таблицы, решать различные

практические ситуации, производить необходимые вычисления, делать выводы.

Кроме

того,

для

подготовки

студентов

к

предстоящей

трудовой

деятельности важно развить у них интеллектуальные умения – аналитические,

проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий на занятиях

должен быть таким, чтобы студенты были поставлены перед необходимостью

анализировать производственные ситуации, проектировать на основе анализа

свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной

практической задачи.

На занятии по дисциплине «Внешнее электроснабжение промышленных

и гражданских зданий» по теме «Источники света, установка осветительных

приборов и опор. Расчет наружного освещения» при выполнении заданий

студенты в первую очередь совершенствуют навыки и получают опыт в

выявлении проблемы и отборе путей ее решения, работают с предложенным

документом (наряд-допуск и распоряжение), анализируют информацию и

принимают решение о содержании документа. Затем совместными усилиями

группы анализируют ситуацию, возникающую при конкретном положении дел,

и

вырабатывают

практическое

решение

обозначенной

проблемы.

В

завершении, каждый студент, являясь работником ОАО «МРСК Урала»,

исполняют

обязанности,

согласно

своей

должностной

инструкции,

а

«руководитель» ОАО «МРСК Урала» оценивает работу студентов в коллективе

по пятибалльной системе, обосновывая свою оценку.

В процессе проведения данного занятия у студентов вырабатывается

профессиональное суждение и желание не подгонять ситуацию под имеющиеся

стереотипы,

а

находить

свежее

решение

проблемы,

эффективное

для

хозяйствующего субъекта.

Проведение

данного

занятия

способствует

формированию

профессиональных навыков при решении производственных задач, при

составлении расчетов, необходимых для содержания отчетов материально-

ответственных

лиц;

формированию

профессиональных

компетенций:

выполнять поручения руководства в составе аттестационной комиссии,

проводить подготовку к аттестации и проверку действительного соответствия

фактических данных данным учета, оформлять необходимую документацию.

Имитирование профессиональной деятельности – еще один метод,

позволяющий формировать умения, доведенные до автоматизма. Имитировать

профессиональную деятельность можно практически на любом занятии.

Например,

при

изучении

темы

«Устройство

и

конструктивное

выполнение

городских

электрических

сетей»

(дисциплина

«Внешнее

электроснабжение

промышленных

и

гражданских

зданий»)

студенты

«примеряют» на себя роль главного энергетика, инженера и самостоятельно

разрабатывают

проект

монтажа

электрической

сети

и

оборудования

предприятия. Затем руководитель предприятия (в данном случае его роль

играет

преподаватель),

который

должен

утвердить

проект,

предлагает

«инженеру» обосновать выбранный способ монтажа электрической сети

(себестоимости монтажа и т.п.), после чего утверждается (что является

положительным моментом работы «инженера») или нет (в этом случае

«инженер» пересматривает положения и предлагает альтернативные варианты).

При этом у студента формируются навыки работы с нормативной и справочной

литературой.

Курсовое

проектирование

-

организационная

форма

обучения,

применяемая на заключительном этапе изучения учебных дисциплин «Внешнее

электроснабжение промышленных и гражданских зданий» и «Монтаж и

наладка

электрических

сетей».

Эти

дисциплины

позволяют

применить

полученные знания в решении комплексных производственно-технических или

других задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов.

При

выполнении

курсового

проекта

студенты

приобретают

профессиональные умения; углубляют, обобщают и систематизируют знания

по специальным дисциплинам. У них формируются навыки самостоятельного

умственного труда, комплексная проверка уровня знаний и умений. При

выполнении практической части курсового проекта студенты используют

материал, полученный ими в ходе практики по профилю специальности

(анализируют первичные учетные документы; выбирают род тока, релейную

защиту, оборудование; рассчитывают электрическую нагрузку предприятия,

магистральные и распределительные сети, число и мощность трансформаторов

строят картограммы нагрузок, делают заключение по отчетности конкретного

предприятия).

Таким образом, мы способны подготовить студентов к будущей

профессии, уделяя особое внимание самостоятельному принятию решений при

выполнении различных задач по специальности. Совокупность всего практико-

ориентированного обучения позволяет заинтересовать студентов, тем самым

повысить их теоретические знания и практические навыки.



В раздел образования