"Технология укрупнения дидактических единиц в обучении математике"
Автор: Шмелева Ольга Владимировна Должность: учитель математики высшей категории Учебное заведение: МБОУ "Хотьковская средняя общеобразовательная школа № 5" Населённый пункт: город Хотьково, Сергиево-Посадский район, Московская область Наименование материала: статья Тема: "Технология укрупнения дидактических единиц в обучении математике" Раздел: среднее образование
Технология укрупнения дидактических единиц в обучении математике
Шмелева О.В.,
учитель математики высшей категории
В настоящее время проблема несоответствия объёма знаний количеству времени,
предусмотренному для их усвоения, особенно актуальна. Частично она решается
образовательными технологиями на основе усовершенствования и реконструкции
структуры учебного материала и способов его предъявления. Одна из таких технологий
(укрупнение дидактических единиц), разработанная академиком РАО Эрдниевым П.М.,
основана на укрупнённом введении новых знаний, что позволяет
Применять обобщение в текущей учебной работе практически на каждом уроке
Устанавливать больше логических связей в материале
Выделять главное в большой дозе материала
Более эмоционально подать материал
Сделать более эффективным закрепление материала
Укрупнённой дидактической единицей называют систему родственных единиц учебного
материала, в которой симметрия, противопоставления, упорядоченные изменения
компонентов учебной информации в совокупности благоприятствуют возникновению
единой логико-пространственной структуры знаний.
Технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) основана на подаче материала
блоками, одновременном изучении взаимосвязанных тем, действий. Это приводит к
сокращению расхода учебного времени на изучение темы при одновременном повышении
качества знаний учащихся, что является здоровьесберегающим фактором обучения.
Целью данной технологии является достижение целостности математических знаний как
главного условия развития и саморазвития интеллекта учащихся.
Технология УДЕ в обучении математике реализуется следующим образом:
Совместное и одновременное изучение взаимосвязанных понятий и операций
Широкое использование метода обратной задачи
Применение деформированных упражнений
Укрупнение исходного упражнения посредством самостоятельного составления
учеником новых заданий
Учащимся предлагается
изучение взаимно обратных действий и операций :сложение и вычитание;
умножение и деление, заключение в скобки и раскрытие скобок и т.п.
сравнивать противоположные понятия, рассматривая их одновременно: прямая и
обратная теоремы; прямая и обратные функции; возрастающие и убывающие
функции и т.п.
сопоставлять родственные и аналогичные понятия: одноимённые свойства
действий 1-ой и 2-ой ступени; арифметическую и геометрическую прогрессии и
т.п.
В своей педагогической практике я использую элементы технологии УДЕ для изучения
некоторых тем курса математики в 5-6 классах, алгебры в7-9 классах и алгебры и начал
анализа в 10 классах, а также большинства прямых и обратных теорем курса геометрии.
№
п/п
Клас
с
Тема курса
Количество часов,
отведенных на
изучение темы при
обычном
планировании
Количество
часов при
УДЕ
Сокращение
учебного
времени, час/
%
1.
5
Площади и объёмы
12
8
4/25%
2.
6
Сложение и вычитание
отрицательных чисел
20
16
4/20%
3.
7
Умножение и деление
степеней
3
2
1/33%
4.
7
Формулы сокращённого
умножения ( разность
квадратов и квадрат
разности(суммы))
12
10
2/17%
5.
8
Квадратный корень из
произведения, дроби и
степени
5
4
1/20%
6.
8
Внесение множителя под
знак корня, вынесение
множителя из-под знака
корня
3
2
1/33%
7.
9
Прогрессии
22
17
5/23%
8.
10
Решение простейших
тригонометрических
уравнений и неравенств
10
7
3/30%
Сравнивая результаты административных контрольных работ, проводимых в 5 классе в
различные годы, я заметила, что учащиеся классов, где тема "Площади и объёмы"
изучалась блочно, делают меньше ошибок в применении формул для вычисления площади
и периметра прямоугольника , объёма параллелепипеда. Похожие выводы можно сделать и
в 6 классе (темы "Сложение отрицательных чисел" и "Сложение чисел с разными
знаками"; другой блок - "Умножение и деление рациональных чисел"), и в7-ом(блок-
"Формулы сокращенного умножения"), а также в 8-ом (блочное изучение темы
"Квадратные корни") и 9-ом (тема "Прогрессии").
Анализируя свою работу по применению технологии укрупнения дидактических единиц, я
сделала определённые выводы:
Сокращаются затраты учебного времени по сравнению с календарным
планированием без использования УДЕ за счёт одновременного (параллельного)
изучение некоторых взаимосвязанных тем программы в среднем на 24%
Материал темы, изучаемый крупным блоком, лучше воспринимается и усваивается
обучающимися
Повышается положительная мотивация к обучению
Усиливается развивающая функция обучения
В современных условиях, когда наука и образование шагают семимильными шагами,
очень важно для учителя за короткое время урока не просто дать огромное количество
материала, но и научить ребенка мыслить глобально, научить его самостоятельно
добывать информацию, смотреть на один и тот же объект или процесс с разных точек
зрения и, наконец, связывать воедино несвязуемые на первый взгляд вещи. Всему этому и
многому другому способствует использование на уроках естественно-математического
цикла технологии УДЕ (укрупнение дидактических единиц) профессора П.М. Эрдниева.
Технология УДЕ - хороший помощник учителю в реализации ФГОС второго поколения.
Литература:
1.
Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах: (Опыт обучения методом укрупнения
дидактических единиц). М.: Педагогика, 1979.
2.
Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. М., 1992.
3.
Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Теория и методика обучения математике в начальной школе. М.:
Педагогика, 1988.
4.
Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. М.,
1986.