Автор: Мурзина Рания Рашитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГДО МОБУ СОШ с. Куштиряк
Населённый пункт: Бакалинского Района Республики Башкортостан
Наименование материала: Роль воображения в игровой деятельности дошкольника
Тема: Воспитание творчества в играх у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
«Роль воображения в игровой деятельности
дошкольников».
Оглавление
Введение...................................................................................................................3
1. Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований
роли воображения в игровой деятельности дошкольников................................5
§1. Теоретическое представление о воображении,
его видах и функциях..............................................................................................5
§2. Психологические особенности воображения
детей дошкольного возраста................................................................................22
§3. Проявление воображения
в игровой деятельности дошкольников...............................................................26
Вывод по 1 главе....................................................................................................31
2. Глава 2. Опыт экспериментального исследования
роли воображения в дошкольном возрасте.........................................................33
§1. Организация и методики изучения особенностей воображения
в дошкольном возрасте.........................................................................................33
§2. Результаты изучения особенностей воображения
в дошкольном возрасте и их анализ....................................................................37
§3. Психолого-педагогические рекомендации
по развитию воображения у детей.......................................................................45
Вывод по 2 главе....................................................................................................49
Заключение.............................................................................................................51
3. Библиография.....................................................................................................52
4. Приложение........................................................................................................53
52
Введение
Воображение – великая сила. С его помощью можно полететь на
Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо
далекого друга.
Великий немецкий математик Давид Гильберт на вопрос одного из
своих учеников ответил: «Он стал поэтом. Для математика у него не хватило
воображения». Именно благодаря воображению, в науке совершены великие
революционные открытия, такие, например, как создание периодической си-
стемы элементов Д. И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна.
Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требу-
ет педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Школьное
обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К
первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в кото-
рых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и
быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а
также на занятиях рисованием, особенно, когда ребенок начинает «сочи-
нять», «воображать», сочетая реальное с воображением. [2]
Изучением воображения вообще и воображением дошкольников зани-
мались исследователи: Дьяченко О. М., Выготский Л. С., Немов Р. С., Запо-
рожец А. В., Эльконин Д. Б., Рубинштейн С. Л., Вернер.
В современной психологии существует представление о воображении,
как о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, обстоя-
тельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
Выделены виды воображения: непроизвольное или пассивное: снови-
дения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или ак-
тивное воображение: воссоздающие или репродуктивное и творческое. В
творческое входят мечта и фантазия.
Установлено, что воображение развивается в дошкольном детстве.
Эффективнее всего в игровой деятельности.
52
К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих
функциональные механизмы воображения. Для большинства используемых
методик диагностики операционных механизмов не определены границы воз-
растных норм. Это составляет объективную трудность изучения данной сфе-
ры психики и использования имеющихся результатов в процессе организа-
ции деятельности дошкольников. Поэтому темой нашей работы является
«Роль воображения в деятельности дошкольников».
Наше исследование посвящено роли воображения в игровой деятель-
ности дошкольников 6-7 лет.
Цель исследования: определение роли, которую выполняет воображе-
ние в игре дошкольника.
Объектом исследования является игровая деятельность дошкольни-
ков.
Предмет исследования: проявление воображения в игровой деятельно-
сти дошкольника.
Гипотеза: Развитие воображения и развитие игровой деятельности –
взаимозависимые процессы, поэтому по уровню развития воображения, мож-
но предполагать уровень развития игровой деятельности и соответствующим
образом строить развивающую и коррекционную работу с ребенком.
С целью проверки данной гипотезы выдвинем следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы, посвящен-
ной данной теме.
2. Раскрыть сущность понятия воображение.
3. Описать особенности воображения в дошкольном возрасте.
4. Подобрать методики для диагностики особенностей воображения в
дошкольном возрасте.
5. Провести исследование воображения в игровой деятельности до-
школьников.
6. Проанализировать полученные в исследовании данные.
52
7. Составить рекомендации по развитию воображения в игровой дея-
тельности дошкольника.
52
1. Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогиче-
ских исследований роли воображения
в игровой деятельности дошкольников.
1.1. Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях.
В сложной структуре человеческой психики есть удивительное свой-
ство – воображение, или фантазия. Если при помощи восприятия и мышле-
ния человек узнает о свойствах, связях и отношениях вещей, явлений, суще-
ствующих реально, то в воображении отражается и то, что было, но свиде-
телем чего человек не мог быть, и то, что есть, но недоступно по каким-либо
причинам, и то, чего нет, но что может быть. В воображении находит отраже-
ние и, то, что никогда не произойдет, никогда не сбудется. Иначе говоря, в
фантазии человек выходит за пределы реального мира во времени и про-
странстве: он может соединять и разъединять неразложимое и несоединимое,
перемещать вещи, события, процессы из настоящего в будущее, в прошлое,
из одного пространства в другое.
Воображение – это психический процесс создания образов предметов,
ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в
новое сочетание.
Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы
начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечат-
ления и удержать их в памяти.
Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его
впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов. Воображе-
ние возникло у человека в ходе трудовой деятельности. Предвидеть результа-
ты труда можно было, только «забежав вперед» тех дел, которые соверша-
лись в данный момент. Точил ли первобытный человек камень для наконеч-
ника стрелы или топора, ломал ли палку для лука, готовил ли яму для поимки
зверя – во всех этих делах присутствовал образ, мысленная картина того, что
52
получится, произойдет в недалеком будущем в результате усилий, целе-
направленных действий.
С развитием и усложнением трудовой деятельности совершенствова-
лось и воображение: оно рисовало картины более далекого будущего, даль-
ние результаты. Первобытный человек был слаб, в единоборстве с природой.
Природа подавляла его: он не мог объяснить происходящее вокруг. Так роди-
лось представление о существовании сил, стоящих над человеком, появилась
религия.
Современный же человек многое может объяснить. Он не верит в
сверхъестественные силы, а знает законы природы, и не только знает, но и
использует их в создании средств существования, в удовлетворении духов-
ных потребностей. И тем не менее воображение продолжает играть в его
жизни огромную роль. Нет границ познанию, работе мысли, беспредельны и
фантазия, воображение, которое порой идет впереди мышления, пролагая
ему путь. [14]
Воображение в собственном своем специфическом смысле слова мо-
жет быть только у человека. Только у человека, который как субъект обще-
ственной практики реально преобразует мир, развивается подлинное вообра-
жение. В процессе развития оно сначала – следствие, а затем и предпосылка
той деятельности человека, посредством которой он реально изменяет дей-
ствительность. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен
кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования действитель-
ности в сознании тесно связано с реальным преобразованием ее в практике,
хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы. [18]
Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует
то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение
от данного может выразиться, во-первых, в том, человек, исходя из знаний и
опираясь на опыт, вообразит, то есть создаст себе картину того, чего в дей-
ствительности сам он никогда не видел.
52
Воображение может предвосхищая будущее, создать образ, картину
того, что вообще не было. Так М. В. Водопьянов или И. Д. Папанин могли в
своем воображении представить себе полет на Северный полюс и высадку на
нем тогда, когда это была только мечта, еще не осуществленная и неизвест-
но, осуществимая ли.[1]
Воображение может совершить и такой отлет от действительности,
который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действи-
тельности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действитель-
ность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно,
преобразуя действительность, отклоняя от нее, при этом все же учитывает ее
существенные стороны и наиболее значимые черты. Таким образом, и в этой,
форме, отклоняющейся от действительности вплоть до фантастики, вообра-
жение не порывает связь с действительностью.
В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от
действительности, чтобы глубже проникнуть в нее.
Воображение, таким образом, не абстрактная функция, а закономерно
выступающая сторона сознательной деятельности. На этой основе развивает-
ся затем определенная способность, по мере того как воображение формиру-
ется в какой-нибудь конкретной творческой деятельности.
Само восприятие действительности часто преобразуется воображени-
ем под влиянием, чувств, желаний, симпатий и антипатий. Эти преобразова-
ния приводят тогда к искажению, а иногда к более глубокому познанию дей-
ствительности.[18]
Воображение под влиянием чувств иногда по своему капризу произ-
вольно порождает желанный образ, но оно же может и ярче выявить подлин-
ный образ человека. Когда мы любим человека, мы обычно видим его иначе,
в ином, созданном нашим чувством освещении, чем то, в котором он пред-
ставляется другим. Случается поэтому, что созданный нашим воображением
под воздействием чувства образ существенно расходится с действительным
обликом человека. Подчиняясь нашему чувству, воображение в таком случае
52
может уготовить нам немало горьких разочарований. История не одной лю-
бви протекает в борьбе между тем воображаемым образом человека, который
порожден чувством, и реальным образом этого человека. Но бывает и иначе:
образ, складывающийся при равнодушном – а может быть, и бездушном от-
ношении к человеку на основании обыденных впечатлений, в мелких житей-
ских отношениях, может закрыть подлинный облик человека мелкими и не-
существенными штрихами, а большое подлинное чувство может оказаться
мощным проявителем не только самых прекрасных, наиболее человеческих
черт в человеке, но притом именно тех, которые составляют его подлинную
сущность.[7]
Воображение – одна из фундаментальных характеристик человека. В
нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков.
Философ Э. В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила во-
ображения, принадлежит к числе не только драгоценных, но и всеобщих,
универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее
нельзя сделать ни шагу не только в искусстве… Без силы воображения невоз-
можно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество,
лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты».
Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть
ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом,
ни просто человеком… Воображение – это способность вызывать образы. Че-
ловек начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».
При помощи воображения человек отражает реальную действитель-
ность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Вооб-
ражение преобразует действительность и создает на этой основе новые обра-
зы. Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно активно
преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные вос-
приятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами
психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлени-
ем, чувствами.
52
Как же возникают образы воображения, по каким законам осуще-
ствляется их построение?
Воображение – познавательный процесс и имеет в своей основе ана-
литико-синтетическую деятельность человеческого мозга.
Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов
или явления, синтез – объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся ком-
бинации. В результате создается образ или система образов, в которых реаль-
ная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, из-
мененном виде и содержании.
Как бы ни было ново то, что создано воображением человека, оно
неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на
нее. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окру-
жающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отра-
жение того, что станет реальностью в будущем.[4]
Физиологическая основа воображения – образование новых сочета-
ний, из временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших
полушарий мозга.
Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы
невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не пред-
ставляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без вооб-
ражения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искус-
стве. [18]
Функции воображения.
Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть «безра-
ботным». Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не
поступает новая информация, когда он не решает ни каких проблем. Именно
в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по
своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить вооб-
ражение.
52
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функ-
ций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в об-
разах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция во-
ображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая
функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний.
При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовле-
творить многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.
Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатыва-
ется в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в
произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в
частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно
вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события.
Посредством образов он получает возможность управлять восприятием,
воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит
в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в
уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция – это планирование и
программирование деятельности, составление таких программ, оценка их
правильности, процесса реализации. [14]
Виды воображения.
В психологии выделяют следующие виды воображения:
Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы возни-
кают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей.
Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «безумного отдыха».
Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. К открытию тайны
сна люди пришли лишь в конце XIX – начале ХХ в. Обрывки воспоминаний
прошлого причудливо сочетаются в сновидениях, они рождаются непредна-
меренно, вступают в неожиданные, иногда совершенно бессмысленные соче-
тания. В полусонном, дремотном состоянии может происходить то же самое.
Сеченов говорил, что сновидения – это «небывалые комбинации бывалых
впечатлений». Когда человек спит, его сознание как бы отступает на задний
52
план, так как прекращают работать участки головного мозга, которые ведают
сознанием, контролируют наши впечатления и представления. Сон – это раз-
литое торможение больших полушарий. Когда происходит полное и глубокое
торможение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но торможение происхо-
дит неравномерно, особенно в начальной стадии сна и в последней перед
пробуждением. Сновидения вызываются работой группы клеток, оставшихся
незаторможенными. Характерными для сновидения являются:
- чувственная достоверность. Когда я вижу сон, я ни на минуту не со-
мневаюсь, что все это происходит со мной наяву. Лишь проснувшись,
«стряхнув» с себя сон, я смогу критически отнестись к приснившимся фанта-
зиям;
- невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний об-
разов;
- явная связь с насущными потребностями человека. Например, Татья-
на пишет Онегину: «Ты в сновиденьях мне являлся». Влюбленная в Евгения,
она постоянно думает о нем, и вот его образ - во сне.[3]
Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содер-
жаться лишь то, что было воспринято человеком. Сегодня известны некото-
рые механизмы сновидений.
Например, поводом для сновидений могут послужить, раздражения
которые получает организм спящего человека: сдвинулось одеяло – замерзли
ноги, может присниться, что ты замерзаешь, что под тобой проломился лед,
или что ты по колено в воде и бреднем ловишь рыбу. Вариаций может быть
множество.
На этом основана методика изучения содержания сновидений: испы-
туемого подвергают (конечно, с его согласия) во время сна тем или иным раз-
дражениям, а потом расспрашивают о том, что ему снилось. Так, освещение
лица спящего красным светом может вызвать во сне образы грозы, вспышки
молнии, отблески лесного пожара. Если поднести к носу спящего флакон с
духами, возможен образ цветущего сада или праздника, когда люди дарят
52
друг другу букеты цветов. Или: лицо спящего закрыли одеялом, стало труд-
нее дышать, а ему снится, что на него набросился бандит и душит его.
Иногда причиной сна являются бурные события, происшедшие за
день – сон снится на ту же, тему, в продолжение этих событий. Приснивший-
ся сон может сигнализировать о какой-либо болезни. Так, одну женщину дол-
го преследовал сон: она ела сырую или испорченную рыбу. При меди-
цинском обследовании у нее оказалась острая форма гастрита. Есть еще
много разных причин сновидений, о которых вы можете, если заинтересуе-
тесь, узнать из специальной литературы.[19]
Сон – продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования
последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необхо-
димы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновиде-
ний, это может привести к расстройству психики. Продуктом больной или
нездоровой психики являются галлюцинации.
Галлюцинация – это тоже пассивное, непреднамеренное воображение.
У людей психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фанта-
зии приобретают черты реальности. У душевнобольного они конкурируют с
тем, что он действительно воспринимает. Если ему представляется давно
умерший родственник, он разговаривает с ним, как с живым, ни на минуту не
сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются гал-
люцинациями. А. С. Пушкин очень тонко описывает помешательство старого
мельника в результате сильнейшего эмоционального потрясения из-за само-
убийства дочери. («Русалка»):
Я продал мельницу бесам запечным,
А денежки отдал на сохраненье
Русалке, вещей дочери моей.
Они в песке Днепра-реки зарыты,
Их рыбка одноглазка стережет.
52
Галлюцинации появляются при различных психических заболеваниях,
под влиянием сильных переживаний – чувства тоски, страха, навязчивых
мыслей.
При слуховых галлюцинациях больной слышит голоса, музыку, звуки.
Голоса то угрожают ему, то о чем-то просят. При этом голоса бывают тихи-
ми, громкими, «приказывающими», в результате чего человек совершает
неожиданные поступки. Это психическое расстройство часто возникает на
почве алкоголизма.
Зрительные галлюцинации обычно возникают при таких болезнях, как
эпилепсия, истерия, а также у алкоголиков, дошедших до состояния белой го-
рячки.
Эти явления объясняются тем, что значительные участки мозга ду-
шевнобольного постоянно в большей или меньшей степени заторможены.
Следы прошлых восприятий, комбинируемые в образах, фантазии, вызывают
такую же реакцию, как и реальные раздражители.
Грезы – это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты,
не связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то
приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь
фантазии с потребностями и желаниями.[4]
Грезит человек в состоянии расслабленности, в состоянии перехода от
бодрости ко сну. В этом случае хотя и есть какая-то общая нить наплываю-
щих образов, но ассоциируются, связываются они, не считаясь с реально-
стью. Результат такого воображения остается на уровне идеального, психиче-
ского. Его реализация в поведении невозможна. У некоторых людей грезы
играют гипертрофированную роль: они являются заместителями реальности,
человек живет в созданном им мире, и это доставляет ему удовольствие. [14]
Вспомним Манилова – героя повести Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Манилов, пользуется грезами и бесплодной мечтательностью как завесой от
необходимости что-то делать: вот он вошел в комнату, сел на стул и предался
размышлению. Незаметно мысли занесли его Бог знает куда. «Он думал о
52
благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом
на берегу какой-нибудь реки, потом через реку начал строиться у него мост,
потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда
видеть даже Москву, и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассу-
ждать о каких-нибудь приятных предметах…»[4]
Произвольное, или активное воображение – это процесс преднамерен-
ного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или
иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и
наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя
разные роли (летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги, брокера и т. д.). Необхо-
димость построить свое поведение в соответствии с приятной на себя ролью
требует активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить недо-
стающие предметы и саму ситуацию игры.
По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется
на воссоздающее, или репродуктивное и творческое.
Воссоздающее, или репродуктивное воображение – это построение
образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по
чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают
новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно
они уже существуют. Они уже воплощены в определенных предметах
культуры. При чтении художественной литературы, при изучении географи-
ческих, исторических и других описаний постоянно оказывается необходи-
мым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем говорится в этих источни-
ках. Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно
развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то,
что хотел передать писатель, рассказчик. Отличной школой развития воссо-
здающего воображения служит изучение географических карт. К. Пау-
стовский писал: «Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географиче-
ским картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекатель-
ной книгой. Я изучил течение неведомых рек, прихотливые морские побере-
52
жья, проникал в глубину тайги… Постепенно все эти места оживали в моем
воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышлен-
ные путевые дневники по разным материкам и странам».
Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспроизводим то,
что сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие
люди (речью, чертежами, схемами, знаками и пр.)
Мы как бы расшифровываем сигналы, символы, знаки. Например,
инженер, рассматривая чертеж (систему линий на листе), восстанавливает об-
раз машины, которая «зашифрована» условными обозначениями.
Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека,
оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в об-
ществе. Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достиже-
ниями других людей. [3]
Творческое воображение – это самостоятельное создание новых об-
разов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Обра-
зы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение. [15]
Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригиналь-
ные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у ху-
дожников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начи-
наешь относиться к ним, как к живым (вспомним Дон Кихота, Андрея Бал-
конского, Наташу Ростову, Анну Каренину, Татьяну Ларину…). [4]
Источник творческой деятельности – общественная необходимость,
потребность в том или ином новом продукте. Еще наши далекие предки на
заре человеческой истории вынуждены были придумывать, изобретать новое
для удовлетворения потребностей. Работая руками, люди видели ограничен-
ность возможностей человеческих рук и начали изобретать простейшие ору-
дия и приспособления, которые могли быстрее и лучше выполнять функции
рук. Роющая рука послужила прообразом лопаты; растопыренные пальцы,
которыми человек сгребал сухие листья для подстилки, навели на мысль о
граблях; сжатую в кулак руку он заменил молотком. В течение многих веков
52
творческое воображение помогало человеку совершенствовать орудия труда.
[11]
Наиболее простым предметом создания творческих образов является
агглютинация (в переводе с греческого – склеивание). Этот прием состоит в
том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединя-
ются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета. Этим прие-
мом создавались мифические образы у древних народов (кентавр: туловище
быка, шея и голова – верхняя часть человеческого тела; русалка: туловище и
голова женщины, хвост – рыбы). Так комбинируются некоторые механизмы,
машины в настоящее время.
Агглютинация широкого распространения не имеет: при ее помощи
довольно редко удается создать образ, который затем воплощается в реаль-
ную вещь. Однако он часто используется, когда дело ограничивается фанта-
зией, когда нет надобности воплощать образ в реальный предмет.
Приемом создания творческих образов является аналогия. Ее сущ-
ность состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально суще-
ствующую вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла
специальная область знания и инженерного дела – бионика. Известно, что
бионика выделяет некоторые свойства живых организмов как биологических
моделей и предлагает их для создания механизмов. Так были созданы многие
ныне действующие приборы разного назначения (локатор – аналог с органа-
ми ориентации летучей мыши, электронный глаз – «отпрыск» глаза леопар-
довой лягушки).
Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной сту-
пенчатой. Например, внешний вид современного самолета очень напоминает
парящую птицу. Это близкая аналогия. Вертолет – отдаленная аналогия с
птицей.
Творческие образы создаются при помощи акцентирования и преуве-
личения (преуменьшения). Первое сводится к тому, что в создаваемом образе
какая-либо часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Так художник
52
рисует карикатуру, дружеский шарж. Он находит в лице, фигуре, конечно-
стях человека неповторимые присущие только ему особенности и усиливает
их, выпячивает, заостряет. Карикатура, шарж несут в себе сходство с ориги-
налом, в то же время это сходство относительно. Писатель юморист изобра-
жает действующее лицо, ситуацию, заострив, выпятив то, что подлежит
осмеянию, что должно вызвать чувство юмора.
Прием преувеличения (преуменьшения) несколько отличен от акцен-
тирования. Если акцентирование – подчеркивание части объекта, заострение,
обнажение ее, то преувеличение (преуменьшение) распространяется на весь
объект, на всю ситуацию. Например, сказки для детей «Гулливер у лилипу-
тов», «Гулливер у великанов», «Белоснежка и семь гномов». Этот прием ши-
роко использован в народных сказках, былинах, когда герой изображается
мощного сложения, со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему вести
борьбу с целым вражеским войском. [17]
Наиболее сложный прием творческого воображения – типизация. Ху-
дожники, писатели, скульпторы в большей мере опираются именно на нее.
Чтобы произведение было жизненно правдивым, автор должен в персонаже,
ситуации выразить ее единичное лицо или событие, а типичное, много раз
повторяющееся, наиболее распространенное. Типизация – сложный процесс
разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается зримый
образ (человека, его дела, взаимоотношений с другими людьми). По этому
поводу А.М. Горький писал: «Как строятся типы в литературе? Они строятся,
конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут
тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения и
их них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это –
обобщенные типы». Типизация как прием воображения близко примыкает к
мышлению, и практически бывает трудно расчленить их в акте создания ти-
пического образа.
Воображение является существенной составной частью творческого
процесса, проявляющегося в различных сферах человеческой деятельности.
52
Тот или иной прием создания творческих образов используется, в зависимо-
сти от цели, стоящей перед человеком, от материала, содержания фантазии,
от богатства знаний. Например, в инженерном деле, видимо, большое значе-
ние приобретает аналогия, в изобразительной деятельности – акцептирова-
ние, типизация, в литературном труде – типизация. [16]
Особый вид воображения – мечта. Мечта всегда направлена на буду-
щее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкрет-
ной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое по-
ведение для его осуществления. Представить себе будущее (то есть то, чего
еще нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый об-
раз. Причем мечта – это такой процесс воображения, который всегда направ-
лен не просто в будущее, а в желаемое будущее. В этом смысле Плюшкин –
образ творческого воображения Н.В. Гоголя, но не его мечта. А вот герои
Алых парусов» А. Грина – мечта писателя о людях, какими бы он хотел их
видеть.
Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности, но
всегда является толчком к деятельности. К.Г. Паустовский говорил, что су-
тью человека является мечта, которая живет у каждого в сердце. «Ничто че-
ловек так глубоко не прячет, как свою мечту. Может быть, потому, что она
не выносит самого малого осмеяния и уж, конечно, не выносит прикоснове-
ния равнодушных рук. Только единомышленнику можно поверить свою меч-
ту».
К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека - обра-
зы, служащие ему образами жизни, поведения, отношений, деятельности.
Идеал – это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для
данного человека черты и свойства личности. В образе-идеале выражается
тенденция развития личности. [4]
Предвосхищая результаты нашей деятельности, мечта, создаваемая
воображением, стимулирует к тому, чтобы работать над ее воплощением в
действительности, чтобы бороться за ее осуществление. Д.И. Писарев писал:
52
«Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать… если бы он
не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и
законченной картине то самое творение, которое только что начинает скла-
дываться под его руками, - тогда я решительно не могу представить, какая
побудительная причина заставила бы человека предпринимать и доводить до
конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и прак-
тической жизни…» Но из стимула к действию мечта воображения может
иногда превратиться и в заместитель действия, перерождаясь в ту пустую
мечтательность, которой некоторые люди, как дымовой завесой, заслоняются
от реального мира и необходимости его изменять. Роль воображения и его
характер существенно определяются тем, что представляют собой его про-
дукты. Одни находят себе легкое и малоплодотворное удовлетворение в ми-
молетных и праздных мечтаниях, прикрываясь завесой своей фантазии от ре-
ального дела. Другие, наделенные достаточными творческими силами,
превращают воплощение своего воображения в реальной дело творчества. Их
творения вводят в реальный мир как бы новое измерение. В созданных худо-
жественным творчеством произведениях искусства люди созерцают преобра-
женный, углубленный образ мира, далеко выходящего за ограниченные рам-
ки их часто узкого личного существования; в практической жизни они лома-
ют устаревшие нормы и реально изменяют действительность. [18]
Еще один вид творческого воображения – фантазия или мечтатель-
ность. Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоя-
щим. К образам фантазии относят сказочно-фантастические и научно-фанта-
стические образы. В фантазии представлены объекты и явления, которых в
природе нет. И сказки, и научная фантастика – результат творческого вообра-
жения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует им их вооб-
ражение. [22]
Кусочек фантазии есть в каждом акте художественного творчества и
во всяком подлинном чувстве; кусочек фантазии есть в каждой отвлеченной
мысли, поднимающейся под непосредственно даны; кусочек фантазии есть и
52
в каждом действии, которое хоть в какой-то мере преобразует мир; кусочек
фантазии есть в каждом человеке, который, мысля, чувствуя и действуя, вно-
сит в жизнь хотя бы крупинку чего-то нового, своего. [18]
52
1.2. Психологические особенности воображения
детей дошкольного возраста.
Начало развития детского воображения связывается с окончанием пе-
риода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность
замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли дру-
гих (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в
играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью
разнообразных средств и примеров.
О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не
только по представлениям и роям, которые дети берут на себя в играх, но и
на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поде-
лок и рисунков. [19]
В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает ре-
продуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впе-
чатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком
в результате непосредственного восприятия действительности, прослушива-
ния рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов. В данном типе вооб-
ражения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного,
творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами об-
разы-воображения такого типа восстанавливают действительность не на ин-
теллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. В образах обычно
воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вы-
звало у него вполне определенные эмоциональные реакции, оказалось осо-
бенно интересным. В целом же воображение детей-дошкольников является
еще довольно слабым.
Маленький ребенок, например трехлетка не в состоянии еще полно-
стью восстановить картину по памяти, творчески ее преобразовать, расчле-
нить и использовать далее отдельные части воспринятого как фрагменты, из
которых можно сложить что-либо новое. Для младших детей-дошкольников
характерно неумение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной
52
от их собственной, под иным углом зрения. Если попросить ребенка-шести-
летку расположить предметы на одной части плоскости так же, как они рас-
положены на другой ее части, повернутой к первой под углом в 90
0
, то это
обычно вызывает большие трудности для детей данного возраста. Им сложно
мысленно преобразовать не только пространственные, но и простые плос-
костные изображения. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется
произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механиче-
ски воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преоб-
разующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирова-
ния действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, це-
ленаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется
творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные про-
цессы, становятся сюжетно ролевые игры.[14]
Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, прохо-
дит в онтогенезе человека определенный путь развития. О. М. Дьяченко по-
казала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым
законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприя-
тие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) ста-
новится произвольным (активным), постепенно превращается из непосред-
ственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со
стороны ребенка являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного перио-
да детства у ребенка, чье творческое воображение развилось достаточно бы-
стро (а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого воз-
раста), воображение представлено в двух основных формах: а) произвольное,
самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи и б) возникновение
воображаемого плана ее реализации. [7]
Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение
у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Оно предохраняет
растущую, легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно
тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции вообра-
52
жения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает
возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения
состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить раз-
рядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение
конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических
действий. [1].
У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения развивают-
ся параллельно, но несколько по-разному. Начальный этап в развитии вооб-
ражения можно отнести к 2,5-3 годам. Именно в это время воображение как
непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает превра-
щаться в произвольный, знаково-опосредствованный процесс и разделяется
на познавательное и аффективное.
Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от
предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображе-
ние складывается в результате образования и осознания ребенком своего
«Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых
поступков.
На первом этапе развития воображение связано с процессом «опредмечива-
ния» образа действием. Через этот процесс ребенок научается управлять
своими образами, изменять, уточнять и совершенствовать их, а следователь-
но, регулировать свое собственное воображение. Однако планировать его за-
ранее, составлять в уем программу предстоящих действий он еще не в состо-
янии. Данная способность у детей появляется лишь к 4-5 годам.
Детское аффективное с возраста 2,5-3 года – 4-5 лет развивается по несколь-
ко иной логике. Вначале отрицательные эмоциональные переживания у детей
символически выражаются в героях услышанных или увиденных ими сказок.
Вслед за этим ребенок строить воображаемые ситуации, которые сжимают
угрозы его «Я» (рассказы-фантазии детей о себе как о якобы обладающих
особо выраженным положительными качествами). [9].
52
Наконец, на третьем этапе развития этой функции воображения возникают
замещающие действия, которые в результате своего осуществления способ-
ны снять возникшее эмоциональное напряжение; формируется и начинает
практически действовать механизм проекции, благодаря которому неприят-
ные знания о себе, собственные отрицательные, нравственно и эмоционально
неприемлемые качества и поступки начинают ребенком приписываться дру-
гим людям, окружающим предметам и животным. К возрасту около 6-7 лет
развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда
многие из них оказываются способными представлять и жить в воображае-
мом мире. [8]
52
1.3. Проявление воображения в игровой деятельности дошкольников.
Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся к концу ран-
него детства знаковой функцией сознания. Одна линия развития знаковой ве-
дет от замещения предметов другими предметами и их изображениями к ис-
пользованию речевых, математических и других знаков и к овладению логи-
ческими формами мышления. Другая линия ведет к появлению и расшире-
нию возможности дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события
воображаемыми, скроить из материала накопленных представлений новые
образы. [13]
Игра взрослого человека и ребенка, связанная с деятельность воображения,
выражает тенденцию, потребность в преобразовании окружающей действи-
тельности. Проявляясь в игре, эта способность к творческому преобразова-
нию действительности в игре впервые и формируется. В этой способности ,
отображая, преображать действительность, заключается основное значение
игры.
Значит ли это, что игра, переходя в воображаемую ситуацию, является отхо-
дом от реальности? И да, и нет. В игре есть отлет от действительности, но
есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действи-
тельности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все,
чем игра живет и что она воплощает в действии, она черпает из действитель-
ности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сто-
рон действительности, с тем чтобы еще глубже в действенном плане выявить
другие. В игре нереально только то, что для нее несущественно; в ней нет ре-
ального воздействия на предметы, и на этот счет играющий не питает обычно
никаких иллюзий; но все, что в ней существенно, - в ней подлинно, реально:
реальны, подлинны чувства, желания, замыслы, которые в ней разыгрывают-
ся, реальны и вопросы, которые решаются.
В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и от-
лет от действительности, и проникновение в нее. Способности к преобразова-
нию действительности в образе и преобразованию вдействии, ее изменению
52
закладываются и подготавливаются в игровом действии; в игре прокладыва-
ется путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству;
словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее фор-
мируются все стороны психической жизни личности; в ролях, которые ребе-
нок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама
личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются свойства, необ-
ходимые для учения в школе, обуславливающие готовность к обучению.
Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в
том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей
действительности, способность к созданию нового. [18]
В психологии принято отмечать, что воображение ребенка складывается в
игре. На первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполне-
ния с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке, и в этот мо-
мент он всадник, а палка – лошадь. Но при отсутствии предмета, пригодного
для скакания, он не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то вре-
мя, когда не действует с ней.
В игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное значение имеет
сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает.
У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие
предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. [12]
Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит инте-
риоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действи-
тельности нет, и к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового
смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это
и есть зарождение воображения как особого психического процесса.
С другой стороны, игра может происходить без видимых действий, целиком
в плане представления. [20]
Важнейшее значение в развитии воображения детей имеет ролевая игра. В
игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими,
брать на себя различные роли. Все это способствует развитию воображения.
52
В играх детей старшего дошкольного возраста уже необязательны предметы-
заместители, так же как необязательны и многие игровые действия. Дети
научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые си-
туации в своем воображении. Игра может протекать во внутреннем плане.
[21]
В режиссерских играх, как и во всех творческих играх, есть мнимая или во-
ображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумы-
вая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют»
игрушки, предметы). Предметы и игрушки используются не только в своем
непосредственном значении, но и, когда они выполняют функцию, не закреп-
ленную за ними общечеловеческим опытом (диванная подушка становится
бегемотом, а пояс от халата – змеей в режиссерской игре «В зоопарк»; куби-
ки превращаются в учителей и детей в игре «В школу»). К игрушкам-заме-
стителям дети охотно прибегают в играх, что говорит о развитии воображе-
ния. [12]
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, чтобы через
нее он знакомился с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, ко-
торые становятся образом для его собственного поведения, и в ней приобре-
тает основные навыки общения, качеста, необходимые для установления кон-
такта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться пра-
вилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию
чувств и волевой регуляции поведения. [11]
Овладевая действиями игры, ребенок одновременно осваивает произвольные
стороны психических процессов, а также действия замещения. Также посте-
пенно ребенок осваивает собственно человеческий знаково-символический
мир – прежде всего вербально очерченное пространство, которое стандарти-
зирует, социализирует его, а также особое знаково-символическое про-
странство, где доминируют образы воображения. [23]
Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности
дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении ре-
52
бенком сказок, стихов. Здесь так же, как в игре, дети вначале опираются на
непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой
штрихи на бумаге.
Сочиняя сказки, стишки, дети воспроизводят знакомые образы и нередко
просто повторяют запомнившиеся фразы, строки. При этом дошкольники
трех-четырех лет обычно не осознают, что воспроизводят уже известное. Так,
один мальчик заявил однажды: «Вот послушайте, как я сочинил: «Ласточка с
весной в сени к нам летит». Другой ребенок также был уверен, что он автор
следующих строк: «Не боюсь я никого, кроме мамы одного…» Нравится, как
я сочинил?» Его пытаются вывести из заблуждения: «Это не ты сочинил, а
Пушкин: «Не боишься никого, кроме бога одного». Ребенок разочаровался:
«А я думал, что это я сочинил».
В подобных случаях детские сочинения целиком строятся на памяти, не
включая работы воображения. Однако чаще ребенок комбинирует образы,
вводит новые, необычные их сочетания. [11]
Нетрудно проследить происхождение всех элементов, вошедших в сказку.
Это образы знакомых сказок, но новое их объединение создает фантастиче-
скую картину, не похожую на ситуации, воспринимавшиеся ребенком или
рассказанные ему.
Преобразование действительности в воображении ребенка происходит не
только путем комбинирования представлений, но и путем придания предме-
там не присущих им свойств. Так, дети в своем воображении с азартом пре-
увеличивают или преуменьшают предметы. Один хочет крошечный земной
шар, чтобы на нем все было «взаправду»: реки и океаны, тигры и обезьяны.
Другой рассказывает, какой он построил «домик до потолка! Нет, до седьмо-
го этажа! Нет, до туч! Нет, до звезд!» [10]
Существует мнение, что воображение ребенка богаче, чем воображение
взрослого человека. Это мнение основано на том, что дети фантазируют по
самым различным поводам. Трехлетний мальчик, рисуя угол, прибавил к
нему маленький крючок и, пораженный сходством этой закорючки с сидящей
52
человеческой фигурой, вдруг воскликнул: «Ах, он сидит!» Другой ребенок, в
том же возрасте, однажды, играя в салочки и, не догнав детей, осалил землю.
Через мгновение он уселся на лавочку и заплакал: «Теперь она меня всегда
салить будет!» – «Кто?» – спрашивают. – «Сальная земля». Еще один маль-
чик искренне верил, что камни могут думать и чувствовать. Он считал очень
несчастными булыжниками, так как они вынуждены изо дня в день видеть
одно и то же. Из жалости ребенок переносил их с одного конца дороги на
другой. [9]
Однако воображение ребенка на самом деле же богаче, а во многих отноше-
ниях беднее, чем воображение взрослого. Ребенок может вообразить себе го-
раздо меньше, чем взрослый человек, так как у детей более ограниченный
жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для воображения. Ме-
нее разнообразны и комбинации образов, которые строит ребенок. Вместе с
тем воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрос-
лого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий отлет
от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа
воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми
окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Но эта работа
требует постоянного контроля со стороны взрослых, под руководством кото-
рых ребенок овладевает умением отличать воображаемое от действительно-
сти. [6]
52
Вывод по первой главе.
Заканчивая главу, можно отметить, что воображение – это психический про-
цесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведе-
ния, имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Пер-
вая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах.
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных со-
стояний. Третья функция воображения связана с его участием в произволь-
ной регуляции познавательных процессов и состояний человека. Четвертая
функция состоит в формировании внутреннего плана действий. Пятая функ-
ция – это планирование и программирование деятельности.
В психологии выделяют следующие виды воображения: непроизвольное или
пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные);
произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное
и творческое. В творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия.
Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого,
проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление
от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа
воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми
узкого личного опыта.
В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктив-
ное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в
виде образов.
В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоми-
нании, воображение из репродуктивного механически воспроизводящего
действительность превращается в творчески ее преобразующее.
Воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным
(активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствен-
ное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются
сенсорные эталоны.
52
Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у де-
тей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль.
Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от
предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображе-
ние складывается в результате образования и осознания ребенком своего
«Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых
поступков.
52
Глава 2. Опыт экспериментального исследования
роли воображения в дошкольном возрасте.
2.1. Организация и методики изучения особенностей воображения
в дошкольном возрасте.
К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих
функциональные механизмы представливания и воображения. Более того,
для большинства используемых методик диагностики операционных меха-
низмов не определены границы возрастных норм. Это составляет объектив-
ную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся
результатов в процессе организации деятельности дошкольников.
Для диагностики уровня развития воображения не всегда целесообраз-
но использовать специальные экспериментальные методики, в ряде случаев
можно ограничиться наблюдением за дошкольником, беседой с ним, анали-
зом продуктов его деятельности. Однако этот путь требует достаточно
большого опыта и занимает много времени. Тем не менее можно назвать ряд
жизненных показателей, по которым можно судить о сфере вторичных об-
разов ребенка и его способности оперировать ими. В частности, об уровне
развития представленной можно судить по тому, что играет решающую роль
в формировании представлений: о низком уровне развития данной способно-
сти свидетельствует доминирующая роль восприятия, о более высоком -
способность оперировать представлениями и менять их под влиянием слова,
а о наличии еще более высокого уровня – решающая роль слова в процессах
формирования и изменения представлений (П.А. Сорокун).
Об уровне развития воображения можно судить по смене преобладаю-
щих его форм и продуктивности, оригинальности, самостоятельности творче-
ских процессов.
Для диагностики способностей воображения традиционно использу-
ются следующие методические подходы:
1) оценка оригинальности традиционных видов и форм деятельности;
52
2) тестирование, связанное с задачами опредмечивания несуществую-
щих (нереальных) или непонятных объектов;
3) тестирование, связанное с оценкой продуктивности процессов во-
ображения;
4) самооценка параметров образов воображения. [7]
Изучать воображение можно в словесном творчестве, в речевой и
изобразительной деятельности, при понимании сказочных образов, при по-
строении образов сказочных персонажей. Все эти методы по своему хороши,
позволяют выявить и исследовать различные стороны воображения. В дан-
ной работе для выявления роли воображения в игровой деятельности до-
школьников использованы методики: наблюдение за игровой деятельностью
воображения при понимании сказочных образов и изучение построения об-
разов сказочных персонажей.
Методика 1. Изучение воображения при понимании сказочных об-
разов.
Подготовка исследования. Подобрать сказку для чтения (например,
«Петушок – Золотой гребешок и чудо-меленка»), составить вопросы, помога-
ющие ребенку при пересказе сказки в случаях затруднения. Подготовить бу-
магу, цветные карандаши для рисования.
Проведение исследования. Детям 4-7 лет выразительно читают сказку.
После чтения проводят 2 серии экспериментов.
1 серия. Выясняют, насколько понял сюжет и образы главных героев
сказки. Если ребенок затрудняется, то ему задают подготовительные вопро-
сы:
1) назови главных героев сказки.
2) кто тебе понравился в сказке? Почему?
3) Кто не понравился? Почему?
4) О чем эта сказка?
2 серия. Детей просят нарисовать главных персонажей сказки (Петуш-
ка – Золотого гребешка, чудо-меленку, горох). Эксперимент можно прово-
52
дить коллективно, но при этом необходимо следить, чтобы каждый ребенок
выполнял задание индивидуально.
Обработка данных. Определяют степень соответствия оригиналу со-
зданного детьми образа (количество соответствующих деталей, усложнение и
обогащение созданного образа). Описывают возрастные изменения в понима-
нии – воссоздании сказочных образов. Результаты оформляют в таблицу:
Возраст
детей
Отсут-
ствие
со-
ответствия
образов
Частичное
соответ-
ствие
об-
разов
Полное со-
ответствие
образов
Усложне-
ние образа
Обогаще-
ние образа
3 года
4 года
5 лет
6 лет
7 лет
Методика 2. Изучение построения образов сказочных персонажей.
Подготовка исследования. Подготовить бумагу, цветные карандаши
или краски. Продумать включение в эксперимент сказочных персонажей, су-
щественно отличающихся от реальных (например, Кощей Бессмертный, Баба
Яга, ведьма и др.), а также волшебные превращения сказочных героев,
например Иванушки в козленка, Василисы Прекрасной в лягушку и т.д.
Проведение исследования. Эксперимент проводится коллективно с до-
школьниками 3-7 лет (но при этом необходимо проследить, чтобы дети вы-
полняли задания самостоятельно). Вначале их знакомят с образами сказок
или напоминают об этих образах и их превращениях, читая выразительно со-
ответствующие произведения или отрывки из них.
1 ситуация – детей просят нарисовать эти образы и превращения, затем
спрашивают о содержании изображенного;
2 ситуация – детей просят рассказать об образах и превращениях.
52
Обработка данных. По каждой ситуации анализируют степень соответ-
ствия образа оригиналу (количество соответствующих деталей, усложнение и
обогащение образа), особенности изображения волшебных превращений,
перехода из одного состояния в другое. Результаты оформляют в таблицу
(см. таблицу к методике 1).
Выясняют возрастные изменения в воссоздании сказочных персонажей
и волшебных превращений, анализируют трудности при воссоздании, уста-
навливают эффективность передачи образа при словесной и образной форме:
как легче передать ребенку образ и превращение – при помощи слов или при
помощи рисунка. [5]
52
2.2. Результаты изучения особенностей воображения дошкольников
и их анализ.
Экспериментальное диагностическое исследование воображения про-
водилось с целью выявить роли, которые выполняет воображение в игре до-
школьника на примере сравнения детей 3, 4, 5, 6 и 7 лет Купцовского детско-
го сада «Колосок». В эксперименте приняли участие по два ребенка каждого
возраста.
Работа с методиками проводилась индивидуально, в процессе рисова-
ния и по его окончании с ребенком велась беседа. В ходе беседы уточнилось
что нарисовал ребенок, как он представляет себе тот или иной образ.
По результатам исследования были составлены и проанализированы
таблицы.
1)
Дети 3-х лет (Максим и Миша):
Методика 1
Максим, 3 года
Отсут-
ствие соот-
ветствия
образов
Частичное
соответ-
ствие
об-
разов
Полное
соответ-
ствие об-
разов
Усложне-
ние образа
Обогаще-
ние образа
Пету-
шок
+
+
Горох
+
Меленка
+
Миша, 3 года
Отсут-
ствие соот-
ветствия
образов
Частичное
соответ-
ствие
об-
разов
Полное
соответ-
ствие об-
разов
Усложне-
ние образа
Обогаще-
ние образа
Пету-
шок
+
Горох
+
Меленка
+
52
Методика 2
Максим, 3 года
Отсут-
ствие соот-
ветствия
образов
Частичное
соответ-
ствие
об-
разов
Полное
соответ-
ствие об-
разов
Усложне-
ние образа
Обогаще-
ние образа
Девочка
+
Гусь
+
Миша, 3 года
Отсут-
ствие соот-
ветствия
образов
Частичное
соответ-
ствие
об-
разов
Полное
соответ-
ствие об-
разов
Усложне-
ние образа
Обогаще-
ние образа
Девочка
+
Гусь
+
В рисунках детей 3-х летнего возраста (см. Приложение) прослежива-
ется отсутствие соответствия образов. Хотя малая часть деталей имеет ча-
стичное соответствие образов:
Максим в методике 1 частично изобразил петушка. У Миши менее
отображены детали птицы. Каждый из детей пытался нарисовать горох, но он
не соответствует натуральному. У Максима отсутствуют пропорции: горох
больше петуха.
В методике 2 Миша частично изобразил девочку и была попытка изоб-
разить гуся: голова и длинная шея.
На основании данных Методики 2 можно предположить, что ребенку
легче передать образ при помощи рисунка. А Максиму, наоборот, легче пере-
дать образ при помощи слов.
52
2)
Дети 4-х лет (Оля и Влада):
Методика 1
Оля, 4 года
Отсут-
ствие соот-
ветствия
образов
Частичное
соответ-
ствие
об-
разов
Полное
соответ-
ствие об-
разов
Усложне-
ние образа
Обогаще-
ние образа
Пету-
шок
+
Горох
+
Меленка
+
Влада, 4 года
Отсут-
ствие соот-
ветствия
образов
Частичное
соответ-
ствие
об-
разов
Полное
соответ-
ствие об-
разов
Усложне-
ние образа
Обогаще-
ние образа
Пету-
шок
+
+
Горох
+
Меленка
+
Методика 2
Оля, 4 года
Отсут-
ствие соот-
ветствия
образов
Частичное
соответ-
ствие
об-
разов
Полное
соответ-
ствие об-
разов
Усложне-
ние образа
Обогаще-
ние образа
Девочка
+
Гусь
Влада, 4 года
Отсут-
ствие соот-
ветствия
образов
Частичное
соответ-
ствие
об-
разов
Полное
соответ-
ствие об-
разов
Усложне-
ние образа
Обогаще-
ние образа
Девочка
+
Гусь
+
В рисунках детей 4-летнего возраста также прослеживается отсутствие соот-
ветствия образов. В Методике 1 Оля частично изобразила только горох, а
Влада и горох, и петушка. К тому же Влада обогатила образы, добавив сол-
нышко, но оно у нее синего цвета и находится ниже петуха.
52
В Методике 2 Влада также обогатила образы, нарисовав речку, но она не со-
ответствует натуральному цвету. У Оли отсутствует соответствие всех об-
разов, но ей лучше, чем Владе удается передать образы при помощи слов.
3) Дети 5-ти лет (Галя и Владик):
Методика 1
Галя, 5 лет
Отсут-
ствие соот-
ветствия
образов
Частичное
соответ-
ствие
об-
разов
Полное
соответ-
ствие об-
разов
Усложне-
ние образа
Обогаще-
ние образа
Пету-
шок
+
+
Горох
+
+
Меленка
+
Владик, 5 лет
Отсут-
ствие соот-
ветствия
образов
Частичное
соответ-
ствие
об-
разов
Полное
соответ-
ствие об-
разов
Усложне-
ние образа
Обогаще-
ние образа
Пету-
шок
+
+
Горох
+
+
Меленка
+
Методика 2
Галя, 5 лет
Отсут-
ствие соот-
ветствия
образов
Частичное
соответ-
ствие
об-
разов
Полное
соответ-
ствие об-
разов
Усложне-
ние образа
Обогаще-
ние образа
Девочка
+
Гусь
+
Владик, 5 лет
Отсут-
ствие соот-
ветствия
образов
Частичное
соответ-
ствие
об-
разов
Полное
соответ-
ствие об-
разов
Усложне-
ние образа
Обогаще-
ние образа
Девочка
+
Гусь
+
52
В рисунках детей 5-летнего возраста предмет имеет признак внешнего
сходства с изображаемым объектом. Ребенку присуще полное соответствие
образов. В 5 лет дети уже усложняют образы. В Методике 2 и Галя, и Владик
обогатили образы, нарисовав речку. Выполнение детьми второй методики
позволяет предположить, что детям в данном случае легче передать образы
при помощи рисунка.
Это может быть связано с тем, что в этой методике предполагается изобра-
зить не статичный конкретный объект, а процесс превращения. Эта задача го-
раздо сложнее, пятилетние дети также как и дети 3 и 4 лет пытаются решить
ее на уровне слов, скорее всего в связи с недостаточным арсеналом художе-
ственных средств для изображения.
4) Дети 6-ти лет (Олег и Анжела):
Методика 1
Олег, 6 лет
Отсут-
ствие соот-
ветствия
образов
Частичное
соответ-
ствие
об-
разов
Полное
соответ-
ствие об-
разов
Усложне-
ние образа
Обогаще-
ние образа
Пету-
шок
+
+
Горох
+
+
+
Меленка
+
Анжела, 6 лет
Отсут-
ствие соот-
ветствия
образов
Частичное
соответ-
ствие
об-
разов
Полное
соответ-
ствие об-
разов
Усложне-
ние образа
Обогаще-
ние образа
Пету-
шок
+
+
+
Горох
+
Меленка
+
+
52
Методика 2
Олег, 6 лет
Отсут-
ствие соот-
ветствия
образов
Частичное
соответ-
ствие
об-
разов
Полное
соответ-
ствие об-
разов
Усложне-
ние образа
Обогаще-
ние образа
Девочка
+
+
Гусь
+
+
Анжела, 6 лет
Отсут-
ствие соот-
ветствия
образов
Частичное
соответ-
ствие
об-
разов
Полное
соответ-
ствие об-
разов
Усложне-
ние образа
Обогаще-
ние образа
Девочка
+
+
Гусь
+
+
В рисунках детей 6-летнего возраста образы соответствуют действительно-
сти. Дети начинают усложнять и обогащать образы, но еще преобладает ча-
стичное несоответствие (горох и меленка). Петуха, испытуемые изображают
уже не одним, а несколькими цветами, вспоминая при этом, что у петуха мо-
жет быть разнообразная окраска. В отличие от Олега, Анжела обогатила об-
разы облаками и солнцем; усложнила меленку, нарисовав пирог внутри нее.
Олег добавил только листочки к дереву.
Говоря о методике 2, видно, что Анжеле лучше передать образы при помощи
слов, но и при помощи рисунка тоже. Олегу не удается лучше при помощи
рисунка.
5) Дети 7-ти лет (Аня и Виолетта):
Методика 1
Аня, 7 лет
Отсут-
ствие соот-
ветствия
образов
Частичное
соответ-
ствие
об-
разов
Полное
соответ-
ствие об-
разов
Усложне-
ние образа
Обогаще-
ние образа
Пету-
шок
+
+
Горох
+
+
+
Меленка
+
52
Виолетта, 7 лет
Отсут-
ствие соот-
ветствия
образов
Частичное
соответ-
ствие
об-
разов
Полное
соответ-
ствие об-
разов
Усложне-
ние образа
Обогаще-
ние образа
Пету-
шок
+
+
Горох
+
+
Меленка
+
+
Методика 2
Аня, 7 лет
Отсут-
ствие соот-
ветствия
образов
Частичное
соответ-
ствие
об-
разов
Полное
соответ-
ствие об-
разов
Усложне-
ние образа
Обогаще-
ние образа
Девочка
+
+
+
Гусь
+
+
Виолетта, 7 лет
Отсут-
ствие соот-
ветствия
образов
Частичное
соответ-
ствие
об-
разов
Полное
соответ-
ствие об-
разов
Усложне-
ние образа
Обогаще-
ние образа
Девочка
+
+
+
Гусь
+
+
В рисунках детей 7-летнего возраста образы почти полностью соответствуют
действительности. В этом возрасте ребенок намного больше усложняет и
обогащает образы. Цвета уже более соответствуют натуральным. В Методике
1 Аня обратила свой рисунок и домиком с окнами, и барином в шляпе, и не-
бом, и поляной.
Виолетта добавила только солнце, небо, землю и травку. Но она, к тому
же, нарисовала блины да пироги, которые появились из меленки, усложнила
горох листочками, но они желтого цвета.
В Методике 2 обе девочки также усложнили и обогатили образы, доба-
вив соответственно бантик, цветок, рисунок на платье; небо, солнце, поляну,
речку и ведро. Но только Ане удается легче передать образы при помощи
слов. А Виолетта в свою очередь, лучше передает образы при помощи рисун-
52
ка, показав при этом, как растопырились пальцы на руках, превращающихся
в крылья.
При проведении методики «Изучение построения образов сказочных
персонажей» из 10 испытуемых только 3 детям легче передать образ и
превращение при помощи рисунка, а при помощи слов – 6 детям. Одному ре-
бенку легче передать образ как в словесной форме, так и с помощью рисунка.
При проведении методики «Изучение воображения при понимании ска-
зочных образов» только 4 (6-7 лет) из 10 испытуемых наиболее правильно
воссоздали все 3 образа: петушка, горох и меленку.
Другая часть испытуемых неверно передала какой-либо из образов, т.к.
дети либо не умеют этого делать, либо не имеют представления о предмете.
В основном это дети от 3 до 5 лет.
Данные экспериментального исследования показывают, что развитие
воображения дошкольников идет по пути усложнения и обогащения воссо-
здаваемых образов. Можно также отметить, что с годами воссоздаваемые об-
разы становятся более приближенными к действительности. Это можно объ-
яснить тем, что ребенок овладевает сенсорными эталонами размера, цвета,
пропорций и т.д.
В экспериментальных данных прослеживается еще одна линия разви-
тия воображения – освоение словесного способа описания образа. Это имеет
особенно важное значение для развития игровой деятельности дошкольника.
52
2.3. Психолого-педагогические рекомендации
по индивидуальному подходу в развитии у детей воображения.
Работа по формированию воображения должна представлять собой си-
стему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности. занятия
могут проводиться как фронтально, так и малыми группами или же индиви-
дуально. Отдельные задания и упражнения могут вплетаться в занятия по
развитию речи, рисование и вводиться в свободное время как игра. В задачи
таких занятий входят, во-первых, расширение кругозора детей, обогащение
их сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов для создания более
полной и обширной основы для воображения, а во-вторых, активизация и
развитие речи, обучение детей комбинированию воспроизведению опыта,
приемам оперирования представлениями – для развития собственного вооб-
ражения.
Но самое важное условие раскрытия творческих способностей детей –
это создание общей атмосферы принятия, свободы, возможности для каждого
ребенка пережить опыт своей успешности, «момент достижения». Такая за-
дача требует от взрослых особого внимания. При выполнении заданий детям
могут оказывать разные виды помощи: кому-то из них достаточно ободряю-
щей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым
требуется и совместная работа со взрослым.
В любом случае взрослый строит общение таким образом, чтобы по
возможности каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего
собственного или общего со взрослым творчества. Дети могут также делить-
ся своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять зада-
ния в группах.
В ходе нашего исследования выяснилось, что наравне с детьми, у кото-
рых такие хорошо развито воображение, имеются и такие дети, которые с
трудом воссоздают образы. Для этих детей необходимы упражнения, кото-
рые помогут развить их воображение. Мы предлагаем следующие рекоменда-
52
ции для воспитателей , родителей и других взрослых, которые участвуют в
воспитании детей.
В играх с детьми:
1 .Использовать заместители предметов.
В развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора.
Если на ранних этапах развития (в 3—4 года) воображение дошкольника не-
отделимо от реальных действий с игровым материалом и определяется харак-
тером игрушек, сходством предметов-заместителей с заменяемыми предмета-
ми, то у детей 6—7 лет уже нет столь тесной зависимости игры от игрового
материала. Их воображение может опираться и на такие предметы, которые
вовсе не похожи на замещаемые. Например, ребенок может скакать верхом
на палочке, представляя себя всадником, а палку — лошадью. Постепенно
необходимость во внешних опорах исчезнет. Произойдет интериоризация —
переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет,
к представлению действий с ним в уме. Однако для этого следует сначала
научить ребенка легко оперировать различными заместителями предметов.
Такими заместителями могут быть другие предметы, геометрические фигур-
ки, знаки и т. п.
2. Осуществлять «опредмечивание» неопределенного объекта.
Способом «опредмечивание» дети начинают пользоваться еще с 3—4
лет. Он состоит в том, что ребенок может в незавершенной фигуре усматри-
вать определенный предмет. Так, в задании на дорисовывание неопределен-
ного изображения он может, например, круг превратить в колесо для маши-
ны или в мячик, треугольник — в крышу домика или в парус для кораблика,
и т. д. К 6—7 годам ребенок должен уже относительно свободно владеть
этим способом, а также научиться добавлять к «опредмеченному» рисунку
разнообразные детали.
3. Создавать образы на основе словесного описания или неполного гра-
фического изображения.
52
Эта способность очень важна для предстоящей учебной деятельности
ребенка. Необходимость создания образов на основе словесного описания и
графического изображения возникает при чтении книги (образное представ-
ление описываемых ситуаций, персонажей), при осознании значения новых
слов (образное представление предметов и явлений, которые эти слова
обозначают), при распознавании объектов, когда ограничено поле их воспри-
ятия (образное представление предмета, когда полностью он не виден, а вид-
на лишь какая-то его часть) и в некоторых других ситуациях. При этом, чем
лучше у ребенка развита способность к созданию таких образов, тем более
точные и устойчивые представления у него возникают. Для развития этой
способности можно использовать задания, в которых ребенок должен:
а) создавать образ предмета по его словесному описанию;
б) воссоздавать целостный образ картинки на основе восприятия одной
или нескольких ее частей.
4. Оперировать в уме образами простых многомерных объектов (про-
странственное воображение).
Все предметы окружающего нас мира существуют в пространстве. И
образы воображения, чтобы быть адекватными, должны отражать про-
странственные характеристики этих предметов. В связи с этим, очень важно
развивать у ребенка способность «видеть» образ предмета с учетом его про-
странственного расположения. Для тренировки этой способности детям ше-
сти лет можно предложить игры двух типов:
а) на мысленное преобразование предмета в пространстве,
б) па представление взаимного 'расположения нескольких предметов в
пространстве.
5. Подчинять свое воображение определенному замыслу, создавать и
последовательно реализовывать план этого замысла.
Только последовательная реализация замысла может привести к вы-
полнению задуманного. Неумение управлять своими идеями, подчинять их
своей цели приводит к тому, что самые интересные замыслы и намерения ре-
52
бенка часто не достигают своего воплощения. В этом возрасте у ребенка уже
есть необходимые предпосылки для того, чтобы научиться действовать по за-
ранее продуманному плану. Поэтому очень важно развить эту способность,
научить ребенка не просто бесцельно и отрывочно фантазировать, а реализо-
вывать свои замыслы, создавать хоть небольшие и несложные, но закончен-
ные произведения (рисунки, истории, конструкции и т.п.).
Обучение этому умению должно включать следующие этапы:
I — этап демонстрации плана: взрослый показывает, как составлять
план (схему) готового произведения (конструкции);
II — этап самостоятельного «чтения» плана: ребенок учится «читать»
составленный вами план (схему) и создавать на его основе свое произведе-
ние;
III — этап самостоятельного составления плана:
ребенок сам составляет план (схему) собственного произведения.
52
Вывод по второй главе.
В ходе экспериментального исследования были получены данные о
возрастных изменениях в развитии воображения, а также о том как эти изме-
нения проявляются в игровой деятельности детей.
Использованные нами методики: наблюдения за игровой деятельно-
стью детей, «Изучение воображения при понимании сказочных образов» и
«Изучение построения образов сказочных персонажей» позволяют диагно-
стировать особенности проявления воображения у дошкольников в есте-
ственных условиях привычной для них деятельности (игре, рисовании).
Недостатком этих методик является то, что они требуют значительных вре-
менных затрат.
Возрастные изменения в развитии воображения продиагностированные
в ходе исследования в целом соответствуют описанным в литературе дан-
ным.
В ходе исследования было выявлено следующее:
В 3 года в рисунках детей прослеживается отсутствие соответствия об-
разов. Только небольшое количество деталей имеет частичное соответствие.
Пропорций нет.
В 4 года еще прослеживается отсутствие соответствия образов, но есть
и частичное изображение предметов. В этом возрасте ребенок начинает обо-
гащать образы, но не соответствующими цветами.
В 5 лет предмет имеет признаки внешнего сходства с изображаемым
объектом. Ребенку присуще полное соответствие образов. В этом возрасте
ребенок начинает усложнять и продолжает обогащать образы.
В 6 летнем возрасте образы соответствуют действительности. Дети
усложняют и обогащают образы разными цветами, осваивая изобразитель-
ные средства создания образа. Если в 5 лет дети только начинали усложнять
и обобщать образы, дорисовывая при этом 1-2 предмета, то в 6 лет их количе-
ство увеличивается.
52
В 7 лет в рисунках детей очень ярко выражается усложнение и обога-
щение образов. Если в 6 лет дети обогащали только один образ, то в 7 лет со-
здают общую картину.
С возрастом воссоздаваемые дошкольником образы становятся слож-
нее, точнее по отношению к воссоздаваемому предмету, они складываются в
целостные картины – представления. Эти изменения воссоздаваемых образов
можно пронаблюдать в игре дошкольника, в продуктах его деятельности (в
нашем исследовании – в рисунках и комментариях к ним).
В целях развития воображения можно рекомендовать взрослым, рабо-
тающим с дошкольниками следующее: в игре и в занятиях чаще использо-
вать заместители предметов, работать с «опредмечиванием» неопределенных
объектов, включать детей в ситуации создания образов на основе словесного
описания или неполного графического изображения, организовывать игру та-
ким образом, чтобы детям было необходимо подчинять свое воображение
определенному замыслу, создавать и последовательно реализовать план это-
го замысла.
52
Заключение
Воображение – это психический процесс создания образов предметов,
ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в
новое сочетание.
Выделяют следующие виды воображения: непроизвольное или пассив-
ное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произволь-
ное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творче-
ское. В творчестве, в свою очередь, входят мечта и фантазия.
Для развития воображения особенно важным возрастным этапом яв-
ляется дошкольное детство. Ведущей деятельностью дошкольника является
игра, поэтому психические функции дошкольника, в том числе воображение
развиваются эффективнее всего именно в игровой деятельности.
Для изучения проявлений воображения дошкольников в игре были ис-
пользованы методики «Изучение воображения при понимании сказочных об-
разов» и «Изучение построения образов сказочных персонажей».
В исследовании были получены и проанализированы результаты, под-
тверждающие важную роль воображения в игре дошкольника. Было уста-
новлено:
1) особенности воображения, которые дошкольник проявляет при вос-
произведении сказочных образов можно наблюдать и в игровой деятельно-
сти;
2) развитие воображения и развитие игровой деятельности взаимозави-
симые процессы, важные для нормального развития ребенка;
52