Напоминание

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Автор: Воротягина Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУ ВО "Бобровская ШИ"
Населённый пункт: город Бобров, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воротягина И.В.

воспитатель, КОУ ВО "Бобровская ШИ"

Аннотация.

В статье на основе анализа актуальной научной

литературы

приводится

исследование

процесса

формирования

межличностных отношений слабослышащих детей младшего школьного

возраста. В работе раскрываются общие принципы и особенности данного

процесса,

выявляются

проблемы

формирования

межличностных

отношений у таких детей и находятся пути их решения.

Ключевые слова:

слабослышащие, межличностные отношения,

младшие школьники.

Развитие основных характеристик активной личности происходит в

школьные годы и во многом зависит от социальной ситуации развития

ребенка. Младший школьный возраст - время интеллектуального развития,

в котором происходит формирование ядерной личности, формирование

межличностных отношений. Согласно культурно-исторической теории

JI.C. Выготского, развитие психики детей происходит в процессе

взаимодействия,

общения

со

взрослыми

и

сверстниками.

Ребенок

осваивает

социальные

переживания,

на

основе

которых

у

него

формируются специфические формы умственной деятельности, уместны

нормы и правила социального поведения, ценности и представления о

личностных качествах, социальных и нравственных чувствах. Создание

условий для нравственного воспитания личности гражданина России в

настоящее время является основной задачей государственной политики.

Актуальность

разработки

проблемы

развития

межличностного

взаимодействия заключается в том, что эмоциональное благополучие

детей, степень их толерантности, уровень развития уверенности в себе

личности и, в конечном итоге, успешность – именно от данных качеств

зависит социальная адаптация и интеграция людей с нарушениями слуха в

общество слышащих людей.

Проблема построения межличностных отношений у слабослышащих

детей имеет особое значение, поскольку наличие нарушений слуха и

определенная социальная изоляция определяют особенности развития

личности ребенка в группе.

В сурдопедагогике рассматриваются различные аспекты развития

межличностных отношений у детей с нарушением слуха. Однако на

сегодняшний день остаются недостаточно проработанными вопросы,

связанные с изучением взаимосвязи между состоянием межличностных

отношений и усвоением представлений о личных качествах ребенка,

включая моральные качества, об использовании корректирующей и

развивающей работы для улучшения межличностных отношений.

Возникает противоречие между потребностью общества в человеке,

способном развивать межличностные отношения, гибко реагирующим на

изменения, важностью коммуникативных навыков для образовательной

практики слабослышащих детей и недостаточно эффективным процессом

решения проблем межличностные отношения. Решение этой проблемы

будет

способствовать

более

глубокому

изучению

и

улучшению

межличностных отношений слабослышащих детей начальной школы.

Межличностные отношения определяются как прямые связи и

отношения, которые развиваются в реальной жизни между мыслящими и

чувствующими

людьми.

Состояние

взаимоотношений

людей

с

нарушением слуха зависит от ряда факторов: условий семейного

воспитания, условий обучения, сроков и степени потери слуха, развития

языковой активности, владения коммуникативными навыками, наличия

возможностей для спонтанного поглощения социальных переживаний,

адекватности самооценки. Развитие межличностных отношений у детей

младшего школьного возраста с нарушением слуха имеет особое значение,

поскольку позволяет включить их в рамки социальных отношений.

Межличностные

отношения

между

младшими

школьниками

являются

предпосылкой

их

личностного

развития.

Помимо

образовательной

деятельности,

все

большее

значение

приобретают

развитие

навыков

социального

взаимодействия,

сотрудничества

и

сотрудничества, дальнейшее развитие личностных качеств, важных для

межличностных отношений, такта, способности помогать и принимать

решения, дружелюбия и т.д. Большое внимание уделяется формированию

дружеских отношений, требующих эмоционально позитивного восприятия

окружающих и адекватной самооценки.

Формирование личности слабослышащего ребенка обусловлено

ограниченными социальными переживаниями, спецификой восприятия и

понимания

социальных

отношений,

демонстрируемой

средой

особенностями развития психических процессов, языка, эмоционально-

произвольной сферы. В развитии эмоциональной сферы у слабослышащих

младших школьников наблюдаются такие особенности, как незнание или

недостаточная оценка эмоциональных состояний, непонимание причин

эмоций

у

других

людей,

что

может

привести

к

их

неверному

истолкованию.

Межличностные

взаимодействия

детей

с

нарушением

слуха

формируются в их совместной деятельности и являются предпосылкой их

эффективного осуществления. Распространенные формы активности,

проявляющиеся в различных формах сотрудничества слабослышащих

детей,

являются

наиболее

оптимальными

формами

воспитательной

работы,

направленной

на

воплощение

норм

взаимоотношений.

В

совместной деятельности слабослышащие школьники изучают этические

нормы, учатся оценивать действия с точки зрения моральных норм и

подчинять свое поведение этим нормам. Использование общих форм

деятельности определяет активизацию речевого общения глухих и

слабослышащих детей, развитие коммуникативных навыков с учителем и

друг с другом. Формирование межличностных отношений детей с

нарушением слуха происходит в условиях совместной деятельности и

должно

основываться

на

принципах

коммуникативной

системы

-

формирование речевого общения и его необходимость, организация

слухово-языковой среды как необходимое условие для развития языка.

У слабослышащих младших школьников моральные представления

формируются не спонтанно, как у слышащих сверстников. Ребенку с

нарушением слуха сложно различить термины, характеризующие личные

качества, отношения между людьми, потому что словесно-логическое

мышление

отстает

в

развитии.

Значительное

отставание

детей

с

нарушениями слуха по отношению к своим сверстникам проявляется в

усвоении

и

использовании

эмоционально-оценочной

лексики,

недостаточном использовании слов, характеризующих эмоциональные

состояния, затруднении определения причин эмоций.

У учащихся младшего школьного возраста с нарушением слуха

недостаточно развиты социальные навыки, отсутствуют вербальные

средства

построения

межличностных

отношений.

Сами

отношения

характеризуются непродолжительностью и нестабильностью, низкой

осведомленностью.

Одним

из

направлений

работы

по

обогащению

социального

воображения

детей

с

нарушением

слуха

является

улучшение

их

читательской активности и ознакомление с детской литературой. К

трудностям, возникающим при чтении у детей с нарушением слуха,

относятся недостаточное понимание прочитанного, фрагментарность

воспринимаемого текста, недостаточное восприятие художественного

образа,

невозможность

установить

причинно-следственные

связи,

выделить основную идею рассказа, определить мотивы персонажей,

действия и их личные качества. Часто слабослышащие дети не реагируют

на проблемы героев, не могут им посочувствовать, поэтому необходимо

обратить особое внимание на формирование читательского интереса

слабослышащих детей, их активность с целью обогащения нравственных

представлений, формирование представлений, обозначающих личностные

качества людей.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что были изучены

только

некоторые

аспекты

межличностных

отношений

детей

с

нарушением слуха. Таким образом, недостаточное знание значения

представлений

о

личностных

качествах

слабослышащих

младших

школьников

для

развития

их

взаимоотношений

со

сверстниками,

отсутствие данных о взаимосвязи между состоянием межличностных

отношений слабослышащих детей младшего школьного возраста и

формирования их представлений о личностных характеристиках людей и

моральных

нормах

поведения

служит

основой

для

реализации

комплексного подхода к разработке модели улучшения межличностных

отношений учащихся с нарушением слуха.

Важным направлением коррекционно-развивающей работы стала

организация

самостоятельного

чтения

слабослышащих

младших

школьников

с

целью

формирования

представлений

о

личностных

качествах, правилах и нормах межличностных отношений.

Успешное развитие межличностных отношений достигается только

за счет комплексной и разнообразной коррекционно-развивающей работы

вне школы в контексте интенсификации различных видов совместной

деятельности (игры, чтение, проектная деятельность), которые помогают

развивать коммуникативные навыки, учат детей сотрудничать, изучая

правила и нормы позитивных межличностных отношений, что ведет к

уменьшению

конфликтов.

Это

говорит

о

том,

что

специально

организованная

работа

по

улучшению

межличностных

отношений

слабослышащих детей младшего школьного возраста способствует их

успешной социальной адаптации.

Проведенное исследование может стать основой для дальнейшего

развития проблемы проектирования межличностных отношений детей с

особыми образовательными потребностями в условиях поиска новых

путей и методов коррекционно-педагогического воздействия.

Список использованной литературы

1.

Алексеева

Е.

Е.

Психологические

проблемы

детей

дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.

2.

Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. —

219 с.

3.

Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного

возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практ. пособие для

академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и

доп. — М.: Юрайт, 2019. — 396 с.

4.

Ворошнина Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2

ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу: практ. пособие для

СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 302 с



В раздел образования