Напоминание

Коммуникативный тренинг для подростков 13 - 15 лет


Автор: Винера Фагимовна Голубева
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБОУ Гимназия № 4
Населённый пункт: г. Химки
Наименование материала: Занятия с элементами тренинга
Тема: Коммуникативный тренинг для подростков 13 - 15 лет
Раздел: среднее образование





Назад




Коммуникативный тренинг

Для подростков 13 – 15 лет

Автор Голубева В.Ф.

Педагог психолог

МБОУ гимназия № 4 г. Химки Московская область

Занятие №1

Теоретическая часть.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими

людьми как членами общества; в общении реализуются социальные

отношения людей.

Общение – это сложный многоплановый процесс

установления и развития контактов между людьми, который порождается

потребностями

в

совместной

деятельности,

включает

в

себя

обмен

информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и

понимание людьми друг друга.

Роль общения в жизнедеятельности человека:

Коммуникация

процесс

двустороннего

обмена

информацией,

ведущей ко взаимному пониманию (это та сторона общения, которая связана

непосредственно с обменом информацией).

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и

поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной

коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее

понимание

ситуации

и

предмета

общения

(достижение

большей

определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем,

обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов).

Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних

ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в

определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с

людьми, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста,

образования,

культуры,

розного

уровня

психологического

развития,

имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются

друг от друга по коммуникативным способностям.

Чтобы оценить свою коммуникабельность, полезно задать себе

вопросы. (А.А. Добрович «Общение: наука и искусство»).

1. Умеете ли вы так поздороваться или о чем-то опросить, чтобы

человеку было приятно ответить вам?

2. Способны ли вы вызвать интерес и чувство доверия?

3. Если с вами грубы, находите ли ответную реакцию, помимо

собственной грубости? Если у вас способность спокойно осадить

грубияна, сделать его поневоле вежливее?

4. Умеете ли вы вовремя пошутить, разрядить накаленные страсти?

5. А прервать разговор, но так, чтобы собеседник не обиделся на вас?

6. А отказать в чьей-то просьбе, но не вызвать при атом враждебности?

7. А попрощаться – просто попрощаться, но так, чтобы вас хотели

видеть еще раз?

Систематическая специальная тренировка сможет существенно

повысить умение человека преодолевать разнообразные барьеры

коммуникаций.

Как же выработать необходимые навыки?

Прежде всего определить уязвимые места в своем умении вступать в

контакт и именно на них сосредоточить тренировочные усилия.

Коммуникативные

барьеры.

Причинами

плохой

коммуникации

могут быть:

1.

стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц

или

ситуации,

в

результате

нет

объективного

анализа

и

понимания людей, ситуаций, проблем;

2.

«предвзятые представления» – склонность отвергать все, что

противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы

верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что

толкование событий другим человеком столь же законно, как и

наше собственное;

3.

плохие отношения между людьми – поскольку если отношение

человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости

вашего взгляда;

4.

отсутствие

внимания

и

интереса

собеседника,

а

интерес

возникает, когда человек осознает значение информации для

себя: с помощью этой информации можно получить желаемое

или предупредить нежелательное развитие событий;

5.

пренебрежение

фактами,

т.е.

привычка

делать

выводы-

заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

6.

ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов,

сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и

т.п.;

7.

неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии

общения:

1)

открытое

закрытое

общение;

2)

монологическое – диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) –

личностное (общение «по душам»).

Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку

зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – нежелание

либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение,

имеющуюся

информацию.

Использование

закрытых

коммуникаций

оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени

предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на

поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях

открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые

коммуникации

эффективны,

если

есть

сопоставимость,

но

не

тождественность

предметных

позиций

(обмен

мнениями,

замыслами).

«Одностороннее выспрашивание»- полузакрытая коммуникация, в которой

человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не

раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» –

человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не

интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства»,

слушать «излияния».

Таким

образом,

цель

коммуникативного

тренинга

это

способствовать осознанию значения общения в жизни человека, развитие

коммуникативной компетентности, преодоление коммуникативных барьеров,

обучение эффективному открытому, диалогическому общению.

Упражнение «Моя проблема в общении»

Время: 15-20 мин.

Члены группы пишут на отдельных листах бумаги в краткой,

лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная

проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и

складываются в общую кучу. Затем каждый студент произвольно берет

любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он

смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и

оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно

ли

предлагаемый

прием

способствует

ее

разрешению.

Допускаются

высказывания критикующие, уточняющие или расширяющие ответ.

Итог занятия – что понравилось, что запомнилось, впечатления,

выводы.

Занятие № 2

Цели:

1.

развитие навыков активного слушания.

2.

приобрести навыки невербального общения в группе.

Игра «Испорченный телефон»

Участники встают в колонну по одному. Ведущий встает в конце

колонны. Таким образом, все участники повернуты к нему спиной. Хлопком

по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего

участника. Затем он жестами показывает какой-либо предмет (спичечный

коробок,

пистолет,

волейбольный

мяч

и

пр.).

Первый

участник

поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его

повернуться и показывает предмет, второй передает третьему, третий –

четвертому и так далее. Последний участник называет предмет. Условия: все

делается молча, только жестами, можно только попросить повторить,

участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник

не хлопнет его по плечу.

Упражнение «Черное и белое»

Ход проведения: Каждый участник получает карточку, на которой

написана одна из фраз…

1.

Рад вас видеть!

2.

Спасибо за работу.

3.

Приходите завтра.

4.

Я в восторге.

5.

Спасибо, мне очень приятно ваше внимание.

6.

Приятно было с вами поговорить.

7.

Спасибо за комплимент.

8.

Очень вам признателен.

9.

Ценю вашу настойчивость.

10.

Мне это очень нравится.

Ведущий: «Произнесите одну и ту же фразу, придавая ей прямой и

противоположный смысл».

Как вы думаете почему одна и та же фраза воспринимается по разному?

Что влияет на восприятие информации?

Игра «Есть контакт»

Ведущий просит всех расположиться большим полукругом. Затем он

предлагает каждому по очереди выйти в центр и постараться любыми

доступными ему средствами, кроме словесных, установить контакт с каждым

участником.

Обсуждение: анализируются впечатления, возникшие в процессе игры,

те средства установления контакта и те признаки, которые свидетельствуют о

том, что контакт установлен.

Итог занятия – что понравилось, что запомнилось, впечатления,

выводы.

Занятие № 3

Цели:

1.

Развитие согласованности внутригрупповых взаимодействий.

2.

Развитие навыков социальной перцепции.

Упражнение «Согласование ритма»

Необходимое время: 10 минут.

Процедура: «Это упражнение выполняется молча. У вас есть единственное

средство его выполнения – звуки, точнее, ритм. Найдите в этой аудитории

что-либо, чем можно отбивать ритм. Если ничего не найдете, можете просто

хлопать в ладоши или постукивать по подлокотнику. Начнем с того, что

каждый будет отстукивать свой собственный ритм… Если чей-то ритм

покажется вам привлекательным, можете присоединиться к нему». Рано или

поздно вся группа начинает стучать, бренчать, позвякивать в одном ритме. В

этот момент можно дать новую инструкцию: «А теперь попробуйте

вернуться к тому ритму, с которого вы начали упражнение».

Упражнение «Я знаю, что тебе приснилось»

Необходимое время: 40 минут.

Материалы: чистые карточки.

Процедура: Каждому участнику группы выдается столько карточек, сколько

присутствует людей на занятии минус одна.

Инструкция примерно такая:

– Всем хорошо известна пословица «Чужая душа потемки». Когда так

говорят, обычно имеют в виду скрытые мысли людей. Но, пожалуй, еще

большими потемками являются образы чужого подсознания. Давайте

проверим, насколько мы способны проникнуть в мир чужого подсознания и

понять его. В течение двух минут молча посмотрите на людей, сидящих в

нашем кругу. Кого-то, как вам кажется, вы уже неплохо изучили, кто-то до

сих пор является для вас загадкой. Подумайте: что каждый из

присутствующих здесь людей мог бы… увидеть во сне? Каковы наиболее

характерные для его снов образы? Что он, по вашему мнению, чаще всего

видит во сне?

У каждого из вас имеются карточки. На одной стороне карточки подпишите

имя члена группы, а на другой напишите свой ответ на вопрос: «Что этот

человек видит во сне?». Если вы считаете, что какой-то человек редко видит

сны или практически не запоминает их, то так и напишите. Заполните

карточки для всех членов группы.

Время на работу 30-40 минут. По окончании этой процедуры карточки

складываются на столике ведущего вверх той стороной, на которой написано

имя участника. Когда асе участники закончат работу, карточки раздаются

адресатам.

Поднимите руки те, кто обнаружил в одной или нескольких карточках

правильно угаданные ваши сны. Хорошо! Теперь, даже если предположения

ваших товарищей о ваших сновидениях абсолютно не совпадают с реальным

содержанием ваших снов, все-таки поработайте с этими карточками:

сгруппируйте их по темам и подумайте над тем, что у вас получилось.

Обсуждение результатов этой игры может оказаться очень интересным. Если

в группе найдется хотя бы один человек, в отношении сновидении которого

другим участникам удалось добиться «точного попадания» в одном или

нескольких случаях, это уже замечательный повод для анализа способов

такого угадывания. Что подсказало «прорицателю снов» правильный ответ?

Может быть, в поведении «сновидца» есть нечто, позволяющее «увидеть»

его сны? Любопытно получить и от того, и от другого истолкование образов

угаданного сна (не преминув напомнить участникам группы знаменитое

фрейдовское высказывание: «Сны – царский путь к бессознательному»).

Итог занятия – что понравилось, что запомнилось, впечатления,

выводы.

Занятие № 4

Цели: освоение умений адекватной коммуникации, отработка эффективных

средств общения, развитие умений вести себя в соответствии с принципом

«здесь и теперь».

Упражнение «Моя проблема в общении»

Время: 15-20 мин.

Члены группы пишут на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной

форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в

общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и

складываются в общую кучу. Затем каждый студент произвольно берет

любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он

смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и

оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно

ли предлагаемый прием способствует ее разрешению. Допускаются

высказывания критикующие, уточняющие или расширяющие ответ.

Упражнение «Моя главная идея»

Время: 10 мин.

Каждый участник пробует выделить, что в его характере кажется ему самым

важным, существенным, и облечь эту «главную идею своей личности» в

краткую формулу (например: «Лед и пламень», «Как бы чего не вышло» и

пр.). Группа садиться полукругом. Каждый участник представляется группе,

сначала называя свою фамилию в тональности, отвечающей «главной идее»

(бурно, резко, настойчиво или же мирно, застенчиво, смущенно), а затем

приводит соответствующее высказывание. Группа обсуждает, чьи

представления произвели наиболее впечатление или же были самыми

неожиданными, расширяющими знание о данном человека в новом русле.

Время проведения: 30 минут.

Группа делится пополам, образуя два круга: внешний и внутренний. По

сигналу руководителя группы участники внешнего круга движутся по

часовой стрелке, а внутреннего – против часовой стрелки. По сигналу

руководителя участники останавливаются и поворачиваются лицом к

соответствующему партнеру в другом круге. Находящиеся во внешнем круге

играют роли полицейских, дающих указания по движению своим партнерам

во внутреннем круге, которые играют ради автомобилистов. Участники

спонтанно продолжают игру в течение трех минут.

По сигналу руководителя группа опять начинает движение, затем по сигналу

останавливается и повторяет процедуру выбора партнеров. На этот раз

участники во внутреннем круге играют роли продавцов, старающихся что-то

продать предполагаемым покупателям из внутреннего круга. Через три

минуты участники прекращают игру и делятся впечатлениями.

В этом упражнении могут быть выбраны еще роли:

родственники, которые долгое время не видели друг друга:

детей, получивших новую игрушку.

Итог занятия – что понравилось, что запомнилось, впечатления,

выводы.

Занятие № 5

Цель: дать возможность наблюдать в группе процессы, происходящие при

обсуждении и принятии коллективного решения.

Упражнение «Рассказ по кругу»

Каждый из присутствующих по кругу рассказывает о своем представлении

об идеале в некоторой области. Темы могут быть в таком стиле:

Как бы я потратил 1000000 долларов?

Как я представляю себе рай?

Какой бы я хотел иметь дом?

Что бы я сделал, если бы был всемогущим?

Что бы я сделал, если бы был главой государства?

Игра «Путешествие на воздушном шаре»

1.

Предложите участникам игры выбрать себе профессию

врач,

инженер, учитель, художник, и т.д. Одного участника попросите быть

наблюдателем).

2.

Всем участникам игры предлагается представить, что они оказались

членами одного экипажа на воздушном шаре. Шар начинает падать и

остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в

море. Чтобы этого не произошло, кто – то должен выпрыгнуть из

корзины.

3.

Группа должна принять общее решение о том, кто прыгнет из корзины,

исходя из того, кто из них будет менее полезен, если воздушный шар

приземлится на необитаемом острове.

4.

После завершения дискуссии происходит оценка работы группы.

Эксперт докладывает свои наблюдения о ходе дискуссии: использование

веских доводов, аргументов в защиту «своей» профессии, умение

выслушивать друг друга, «авторитарные манеры» и т.д.

Итог занятия – что понравилось, что запомнилось, впечатления,

выводы

Занятие № 6

Упражнение «Контакты»

Цель: развивать умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми.

Время проведения: 30-60 минут.

Ход занятия:

Педагог предлагает студентам разыграть некоторые ситуации.

Примерные ситуации:

«Перед вами человек, которого вы видите первый раз, но он вам очень

понравился и вызвал желание с ним ознакомиться. Некоторое время вы

раздумываете, а затем обращаетесь к нему. Время на установление контакта,

приветствие и проведение беседы – 2-3 минуты».

Затем по сигналу педагога студенты должны в течение 1 минуты закончить

начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому участнику.

Эти правила распространяются и на нижеследующие ситуации:

«В вагоне метро вы случайно оказались рядом с довольно известным

киноактером. Вы обожаете его, и, конечно, хотели бы с ним поговорить. Ведь

это такая удача». Роль актера играют сидящие во внутреннем круге студенты.

«Вам нужна довольно крупная сумма денег. Нужно поговорить с

родителями. И вот вы подошли к отцу (матери)».

«Вы узнали, что один из ваших друзей дурно отзывался о вас в

неформальной обстановке. Надо с ним поговорить. Конечно, это не очень

приятно, но лучше сразу все выяснить, чем строить догадки и переживать по

этому поводу. Случай представился: вы одни, никого рядом нет».

Примечание:

- педагогу следует обратить внимание всех участников на то, как ни

вступают в контакт, начинают встречу, какие приемы и способы

коммуникации используют, как поддерживают разговор и заканчивают

беседу;

- после очередной смены партнеров, задавая ситуацию, педагог определяет

конкретные роли для каждого круга. Например, во внешнем круге участники

играют роль родителей, во внутреннем – детей;

- задача педагога в этом упражнении – подобрать такие ситуации, чтобы

было интересно решать поставленную проблему.

Итог занятия – что понравилось, что запомнилось, впечатления, выводы

Химки 2021



В раздел образования