Автор: Черемных Людмила Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ школа №219 Красносельского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
Тема: " Мир комнатных растений"
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Гатчинский центр дополнительного образования «Созвездие»
«Принято» « Утверждаю»
педагогическим советом Директор МБОУ ДО «ГЦДО «Созвездие»
Протокол № ___________ _________________Л.М.Шашкова
«___»___________20___г. Приказ №_____________________
«___»_____________20_____г. «___»___________20___г.
« Согласовано»
Директор МБОУ
«Гатчинская СОШ № 8
___________ Безродная Я.А.
от «___» __________20 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Мир комнатных растений»
Направленность программы: Естественно-научная
Возраст обучающихся:12-18лет
Срок реализации программы: 3 года (144+216+216=576 часов)
Разработчик: педагог дополнительного образования
Черемных Людмила Алексеевна
Гатчина – 2019
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Пояснительная записка
2.
Учебно-тематическое планирование, 1-й год обучения
3.
Содержание программы, 1-й год обучения
4.
Учебно-тематическое планирование, 2-й год обучения
5.
Содержание программы, 2-й год обучения
6.
Учебно-тематическое планирование, 3-й год обучения
7.
Содержание программы, 3-й год обучения
8.
Методическое обеспечение программы
9.
Психолого-педагогическое сопровождение программы
10.Список литературы
11.Приложения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Жизнь человека неразрывно связана с природой, а, следовательно, с жизнью
растений. Современный ассортимент комнатных растений насчитывает не одну тысячу
наименований. Важно не только научиться разбираться в этом многообразии, но и уметь
подбирать оптимальный видовой состав растений для того или иного микроклимата,
объединить его в целостную композицию и обеспечить квалифицированный уход за
растениями. Современный зеленый интерьер должен сочетать декоративный эффект с
долговременностью
функционирования,
оказывать
санитарное
воздействие
на
окружающую среду и вместе с тем быть полноценным элементом архитектурной
композиции, т.е. интерьер, окружающий человека в школе, дома и на работе должен стать
одним из элементов экологической культуры, вызывать эстетическое удовлетворение.
В условиях города, когда ребенок в течение многих часов находится в окружении
стекла, железобетона, синтетических материалов, пластика, растения создают возможность
контакта с природой, красотой форм, приятным запахом и спокойной зеленой окраской,
благотворно
влияют
на
центральную
нервную
систему
школьника.
Правильно
организованная работа с комнатными растениями помогает развить у детей навыки по
уходу за растениями, их выращиванию, наблюдательность и способствует формированию
эстетического восприятия окружающей действительности. Именно поэтому и возникла
необходимость в данной программе.
Направленность программы «Мир комнатных растений» - естественно-научная.
Целью программы является создание условий и предпосылок для формирования
устойчивого интереса детей к миру комнатных растений, выработка нравственно-
эстетической и экологически деятельностной отзывчивости на объекты природы.
Программа
«Мир
комнатных
растений»
является
средством
формирования
экологического мировоззрения обучающихся, воспитания их экологической культуры.
Из комплекса задач, которые решаются в рамках данной программы, мы выделяем
образовательные задачи:
дать обучающимся углубленные знания по биологии и экологии комнатных
растений;
отработать навыки разработки
и выполнения дизайнерских проектов по
озеленению внутренних пространств помещений;
познакомить с правилами ведения опытнической работы;
обучить
алгоритму
написания
учебно-исследовательской
и
научно-
исследовательской работы;
обучить эффективным приемам работы с информацией;
воспитательные задачи, т.е. формирование потребности бережного отношения к
окружающей среде и улучшению ее состояния:
воспитать
такие
качества
личности
как:
трудолюбие,
ответственность,
целеустремленность, бескорыстие, любовь к природе;
создать в детском коллективе атмосферу доброжелательности, уважительное
отношение друг к другу, авторским правам своих товарищей, их проектам;
воспитать общую и профессиональную коммуникабельность;
развивающие задачи направлены на развитие эмоциональной сферы, эстетического
восприятия и оценки состояния окружающей среды. Задача педагога заключается в
создании условий для развития:
способностей,
благоприятствующих
становлению
творческой
личности,
самостоятельного принятия решения, в том числе и в нестандартных условиях;
наблюдательность, чтобы видеть необычное в повседневном окружении;
обобщающего, системного, логического мышления;
способности популяризовать свои исследования, четко формулировать и выражать
свои мысли;
устойчивого
интереса
к
миру
комнатных
растений
и
потребности
в
систематическом уходе и заботе о них;
стремления к распространению экологических знаний и личному участию в акциях
по защите окружающей среды, экологически активной жизненной позицию;
природоохранного оптимизма;
потребности в самостоятельности и самоактуализации;
активной
личности, способной воздействовать на общественное мнение об
экологических проблемах среди сверстников и взрослых.
Актуальность и привлекательность программы: наличие многообразия растений,
представленных в учебных кабинетах и рекреациях позволяет проводить исследования и
наблюдения за их ростом и развитием
круглый год, вовлекая обучающихся в
опытническую и исследовательскую деятельность, создавать условия для их творческой,
интеллектуальной
и
деятельностной
самореализации
посредством
организации
взаимодействия детей с миром комнатных растений.
Новизной программы
является включение в ее структуру
взаимозависимых и
взаимодополняемых блоков, характеризующих разный вид деятельности обучающихся -
познавательного, исследовательского, природоохранного.
К новизне программы следует также отнести включение в ее содержание создание
обучающимися
дизайнерских проектов озеленения внутренних помещений,
что
стимулирует их к проявлению и развитию творческой инициативы.
Растения рассматриваются как объекты для познания, исследования, а ближайшее
природное окружение (лесной массив, побережье реки) – как объекты охраны и проведения
экологических акций, операций. Комплекс экологических мероприятий осуществляется на
протяжении всего курса занятий по данной программе.
Программа рассчитана на 3-хлетний курс занятий и предназначена для учащихся 3-8
классов.
Продолжительность занятий: для первого года обучения - 4 часа в неделю, для
второго и третьего года обучения - 6 часов в неделю, по 144 и 216 часов в год
соответственно.
Формы занятий: программа предусматривает следующие формы занятий:
занятия в аудитории (для ознакомления с теоретическим материалом, и работы с
литературными источниками, а также для обсуждения результатов опытов и
исследовательской работы и оформления дневников наблюдений, исследовательских
работ) и т.д.;
практические работы по уходу и исследованию комнатных растений с необходимым
инвентарем и оборудованием;
экскурсии в ближайшее природное окружение с познавательной, природоохранной
целью;
встречи со специалистами, экскурсии в городскую оранжерею с познавательной
целью, целью обмена опытом и приобретения новых растений;
участие в массовых экологических, природоохранных мероприятиях , в конференциях
школьников;
работа
на
компьютере:
подготовка
исследовательских
работ,
презентаций,
оформление результатов наблюдения за растениями;
выставки выращенных растений и защита творческих и исследовательских проектов.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Ожидаемые результаты вытекают из поставленных задач по воспитанию, обучению и
развитию детей и могут быть представлены как перечень знаний и умений, приобретаемых
ими на каждой ступени образовательного процесса.
По окончании 1-го года занятий обучающиеся:
усвоят правила техники безопасности при работе в кабинете и лаборатории, правила
обращения с с/х инвентарем и оборудованием;
будут знать особенности морфологии, размножения, роста и развития растений,
условия необходимые для их выращивания;
познакомятся с растениями различных климатических зон и их особенностями;
познакомятся с классификацией растений по декоративным признакам;
научатся диагностировать болезни или признаки угнетенного состояния растений и
смогут их устранить;
будут осуществлять уход за растениями,
и размножать их соответственно
биологическим особенностям;
смогут при помощи лупы и определителя выявить вредителей комнатных растений и
предложить способы избавления от них;
будут закладывать простейшие опыты с цветочно-декоративными культурами по
предложенной методике при помощи педагога, а также научатся вести наблюдения за
комнатными растениями и оформлять необходимую документацию;
научатся выпускать листовки на тему охраны природы, соблюдать правила
поведения в природе.
По окончании 2-го года занятий обучающиеся:
познакомятся с систематикой комнатных растений, с правилами составления их
названий, научатся определять общие признаки в строении, особенностей ухода за
представителями каждого семейства;
будут уметь:
при помощи справочной литературы создавать инструктивные карточки по уходу за
растениями теплицы;
правильно размещать растения в интерьере и создавать простейшие дизайнерские
проекты по озеленению внутренних помещений;
создавать различные композиции из комнатных растений;
выращивать растения гидропонным способом, составлять питательные растворы;
проводить эксперименты с комнатными растениями по предложенной методике без
помощи преподавателя (под контролем) и описывать результаты
исследований,
оформляя их в дневниках наблюдений;
самостоятельно выбирать тему для будущей исследовательской работы;
фотографировать живые растительные объекты, выбирая наиболее выигрышное
положение.
По окончании 3-го года занятий обучающиеся смогут:
составить мини-энциклопедию «Растения нашей школы», разработать экскурсию «В
царстве комнатных растений» и провести ее для младших школьников;
самостоятельно работать с учебной, научно-популярной и справочной литературой;
приобрести навыки обработки результатов наблюдений и экспериментальных
данных, формулирования выводов к работам;
обобщать результаты исследования и оформлять исследовательскую работу;
готовить презентации своих проектов, опытнических и исследовательских работ;
участвовать в различных творческих конкурсах и выставках;
самостоятельно проводить опыты и исследования.
Показателем результативности работы по программе являются:
выставки выращенных растений;
оформление
индивидуальных
и
коллективных
папок
«Растения
теплицы»,
составление классификации растений по степени декоративности;
разработка общешкольного проекта " Зеленая школа"
публикации в школьном журнале «Восьмое чудо света» о жизни растений школы и
проведении природоохранных мероприятий;
составление альбома-энциклопедии «Растения школы»;
разработка и проведение экскурсий для младших школьников с целью расширения
их кругозора и приобщения к комнатному цветоводству;
участие в праздниках, конкурсах, смотрах;
выполнение исследовательской работы по темам, предложенным педагогом или
сформулированным самостоятельно.
Способы проверки результативности программы педагогом:
наблюдение за становлением личностных качеств обучающихся;
диагностика знаний и умений;
анкетирование обучающихся и их родителей совместно с педагогом-психологом;
журнал регистрации личных достижений обучающихся, с анализом их творческой и
исследовательской деятельности (портфолио обучающихся).
Подведение итогов реализации программы может проходить в форме праздника «В
царстве комнатных растений» с вручением грамот, дипломов, благодарственных писем
отличившимся обучающимся, заключительной конференции по результатам опытнической
и исследовательской работы, выставки творческих проектов по зеленому дизайну
помещений с их защитой.
Условия реализации программы
Данная программа может быть реализован6а при взаимодействии следующих
составляющих.
Образовательной средой программы являются учебный класс, лаборатория, рекреации
школы, пришкольный участок , ближайшее природное окружение (лесная зона города,
дворцовый парк, побережье реки Оредеж).
Все это позволяет проводить наблюдения за жизнью растений (1 год обучения),
эксперименты с комнатными растениями
(2 год обучения), и исследовательскую работу (3 год обучения), таким образом, происходит
поэтапное
вовлечение
обучающихся
в
учебно-исследовательскую
и
научно-
исследовательскую работу, появляется возможность раскрыть индивидуальные, творческие
и интеллектуальные способности ребенка, создать
условия для формирования его
исследовательской культуры и сориентировать его к естественно-научной специализации
(приложение № 1).
Для реализации данной программы необходимы
методические
комплексы,
состоящие из информационного материала и конспектов занятий, рефератов по темам
программы, технологических и инструктивных карт, фотоальбомов комнатных растений,
методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям и методик постановки и
проведения опытов с растениями, перечень примерных тем учебно-исследовательских
работ,
развивающие
и
диагностические
материалы:
тесты,
дидактические
и
психологические игры, кроссворды.
Педагог, руководитель объединения «Мир комнатных растений», реализующий
данную программу, должен обладать следующими личностными и профессиональными
качествами:
умение вызывать интерес к себе и преподаваемому курсу;
умение
создать
комфортные
условия
для
успешного
развития
личности
воспитанников;
умение распознать и раскрыть творческие способности обучаемых;
постоянное самосовершенствование педагогического мастерства.
Перечень инвентаря и оборудования для проведения занятий:
наборы садовых инструментов (лопаточки, вилы, грабли, рыхлители, кошки);
опрыскиватели, лейки, салфетки для обмывания листьев;
бытовой опрыскиватель для обработки теплицы от вредителей;
керамзит, гравий, отсев, (используются в качестве дренажа);
песок, универсальный цветочный грунт для составления земляных смесей;
контейнеры для уборки опавших листьев;
лотки и контейнеры для выращивания семян и пикировки рассады;
цветочные горшки, кашпо;
перчатки, фартуки для обучающихся;
секаторы, ножницы;
термометр для изменения температуры воздуха;
лабораторное оборудование и посуда для проведения исследований и анализов проб
воды и почвы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й год обучения
№
п/п
Тема
Общее
кол-во
часов
В том числе
теория
практика
БЛОК 1 – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ
1
Введение
2
-
2
2
Особенности морфологии цветковых
растений
12
4
8
3
Условия содержания комнатных
растений
14
3
11
4
Размножение растений
26
4
22
5
Знакомство с растениями школы
30
10
20
6
Особенности ухода за комнатными
растениями
10
3
7
7
Посуда для посадки растений, дизайн
цветочных горшков
10
1
9
8
Проблемы, возникающие при
выращивании растений и их устранение
16
8
8
БЛОК 2 - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
9
Опыты и наблюдения за жизнью
растений
16
1
15
БЛОК 3 - ПРИРОДООХРАННЫЙ
10
Учимся охранять природу
6
-
6
11
Итоговое занятие
2
-
2
Итого
144
34
110
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
БЛОК 1 – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ
Введение
Многообразие комнатных растений, их значение в жизни человека. Техника
безопасности
при
работе
в
лаборатории,
на
занятиях,
правила
обращения
с
сельскохозяйственным инвентарем, основы безопасности жизни.
Экскурсия по школе «Мир комнатных растений».
Особенности морфологии цветковых растений
Общий вид цветкового растения, строение растений. Характеристика органов растения.
Стихотворение
«Разговор
растений».
Стебель,
лист,
плод,
виды
стеблей,
листорасположение, простые и сложные листья. Виды плодов и семян.
Корень. Сказка «Путешествие в мир корней». Определение типов корневых систем.
Практическая работа.
Пикировка – прищипывание главного корня. Пикировка
корней на примере окоренившихся черенков. Уход за растениями.
Цветок. Строение цветка. Значение в жизни растений. Цветочные часы.
Обобщающие занятие-викторина «Что есть у каждого растения».
Условия содержания комнатных растений
Знакомство с растениями различных климатических зон (пустыня, субтропики, тропики).
Роль света в жизни растений. Влияние освещенности на рост и развитие растений.
Характеристика растений по отношению к свету (светолюбивые, теневыносливые).
Из чего состоит почва? Роль почвы в жизни растений.
Практическая работа. Приготовление различных почвенных смесей.
Опыты, эксперименты с почвой.
1.
Обнаружение питательных веществ (приготовление почвенных вытяжек).
2.
Определение механического состава, влагоемкости и влагопроницаемости почвы.
3.
Влияние состава почвы на рост и развитие растений.
Вода и растения. Правила полива комнатных растений. Группы растений по
отношению к воде (гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты).
Влияние тепла на рост и развитие растений.
Познавательная игра «Создай условия для растений».
Подведение
итогов.
Занятие
–
конференция
«Путешествие
с
комнатными
растениями».
Размножение растений
Вегетативное размножение комнатных растений. Способы вегетативного размножения
(детками, отводками, черенками, усиками, делением куста). Размножение кактусов детками.
Правила техники безопасности при работе с «колючим» материалом.
Практическая работа.
Размножение листовыми черенками (целый лист, половинка
листовой пластинки, лист без черенка).
Размножение комнатных растений стеблевыми черенками. Укоренение в воде и почве.
Практическая работа.
Размножение плюща обыкновенного и комнатных роз
отводками. Уход за растениями, полив, рыхление, уборка опавших листьев, обмывание
листьев, опрыскивание.
Подготовка к опытнической работе. Изучение литературы, составление плана работы,
выбор места для посадки, подготовка горшков, земли, правила оформления дневников
наблюдения.
Изучение
различных
способов
размножения
узамбарской
фиалки.
Размножение
луковичных растений. Отделение луковиц-деток от взрослого растения.
Семенное размножение растений. Условия прорастания семян, эксперименты с
семенами. Посадка семян в почвенный грунт. Наблюдение за развитием проростков.
Зависимость развития растений от глубины заделки семян.
Зачетное занятие «Вегетативное и семенное размножение растений».
Знакомство с растениями кабинета биологии
Названия комнатных растений. Облик комнатного растения (злаковидные, кустистые,
шаровидные, ампельные, почвопокровные). Определение облика комнатных растений,
произрастающих в кабинете.
Папоротники. Биологические особенности, правила ухода, демонстрация живых
объектов: нефролепис, адиантум, асплениум.
Суккуленты: толстянки, алоэ, агава, очитки. Зарисовка и описание растения (по
выбору обучающихся). Сообщение о любимом растении, его презентация.
Биология
кактусов.
Создание
кактусовой
коллекции,
выставка
кактусов
«Замечательные ежики». Изготовление садиков в плошке из суккулентов. Приготовление
почвенной смеси для кактусов и суккулентов. «Мой любимый кактус» - мини-доклад о
любимом растении. Защита проекта «Садик в плошке».
Красивоцветущие
растения:
гибискус,
бальзамин,
пеларгония,
пахистахис.
Особенности ухода, оформление папок «Комнатные растения кабинета биологии».
Декоративно-лиственные растения. Особенности ухода, знакомство с растениями этой
группы.
Цитрусовые: экология, биология, выращивание, размножение лимонов черенками.
Лианы: тетрастигма, пассифлора, монстера, филодендрон. Особенности ухода,
обрезка. Уход за лианами, произрастающими в школе.
Луковичные растения: амариллис, гипеаструмы, эухарис крупноцветковый. Закладка
опытов по выгонке луковичных.
Фикусы, инжир. Особенности выращивания и ухода. Зарисовка растений.
Практическая
работа.
Уход
за
растениями
согласно
их
биологическим
особенностям. Подготовка луковичных к выгонке.
Подведение итогов: игра-викторина «Знаешь ли ты комнатные растения».
Особенности ухода за комнатными растениями
Виды обработки почвы, их значение для растений.
Орудия труда и с/х инвентарь для ухода за растениями.
Знакомство, правила
обращения, техника безопасности при работе с инвентарем.
Способы пересадки комнатных растений (перевалка, замена верхнего слоя, полная
замена субстрата).
Поддержание постоянной влажности воздуха, правила опрыскивания растений.
Притенение, дополнительное освещение.
Практическая работа. Уход за растениями класса и школы.
Посуда для посадки комнатных растений. Дизайн цветочных горшков
Типы емкостей для выращивания растений: горшки, контейнеры, кашпо. Выбор
посуды для посадки растений.
Практическая работа. Изготовление цветочных горшочков для кактусов. Декор из
пластилина, бисера, ракушек, камешек, страз. Пересадка кактусов в изготовленные горшки.
Подведение итогов. Конкурс на лучший дизайн горшка.
Проблемы, возникающие при выращивании растений, и их устранение
Профилактика болезней растений лучше, чем лечение. Профилактическая обработка
почвы, горшков и растений. Виды обработки растений. Опрыскиватели для ухода за
растениями.
Ошибки в уходе за комнатными растениями и их предотвращение. Неотложная
помощь комнатным растениям.
Поддержание водного, температурного, светового режима. Правильное размещение
растений и полив.
Если растение заболело. Болезни комнатных растений и их лечение.
Вредители комнатных растений. Работы со справочной литературой, обнаружение
вредителей при помощи лупы. Защита от вредителей травяными настоями и отварами.
Причины гибели растений. Как этого избежать.
Итоговое занятие «Доктор Айболит к растению спешит».
БЛОК 2 – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
Опыты и наблюдения за жизнью растений
Фенологические наблюдения «Жизнь учебно-опытной микротеплички»: температура
воздуха, рост и развитие растений, периоды цветения, созревания семян.
Правила оформления дневников наблюдения.
Опытническая работа:
Опыт 1 . Образование корней у черенков бальзамина в микротепличке и без нее.
Опыт 2. Влияние освещенности на изменение окраски листьев колеуса.
Опыт 3. Влияние почвенного грунта на рост и развитие растений (укоренение в земле,
песке, торфогрунте).
Опыт 4. Влияние ростовых веществ (гетероауксина, корневина) на укоренение
черенков древесных растений. Припудривание черенков и использование раствора для их
укоренения.
Опыт 5. Влияние удаления мякоти плода на скорость прорастания семян аспарагуса
Шпренгера.
Опыт 6. Размножение бегонии тигровой листовыми и стеблевыми черенками. Выбор
оптимального способа.
Обработка результатов опытов. Оформление дневников наблюдений.
БЛОК 3 - ПРИРОДООХРАННЫЙ
Учимся охранять природу
Экологический рейд
«Озерам парка - чистые берега».
Оформление листовок,
конкурс рисунков на тему охраны природы.
Экологическая акция «Посади дерево».
Экологическая акция «Первоцветы».
Итоговое занятие
Подведение итогов работы объединения. Выставка выращенных растений. Итоги
опытнической работы. Фотоотчет о проведенных экологических акциях.
Учебно-тематический план
2-й год обучения
№
Тема
Общее
В том числе
п/п
кол-во
часов
теория
практика
БЛОК 1 – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ
1
Введение
3
-
3
2
Характеристика семейств комнатных
растений и их представителей
60
16
44
3
Гидропоника
30
4
26
4
Древесно-кустарниковые растения
теплицы
24
6
18
5
Комнатные растения в интерьере
33
10
23
БЛОК 2 - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
6
Эксперименты с комнатными
растениями
24
-
24
7
Выгонка луковичных растений
9
4
5
8
Выращивание рассады цветочно-
декоративных растений
12
2
10
9
Подведение итогов опытнической
работы
12
-
12
БЛОК 3 - ПРИРОДООХРАННЫЙ
10
Учимся охранять природу
6
-
6
11
Итоговое занятие
3
-
3
Итого
216
42
174
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Блок -1 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ
Введение
Знакомство с основными темами курса, особенностями и структурой занятий. Правила
техники безопасности на занятиях при работе в учебно-опытной теплице.
Экскурсия в ботанический сад «Царство комнатных растений».
Характеристика семейств комнатных растений и их представителей
Рассматривается общая характеристика семейства и его представителей, биологические
особенности, строение, способы размножения, особенности ухода и условия содержания.
Практическая
работа.
Фотографирование
растений
семейства,
составление
инструктивной карточки по уходу за растениями.
Семейство гераниевые: общая характеристика, биологические особенности, способы
размножения.
Семейство
бегониевые:
бегония
тигровая,
Клеопатра,
белоточечная,
борщевиколистная, всегдацветущая. Уход за бегониями, произрастающими в школе.
Семейство ароидные: спатифиллум, монстера, сингониум, филодендрон, сциндапсус,
диффенбахия. Понятие «воздушные корни», черенкование монстеры.
Семейство молочайные: молочай Миля, беложильчатый, Тирукалли, трехгранный.
Семейство спаржевые (аспарагусовые): аспарагус Шпренгера, перистый. Размножение
семенами, особенности ухода.
Семейство толстянковые: толстянка
серебристая или портулаковая, толстянка
плауновидная.
Семейство акантовые: афеляндра, белопероне капельное, пахистахис, якобиния мясо-
красная.
Семейство геснериевые: узамбарская фиалка, глоксиния, колумнея, колерия. Понятие
«опушенный лист», особенности ухода за листьями, особенности размножения листьями.
Семейство никтагиновые: бугенвиллия – красивоцветущее кустарниковое растение.
Особенности обрезки и ухода.
Семейство олеандровые: олеандр белоцветковый, олеандр розовый. Ядовитое растение,
меры осторожности при работе с ним.
Семейство коммелиновые: традесканция, зебрина, сеткреазия, солейролия.
Папоротники: адиантум (венерин волос), нефролепис, асплениум. Особенности
строения вайи, созревания спор, размножение делением куста (адиантум, нефролепис).
Семейство бальзаминовые: бальзамин Уоллера, черенкование бальзаминов.
Семейство
амариллисовые:
зефирантес,
гиппеаструм,
амариллис
Особенности
размножения луковичных растений.
Семейство
виноградовые:
тетрастигма
Вуанье,
циссус
ромбовиднолистный.
Особенности выращивания, формирование растений.
Семейство страстоцветные: пассифлора голубая – тропическая лиана.
Практическая работа. Оформление папок «Растения школы».
Подведение итогов. Викторина «Ты и комнатные растения».
Гидропоника
Основы гидропоники, субстраты, оборудование для выращивания комнатных растений
гидропонным способом.
Практическая
работа.
Подготовка
посуды
для
гидропоники,
приготовление
питательных растворов.
«Переориентирование»
почвенных
культур
для
выращивания
их
гидропонным
способом. Использование гидрогеля для выращивания растений и проращивания семян.
Выбор растений для гидропоники. Особенности ухода за гидропонными культурами,
наблюдение за растениями, растущими без почвы.
Практическая работа.
Оформление наблюдений за растениями, растущими на
гидропонике.
Древесно-кустарниковые растения теплицы
Особенности строения, роста и развития.
Способы и виды обрезки: омолаживающая, формовочная, санитарная. Значение
обрезки для стимуляции цветения кустарников. Особенности ухода за деревьями и
кустарниками. Влияние ростовых веществ (корневина и гетероауксина) на укоренение
черенков древесных растений.
Знакомство с древесно-кустарниковыми растениями школы: гибискус китайский,
особенности ухода и размножения; олеандр – декоративно-цветущее растение; мушмула,
гуайава, цитрон, инжир – съедобные представители тропиков; экзотические деревья,
особенности выращивания; жакаранда, евгеника, редкие растения, выявление наиболее
благоприятных условий для укоренения; бугенвиллея, пуансеттия – растения с ярко
окрашенными прицветниками. Особенности размножения, хитрости укоренения растений.
Фикусы, особенности черенкования и ухода. Укоренение черенков фикуса различными
способами.
Практическая работа.
Формовочная и омолаживающая
обрезка деревьев и
кустарников, черенкование растений. Уход за растениями.
Комнатные растения в интерьере
Размещение комнатных растений в помещениях, учет их требований к условиям
содержания, создание композиций
из горшечных растений. Группировка растений,
создание комнатных садиков. Растение в доме: комната за комнатой. Виды аранжировки
растений.
Практическая работа. Изготовление садиков в плошке из суккулентов. Конкурс на
лучший садик в плошке и его фотографирование.
Флорариумы и бутылочные садики, особенности выращивания растений в стеклянных
емкостях. Подбор растений, полив, уход и подкормка.
Влияние комнатных растений на организм ребенка.
Гостиная, дизайн-проект комнаты, составление эскизов «Цветы в гостиной». Подбор
растений для озеленения комнаты.
Проект
озеленения
детской
комнаты
неядовитыми
растениями.
Цветочный дизайн кухни и столовой, составление эскизов, подбор растений.
Варианты аранжировки прихожей и лестничной площадки.
Спальная комната – место для растений, выделяющих фитонциды. Оздоровление во
сне, фитотерапия.
Итоговое занятие. Конкурс на лучший дизайнерский проект по озеленению дома
комнатными растениями.
Блок 2 – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
Эксперименты с комнатными растениями
Занимательные опыты с семенами: губка с семенами, сад с семенами, проращивание
семян в гидрогеле. Выращивание кофе из семян и наблюдение за развитием растений.
Выращивание комнатных роз различными способами. Изучение оптимальных
условий для черенкования растений.
Размножение папоротников спорами. Размножение асплениума и нефролеписа в
микротепличке спорами.
Влияние обрезки листьев на сроки цветения гиппеаструма. Наблюдение за развитием
растений.
Выращивание сосенок из семян.
Размножение пеларгонии зональной различными способами. Черенкование листьев
разного возраста, с разной площадью листовой пластины, с разной длиной черешка.
Размножение сансевьеры листовыми черенками.
Подведение итогов. Оформление и презентация результатов экспериментов.
Выгонка луковичных растений
Условия, необходимые для выгонки тюльпанов, гиацинтов, крокусов, нарциссов.
Приобретение посадочного материала, установка температурного режима, закалка луковиц.
Виды выгонки: форсированная и медленная. Подготовка луковиц к выгонке, составление
земляных смесей, посадка растений. Особенности ухода за выгоночными растениями.
Создание условий для их успешного цветения.
Практическая работа. Выгонка луковичных к праздникам. Уход за растениями.
Выращивание рассады цветочно-декоративных растений
Способы подготовки семян к посеву. Особенности посева мелких семян.
Практическая работа. Подготовка горшков и ящиков для посева семян, составление
земляных смесей. Наблюдение за появлением всходов, ростом и развитием растений.
Пикировка рассады, биологическое обоснование пикировки. Закаливание рассады
перед высадкой в открытый грунт. Пересадка растений в отдельные горшочки.
Подведение итогов опытнической работы
Обсуждение результатов опытов, формулировка выводов. Оформление дневников
наблюдений.
Практическая работа. Подготовка к выставке выращенных растений. Высадка
выращенной рассады однолетних культур и многолетников на пришкольном участке.
Подготовка и проведение праздника цветов.
Подведение итогов.
Выступление обучающихся с результатами опытнической и
экспериментальной работы, презентация любимого растения.
Блок 3 – ПРИРОДООХРАННЫЙ
Учимся охранять природу
Экологические рейды по очистке лесного массива, берегов озер и речушек парка от
мусора.
Операция «Берегите первоцветы», изготовление и расклеивание листовок на
городских рынках в местах продажи весенних цветов.
Подготовка публикаций в местных СМИ, школьном журнале.
Заключительное занятие
Праздник
цветов,
выставка
выращенных
растений,
цветочных
композиций.
Презентация опытнической и экспериментальной работы.
Подведение итогов работы объединения за год.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3-й год обучения
№
п/п
Тема
Общее
кол-во
часов
В том числе
теория
практика
БЛОК 1 – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ
1
Введение
3
-
3
2
Оформление альбома-энциклопедии
«Растения школы»
24
8
16
3
Уход за растениями
33
-
33
4
Создание цветочных композиций из
растений .
15
6
9
5
Флористика
18
5
13
БЛОК 2 - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
6
Исследовательская деятельность
60
18
42
7
Растения-забавы
36
4
32
БЛОК 3 - ПРИРОДООХРАННЫЙ
8
Учимся охранять природу
36
4
32
9
День открытых дверей
15
-
15
10
Итоговое занятие
3
-
3
Итого
216
43
173
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Блок 1- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ.
Введение
Знакомство с программой 3-го года обучения, главными ее разделами. Правила
техники безопасности.
Практическая работа. Уход за растениями.
Оформление альбома-энциклопедии «Растения школы»
Классификация фотографий растений по семействам. Подготовка к презентации
растений
по семействам: название растений, семейство, родина, количество видов ,
фотография, краткая инструкция по уходу и размещению.
Альбом-энциклопедия растений – результат работы объединения.
Практическая работа.
Оформление энциклопедии и обобщение знаний о
комнатных растениях.
Подведение итогов.
Презентация альбома и проведение экскурсии «В царстве
комнатных растений» для учащихся начальной школы.
Уход за растениями
Практическая работа. Уход за растениями (полив, рыхление, уборка опавших
листьев, обмывание листьев, опрыскивание, пересадка растений).
Составление обучающимися экскурсий «В царстве комнатных растений». Конкурс
на лучшую разработку экскурсии.
Проведение экскурсии для воспитанников студий дополнительного образования
школы, ознакомительное практическое занятие «Пересадка комнатных растений».
Размножение и посадка комнатных растений для озеленения территории школы.
Проведение акции «Больше растений - здоровее организм».
Экскурсия «В царстве комнатных растений» для родителей детей, обучающихся в
объединении.
Подведение итогов. Выставка комнатных растений, выращенных детьми.
Создание цветочных композиций из растений теплицы
Зона субтропиков.
Практическая работа. Подбор растений данной климатической зоны, оформление
естественного ландшафта.
Зона влажных тропических лесов. Создание уголка тропических растений.
Зона пустыни. «Эти колючие красавцы – кактусы».
Практическая работа. Оформление естественного уголка пустынной зоны.
Лекарственные растения: пеларгония, каланхое, алоэ, золотой ус, индийский лук.
Учебно-исследовательская работа.
Влияние фитонцидов растений на здоровье
человека.
Ядовитые комнатные растения. Меры предосторожности при работе с ними.
Подведение итогов. Выставка цветочных композиций из растений.
Флористика
Искусство составления букетов и композиций из живых цветов, выращенных на
пришкольном участке. Составление композиций с использованием флористической губки.
Правила и приемы сушки растений, подготовка материала для работы. Оформление
букетов из высушенных растений и сухоцветов.
Использование
различных спреев и красок для украшения колосков и плодов
растений.
Правила работы с высушенными растениями. Особенности работы с хрупким
материалом, аппликации из высушенных растений, изготовление панно.
Практическая работа.
Подготовка фитоматериала для работы.
Составление
композиций.
Подведение итогов.
Выставка букетов из сухоцветов, аппликаций и панно из
засушенных растений. Конкурс на лучший букет.
Блок 2- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
Исследовательская деятельность
Алгоритм выполнения исследовательской работы, правила ее оформления и защиты.
Выбор темы и объектов исследования, актуальность исследования и прогнозируемые
результаты. Этапы выполнения исследовательской работы. Постановка целей и задач,
составление программы исследований. Обзор литературы, выбор нужной информации из
литературных источников, составление списка литературы.
Начальный этап оформления исследовательской работы, фотографирование объектов
исследования и закладка экспериментов, необходимых для исследования, оформление
дневников наблюдений, наблюдение за вариантами опытов и контрольными образцами.
Отражение результатов в дневниках наблюдений.
Обработка результатов исследований, составление графиков, диаграмм, таблиц,
оформление рисунков, фотографий.
Круглый стол: обсуждение результатов исследовательской работы, высказывание
мнений, обсуждение проблем, возникших при выполнении и выполнении работы.
Подготовка исследовательских работ к презентации и защите.
Подведение итогов.
Презентация и защита исследовательских проектов внутри
объединения.
Растения-забавы
Работа с семенами, косточками или верхушками растений. Подготовка горшков и
земляных смесей для проведения опытов, уход за растениями.
Особенности посадки и выращивания финиковых пальм из косточек.
Практическая работа. Выращивание пальмы из финика.
Выращивание цитрусовых и авокадо из косточек.
Выращиваем фейхоа. Экзотические фрукты - объект исследования, знакомство с
особенностями строения и выращивания.
Пальма из банана, миндаль из косточек, гранатовое деревце из косточек граната.
Выращивание ананаса с использованием верхушки плода.
Выращивание циперуса из «зонтиков».
Уход за растениями.
Блок 3 - ПРИРОДООХРАННЫЙ
Учимся охранять природу
Экологические рейды по очистке берегов озер парка и прилегающих территорий.
Конкурс рисунков, листовок, информационных листов на природоохранную тему.
Операция «Первоцветы», расклеивание листовок на городских рынках в местах
продажи цветов.
Публикации в СМИ. Информационные бюллетени для младших школьников.
День открытых дверей
Подготовка растений к выставке «Мир комнатных растений»: пересадка, черенкование,
уход за растениями.
Подготовка к празднику «Мир комнатных растений». Составление кроссвордов и
интересных
заданий
для
младших
школьников,
знакомство
с
микротепличкой,
развлекательные мероприятия.
Подведение итогов. Праздник «Мир комнатных растений» для младших школьников,
выставка выращенных растений, отчет работы объединения.
Заключительное занятие
Подведение итогов работы объединения, награждение обучающихся, родителей.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
«МИР КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ»
Методическое обеспечение программы
Для успешной реализации программы используются современные формы занятий,
которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к миру комнатных
растений. Основной упор программы делается на практическую и исследовательскую
деятельность, а также комплекс природоохранных мероприятий.
Выбор того или иного метода осуществляется в тесной связи с целями обучения
развития и воспитания обучающихся школьников, а также с особенностями содержания
учебного материала.
Объяснительно-иллюстративный метод предполагает усвоение и последующее
воспроизведение
обучающимися
преимущественно
«готовых
знаний»,
которые
принимаются учащимися на веру без каких-либо доказательств, до проблемно изложенных
педагогом, когда обучающиеся воспринимают и осознанно запоминают путь решения тех
или иных проблем. Этот метод применяется во всех дидактических целях: для изучения
нового материала, выработки умений, проверки усвоения материала. В каждом случае он
имеет определенное своеобразие и может осуществляться разными частными методами и
методическими приемами:
изложение (лекция, рассказ);
беседа;
самостоятельная работа обучающихся с текстом и наглядными пособиями;
изложение с демонстрацией средств наглядности;
беседа с демонстрацией средств наглядности;
работа обучающихся с раздаточным материалом;
выполнение
опытов
по
наблюдению
за
ростом,
развитием
растений
и
экспериментированию с ними.
Для обучающихся 2-го и 3-го годов обучения ведущую роль в работе играют методы:
частично-поисковый
и
исследовательский,
поскольку
обучающиеся
уже
имеют
определенный набор знаний и умений.
На
разных этапах обучения, в зависимости от подготовленности обучающихся,
частично-поисковый метод реализуется по-разному: это может быть эвристическая беседа
или разного рода самостоятельные работы.
Частично-поисковая самостоятельная работа должна увлекать детей не просто
возможностью делать опыты или выполнять другие действия, как это нередко бывает при
объяснительно-иллюстративном
методе,
а
должна
побуждать
их
к
осознанной
деятельности, увлекать внутренним смыслом, логикой мысли.
Исследовательские и практические работы обучающихся
Для успешного применения исследовательского подхода важно, чтобы учебный
материал не был перегружен фактами, кроме того, исследования, которые предстоит
выполнить обучающимся должны быть для них новыми и посильными. Методика
постановки опытов должна быть понятной и не содержать ответов на поставленные в ней
вопросы, чтобы обучающийся смог самостоятельно спрогнозировать результат и убедиться
в нем на практике.
Работа обучающихся с текстом
Она заключается в поиске ответов на вопросы, которые в явной форме при чтении
найти нельзя. Для этого требуется
анализ, изложенного в тексте материала, иногда
сопоставление различных точек зрения, описанных в тех или иных источниках литературы,
оценка их.
Самостоятельная работа обучающихся с раздаточным материалом
В качестве раздаточного материала используются фотографии и иллюстрации
комнатных растений, коллекционный и гербарный материал, образцы составления
инструктивных карточек по уходу за растениями, журналы «Цветок», «Домашние цветы»,
«Цветоводство» и др. Использование данного вида работы позволяет систематизировать
знания о комнатных растениях, побуждает обучающихся к созданию собственной
инструктивного продукта по уходу за растениями.
Использование ТСО, ИКТ
Использование экранных пособий вносит существенно новые элементы в занятия.
Создается новая дидактическая ситуация благодаря перестройке внимания и восприятия
обучающихся от натуральных объектов к их изображениям на экране, от видимого к
сущности, от абстрактного к конкретному и наоборот.
Конкурсы, викторины, игры, олимпиады имеют большое значение в углублении
знаний обучающихся, в укреплении и развитии их интересов, широко используются на
занятиях по программе «Мир комнатных растений».
Экскурсии в природу, теплицы и оранжереи, ботанический сад, занимают важное
место
среди
организационных
форм
обучения
и
воспитания,
проводятся
с
ознакомительной и природоохранной целью.
Методы стимулирования и мотивации обучающихся:
формирование опыта эмоционально-ценностных отношений обучающихся;
формирование интереса к деятельности и позитивному поведению (соревнования,
познавательные и ролевые игры, выставки комнатных растений);
формирование чувства долга и ответственности (учить проявлять упорство и
настойчивость в достижении цели).
Методы создания положительной мотивации обучающихся:
эмоциональные: ситуации успеха, поощрение и порицание, познавательная игра,
свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью;
волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного
отношения к получению знаний, информирование о прогнозируемых результатах
образования;
социальные: развитие желания быть полезным обществу, создание ситуации
взаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах коллективной
работы;
познавательные: опора на субъективный опыт ребенка, решение творческих задач,
создание проблемных ситуаций.
Методы обучения
на занятиях характеризуются постепенным переходом от
репродуктивных к проблемным и саморазвивающим. Основная форма обучения -
комплексное занятие, включающее в себя теоретическую и практическую части.
Материалы для контроля и определения результативности занятий.
Тесты, вопросники, развивающие игры («Поле чудес», викторины, кроссворды).
Дидактические
материалы:
иллюстрации
различных
интерьеров
с
комнатными
растениями (фитодизайн), живые объекты-растения школы, фотографии, схемы, рисунки
комнатных растений.
Зрительный ряд: фотоальбомы, журналы, открытки с изображением растений.
Литературный ряд: стихи, сказки, легенды о комнатных растениях.
Музыкальный
ряд:
подбор
мелодий,
способствующих
созданию
творческой
атмосферы на занятиях.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ
«МИР КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ»
Программа предусматривает сотрудничество с психологической службой, которая
реализует психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
В занятиях постоянной задачей является создание в группе психологической
атмосферы заинтересованности в работе, динамичной игровой обстановки при выполнении
упражнений, забота педагога о хорошем настроении и благоприятном психическом
состоянии обучающихся.
В образовательном процессе широко используются технологии развивающих игр,
направленных на развитие творческих качеств личности. В систему игр входят такие
группы,
как:
обучающие,
познавательные,
развивающие,
профориентационные
и
психологические (ролевые, коммуникативные).
Основные задачи психологической работы:
развитие
познавательных
интересов,
психических
процессов,
абстрактного,
логического и образного мышления;
повышение мотивации к самовыражению и творческой активности;
формирование устойчивых мотивов к исследовательской деятельности,
развитие коммуникативных и организаторских способностей;
обучение и овладение приемами самоконтроля и саморегуляции во время публичных
выступлений, участия в конкурсах, олимпиадах;
формирование команды, отслеживание динамики развития группы и ее сплоченности;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
оказание помощи семье в вопросах воспитания и развития ребенка.
Основные методы на всех этапах подготовки:
коммуникативные тренинги, тренинги «личностного роста»;
метод заданий и поручений;
моделирование проблемных ситуаций;
психотехнические упражнения;
методы аутогенной тренировки;
сеансы психорегуляции;
медитативные упражнения, визуализация;
музыкотерапия, элементы арттерапии.
Весьма важной, но нелегкой задачей является определение специальных способностей
детей — интересов, способностей и задатков. В работе педагога используются психолого-
педагогические методики для диагностики детей: опросник для определения наклонностей
обучающихся, диагностический тест «Способности», методика изучения личностных
особенностей,
методика
«Мотивы
учебной
деятельности»,
диагностика
«КОС»,
интеллектуальные тесты и профориентационные методики. Изучая задатки, наклонности и
интересы ребенка создавая условия для оптимального развития выявленных потенциальных
возможностей,
осуществляется
одна
из
социально-психологичесих
целей
развития
личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1.
Аранжировка живыми цветами. – М.: Внешсигма, 2009.
2.
Барнет Ф. Искусство составления букетов. Практическая энциклопедия. – 2007.
3.
Борисенко Т.И. Кактусы. Справочник.- Киев, Наукова думка, 1996, 295 с.
4.
Быховец А.И. Комнатные растения от А до Я. - Минск, «Харвест», 2010
5.
Ваницек К.Г. Улучшение древесных насаждений прививкой. – М., Россельхозиздат,
2006, 108 с.
6.
Ванькова О.С., Суслова Е.Г. Цветы в вашем доме. - «Обществознание», М, 2012.
7.
Висянцева Л.В., Соколова Т.А. Промышленное цветоводство.
Учебник для
техникумов. - М., В.О «Агропромиздат», 2011.
8.
Генкель П.А. Физиология растений. - М., Просвещение, 1995, 173 с.
9.
Громов А.Н. Книга цветовода. - М., 1993.
10.Головкин Б.Н. «О чем говорят названия растений», научно-популярная энциклопедия
школьников. – М., 2009.
11.Жоголева В.Г., Приходько С.Н. и др. Цветы. Комнатные растения и декоративные
кустарники. – Киев, Урожай, 2011, 264 с.
12.Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. - Мир
растений, М. ТЦ Сфера, 2005 г.
13.Иванова Е. В. Руководство по сбору, сушке и хранению растений (гербарий).
Минск: Наука и техника, 1999. 80 с.
14.Клевенская Т.М. «Цветы в интерьере». - М, ВО «Агропромиздат», 2008.
15.Комиссаров В.А. Методика постановки опытов с плодовыми, ягодными и цветочно-
декоративными растениями. – М., Просвещение, 2003.
16.Комнатные растения: мини-энциклопедия, перевод с итальянского. - М, «Астрель»,
2013.
17.Контейнерное садоводство. – Париж: ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест»,
2013, 320 с.
18.Ландшафтные цветочные композиции. - Киев, 1993.
19.Мамонтова 3. А. Гербаризация растений с сохранением их естественной окраски и
формы: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1995. 31 с.
20.Николаенко И.П. Справочник цветовода. - М, «Колос», 2001.
21.Николаенко Н.П. Композиция из цветов. – Ташкент, 2008.
22.Полунина В. Н., Капитунова А.А. Гербарий: Сост. композиций и орнамента. Для
художников-флористов М.: АСТ: Астрель, 2001. 95 с.
23.Пономарев В.А. Опытническая работа юных натуралистов. – М., Просвещение, 1992,
240 с.
24.Пособие цветовода-любителя. - М, 2012.
25.Родина В.А. Цветоводство в школе. – М., Просвещение, 2008, 256 с.
26.Рошаль И.В. Азбука цветов. - С-П, 1998.
27.Рукавчук Л.Н. Цветы в вашем доме. - С-Петербург, Издательский дом «Мим», 2007.
28.Сааков С.Г. «Оранжерейные и комнатные растения и уход за ними». - Наука, 2005.
29.Суханова Н.П. Тысяча способов, как украсить дом цветами. – М.: Олма-Пресс, 2011.
30.Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. - Ленинград, «Колос», 1982.
31.Утенко И.С. Цветы в букетах и композициях. – Л.: Лениздат, 1988.
32.Учебная книга цветовода. - М, 2000.
33.Фирсова Г.В., Кувшинов Н. В. Справочник озеленителя. – М., Высшая школа, 2005.
34.Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. - М. «Кладезь Букс», 2011.
35.Хессайон Д.Г. Все о луковичных растениях. - М. «Кладезь Букс», 2006.
36.Хессайон Д.Г. Все об аранжировке цветов. - М. «Кладезь Букс», 2008.
37.Чуб В., Лезина К. Комнатные растения. – М: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.
38.Чувикова А.А. Потапов С.П. Практикум по цветоводству. - М, 2004.
39.Экологический фитодизайн. Технология оздоровления воздуха закрытых помещений.
Информационные материалы. – Невинномысск, 2013.
40.Энциклопедия комнатных и садовых растений. - М., Мир книги, 2013, 2060 с.
41.Энциклопедия «Цветы дома: шаг за шагом». - М., «Интернейшнмастер Паблимерс»,
2012.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.
Барнет Ф. Искусство составления букетов. – М.: Росмэн, 2011.
2.
Бердникова О.В. Комнатные растения от А до Я. Серия «Русский Хесайон». – М.:
ОЛМА- ПРЕСС Гранд, 2014.
3.
Ивченко С. Занимательно о ботанике. – М.: Молодая гвардия, 1992.
4.
Красиков С.П. Цветы и самоцветы. Мифы, легенды, предания. – М.: ГРАНД, 2008.
5.
Орлова А.Н., Литвак Ш.И. От азота до урожая. Книга для учащихся. М.:
Просвещение, 2003.
6.
Осенова Е.Х., Лемешенко И.М.
Субтропические и тропические плоды. – М.:
Экономика, 2008.
7.
Польский Б.Н. Рассказы о почве. М.: Просвещение, 2007.
8.
Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. Книга для учащихся,
учителей и родителей. М.: АСТ-ПРЕСС, 2008.
9.
Суханова Н.П. Как украсить дом цветами. – Л.: Лениздат, 1999.
10.Трайтак Д. И. Книга для чтения по биологии. Растения. - М.: Просвещение, 2006.
11.Цыганкова Э. У истоков дизайна. М., 2007.
12.Энциклопедия для детей: Т. 2. Биология. – М.: Аванта+, 1996.
13.Журналы: «Цветоводство», «Цветок», «Мои любимые цветы», «Домашние цветы».
14.Журнал-энциклопедия «Комнатные и садовые растения». - М, «Премьера», 2012.