Автор: Архипова Наталья Анатольевна
Должность: преподаватель спецэлектротехнических дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ КНТ им.Б.И.Корнилова
Населённый пункт: Кстово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование студенческой группы как коллектива
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кстовский нефтяной техникум имени Бориса Ивановича Корнилова»
Методическая разработка
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Формирование студенческой группы как коллектива
Выполнила:
преподаватель
Архипова Н.А.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кстовский нефтяной техникум имени Бориса Ивановича Корнилова»
Методическая разработка
Автор (составитель) Н.А. Архипова
Рассмотрено на ПЦК
электротехнических дисциплин
«___»_________20___ г.
Протокол №_________
Председатель ПЦК
Утверждено
на методическом
совете
«___»_________20___г.
Председатель методического совета
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1
ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
2
ФОРМИРОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
2.1 Особенности развития личности студента
2.2 Основные методы изучения студенческой группы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
« Коллектив — социальная общность людей,
объединенных на основе общественно зна-
чимых целей, общих ценностных ориентаций,
совместной деятельности и общения».
Российская педагогическая энциклопедия
В современном обществе формируется потребность в новом типе
личности, качествами которой являются практичность, инициативность,
способность ориентироваться
и быстро адаптироваться в изменяющихся
условиях,
динамичность,
постоянное
стремление
к
развитию,
интеллектуальная
развитость.
Сформировался
значительный
интерес
молодежи к персонализации, т.е. способности жить, работать, общаться в
гармонии с самим собой и окружающими людьми, к осмысленному
принятию самостоятельных решений.
Профессиональное образование нацелено на всестороннее развитие
личности, потенциал которой определяется не только ее профессиональными
способностями и знаниями, но и общей культурой, включающей высокую
нравственность, ответственность, коммуникабельность, толерантность, в
целом жизнеспособность и конкурентоспособность.
Основная
цель
современного
профессионального
образования
–
подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня
и
профиля,
конкурентоспособного
на
рынке
труда,
компетентного,
ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного
в смежных видах деятельности, способного к эффективной работе на уровне
мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту.
Формирование специалиста подобного уровня возможно только в условиях
работы в слаженной группе высокого уровня развития.
Студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой
и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического,
духовного и экономического преобразования российского общества.
Самым первым и одним из важных шагов в воспитании студенчества
является
формирование
коллектива
с
выработанными
общественно
значимыми целями, органами самоуправления. Именно сформированный
студенческий
коллектив
имеет
силу
и
может
стать
источником
преобразований современной действительности.
Наибольший
вклад
в
разработку
проблемы
коллектива
внес
выдающийся отечественный педагог А. С. Макаренко. Он творчески
переосмыслил классическое образование, принял активное участие в поиске
новых решений, определив и разработав ряд новых проблем воспитания. А.
С. Макаренко занимался вопросами методологии, теории и организации
воспитания.
Учение
Макаренко
содержит
технологию
поэтапного
формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива:
движение – форма его жизни, остановка – форма его смерти и выделил
принципы развития коллектива: гласность, зависимость, ответственность,
параллельное действие.
Помимо принципов развития коллектива, А.С.Макаренко сформулировал
принципы формирования результативного коллектива:
- единство цели и труда коллектива предполагает объединение людей внутри
группы не только в общей цели и в общем труде, но и в общей организации
труда;
- большая «связанность» коллектива предполагает взаимопеременность
состава командиров и подчиненных в течение рабочего дня, недели;
- «мажор» (активность) в коллективе, по мнению А.С.Макаренко,- это
прежде всего проявление внутреннего, уверенного спокойствия, уверенности
в своих силах, в силах своего коллектива и своем будущем. Этот крепкий
мажор должен иметь вид постоянной бодрости, готовности к действию;
- защита проявляется в том, что каждый из членов коллектива должен и
обязан отстаивать «своих» перед посторонними;
- торможение - это регулирование отношений внутри коллектива и
коллектива в целом.
Также А.С.Макаренко выделил этапы становления коллектива:
Становление коллектива (первоначальное сплочение). Цель данного этапа -
превратить организованно оформленную группу в коллектив, где отношения
участников определяются содержанием деятельности.
Усиление влияния актива. Среди членов группы произвольно выделяются
наиболее инициативные люди, необходимо организовать направление данной
активности – создать актив группы. Затем происходит постепенное усиление
влияния актива.
Расцвет коллектива. Характерен более высокий уровень требований к себе,
к своим товарищам.
Процесс
движения.
Через
коллективный
опыт
человек
предъявляет
требования к себе, выполнение нравственных норм переходит в ранг
потребности.
Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься
разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы направляющие
его жизнь и работу. Важна перспектива движения вперед. Управление
коллективом - это увлечь определенной целью, требующей общих усилий
труда. «Важна радостная, бодрая, мажорная обстановка», – утверждал
А.С.Макаренко.
1 ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
В современной педагогической науке
коллектив определяют как
устойчивую во времени организационную группу взаимодействующих
людей, со специфическими органами управления. Эта группа объединена
целями совместной, общественно полезной деятельности и имеет сложную
динамику формальных и неформальных взаимоотношений между членами
этой группы.
Студенческий коллектив имеет двойственную структуру:
во-первых, он является объектом и результатом сознательных и
целенаправленных
воздействий
педагогов,
которые
определяют
его
особенности;
во-вторых, студенческий коллектив это относительно самостоятельное
развивающееся
явление,
которое
подчиняется
особым
социально-
психологическим закономерностям.
Позиция педагога, классного руководителя в студенческой группе
специфична:
с одной стороны он проводит достаточно много времени со студентами
и является их руководителем;
с другой стороны студенческая группа в значительной степени
существует самостоятельно, выделяя своих лидеров.
Эта позиция определяет задачи перед классным руководителем. Он должен
видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы
уметь найти индивидуальный подход и влиять на формирование и развитие
сплоченного коллектива.
Студенческие группы нередко не становятся настоящими коллективами,
потому что преподаватели больше ориентируют студентов на хорошее
усвоение знаний, навыков и умений в области будущей профессии, а не на
прочную
совместную
деятельность.
Основная
задача
воспитательного
управления студенческими группами заключается в превращении каждой
группы
в настоящий коллектив и сохранении его до конца учебы в
техникуме. На реализацию этой задачи должны быть направлены усилия
всего преподавательского состава.
Существуют самые разнообразные пути и средства воспитательного
воздействия на группы и управления ими: совет и просьба, внушение и
приказ, указание и пример, убеждение и доказательство, информация и
оценка,
поощрение
и
наказание,
справедливая
требовательность
и
систематический контроль, определение перспективных линий развития
коллектива. Нет только отрицательных и только положительных форм
воздействия. Каждая из перечисленных форм может оказаться вредной или
полезной, может осуществлять положительное или отрицательное влияние на
личность. Все зависит от ситуации и стиля воздействия, положения и
индивидуальных
особенностей
того,
на
кого
воздействуют
и
кто
воздействует.
Основным источником и условием образования коллектива является
социально обусловленная совместная
предметная деятельность людей; в
условиях техникума - это совместная учебная, познавательная деятельность
и подготовка к будущей профессиональной деятельности. Поэтому основным
путем
формирования
студенческих
групп
как
коллективов
является
воздействие на них прежде всего через организацию совместной учебно-
познавательной деятельности членов группы.
В практике уже давно
утвердили себя такие формы работы как разного уровня проблемные лекции
и проблемные семинарские занятия, студенческие научные группы, деловые
игры и многие другие виды учебно-познавательной деятельности, которые
приобщают
к
будущей
профессии
и
делают
учебную
деятельность
коллективной.
Одним из важнейших факторов формирования личности специалиста
через коллективную деятельность являются личность преподавателя и
характер педагогического общения. Педагогическое общение - это один из
видов
профессионального
общения,
осуществляющего
определенные
функции: регуляции отношений между педагогом и учащимися, оптимизации
учебной деятельности, создания благоприятного психологического климата в
коллективе.
Различают три основных вида педагогического общения:
социально-ориентированное
общение,
в
котором
непосредственно
реализуются общественные отношения, педагог побуждает студентов к
активности,
формирующей
их
ценностные
ориентации
и
интересы,
убеждения и установки;
групповое
предметно-
ориентированное
общение,
направленное
на
организацию коллективного взаимодействия, включенное в совместную
деятельность и помогающее коллективу решать стоящие перед ним задачи;
личностно-ориентированное как деловое, официальное, так и не деловое,
неформальное,
направленное
на
развитие
психологических
взаимоотношений в системе «педагог-студент»;
Одним из путей эффективного воспитательного воздействия на
студенческую
группу
является
путь
равного
развития
трех
видов
педагогического общения. При этом изучение индивидуальных особенностей
и возможностей каждого члена группы, учет их в организации учебной
работы, может являться мощным фактором преобразования студенческой
группы в коллектив.
Становление коллектива студенческой группы зависит от:
- характера организации учебно-познавательной деятельности студентов,
контроля над ней и ее оценки;
- степени ясности функций, задач и программы деятельности группы, от
групповых норм и особенностей преломления в них общих социальных
норм;
- частоты контактов и особенностей общения между членами группы и от
особенностей педагогического общения в системе «педагог-студент»;
- особенностей микрогрупп в группе (способствует ли она сплочению
группы или противопоставляют себя группе);
- характера привлечения каждого члена группы к выполнению групповых
заданий, от качества кооперации сил при выполнении общественно значимых
задач, стоящих перед группой;
- размера группы и времени ее существования;
-
руководителей - наставников, межличностных отношений в системе
«педагог - студент» и «студент - студент».
В научной педагогической литературе можно встретить множество
разнообразнейших характеристик критериев уровня развития студенческих
учебных групп, начиная от единства мировозренческой направленности и
ценностных ориентаций
в
них до таких признаков как совпадение
формальной и неформальной структуры, высокая успеваемость и даже от-
сутствие в группах конфликтов. Из этого множества критериев можно
выделить группы наиболее значимых:
- уровень социальной значимости предметной деятельности студенческой
группы,
выполнение
основной
студенческой
функции,
влияние
на
гармоническое развитие личности члена коллектива;
-
уровень
сплоченности
как
ценностно-ориентационного
единства
группы;
- уровень организационного единства группа;
-
уровень
удовлетворенности
членов
группы
положением
дел
и
взаимоотношениями в группе;
- уровень ее эмоциональной культуры и преобладание мажорного тона;
- уровень всех видов групповой общественной активности;
- уровень группового самосознания и потребность в его развитии.
Первым, главным и наиболее общим критерием оценки группы как
коллектива должна быть оценка ее предметной деятельности: оценка
выполнения коллективом основной общественной функции - овладение
глубокими знаниями, подготовка к будущему высококвалифицированному
труду,
оценка
возможности
группы
способствовать
полноценному
всестороннему гармоническому развитию личности каждого члена группы,
его активному включению в различные виды деятельности.
Иногда оценку исполнения коллективом основной общественной
функции сводят
к анализу успеваемости в
периоды межсессионного и
сессионного контроля знаний. Поэтому некоторые педагоги основным
критерием благополучного психологического климата студенческой группы
и успешной учебно-воспитательной работы считают процент успеваемости
и количество хороших и отличных оценок на экзаменах. На самом деле
процент успеваемости не только не может быть сам по себе главным
критерием благополучия психологического климата в группе, он даже не
может достоверно свидетельствовать о глубине и прочности студенческих
знаний. Уровень абсолютной и качественной успеваемости студентов может
быть
лишь
одним
из
показателей
оценки
предметной
деятельности
студенческой
группы.
Вторым
критерием
социальной
зрелости
студенческого коллектива, непосредственно связанным с первым, является
его
сплоченность
как
ценностно-ориентационное
единство,
которое
проявляется:
в частоте совпадения оценок, мнений и суждений по отношению к
существенно значимым для группы в целом объектов;
в стремлении как можно чаще коллективно действовать или решать
различные вопросы, оказывая друг другу помощь;
в росте принципиальной доброжелательной требовательности друг к
другу по отношению к учебной и трудовой деятельности, развитии
нравственно-волевых качеств и культуры поведения, ответственности не
только за свое поведение, но и за поведение товарищей.
Одним из значимых критериев высокого развития группы как
коллектива является ее организационное единство. О его наличии судят
обычно по тому, существует ли в группе авторитетный и полномочный
центр - актив, пользуется ли он уважением, симпатиями преобладающего
большинства группы, обладает ли необходимыми деловыми качествами.
Важным критерием социальной зрелости студенческой группы является
удовлетворенность членов группы положением дел и взаимоотношениями в
ней, стержнем которых является уровень эмоциональной культуры.
2
ФОРМИРОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
2.1 Особенности развития личности студента
Термин "студент" латинского происхождения, в переводе на русский язык
означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.
Студент как человек определенного возраста и как личность может
характеризоваться с трех сторон:
1)
с
психологической,
которая
представляет
собой
единство
психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в
психологической
стороне
-
психические
свойства
(направленность,
темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание
психических процессов, возникновение психических состояний, проявление
психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо
учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его
психических процессов и состояний.
2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения,
качества,
порождаемые
принадлежностью
студента
к
определенной
социальной группе и т.д.
3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности,
строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую
силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в
основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но
в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.
Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его
возрастные и личностные особенности. Сравнительно с другими возрастами
в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти
и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т.д.
Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением
наивысших результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах
биологического, психологического, социального развития.
Если же изучить студента как личность, то возраст 17 - 20 лет - это период
наиболее
активного
развития
нравственных
и
эстетических
чувств,
становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения
полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских,
профессионально-трудовых
и
др.
С
этим
периодом
связано
начало
"экономической активности", под которой понимается включение человека в
самостоятельную трудовую деятельность и создание собственной семьи.
Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной
стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с
профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве
центрального периода становления характера и интеллекта. Это время
спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных
достижений.
Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются
многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко
одновременно проявляются противоречия между этими возможностями и их
действительной реализацией.
Время студенческой учебы совпадает со вторым периодом юности или
первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления
личностных черт.
Характерной чертой нравственного развития в этом
возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно
укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших
классах
-
целеустремленность,
решительность,
настойчивость,
самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес
к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).
Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем
сравнения идеального "я" с реальным. Но идеальное "я" еще не выверено и
может быть случайным, а реальное "я" еще всесторонне не оценено самой
личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого
человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и
сопровождается
иногда
внешней
агрессивностью,
развязностью
или
чувством непонятности.
Юношеский возраст строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из
серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и
самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него
формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по
четырем основным линиям:
1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных
отношений;
2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы,
страх взросления и перемен;
3)
размывание
продуктивных,
творческих
способностей,
неумение
мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то
главной деятельности;
4) формирование "негативной идентичности", отказ от самоопределения и
выбор отрицательных образов для подражания.
Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и
чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Они
болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание. Их больше
беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они болезненно реагируют,
если у них что-то не получается в работе или если они обнаруживают в себе
какой-то недостаток.
Вследствие этого
многим
из них
свойственны
застенчивость,
склонность
к
психической
изоляции,
уходу
от
действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный.
Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает
от одиночества.
Факт поступления в учебное заведение укрепляет веру молодого человека
в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и
интересную жизнь.
Образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие
его личности. За время обучения, при наличии благоприятных условий, у
студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют
направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который
характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного
обучения необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального
развития, в частности, восприятия, представлений, памяти, мышления,
внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня
владения определенным кругом логических операций и т.д. При некотором
снижении этого уровня возможна компенсация за счет повышенной
мотивации
или
работоспособности,
усидчивости,
тщательности
и
аккуратности в учебной деятельности. Но есть и предел такого снижения,
при котором компенсаторные механизмы не помогают, и студент может быть
отчислен.
Необходимым условием успешной деятельности студента является
освоение новых для него особенностей учебы, устраняющее ощущение
внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со
средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий
коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации
умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии,
вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается
система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально
значимых качеств личности.
Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа иногда
приводит
к
нервным
срывам
и
стрессовым
реакциям.
Несомненно,
особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей
нервной деятельности, однако социальные факторы имеют здесь решающее
значение. Знание индивидуальных особенностей студента дает возможность
избежать дизадаптации и успешно сформировать студенческий коллектив.
Поэтому очень важным моментом является преобразование студенческой
группы в коллектив, и приобщение недавнего абитуриента к студенческим
формам коллективной жизни.
2.2 Основные методы изучения студенческой группы
Студент может быть:
–
коллективист,
т.е.
тяготеет
к
коллективным
действиям,
всегда
поддерживает
общественные
начинания,
живет
заботами
коллектива,
стремится поддержать его престиж;
–
индивидуалист, т.е. тяготеет к самостоятельности к индивидуальной
деятельности;
– претензионист,
активно
участвующий
в
общественной
жизни,
самостоятельный, настойчивый в достижении целей, обладает повышенным
тщеславием, обидчив, хочет быть постоянно в центре внимания;
– конформист, т.е. слабо самостоятельный, ориентированный на лидеров,
неконфликтный, быстро подстраивающийся к имеющимся условиям;
– пассивный,
с
частыми
хорошими
порывами,
но
не
всегда
последовательный и слабовольный;
– изолированный, т.е. тот, который своими действиями и высказываниями
оттолкнул от себя большинство.
И со всеми этими людьми нужно работать, подобрать к каждому свой
подход.
Основными
методами
изучения
коллектива
являются:
наблюдение в различных ситуациях. Чем эта ситуация сложнее, тем
наблюдения
будут
более
интересными
и
информативными;
беседа с коллективом и отдельными студентами (выявление мнений,
настроения, оценки, отношения к событиям); анкетирование, анализ опыта
работы
общественных
организаций;
метод
социометрии.
Для диагностики коллективных взаимоотношений используют различные
методы исследования, например срезы по горизонтали и вертикали.
Горизонтальный
срез
дает
картину
взаимоотношений
в
коллективе
студентов,
а
вертикальный
позволяет
определить
взаимоотношения
студентов со старшими товарищами и преподавателями. Объективной оценка
коллектива будет тогда, когда изучающий сможет оценить его с позиции
обоих срезов, иначе общая картина будет искажаться, как, например, при
фотографировании
высокого
здания
снизу.
Изучая студенческий коллектив, надо учитывать особую сложность его
состояния на первом курсе . При этом работу надо начинать уже с момента
поступления студентов. В частности, предварительный анализ документов
позволяет выявить сведения следующих четырех типов:
1) показатель пола и возраста;
2) сведения об особенностях социальной среды, под воздействием которой
находились молодые люди до поступления в учебное заведение;
3) показатели общественной деятельности;
4)
показатель
успешности
обучения
в
школе.
Особенности социально-психологического климата в группе зависят от
того, какой была общественная активность студента до поступления, от
влияния условий жизни и деятельности на его личность, от его прилежности
в учебе.
Данные исследований также убеждают в том, что успеваемость у
студентов первого курса тем выше, чем меньше однородность академической
группы по школьной подготовке, т. е. при неодинаковой школьной
подготовке (получены неодинаковые отметки на вступительных экзаменах)
студенты академической группы получают больше высоких отметок, меньше
удовлетворительных
и
неудовлетворительных.
Этот результат можно объяснить тем, что в неоднородных академических
группах появляются более благоприятные условия для возникновения
соревнования, лидерства и взаимопомощи. Успешность обучения студентов
тем выше, чем больше в группе активистов с хорошей школьной
подготовкой, которые отличаются самостоятельной работой в течение
семестра, более высоким уровнем интеллектуального развития, большей
подвижностью психофизиологических процессов.
О коллективе нельзя судить по отдельным эпизодам из его жизни.
Необходима полная характеристика этого коллектива, которая включает
следующие основные данные:
а) социальный состав студентов, возраст, черты личности;
б) отношения студентов со старшими и преподавателями ;
взаимоотношения, настроения и мнения в коллективе, авторитеты;
в) состав актива: общее число активистов, преобладающие черты их
деятельности в коллективе;
г) успеваемость и уровень общественной активности коллектива.
Сочетание социально-психологических и индивидуально-психологических
характеристик позволяет конкретнее определять слабые звенья в структуре и
психологии
коллектива
и
целеустремленно
их
преодолевать.
Каковы пути формирования студенческого коллектива?
Прежде всего надо заметить, что коллективистические отношения не
исключают,
а
напротив,
предполагают
всестороннее
развитие
самостоятельности
личности.
Иначе
коллективу
грозит
опасность
насаждения
конформизма,
индивидуализма
наизнанку.
Оптимальное соотношение, мера единства общения и обособления могут
быть достигнуты и обеспечены только научно обоснованным руководством и
управлением. Здесь целая сумма вопросов студенческого самоуправления,
его объема и границ, развития общественной активности, инициативы,
самостоятельности,
взаимной
требовательности.
Все
это
требует
всестороннего
конкретно-социологического
исследования.
Важно подчеркнуть, что принципы воспитания в коллективе отражают
единство общения и обособления личности, ибо это единство есть основа
всей совокупности воспитательных воздействий на объективные процессы в
коллективе, наиболее общая тенденция которых выражена в указанном
принципе. Центральным вопросом этого принципа является вопрос о
соотношении воспитательной работы с каждым отдельным студентом и
студенческим коллективом в целом. Ведущая роль принадлежит работе со
всем коллективом. При этом необходимо учесть два момента: во-первых,
ведущая роль работы с коллективом в целом предполагает воспитательную
работу с каждым студентом; во-вторых, значение индивидуальной работы
возрастает в наименьших подразделениях коллектива. В студенческой группе
крепнут дружеские связи, развивается товарищеская взаимопомощь.
Каждый студенческий коллектив имеет своего наставника – классного
руководителя, который оказывает разностороннюю помощь в организации и
сплочении коллектива. Студенческая молодежь, особенно на первых курсах,
не имеет еще необходимого жизненного опыта, не научилась самостоятельно
осуществлять основные функции коллектива — учебную и воспитательную.
Классный руководитель обязан учитывать, что вчерашний школьник за годы
учебы привык к тому, что в общественных и учебных делах первичного
коллектива
он
постоянно
получает
помощь
со
стороны
классного
руководителя. Поэтому роль классного руководителя состоит прежде всего в
сплочении коллектива, преодолении разобщенности и отчужденности в
отношениях между студентами, особенно на первом курсе.
Студенческий коллектив в своем развитии проходит ряд стадий. Первая
стадия, на наш взгляд, соответствует первому и частично второму курсам,
вторая — частично второму и третьему, и третья стадия характерна для
четвертого курса.
Первая
стадия
характеризуется
производственной
и
социально-
психологической адаптацией, т. е. активным приспособлением к учебному
процессу и врастанием в новый коллектив. Первокурсники усваивают
элементарные требования, нормы и традиции студенческой жизни, на основе
которых позднее будут созданы групповые традиции и нормы поведения.
Здесь особенно важна помощь всех преподавателей, особенно классного
руководителя.
Вторая стадия характеризуется сложившимся общественным мнением,
работоспособным активом, планомерной работой по овладению будущей
специальностью, привлечением всех студентов к организаторской работе. К
концу
второй
стадии
устанавливаются
дружеские
и
требовательные
отношения между студентами, интерес к общим делам, готовность к
совместным действиям, разносторонняя осведомленность в делах учебного
заведения,
благодаря
чему
коллектив
самостоятельно,
без
помощи
преподавателя
может
решать
свои
дела.
На третьей стадии каждый член коллектива становится выразителем
общественных требований. Это наиболее плодотворный период в научном и
профессиональном воспитании и самовоспитании коллектива и личности.
Каждый студент стремится выполнить коллективную, а следовательно, и
личную задачу — оказать максимальную помощь товарищам в достижении
намеченной цели.
В целом формирование коллектива требует проведения следующих
мероприятий:
1. Комплектование академических групп с учетом психологической
совместимости людей.
2. Создание социально-ценностного единства путем разъяснения значения
учебы, ее целей и задач, стимулирования работы актива по сплочению
коллектива.
3. Развитие сознательности, творчества и дружбы, понимания
взаимоотношений в студенческом коллективе.
4. Укрепление авторитета актива, повышение его примерности,
предупреждение и психологически оправданное разрешение конфликтов.
5. Обеспечение дружной совместной деятельности.
6. Проявление заботы о студентах, учет их запросов, интересов.
Таким образом, проблема психологии студенческого коллектива и
его сплоченности является весьма многогранной и сложной. Она требует к
себе внимания как в период формирования студенческой группы, так и на
всем протяжении учебы в учебном заведении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Усилиями многих отечественных педагогов и психологов создавалась
теория становления и развития коллектива. На современном этапе при
формировании
успешного коллектива необходимо учитывать принципы,
сформулированные
еще
А.С.Макаренко.
Знание
внутригрупповых
отношений и эмоционального фона, поможет успешно реализовать цели и
задачи, поставленные перед формирующимся коллективом.
Студенческая среда и особенности студенческой группы, оказывают
мощное
социализирующее и воспитательное воздействие на личность
студента. Поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с
индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести
поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым
нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, подчинения власти,
так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В
студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования,
формирования
и
изменения
межличностных
взаимоотношений,
распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти
групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на
успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на
его поведение.
Деятельность, направленная на формирование студенческого
коллектива,
по
своей
сути
творческая,
поэтому
невозможно
дать
универсальных способов осуществления ее. Искусство руководства группой
и
воспитательного
воздействия
на
нее
требует
владения
навыками
организационной
работы
и
знаниями
основ
науки
общения,
основ
психологии, педагогики и этики, умением менять стиль руководства в
зависимости от стадий развития коллектива, проявлять динамизм и гибкость
в действиях и непрерывно учится мастерству руководства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учеб. Пособие/ Г.М. Андреева.-
5-е изд. испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2016-344с.
2. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности/ [Сост. и автор
вступ. ст., В.В. Кумарин].- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988-261с.
3. Марисова, Л.И. Студенческий коллектив: основы формирования и
деятельности/ От ред. Б.И. Королев.- Киев, 1985- 51с.
4. Новиков, В.В. Социальная психология: феномен и наука: Учеб. Пособие/
В.В. Новиков; Междунар. акад. психол. науки, Ярослав. гос. ун-т.- М.: Изд-во
Ин-та Психотерапии, 2003.- 344с.