Напоминание

"Постановка народного танца с использованием предмета"


Автор: Хурматуллина Надежда Александровна
Должность: преподаватель народно-сценического танца
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: город Менделеевск Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Постановка народного танца с использованием предмета"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Хурматуллина Надежда Александровна,

преподаватель хореографии высшей категории,

МБУ ДО «Детская школа искусств», г.Менделеевск

Постановка народного танца с использованием

предметов.

Танец

это

искусство,

отражающее

жизнь

в

образно-

художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что

мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи,

средствами движения и мимики. Танец приносит радость как

исполнителю, так и зрителю – раскрывает и растит духовные

силы,воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

В детских танцевальных коллективах мы руководители учим

детей обладать пластикой корпуса и рук, силой и легкостью ног для

того, чтобы они могли использовать все многообразие движений

человеческого тела, воссоздать средствами танца свой духовный мир.

Одной из составных частей обучения народному танцу является

работа танцевальной постановки с предметом или предметами. Такие

танцы привлекают внимание своей оригинальностью и своеобразием.

У изучаемых народов такие танцы представлены довольно широко. В

число используемых в них предметов входят: погремушки, палки,

стружки, ветки, платки и т.д.. Характерная особенность этих танцев

состоит в том, что они чаще всего строятся на основе одного-двух

традиционных движений. Самой важной частью этой работы является

то, чтобы предмет, выбранный для работы, был действительно

необходим. Предмет берется только тогда, когда без него выбранная

постановка теряет смысл.

Использование предметов в народной хореографии украшает и

обогащает номера. Хореографические постановки с использованием

предметов

способствуют

развитию

интереса

к

танцевальному

искусству,

развивают

художественные

способности

детей,

репродуктивное и продуктивное воображения, фантазию и творчество.

В своей работе

на занятиях народным танцем мы используем

предметы, которые позволяют совершенствовать технику работы с

предметом, чувствовать его, что безусловно, обогащает внутренний

мир и технику танцора. Используем это в танцевальных этюдах,

русских танцах, танцах-импровизациях. В танцевальных этюдах с

лентами, цветами, зонтиками, бубнами ребёнок учится владеть

предметом

под

музыку,

создавая

выразительные

пластичные

1

движения, используем пластику и актёрское мастерство, чтобы

создавать особую атмосферу номера и передавать эмоции и чувства.

Дети

овладевают

различными

движениями

не

механически

в

результате многократного повторения, а через образ, в котором

осваиваемое движение находит свое логическое и эмоциональное

оправдание. Такой путь, как показывает практика, оказывается более

эффективным.

Работа по разучиванию народных танцевальных

номеров с

предметами

делится

на

несколько

этапов: Первый

этап

это

знакомство с предметом, рассказ для чего он, какая роль отводится

предмету

в

хореографической

постановке. Второй

этап

это

разучивание движений и рисунков из хореографической постановки:

воспитанники

должны

исполнять

номер

уверенно

и

музыкально. Третий

этап

это

техническая

подготовка. В

технической подготовке выделять беспредметное обучение технике

движений без предмета. Имитация работы с предметом, обозначение

основных

положений,

ракурсов,

поз. Четвертый

этап

это

предметное обучение технике с предметом сначала без использования

музыкального сопровождения, затем под музыку отработка частей

танца. Пятый этап. Непосредственно сам хореографический номер.

Разбирается сначала под счет с учетом всех нюансов хореографии,

рисунков и работы с предметами.

Предмет

для

народного

танца

должен

соответствовать

содержанию жизни персонажа. Пусть предмет красив по форме и

цвету, но он может оказаться помехой в воссоздании произведения,

если не соответствует характеру отображенной в нем жизни. Он

должен быть таким же правдоподобным, как любой предмет, что мы

видим

в

реальной

жизни.

Предмет для танца следует делать красиво и грамотно. Хореография –

это

искусство,

показывающее

красивые

ритмы

движения.

И,

естественно, предмет в танце должен быть по своей форме красивым и

аккуратным.

Предмет в танце должен быть легким и оптимальным по

величине,

быть

соразмерным

с

телосложением

артиста.

Такой

реквизит

удобен

для

исполнения

им

танца,

эффективен

для

подчеркивания ритма. В случае употребления предмета повседневного

бытового обихода в качестве реквизита он должен быть меньше и

легче, чем реальный, чтобы артистам было удобно танцевать.

При составлении репертуара

моя задача как преподавателя

народного

танца,

способствовать

тому,

чтобы

в

исполнителе

2

развивалось творческое воображение, эстетический вкус,

чувство

прекрасного.

Танец

должен

реализовать

потребность

в

самовыражении, развитии индивидуальности и творческой фантазии

их участников.

Безгранично использование предметов в народной хореографии,

они украшают и обогащают танцевальные номера. Очень много уже

придумано, но творческая мысль безгранична и дает силы для

следующих оригинальных и ярких решений.

Список литературы:

1.Мартыненко А. Ваша импровизация. Раскрытие творческого

потенциала

дошкольников

выразительными

средствами

хореографического искусства //Палитра педагога, 1999.

2.Мерлянов А. Художественные особенности народного танца в

эстетическом воспитании молодежи //Начальная школа, 2004

3.Лопухов А., Ширяев А., Бочаров Ф. Основы характерного

танца. Л.—М., 1939.

3



В раздел образования