ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОЛОРОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Пекина Олеся Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №56" Населённый пункт: Иркутская обл, город Зима Наименование материала: Статья Тема: ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОЛОРОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Раздел: дошкольное образование
ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОЛОРОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Пекина Олеся Викторовна
Воспитатель
ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОЛОРОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация :
в
статье
рассматриваются
вопросы
использования
игры-
драматизации как средства полоролевого развития детей дошкольного возраста,
обозначен потенциал игр-драматизаций в становлении половой идентичности.
Ключевые слов а: дошкольник, игра, пол, полоролевое развитие,
полоролевая идентичность, игра-драматизация.
В современной педагогической науке и практике отмечаются
противоречивые тенденции: с одной стороны, в теории большое внимание
уделяется
учету
полоролевых
особенностей
детей,
с
другой
стороны,
на
практике зачастую пол не воспринимается как существенная характеристика
ребенка.
Тем
более
удивительно,
что
недооценка,
игнорирование
пола
происходит в условиях, когда доказано наличие целого ряда психических и
психофизиологических половых особенностей, проявляющихся в дошкольные
годы.
На данный момент в психолого-педагогической литературе представлены
целые направления исследований, посвященных половому воспитанию детей
дошкольного
возраста
(В.Е.
Каган,
В.К.
Лосева
и
др.),
полоролевому
воспитанию (Т.А. Репина, Т.П. Хризман и др.), гендерному воспитанию (Л.В.
Градусова, Н.Е. Татаринцева и др.).
Полоролевое развитие происходит по типу отождествления ребенком себя
с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит
образец своей собственной половой роли, в образе матери - прообраз своей
будущей
избранницы.
Отношения
родителей
служат
для
него
моделью
взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образцом
поведения
для
нее
служит
мать,
прообразом
будущего
избранника
-
отец.
Полоролевое
поведение
родителей
является
основой
для
формирования
полоролевого поведения самого ребенка как представителя определенного пола.
Наряду с семьей, на полоролевую социализацию оказывают влияние средства
массовой информации, образовательные учреждения, игрушки и т.д.
От того, насколько успешно проходит процесс полоролевого воспитания,
включающий формирование представлений о содержании типичного для пола
поведения
и
стремления
повторить
эти
представления
в
собственном
поведении, а также возникновение предпочтений и интересов, специфичных
для пола, многое зависит в формировании личности, а именно: уверенность в
себе,
определенность
личностных
установок,
и,
в
конечном
счете,
эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Если
основы женственности и мужественности не заложить в детях в ранние годы,
это может привести к тому, что, став взрослыми, они будут плохо справляться
со
своими
социальными
ролями.
Это
и
определяет
содержание
работы
по
осуществлению
дифференцированного
подхода
в
педагогическом
процессе
воспитания и обучения мальчиков и девочек в разных видах деятельности и
тщательный выбор средств и методов полоролевого воспитания.
В научной литературе дошкольный возраст характеризуется как наиболее
сензитивный для становления психического пола.
Как известно, игра является основной деятельностью дошкольников. О
важном значении игры для развития личности дошкольника писал еще Л.С.
Выготский.
Т.А.
Репина
также
подчеркивает
важное
значение
игры,
выступающей в качестве условия формирования
полоролевого воспитания.
Сюжетная игра не выражает реальных отношений, в ней все «понарошку»,
однако посредством игры устанавливаются положительные стереотипы качеств
и поведения, присущих представителям разных полов. В игре складывается
фундамент эмоционально позитивного отношения к роли ребенка в обществе
как мужчины или женщины, как папы или мамы в дальнейшем его развитии [5].
По
мнению
И.Зиминой,
игра-драматизация
–
это
особый
вид
театрализованной сюжетно-ролевой, режиссерской игры. Для нее характерны
все
основные
признаки
сюжетно-ролевой
игры,
а
именно:
содержание,
творческий
замысел,
роль,
сюжет,
ролевые
и
организационные
действия
и
отношения.
Если
рассматривать
структуру
игры-драматизации,
то
можно
выделить
некую
схему
последовательных
действий:
сюжет
игры
–
выбор
сказки,
пересказ,
обсуждение;
организация
игры
–
распределение
ролей,
обустройство игрового пространства; непосредственная игра детей [3].
Различные педагоги указывают на то, что игры-драматизации отличаются
большим
разнообразием
и
различными
по
своему
содержанию
целями,
задачами и формами.
Как считает М.Д. Маханева, дошкольник в играх-драматизациях
предстает
как
артист,
он
сам
разрабатывает
образ,
используя
различные
средства выразительности, такие как интонация, мимика, пантомима, а также
выполняет собственные действия, отражающие ту или иную роль. В игре-
драматизации
дошкольник
воспроизводит
сюжет
с
заранее
определенным
сценарием.
Однако
такой
сценарий
не
ограничивается
четкими
рамками
и
позволяет ребенку импровизировать в ходе игры. Импровизация затрагивает и
текст, и действие. При создании образа ребенок может выражать как женские,
так и мужские качества персонажа [6].
По данным О. Акуловой, мальчики и девочки старшего дошкольного
возраста
в
ходе
совместной
игры
осваивают
полоролевое
поведение.
Для
достижения
наибольшего
эффекта
при
полоролевом
воспитании
в
игре-
драматизации
взрослому
важно
брать
на
себя
роль
руководителя
при
подготовке и проведении игры, а также обязательно учитывать особенности
развития детей разных полов [1].
Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что огромное значение
в полоролевом развитии приобретает сказка, которая является своеобразным
подготовительным
этапом
игры-драматизации.
Сказке
присуще
большое
количество
социальных
действий,
в
ней
делается
значительный
упор
на
нравственное развитие. Она определяет эталоны поведения. Через сказку дети
знакомятся с окружающим миром, с особенностями взаимоотношения полов, а
также
приобретают
представление
о
таких
качествах,
как
заботливость,
миролюбие, терпимость к недостаткам других. Сказки представляют собой
эмоциональную позитивную модель гендерного поведения.
В научной литературе отмечается важная роль сказки в качестве одного из
средств полоролевого развития детей дошкольного возраста. Важно не только
читать
и
обсуждать
текст
сказки,
но
и
применять
сюжетные
моменты,
использовать
поступки
и
образы
сказочных
героев
для
объяснения,
придумывать
театрализованные
кукольные
постановки
по
сюжетам
сказок,
задания в виде рисунков по их мотивам. При этом условии будет обеспечено
достижение наиболее эффективной полоролевой социализации мальчиков и
девочек
дошкольного
возраста,
а
также
успешное
развитие
качеств
мужественности и женственности у дошкольников.
Таким
образом,
в
дошкольном
возрасте
игра
выступает
не
только
ведущим
видом
деятельности,
но
и
важнейшим
средством
полоролевого
развития. Использование игр-драматизаций как средства полоролевого развития
может
эффективно
реализовываться
при
следующих
у с л о в и я х :
целенаправленном отборе литературного материала для игр-драматизаций, в
котором четко и доступно обозначены роли мужчины и женщины; организации
подготовительной работы, включающей в себя анализ поступков, поведения и
образов персонажей произведений в соответствии с их полом; формирование у
детей навыков поведения в рамках определенной социальной роли.
Литература
1.
Акулова,
О.
Театрализованные
игры
[Текст]
/
О.
Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 16-24.
2.
Еремеева В.Д., Хризман Т.Л. Мальчики и девочки – два разных мира
[Текст] / В.Д, Еремеева, Т.Л, Хризман.-Москва, 1998. – 118 с.
3.
Зимина, И.Театр и театрализованные игры в детском
саду [Текст] / И. Зимина //Дошк.восп. – 2005. - № 4. – С. 3-14.
4.
Каган,
В.Е.
Когнитивные
и
эмоциональные
аспекты
гендерных
установок
у
детей
3-7
лет
[Текст]
/
В.Е.
Каган
//
Вопросы психологии. – 2000. - № 2. – С. 65-69.
5.
Репина,
Т.
А.
Проблема
полоролевой
социализации
детей [Текст] / Т. А. Репина. – Москва-Воронеж, 2004. – 300 с.
6.
Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском
саду [Текст] / М.Д. Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 198 с.