Автор: Палеева Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Структурное подразделение Детский сад комбинированного вида "Огонек"МБОУ "Змеиногорская СОШ №3"
Населённый пункт: г. Змеиногорск
Наименование материала: Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы
Тема: "Финансовая школа"
Раздел: дошкольное образование
Схема конспекта занятия
Педагог : Палеева Ирина Анатольевна
Образовательная область: познание
Возрастная группа: Воспитанники подготовительной к школе группы
Тема занятия: Квест - игра «Финансовая школа»
Цель :
Формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий при выполнении финансовых
логических головоломок, создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности детей, воспитание
интереса к экономике.
Задачи:
закрепить понятия: «валюта», «бюджет», «доход», «расход»;
содействовать развитию познавательного интереса к решению логических задач по экономике;
закрепить знания детей о профессиях, связанных с финансами;
развивать познавательный интерес, мышление и память;
сформировать навыки командной игры.
Оборудование:
Мультимедийный проектор
Экран
Ноутбук
Демонстрационный и раздаточный материал
Организационный момент, начало занятия включающие:
описание исходной проблемной ситуации для мотивированного участия детей на занятии
игры и упражнения для организации внимания детей
ситуации для обозначения цели и задач деятельности с детьми
описание методов организации деятельности детей на начальном этапе занятия, настроя на предстоящую деятельность и тему занятия (с
учетом реальных особенностей группы, с которой работает педагог)
Деятельность детей
Деятельность педагога
Примечание
Дети входят в зал.
Собирают пазлы .
С помощью фрагментов купюры делятся на
две команды.
Выбирают капитана.
Ребята, у каждого фрагменты денежной
купюры. Сейчас , пожалуйста, у кого синие
фрагменты подойдите к столу слева от меня, у
кого зеленые собирают свою купюру на правом
столе.
Прекрасно! У нас получилось две команды.
Каждая команда должна выбрать себе капитана.
Молодцы! Это капитан команды
« Банкиры»
Это - капитан команды
«Финансисты»
А я буду – финансовым директором .
Правила игры такие:
-Капитан назначает того, кто отвечает на вопрос,
следит за дисциплиной в своей команде. Кому
( надеваю шапочку
команде « Банкиров»,
выставляю копилку)
( надеваю шапочку
команде «
Финансистов»,
выставляю копилку)
( надеваю шапочку)
капитан вручит флажок, тот из ребят и отвечает.
-За правильный ответ команда получает монетку
в свою копилку,
-Если в команде кто-то кого-то обидел – команда
лишается монетки.
-Хорошее поведение премируется
дополнительной монетой.
Правила понятны?
2. Основная часть занятия.
Данный этап предполагает:
постановку конкретных образовательных задач перед детьми;
описание форм и методов представления нового образовательного содержания;
описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности детей с учетом особенностей группы, в
которой работает педагог;
описание критериев определения уровня внимания и интереса детей к новому материалу;
описание действий педагога, если ему не удастся сохранить интерес детей к данной деятельности;
описание основных форм организации практической деятельности детей;
описание способов мотивирования (стимулирования) познавательной, творческой активности детей в ходе освоения нового
образовательного содержания;
описание способов снижения утомления, напряжения детей
Деятельность детей
Деятельность педагога
Примечание
Ответы детей:
Команда Б. БАНКИР —
управляющий или владелец
банка.
Команда Ф. Финанси
́
ст—
человек, который имеет дело с
большими объемами денежных
средств и занимается
финансированием проектов.
Слушают сообщение.
Ребята, давайте сначала уточним:
Команда Б. - Кто такой банкир?
Команда Ф..-Кто такой финансист?
Каждая команда зарабатывает по одной монетке.
Сегодня на адрес нашей финансовой школы
пришла посылка от тётушки Совы и голосовое
сообщение . Давайте послушаем .
Посмотрим какие задания прислала нам тетушка
В копилки каждой команды
опускаю монетки.
На экране изображение тётушки
совы, звучит сообщение.
Здравствуйте , ребята! Я очень
хотела попасть к вам на урок
финансовой грамотности, но
немного приболела. Я слышала, что
вы много знаете о деньгах и о
бюджете, о доходах и расходах . А
Первые деньги ( рассказ
капитанов об истории денег)
Было время, когда денег совсем
не существовало. Человек тогда
еще жил в пещерах, вооружен
был дубинкой и всё своё время
тратил на добывание пищи.
Деньги этому человеку
совершенно не были нужны.
Но прошло много лет и эти
первобытные люди научились
делать себе из камня топоры ,
ножи, копья…Пищу добывали
охотой и рыбной ловлей. А если
чего-то нельзя было достать
трудом, прибегали к силе и
отнимали нужное себе.
Но было и так, что сила не
помогала, Тогда заключали союз
и начинали меняться.
А больше всего первобытные
люди любили меняться на
раковины, кусочки янтаря и
другие красивые вещи. И у кого
больше было навешано разных
украшений, тот считался красивее
и богаче. На все эти предметы
Сова ?
Задание 1. «Конкурс капитанов»
Как вы думаете, что это?
попробуйте выполнить мои
интересные задания.
Открываю сундучок – вытаскиваю
ракушки и бусы.
можно было выменять нужную
себе вещь.
Выходят по три человека от
каждой команды
- Моему племени нужна
картошка, а у нас есть тарелка.
-Поменяюсь.
-
БАРТЕР
- Деньги
Команда Б. ДЕНЬГИ –
всеобщее средство платежа. С их
помощью можно измерить
стоимость молока, хлеба, конфет.
Деньги нужны для расчета между
Молодцы капитаны! А это вашим командам,
чтобы вы были самыми красивыми и богатыми.
Посмотрим, что ещё в нашем сундучке.
Задание 2. Игра «Бартер»
Мне нужны по три человека от каждой команды.
Племена нашли еще один способ - как добыть
себе то, чего у них нет.
Артём , что нужно твоему племени?
- Что будешь делать?
-Пожалуйста (производят обмен)
-Ну наконец-то! Как называется этот обмен?
- Обмен состоялся и каждая команда получает по
одной монетке.
Скажите пожалуйста, что это такое:
«за что можно купить всё, что угодно?»
-Да, это – деньги.
Задание 3. «Деньги»
Прежде чем я прочитаю письмо, скажите
пожалуйста
Команда Б. Что такое деньги?
Отдаю капитанам бусы и ракушки.
( достаю картинки для игры
«Бартер»)
В копилки каждой команды
опускаю монетки.
Достаю письмо - конверт 3 из
сундучка
людьми , компаниями и даже
странами.
Команда Ф . ВАЛЮТА —
деньги других стран.
Команда Б. Российский рубль.
Россия. Изображен большой
театр.
Команда Ф. Евро. Валюта
Европейского союза. Испания,
Германия, Франция
Команда Б. Японская иена .
Япония
Команда Ф. Американский
доллар. Америка.
Команда Б. Китайский юань.
Китай
Команда Ф. Украинская гривна.
Украина.
Команда Б. Итальянская лира
Изображена Мария Монтессори
Команда Ф. Казахстанский тенге
Команда Ф. Что такое валюта?
Читаю письмо:
-Ребята, сейчас в мире бушует коронавирус и
мы не можем посетить другие страны, но мы
отправимся туда «виртуально»
-Я показываю купюры, а вы должны назвать
страну.
Команда Б. Российский рубль. Что изображено?
Команда Ф. Евро. Какие страны входят в этот
союз?
Команда Б. Японская иена
Команда Ф. Американский доллар
Команда Б. Китайский юань
Команда Ф. Украинская гривна
Команда Б. Итальянская лира (Кто изображен?)
Показываю купюры разных стран.
. Казахстан. Изображена –
граница государства.
Команда Б. Деньги печатает –
государство.
Команда Ф. Проверить
настоящие деньги или нет можно
с помощью лупы или глядя на
свет, видны водяные знаки.
Капитаны определяют – кто
будет отвечать
Команда Б. ДОХОД — деньги,
которые получает отдельный
человек, предприятие или
государство в результате какой-
либо деятельности.
Команда Ф. СЕМЕЙНЫЙ
БЮДЖЕТ — распределение
доходов и расходов в семье.
Команда Б. ЗАРПЛАТА —
вознаграждение за потраченное
время и силы.
Команда Ф. ПЕНСИЯ —
деньги, выплачиваемые тем, кто
проработал много лет и достиг
определенного возраста.
Команда Ф. Казахстанский тенге (Что
изображено?)
Команда Б. Кто печатает деньги ?
Команда Ф. Как проверить настоящие деньги
или нет?
- Молодцы! За это задание каждая команда
получает по 5 монеток .
Следующее задание из сундучка
Задание 4. Блиц опрос.
Команда Б. Что такое доход?
Команда Ф. Что такое семейный бюджет?
Команда Б. Что такое зарплата?
Команда Ф. Что такое пенсия?
Опускаю каждой команде в копилку
монетки.
Достаю конверт 4.
Команда Б. СТИПЕНДИЯ —
денежная поддержка государства
тех, кто хорошо учится.
Команда Ф. ПОСОБИЕ —
денежная помощь государства
тем людям, которые не могут
самостоятельно зарабатывать для
того, чтобы удовлетворить
жизненно важные потребности
Копают клад
улыбаются друг другу
повороты головы
руки в стороны
наклон вниз
Команда Б. ДОХОД — деньги,
которые получает отдельный
человек, предприятие или
государство в результате какой-
либо деятельности.
Команда Ф. РАСХОД — деньги,
которые нужны для того, чтобы
оплатить услуги или купить
товары.
Команда Б. Что такое стипендия?
Команда Ф. Что такое пособие?
-А теперь давайте отдохнем
ФИЗМИНУТКА.
Мы нашли богатый клад
Каждый кладу очень рад
Стали думать , как нам быть
Как же клад нам разделить?
Чтоб хватило всем друзьям, делим ровно пополам
Ещё одно задание от тётушки совы
Задание 5. «Семейный бюджет»
Команда Б. Что такое доход?
Команда Ф. Что такое расход?
Достаю конверт 5.
Остров, бабочка, дерево,
карандаш, кресло, жираф, ведро,
книга, бинокль, яблоко
Сбережения.
Соединяют с кошельком те
предметы, которые можно купить
за деньги
Команда Б . Называют предметы,
которые можно купить за деньги
Ваша задача : объединить доходы каждого члена
семьи и распределить семейный бюджет.
Кто был первым? С вас и начнём. Сколько
удалось сэкономить? На что копите? Остался
сектор «Сюрприз»
-И я сообщаю вам, что у вашей бабушки на
валенках огромная дырка. Что будете делать?
2 команда Сколько сэкономили? На что копите?
Сектор сюрприз – Бабушкину шляпку, в которой
она летом ходит на пляж, съела моль. Что будете
делать?
Замечательно! Что ещё в сундучке?
Задание 6. «Финансовый кроссворд».
Ребята, чтобы проверить вас как финансовых
знатоков я предлагаю вам решить кроссворд
Каждое новое слово в кроссворде начинается с
ячейки под номером. Номер ячейки соответствует
определенной картинке. Найдите картинку под
номером 1, 2,3,4,5,6,7,8,9,10 Молодцы! А теперь
давайте попробуем прочитать слово , которое
получилось в выделенных клетках.
Каждая команда получает по две монетки.
Имея деньги можно купить многое
Задание 7. « Покупки»
У каждого из вас карточка – схема. Вам
необходимо соединить с кошельком те
Сообщаю задачу
Каждой команде раздаю 2 круга и по
17 монет
Достаю конверт 6.
При правильном ответе заполняются
клетки кроссворда
Достаю конверт 7.
Каждому участнику раздаю
карточку- схему
Команда Ф. Называют
предметы, которые нельзя купить
за деньги.
Надо придумать рекламу
Команда Б. Продуктовый
магазин
Команда Ф. Хлебный магазин
Придумывают рекламу
предметы, которые можно купить за деньги
Команда Б. Назовите предметы, которые
можно купить
Команда Ф. Назовите предметы, которые
нельзя купить
Есть вещи , которые нельзя купить ни за какие
деньги Наши испытания продолжаются
Задание 8. «Реклама»
И последнее испытание для вас , ребята.
Помогите пожалуйста моим друзьям – Нолику и
Симке . Они долго экономили и на
сэкономленные деньги купили себе магазины. Но
что-то покупатели к ним не идут. Может быть вы
подскажете в чем дело и поможете им ?
Как вы думаете, что надо сделать?
Команда Б. Как называется Симкин магазин?
Команда Ф. А как называется магазин Нолика?
Команда Б Реклама продуктового магазина
Команда Ф. Реклама хлебного магазина
Достаю конверт 8.
3. Заключительная часть занятия:
описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового образовательного содержания с учетом
индивидуальных особенностей детей, с которыми работает педагог;
описание критериев, позволяющих определить степень усвоения детьми нового образовательного содержания;
описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть детей не освоили новый
материал;
косвенная оценка деятельности детей как сопоставление результата с целью ребенка.
Деятельность детей
Деятельность педагога
Примечание
– бартер.
Поют песню, прощаются с
гостями.
-Ребята, мы выполнили все задания. Я вас
поздравляю . Вы настоящие знатоки финансовой
грамотности .
Каждому дарим медальки
В ваших копилках набралась достаточная сумма.
Что вы будете с ней делать ? Я предлагаю вам
обменять ваши копилки с монетками на мои
коробочки с монетками . И их вы можете
разделить поровну , ведь все активно работали,
чтобы увеличить доход своей команды.
Согласны? Как это называется?
Спасибо ребята! Всех вас я приглашаю к себе
Мы хотим на прощанье подарить нашим гостям
песню, которую помогла нам подготовить наш
музыкальный руководитель Светлана
Константиновна.
Звучит голос тетушки Совы:
« Спасибо, ребята! Вы достойно
справились со всеми моими
заданиями и я хочу подарить вам
заслуженные награды.»