Автор: Фоменко Александр Николаевич
Должность: преподаватель спортивных дисциплин
Учебное заведение: Павловский филиал ГБПОУ ВО "ГПК"
Населённый пункт: г. Павловск Воронежская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Методика воспитания скоростно-силовых качеств
Раздел: среднее профессиональное
Методика воспитания скоростно-силовых качеств.
Современная система подготовки школьников требует высокого уровня
развития специальных физических качеств. Скоростно-силовые упражнения
или любые другие, повышают зрелищность выполнения движений.
Проблемы скоростно-силовой подготовки занимают первое место в
теории и практике на уроках физической культуры. Достижение высоких
спортивных результатов невозможно без оптимального развития скоростно-
силовых
способностей.
Воспитание
скоростно-силовых
способностей
занимает важное место в процессе физического воспитания подрастающего
поколения. От развития данных качеств зависит успешность будущей
трудовой деятельности и достижение высоких спортивных результатов.
Многие специалисты считают, что в младшем школьном возрасте
целесообразно использовать физические упражнения, направленные на
развитие
скоростно-силовых
качеств.
Удалось
установить,
что
для
школьников
разных
уровней
физического
развития
свойственны
определенные особенности развития скоростно-силовых качеств. Между
скоростно-силовыми показателями мальчиков, имеющих средний и выше
среднего уровень физического развития, различия, как правило, более
значительны, чем между показателями мальчиков со средним и ниже
средним уровнем физического развития. Максимальные индивидуальные
скоростно-силовые показатели у мальчиков имели место в 15 лет и были тем
выше, чем уровень их физического развития выше.
С целью определения эффективных средств и методов воспитания
скоростно-силовых
качеств
у
младших
школьников
на
этапе
предварительной спортивной подготовки под нашим руководством были
осуществлены педагогические эксперименты. Результаты показали, что в
классах, которых применялись специальные средства и методы воспитания
скоростно-силовых качеств, результаты превышали 25-30% от исходного
результата испытуемых.
Использование средств и методов воспитания скоростно-силовых
качеств
у
детей
на
этапе
предварительной
спортивной
подготовки
высокоэффективно. Основными средствами являются, как и при воспитании
быстроты, подвижные и спортивные игры; упражнения, формирующие
способность к выполнению быстрых движений; бег на короткие дистанции;
эстафеты; прыжки; гимнастические и акробатические упражнения. Основной
метод
тренировки-
комплексный
метод,
который
состоит
из
систематического использования подвижных и спортивных игр, игровых
упражнений, разнообразных упражнений скоростно и скоростно-силового
характера. В процессе скоростно-силовой подготовки упражнения следует
выполнять в основном повторно, поточный метод.
На этапе предварительной подготовки определённое внимание
необходимо уделять воспитанию мышечной силы, т.е. способности в
процессе движений преодолевать сопротивление или противодействовать
ему с помощью мышечных напряжений. Проявление мышечной силы
обусловлено уровнем силы и концентрированности мышечных процессов,
регулирующих деятельность мышечного аппарата. Учитывая, что силовые
возможности детей невелики, воспитание силы целесообразно осуществлять
весьма
осторожно,
используя
кратковременные
силовые
напряжения
динамического и статического характера.
Основное внимание должно быть сосредоточенно на укреплении
мышечных групп всего двигательного аппарата. С этой целью в программу
занятий надо включать элементы акробатики, упражнения на гимнастических
снарядах, всевозможные прыжки, метания, игры и упражнения на меткость.
Обычно у детей слабо развиты мышцы живота, косые мышцы
туловища,
отводящие
мышцы
верхних
конечностей,
мышцы
задней
поверхности бедра и приводящие мышцы ног. В занятиях с девочками важно
обращать внимание на укрепление мышц плечевого пояса. Поскольку
небольшие
мышечные
напряжения
не
сопровождается
натуживанием,
излишним закрепощением мышцы позволяют контролировать движения, в
занятиях с детьми надо применять главным образом упражнениями
небольшого веса.
Задачи развития скоростно-силовых способностей:
1. Первая задача состоит в разностороннем развитии скоростно-силовых
способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного
движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением
двигательных умений и навыков, которые осваивают школьники за время
обучения в образовательном учреждении. Для тренера важно не упустить
школьный возраст – сенситивный (особенно благоприятный) период для
эффективного воздействия на эту группу способностей.
2. Вторая задача – максимальное развитие скоростно-силовых способностей
при специализации школьников в видах спорта, где скорость реагирования
или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие
дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).
3. Третья задача – совершенствование скоростно-силовых способностей, от
которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности
(например,
в
летном
деле,
при
выполнении
функций
оператора
в
промышленности, энергосистемах, системах связи и др.)
Естественно, что большую роль в формировании соответствующих
умений и навыков играют природные качества школьников, но даже самый
способный школьник не может добиться выдающихся достижений, если он
будет рассчитывать только на свои природные качества. Чтобы успешно
показывать достойные спортивные результаты, школьник должен обладать
хорошей
технической,
тактической
подготовкой,
скоростно-силовыми
способностями.