Авторы: Марченко Лариса Юрьевна, Елена Валерьевна Алексеева
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКДОУ №389
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: занятие
Тема: Страна эмоций
Раздел: дошкольное образование
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЭМОЦИЙ
(итоговое занятие с детьми старшего дошкольного возраста, направленное на
закрепление знаний о эмоциях)
Марченко Лариса Юрьевна
Педагог-психолог
МКДОУ №389
Россия, г. Новосибирск
Открытое занятие
педагога-психолога
«Страна эмоций»
Подготовила:
Марченко Л.Ю.
Новосибирск
1
Тема: «Путешествие в страну эмоций».
Субъект: дети старшей группы (5-6 лет).
Количество детей - 6-8 человек.
Форма занятия: подгрупповое.
Цель –закрепление знаний детей по теме «Эмоции».
Задачи:
1.
Способствовать сохранению эмоционального благополучия детей, созданию
возможности для самовыражения. (Психогимнастика «Облака»).
2.
Способствовать развитию слухового внимания, контроля над своими
действиями, двигательной активности. (Упражнение «Волшебный танец»).
3.
Способствовать развитию связной речи: побуждать отвечать полным ответом,
обосновывать свой выбор. (Упражнение «Настроение Погоды»).
4.
Способствовать развитию способности различать эмоциональные состояния,
сравнивать их с состояниями природы. (Упражнение «Настроение погоды»).
5.
Учить различать эмоциональное состояние, находить пару. (Дидактическая игра
«Театр настроений»).
6.
Способствовать мышечному расслаблению всех частей тела, снятию
напряжения после физических и эмоциональных нагрузок. (Релаксация «Песня
мамы-кошки»).
7.
Формировать способность выражать эмоциональное состояние с помощью
мимики и жестов. (Дидактическая игра «Кубик настроений»).
8.
Развивать способность различать эмоциональные состояния, сравнивать из с
музыкальными настроениями. (Игра «Музыкальное настроение»).
9.
Способствовать развитию логического мышления, побуждать к поиску выхода
из проблемной ситуации. (Загадки, провокации).
10. Воспитывать чувство групповой сплоченности. (Упражнение «Пирог
положительных эмоций»).
Интегрируемые
образовательные
области
–
«Познавательное
развитие»,
«Социально
–
коммуникативное
развитие»,
«Художественно
–
эстетическое
развитие», «Физическое развитие», «Речевое».
Вид детской деятельности, лежащей в основе совместной деятельности – игра.
Методы и приёмы, используемые в НОД:
Словесный: беседа-обсуждение, вопросы к детям, загадки;
Наглядный: рассматривание картинок (слайды), пиктограмм;
Практический: дидактическая игра с «кубиком настроений» и «Театр настроений»,
деятельность с пиктограммами, психогимнастика, релаксация, «Пирог положительных
эмоций», упражнение «Башня дружбы», музыкальная подвижная игра, «Волшебный
танец».
Форма – фронтальная, индивидуальная и работа парами.
2
Вид
детской
деятельности:
коммуникативный,
двигательный,
игровой,
здоровьесберегающий, творческий.
Ресурсы: использование мультимедийного оборудования (ПК, демонстрационный
экран, ноутбук, колонки); интернет-источник; затраченное на подготовку время;
материальные затраты (приобретение материала для изготовления молнии, облачка,
картинок эмоций, «сюрприза» для детей.
Занятие строилось в соответствии со следующими принципами: принцип
природосообразности, интеграции, комплексности, тематического планирования,
принцип максимальной активности детей, принцип индивидуального подхода к детям,
принцип игровой подачи материала, здоровъесбережения.
Предварительная работа.
1.
Познакомила детей с новой игрой «Пирог положительных эмоций».
2.
Тематические занятия на тему «Эмоции» (отдельное занятие по каждой
эмоции).
Используемые материалы:
презентация занятия, экран, колонки, 6 наборов
пиктограмм с изображением эмоциональных состояний и 6 тарелочек, браслеты
разных цветов, конверт с письмом, плоскостные изображения молнии, облачка, зонт,
объемное солнце, керамические грибы, ваза с цветами, плед для релаксации (имитация
корзинки), «кубик-навигатор», «кубик настроения», набор карточек из «Театра
настроений», «Солнышко» из конфет, разные игры и раскраски (для остальных детей).
3
Ход непосредственно - образовательной деятельности
Этап
образовательн
ой
деятельности
Организаци
я рабочего
пространств
а
Деятельность взрослого
Деятельнос
ть детей
1. Вводная часть
Цель: - заинтересовать детей в предстоящей деятельности, настроить
на положительное общение.
Организационный
момент
Вхождение в
образовательную
ситуацию.
Мотивационный
момент.
Мотивация детей
на предстоящую
деятельность.
Формулирование
цели предстоящей
деятельности и
принятие ее
детьми.
Все дети
находятся в
группе.
Психолог
входит с
конвертом.
Психолог
открывает
конверт и
читает текст.
Психолог
надевает детям
на запястье
браслеты
разных цветов.
И читает
письмо дальше.
Психолог
вместе с
детьми
отправляются в
музыкальный
зал.
Психолог:
- Здравствуйте, дети!
Мне сегодня пришло какое-то
письмо и я захотела прочитать его
вместе с вами. Откроем его?
- «Дорогие дети! Пишут вам
жители страны эмоций. В нашей
стране все эмоции перессорились
друг с другом. Каждая эмоция
считает, что она главная!
Помогите, пожалуйста нам
разобраться, кто у нас самый
главный! А чтобы вы смогли
добраться до нас, мы посылаем
вам браслеты – это билетики на
волшебный паровоз».
- « Сегодня действуют только
желтые билеты. Поэтому у кого
билетики других цветов – тем
детям мы посылаем интересные
игры и задания. У кого билетики
желтого цвета – встаньте
паровозиком и мы отправимся в
путь».
-
Здравствуйте!
- Да, откроем!
- У меня
красная
ленточка!
- А у меня
зеленая! и т.д.
2 часть –
основная
Цель – закрепление детьми понятий о различных
эмоциональных состояниях.
Приветствие.
Упражнение
«Башня
В зале дети
видят гостей.
Вместе с
- Кажется, мы добрались до
страны Эмоций! Посмотрите,
здесь гости! Я предлагаю вам
4
дружбы».
Цель –
способствовать
сплочению
детского
коллектива.
Психогимнастик
а.
Цель
-
сохранение
эмоционального
благополучия
ребенка;
создание
возможности для
самовыражения.
психологом
дети строят
«Башню
дружбы» и
здороваются!
Психолог
обращает
внимание детей
на экран. На
нем картинка с
облаками.
Слайд 1.
Дети с
психологом
создают круг и
выполняют
движения по
тексту.
построить башню дружбы и
дружно со всеми поздороваться!
- Крепкая получилась башня?
Тогда дружно скажем «Здрав-
ствуй-те»!
- Посмотрите, дети, а в стране
настроений сегодня облачно!
- посмотрите, все облачки разные!
Послушайте, что я расскажу!
Встаньте удобно в круг, чтобы я
вас видела и повторяйте за мной
движения.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
– Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
– Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно...
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
– Ой, кто там, в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягонький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
- Да!
Здрав-ствуй-
те!
Прикладываю
то одну, то
другую руку ко
лбу и
всматриваютс
я в небо.
Щурятся.
Улыбаются.
Смеются.
Машут рукой
облачку.
Изображают
грусть на лице.
Показывают
рукой вдаль.
Собирают
«слезинки» с
глаз.
Мотают
головой.
Изображают
гнев на лице.
Грозят
кулаком.
Изображают
страх на лице.
Дуют на
облако.
Изображают
удивление на
лице.
«Гладят»
незримое
облачко.
«Зовут» рукой.
5
Упражнение
«Веселый
танец».
Цель – развитие
слухового
внимания,
контроля
над
своими
действиями,
двигательной
активности.
Ребенок
бросает кубик,
а психолог
читает на нем
загадку.
Подходят к
солнышку.
Психолог
достает из-за
«Солнышка»
изображение
Веселинки.
Психолог
включает
веселую
музыку и
начинает
изображать
танцевальные
движения.
Второй
ребенок кидает
кубик.
Дети ищут в
зале зонтик и
находят за ним
изображение
Грустинки.
Психолог
раздает детям
смайлики,
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
- Дети, а где же жители страны
эмоций, вы не видите их?
Кажется, они решили поиграть с
нами в прятки. Поищем их?
А поможет нам в поисках –
«кубик-навигатор». Тут написано:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...
Солнце
А вот и первая жительница! Вы
узнали ее?
- Верно. Веселинка хочет с вами
потанцевать волшебный танец! А
волшебным он называется потому
что танцевать у нас будет только
та часть тела, которую я назову.
Готовы? Тогда начнем!
- танцуют руки!
- а теперь – ноги!
- а сейчас – голова!
- глазки!
- губки!
- брови!
Молодцы! У вас получился очень
веселый танец! Скажите, а мы
можем прожить без радости? Для
чего нам нужна эта эмоция?
- А теперь пора найти другого
жителя этой страны. Обратимся к
нашему навигатору. Послушайте
следующую загадку.
Если в тучах горизонт,
Я беру с собою (зонт)
Если дождик моросит
И асфальт дождем залит,
Ты с собой его берешь
И на улицу идешь,
Ты под ним всегда сухой,
В непогоду он с тобой.
(зонт)
- А это кто?
- Грустинка говорит, что в этой
стране настроение есть не только у
жителей, но и у погоды. Да только
забыла погода – когда и какое
настроение у нее бывает.
Качают
головой.
Дети
осматриваются
вокруг.
- Нет!
- Да!
- Это солнце!
Дети ищут
солнце.
- Это
Веселинка!
- Да!
Дети
выполняют
танцевальные
движения в
соответствии
с инструкцией.
- Нет!
Ответы
детей.
- Это зонтик!
Дети ищут в
зале зонтик.
- Грустинка!
6
Задание
«Настроение
природы».
Цель – развитие
способности
различать
эмоциональные
состояния,
сравнивать их с
состояниями
природы;
способности
объяснить
свой
выбор.
Развитие
связной речи.
Провокация.
Цель – развивать
логическое
мышление,
побуждать
находить
выход
из
проблемной
ситуации.
Дидактическая
игра
«Театр
настроений».
Цель –
расширение
представлений о
выражении
мимики лица;
усовершенствован
ие навыков
изображающим
и различные
эмоциональные
состояния.
Затем включает
слайд с
изображением
разной погоды.
Слайд 2.
Психолог дает
высказаться
каждому
ребенку.
Психолог
намеренно дает
неправильный
ответ.
Контроль за
осанкой детей.
Третий ребенок
кидает кубик.
Дети находят
молнию.
Психолог
достает из-за
«Молнии»
изображение
Злинки.
Психолог
раздает детям
картинки с
изображением
мальчика и
собаки в
- Поможете напомнить?
Подойдите к столам – на них вы
видите пиктограммы с
изображением разных настроений.
Вы будете смотреть на картинку и
поднимать подходящую
пиктограмму.
- Посмотрите на первую картинку
– какая погода здесь изображена?
На какое настроение похожа она?
Чем хочется заняться в такую
погоду?
- а у этой погоды какое
настроение? Почему вы так
решили? На какого человека она
похожа? и т.д.
- Я считаю, что у этой погоды
веселое настроение!
- Оказывается, вы прекрасно
определяете настроение погоды!
- Что означает эта картинка?
Покажите так же!
Мы можем прожить без эмоции
грусти? Она нужна нам?
Снова обратимся к навигатору.
Слушайте:
Летит огненная стрела,
Никто её не поймает:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.
Ответ: молния
- А вы узнали как зовут эту
девочку?
- Представляете, ребята, все
жители страны эмоций
переругались между собой –
каждая эмоция считает себя
главной! Вот и Злинка до того
рассердилась, что со злости
перемешала и перепутала
фотографии жителей и их
питомцев!
- Попробуем собрать
перепутанные фотографии? Тогда
вам нужно соблюдать такие
правила: Вам нужно будет найти
хозяина собаке – какое настроение
у хозяина – такое же и у его
собаки.
- Отвернитесь из круга.
-Какое настроение у мальчика? А
- Поможем!
- Дождливая,
пасмурная!
- На грустное!
Дети
поднимают
«грустные»
смайлики.
и т.д.
- Нет,
грустное!
- Мы все
правильно
сделали!
- Да/ нет.
Ответы
детей.
- Молния!
- Злинка!
- Да!
Дети встают
в круг(спиной
внутрь круга).
Рассматриваю
7
собирания целого
из частей;
развитие
зрительного
восприятия,
внимания,
моторики пальцев
рук.
Релаксация.
Цель -
способствовать
мышечному
расслаблению
всех частей тела,
снятию
напряжения после
физических и
эмоциональных
нагрузок.
разных
эмоциональных
состояниях.
психолог
контролирует
действия детей.
Четвертый
ребенок кидает
кубик.
Дети находят
молнию.
Подходят к
облачку.
Психолог
достает из-за
«Облачка»
изображение
Спокунчика.
Психолог
вместе с
детьми ложатся
на покрывало.
Включается
нежная
спокойная
мелодия.
у собаки? И т.д.
- Как ты думаешь, почему у него
такое настроение?
- Мы можем прожить без Э.
злости?
Фотографии разобрали – снова к
навигатору! Слушайте
следующую загадку.
Кучерявые барашки
В белых меховых рубашках
Плавно по небу плывут,
Завтра там, сегодня тут.
Что за странные барашки?
Непричесанны, в кудряшках,
И взъерошены слегка
Кучевые … .
- Дети – а этого мальчика как
зовут?
- И у него есть кошка – такая же
спокойная, как и он сам. Она хочет
промурлыкать вам свою песенку.
Хотите ее послушать?
- Для этого мы удобно ляжем
головой в центр, расслабимся и
представим, что мы – маленькие
котята лежим в уютной корзинке.
А мама-кошка мурлычет нам свою
песню.
Песня мамы – кошки.
Наигрался мой котёнок –
Милый, ласковый ребёнок.
Вот свернулся он в комочек –
Нежный, мягонький клубочек.
Ему снится сон волшебный:
Небо, солнце и река…
А в воде прозрачной, чистой
Проплывают облака,
Серебрятся спинкой рыбки…
На губах у нас улыбки…
Мама лапкой по спине
Гладила, ласкала
И котёнку своему песню напевала:
- Мяу – мяу, мур – мур - мур,
Милый мой котёнок!
Как же я тебя люблю,
Милый мой ребёнок!
Глазки ты сейчас открой
И со мною песню спой: «Мяу»!
т полученную
картинку.
Дети встают
парами.
- Веселое!
- Тоже
веселое!
Ответы
детей.
- Облака!
- Спокунчик!
- Да!
Сворачиваютс
я в комок.
Закрывают
глаза.
Улыбаются.
Психолог
нежно
поглаживает
каждого
ребенка по
спине.
8
Дидактическая
игра «Кубик
настроений».
Цель –
продолжать учить
детей по схеме
узнавать
эмоциональное
состояние и
изображать его с
помощью
мимики, жестов.
Пятый ребенок
кидает кубик.
Дети находят в
зале гриб.
Подходят к
нему. Психолог
достает из-за
«Грибочка»
изображение
Удивлинки.
Тут же
выпадает
Кубик
Настроений.
Психолог
контролирует
действия детей.
Шестой
ребенок кидает
кубик.
-
Понравилась вам песня мамы-
кошки? А как кошка пела своим
котятам песню?
- Скажите, нужна ли нам эмоция
спокойствия? А для чего?
- Вы немного отдохнули –
обратимся к нашему помощнику.
Теперь слушайте следующую
загадку.
Мы вчера в лесок зашли,
И чего мы там нашли?
Он стоял на толстой ножке,
В крепкой шляпе у дорожки.
(Грибок)
- А кто же здесь спрятался? Ой, и
она что-то выронила от
удивления! Это же Кубик
Настроения! Кажется, она тоже
предлагает с ней поиграть!
- Правила игры такие: нужно
бросить кубик и показать своей
мимикой, жестами то настроение –
какое выпало. А остальные дети
угадывают. Что вы изображаете.
- Что ж, с Удивлинкой поиграли.
Нужна ли нам эмоция удивления?
Когда она может нам
пригодиться?
- Снова нам поможет «Кубик-
навигатор».
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Ответ: Цветы
- А здесь Пуглинка. Она очень
любит музыку! Она даже
спряталась в около пианино!
Пуглинка тоже приготовила для
вас игру. Вы уже знаете, что
разное настроение может быть не
только у людей, животных,
погоды. А как вы думаете, может
быть настроение у музыки?
Сейчас мы проверим, как вы
определите музыкальное
Открывают
глаза.
- Мяу! Мяу!
- Да! Нежно,
ласково,
спокойно.
- Да!
Ответы
детей.
- Это гриб!
- Это
Удивлинка.
- Это кубик!
Дети по
очереди
бросают кубик
и показывают
эмоцию.
Остальные
угадывают.
- Да!
Ответы
детей.
- Это цветы!
9
Игра
«Музыкальное
настроение».
Цель – развитие
способности
различать
эмоциональные
состояния,
сравнивать их с
музыкальными
настроениями;
способности
объяснить
свой
выбор.
Провокация.
Цель – развивать
логическое
мышление,
побуждать
находить
выход
из
проблемной
ситуации.
Дети находят в
зале вазу с
цветами – а в
ней
изображение
Пуглинки.
Психолог
включает
подборку
музыкальных
произведений.
На одной из
мелодий
намеренно
неправильно
определяет
настроение
музыки.
настроение. Правило игры такое –
вы послушаете музыку– какое
настроение у музыки – к жителю с
таким же настроением вы и
подбежите. Если это будет веселая
музыка – рядом с какой картинкой
вы встанете? А если сердитая?
- А я считаю, что это веселая
мелодия!
- Вы молодцы, правильно
определили настроение мелодий.
- А скажите, нужна ли нам такая
эмоция как страх? А когда она нам
пригодится?
- А вот и
Пуглинка!
- Может!
- Рядом с
Веселинкой!
- Со злинкой!
Дети
действуют в
соответствии
с инструкцией.
- Нет, это
грустная!
- Да!
Ответы
детей.
3 часть –
заключительная
Цель: создать у детей радостное настроение от хорошо выполненной
работы, вызвать чувство удовлетворения.
Рефлексия
Цель -
Подведение
итогов,
деятельности.
Педагогическая
оценка
результатов
деятельности
детей.
.
- Дети, вы поиграли с
несколькими эмоциями. Что вам
запомнилось больше всего?
- Какая эмоция у вас самая
любимая?
- Вспомните, зачем нас звали в
гости жители этой страны?
- какая же эмоция, по вашему
мнению, самая главная?
- Итак, при хорошем настроении
человек испытывает
положительные эмоции, а при
плохом – отрицательные
Ответы
детей.
- Разобраться,
какая эмоция
самая главная
и нужная!
Дети
высказывают
свое мнение.
10
Прощание.
Упражнение
«Пирог
положительных
эмоций».
Цель - снятие
эмоционального
напряжения,
преодоление
барьеров
невербального
общения,
воспитание
чувства
групповой
сплоченности.
Плавный выход
детей из НОД.
Встают в круг.
Психолог
достает
«Сюрприз» и
показывает
детям.
Строят вместе
с психологом
башню
дружбы.
Строятся
паровозиком и
возвращаются
в группу.
- И все-таки все эмоции нам
нужны! Значит, все они главные!
- Я считаю, что теперь эмоции
помирятся и будут жить дружно!
- А теперь, я предлагаю вам
испечь пирог только с хорошими
эмоциями и угостить всех
собравшихся. Встаем в круг.
Повторяйте за мной.
Взяли мы щепотку смеха,
И немножечко успеха,
Удивления на ложке,
Любопытства поварешку,
Много радости налили,
Тесто быстро замесили.
Испекли пирог мы в печке,
Остудили на крылечке.
А потом пирог делили
И гостей всех угостили.
Все ладошки подставляйте,
Угощенье получайте!
- Вкусный пирог получился?
- Подошло к концу наше
приключение.
И все эмоции дают вам
наставление:
Быть добрым, без каприз,
И дарят вам сюрприз!
Пора нам возвращаться –
Осталось попрощаться!
- А построим на прощанье башню
дружбы!
Билетики на волшебный
паровозик у вас есть занимаем
места– Поехали!
Выполняют
движения по
тексту.
«Угощают»
гостей.
- Да!
Строят их рук
башню.
- До-сви-да-
ни-я!
Строятся
паровозиком.
- Ту-Ту!
11
12