Автор: Гейдельбах Анжела Николаевна
Должность: магистрант направления подготовки "44.04.01 "педагогическое образование"
Учебное заведение: "Омская гуманитарная академия"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: статья
Тема: Теоретические аспекты развития социальной активности подростков
Раздел: дополнительное образование
Гейдельбах Анжела Николаевна
ЧУОО ВО «ОмГА»,
Научный руководитель д.п.н., профессор Шмачилина-Цибенко С.В.
Теоретические аспекты развития социальной активности подростков
Важнейшими качествами личности
в настоящее время становятся
инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные
решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в
течение всей жизни.
Однако в последние годы наблюдается усиление образовательных
акцентов и ослабление воспитательных функций в деятельности учреждений
дополнительного образования детей. Педагоги дополнительного образования
на первое место ставят поддержку ребенка в его личностном росте, развитие
творческой
и
познавательной
активности
в
профессионально
ориентированной основной образовательной деятельности учреждения [3].
В то же время основным и главным процессом включения индивида в
общество является социализация, в ходе которого ребенок овладевает
определенной социальной ролью или несколькими ролями, находит свое
место в обществе, свои возможности для самореализации. Характерной
чертой подростков, по сравнению с другими слоями общества, является
завершение первичной социализации только в конце жизни. Этой группе
свойственно крайняя неустойчивость интересов, большая зависимость от
мнений
и
точек
зрения
окружающих
людей,
высокая
степень
восприимчивости к негативному социальному опыту взаимодействия с
окружающими и сравнительно небольшой социокультурный опыт [1].
Обратимся к анализу содержания понятия «социальная активность».
Понятие
«активность»
разрабатывали
отечественные
исследователи
в
различные периоды становления науки: А. А. Бодалев, Д. Б. Богоявленская,
A. И. Крупнов, Б. Ф. Ломов, А. М. Матюшкин, В. Г. Мордкович, B. Д.
Небылицын, Я. А. Пономарев, К. К. Платонов .
Понятие «социальной активности личности» в психологическом плане
раскрывалось с точки зрения представлений о природе качества личности как
системы действий, потребностей и мотивов поведения (Л. И. Божович, А. Н.
Леонтьев, В. С. Мерлин, Л. С. Славин).
Серьезный вклад в психологическую разработку фундаментальных и
прикладных аспектов человеческой активности внесли К. А. Абульханова -
Славская, К. В. Бардина, Е. 3. Фришман, В. К. Котырло, Т. В. Дуткевич .
В
педагогике
эта
проблема
рассматривалась
многоаспектно.
«Социальная
активность»
понималась
как
главное
в
характеристике
личности-субъекта общественных отношений (Т. Е. Конникова, Т. Н.
Мальковская, А. В. Зосимовский); как мера проявления социальной
дееспособности человека (Н. П, Аникеев, Н. Г. Огурцов, Е. С. Малах); как
ответственное и заинтересованное отношение человека к труду, обществу,
духовной и общественной жизни (П. Азаров, Л. М. Архангельский, Л. Ю.
Гордин, А. Г. Гостев, И. В. Резанович).
Понятие
«социальная
активность»
рассматривается
на
основе
системного, личностно-ориентированного, культурологического, деятель-
ностного
и
аксеологического
подходов
как
сложный,
непрерывный,
многофункциональный
процесс
освоения
социокультурных
ценностей,
проходящий во взаимодействии с окружающим миром и ориентирующий
личность на формирование у нее способности находить согласие с природой,
миром, обществом, самим собой [5].
Проблема развития социальной активности подростков приобрела
особую актуальность на современном этапе развития общества, что
подтверждается
положениями
концепций
педагогов-исследователей,
содержанием
нормативных
документов.
Выделение
социокультурной
деятельности в системе дополнительного образования позволяет наиболее
полно формировать социальную активность, социальную ответственность,
социальную
комфортность
личности
и
отвечает
новым
парадигмам
образования.
Процессы гуманизации и демократизации образования поставили перед
наукой и практикой задачи переосмысления методологических подходов к
организации и развитию системы социального воспитания, к изучению
возможностей использования достижений отечественного и зарубежного
опыта в новых условиях.
Рассматривая роль дополнительного образования в современных
условиях, ученые выделяют разные его приоритетные идеи. Так, Е. Б. Евла-
дова, Л. Г. Логинова обосновали следующие идеи [5]:
1) свободный выбор видов и сфер деятельности;
2) ориентация на личностные интересы, потребности, способности;
3)
возможность
свободного
самоопределения
и
самореализации
личности;
4) единство обучения, воспитания и развития;
5) практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Именно в дополнительном образовании предоставляются развивающие
возможности для интеллектуального, духовного, физического развития,
удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.
Социальная направленность системы представляет собой гармоническое
единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого
лежит любознательность и увлеченность свободным поиском пути к
мастерству и постижению смысла жизни; представляется многоаспектным
понятием,
которое
включает
в
себя
сложившуюся
структуру
образовательных
учреждений,
зону
перспективного
развития
каждого
человека,
уникальное
образовательное
сообщество,
построенное
на
субъектно-субъектных отношениях, а также уникальную социокультурную
технологию; это многоаспектное совмещение различных видов деятельности,
что делает возможным социокультурное развитие ребенка [9] .
Теоретический анализ проблемы на основе системного, личностно-
ориентированного, культурологического, деятельностного, аксиологического
подходов позволил уточнить понятие «социальная активность подростка»,
которая
понимается
нами
как
сложный
процесс
овладения
социокультурными ценностями во взаимодействии с окружающим миром и
проявляющийся в единстве когнитивного, мотивационно- ценностного,
деятельностно-творческого, рефлексивно-оценочного компонентов.
Анализируя подходы, в развитии социальной активной личности, в
качестве
основного
мы
выделяем
социокультурный
подход.
Социокультурный характер образования и педагогической деятельности, где
важным показателем качества дополнительного образования выступает его
результат, который напрямую зависит от образовательной среды учреждения
дополнительного образования [4].
Развитие личности подростка может быть обеспечено только при
взаимодействии
педагогов,
семьи
и
учреждений
дополнительного
образования, поскольку они представляют собой единую социальную
систему, и имеют возможность обеспечить эффективное взаимодействие с
опорой на системный подход.
Личпостно- ориентированный подход ставит в центр образовательной
системы личность обучаемого, развитие его индивидуальных ценностей.
Эффективное
решение
проблемы
развития
социальной
активности
подростков невозможно без глубокого понимания культурологического
подхода . Культурологический подход предполагает развитие социальной
активности
как
меры
саморазвития
человека
в
образовательном
пространстве. Именно такой подход позволяет в нашем исследовании
ориентироваться не столько на знания, а сколько на воспитание подростка с
ориентацией
на
духовно-нравственные
ценности,
на
активную
преобразующую деятельность, на воспитание культуры отношений [2].
В основе деятельностного подхода лежит представление о том, что
разносторонне развитая личность формируется в разнообразных видах
деятельности. Процесс воспитания при этом рассматривается с позиции
личностной обусловленности всех его участников.
Литература
1. Беспалько, В: П. О возможностях системного подхода в педагогике /В.П.
Беспалько. .- М.: Педагогика, 2016. – 171 с
2. Герасимова Л. А. Воспитание социальной активности детей в учреждении
дополнительного образования.- Оренбург., 2016. - 322 с.
3. Горский В. А. Педагогические основы развития системы дополнительного;
образования детей Текст. / В. А. Горский, А. Я. Журкина // Доп. Образование,
2016. - № 1. - С.4-6.
4. Донина, О. И. Педагогические условия социального становления личности
в учреждении дополнительного образования детей / О.И. Донина; Ин-т
повышения
квалификации
пед.работников
образования.
Ульяновск.
:
УИПКПРО, 2016.-197 с.
5.
Евладова,
Е.
Б.,
Логинова,
Л.
Г.
Организация
дополнительного
образования детей (практикум) Текст. : Учеб. пос. для студентов учрежд.
сред. проф. образования / Е. Б. Евладова, Л. Г Логинова. -М. : Гуман. издат.
центр ВЛАДОС, 2016. -192 с.
6. Иванченко, В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей
/ В. Н. Иванченко Ростов на Дону. : Издательство «Учитель», 2017. - 288 с.
7. Киселёва, Т. Г. Функции и принципы социально-культурной деятельности/
Т. Г. Киселёва.- М. : МГУКИ, 2016. - 539 с.
8. Мальковская Т.Н. Социальная активность школьника. / Т. Н. Мальковская.
М., 2016. - 184 с.
9. Мудрик А. В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного
образования : учеб. пособие / А. В. Мудрик. М.: Академия, 2017. - 240 с.