Напоминание

Теоретические аспекты развития социальной активности подростков


Автор: Гейдельбах Анжела Николаевна
Должность: магистрант направления подготовки "44.04.01 "педагогическое образование"
Учебное заведение: "Омская гуманитарная академия"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: статья
Тема: Теоретические аспекты развития социальной активности подростков
Раздел: дополнительное образование





Назад




Гейдельбах Анжела Николаевна

ЧУОО ВО «ОмГА»,

Научный руководитель д.п.н., профессор Шмачилина-Цибенко С.В.

Теоретические аспекты развития социальной активности подростков

Важнейшими качествами личности

в настоящее время становятся

инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные

решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в

течение всей жизни.

Однако в последние годы наблюдается усиление образовательных

акцентов и ослабление воспитательных функций в деятельности учреждений

дополнительного образования детей. Педагоги дополнительного образования

на первое место ставят поддержку ребенка в его личностном росте, развитие

творческой

и

познавательной

активности

в

профессионально

ориентированной основной образовательной деятельности учреждения [3].

В то же время основным и главным процессом включения индивида в

общество является социализация, в ходе которого ребенок овладевает

определенной социальной ролью или несколькими ролями, находит свое

место в обществе, свои возможности для самореализации. Характерной

чертой подростков, по сравнению с другими слоями общества, является

завершение первичной социализации только в конце жизни. Этой группе

свойственно крайняя неустойчивость интересов, большая зависимость от

мнений

и

точек

зрения

окружающих

людей,

высокая

степень

восприимчивости к негативному социальному опыту взаимодействия с

окружающими и сравнительно небольшой социокультурный опыт [1].

Обратимся к анализу содержания понятия «социальная активность».

Понятие

«активность»

разрабатывали

отечественные

исследователи

в

различные периоды становления науки: А. А. Бодалев, Д. Б. Богоявленская,

A. И. Крупнов, Б. Ф. Ломов, А. М. Матюшкин, В. Г. Мордкович, B. Д.

Небылицын, Я. А. Пономарев, К. К. Платонов .

Понятие «социальной активности личности» в психологическом плане

раскрывалось с точки зрения представлений о природе качества личности как

системы действий, потребностей и мотивов поведения (Л. И. Божович, А. Н.

Леонтьев, В. С. Мерлин, Л. С. Славин).

Серьезный вклад в психологическую разработку фундаментальных и

прикладных аспектов человеческой активности внесли К. А. Абульханова -

Славская, К. В. Бардина, Е. 3. Фришман, В. К. Котырло, Т. В. Дуткевич .

В

педагогике

эта

проблема

рассматривалась

многоаспектно.

«Социальная

активность»

понималась

как

главное

в

характеристике

личности-субъекта общественных отношений (Т. Е. Конникова, Т. Н.

Мальковская, А. В. Зосимовский); как мера проявления социальной

дееспособности человека (Н. П, Аникеев, Н. Г. Огурцов, Е. С. Малах); как

ответственное и заинтересованное отношение человека к труду, обществу,

духовной и общественной жизни (П. Азаров, Л. М. Архангельский, Л. Ю.

Гордин, А. Г. Гостев, И. В. Резанович).

Понятие

«социальная

активность»

рассматривается

на

основе

системного, личностно-ориентированного, культурологического, деятель-

ностного

и

аксеологического

подходов

как

сложный,

непрерывный,

многофункциональный

процесс

освоения

социокультурных

ценностей,

проходящий во взаимодействии с окружающим миром и ориентирующий

личность на формирование у нее способности находить согласие с природой,

миром, обществом, самим собой [5].

Проблема развития социальной активности подростков приобрела

особую актуальность на современном этапе развития общества, что

подтверждается

положениями

концепций

педагогов-исследователей,

содержанием

нормативных

документов.

Выделение

социокультурной

деятельности в системе дополнительного образования позволяет наиболее

полно формировать социальную активность, социальную ответственность,

социальную

комфортность

личности

и

отвечает

новым

парадигмам

образования.

Процессы гуманизации и демократизации образования поставили перед

наукой и практикой задачи переосмысления методологических подходов к

организации и развитию системы социального воспитания, к изучению

возможностей использования достижений отечественного и зарубежного

опыта в новых условиях.

Рассматривая роль дополнительного образования в современных

условиях, ученые выделяют разные его приоритетные идеи. Так, Е. Б. Евла-

дова, Л. Г. Логинова обосновали следующие идеи [5]:

1) свободный выбор видов и сфер деятельности;

2) ориентация на личностные интересы, потребности, способности;

3)

возможность

свободного

самоопределения

и

самореализации

личности;

4) единство обучения, воспитания и развития;

5) практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Именно в дополнительном образовании предоставляются развивающие

возможности для интеллектуального, духовного, физического развития,

удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

Социальная направленность системы представляет собой гармоническое

единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого

лежит любознательность и увлеченность свободным поиском пути к

мастерству и постижению смысла жизни; представляется многоаспектным

понятием,

которое

включает

в

себя

сложившуюся

структуру

образовательных

учреждений,

зону

перспективного

развития

каждого

человека,

уникальное

образовательное

сообщество,

построенное

на

субъектно-субъектных отношениях, а также уникальную социокультурную

технологию; это многоаспектное совмещение различных видов деятельности,

что делает возможным социокультурное развитие ребенка [9] .

Теоретический анализ проблемы на основе системного, личностно-

ориентированного, культурологического, деятельностного, аксиологического

подходов позволил уточнить понятие «социальная активность подростка»,

которая

понимается

нами

как

сложный

процесс

овладения

социокультурными ценностями во взаимодействии с окружающим миром и

проявляющийся в единстве когнитивного, мотивационно- ценностного,

деятельностно-творческого, рефлексивно-оценочного компонентов.

Анализируя подходы, в развитии социальной активной личности, в

качестве

основного

мы

выделяем

социокультурный

подход.

Социокультурный характер образования и педагогической деятельности, где

важным показателем качества дополнительного образования выступает его

результат, который напрямую зависит от образовательной среды учреждения

дополнительного образования [4].

Развитие личности подростка может быть обеспечено только при

взаимодействии

педагогов,

семьи

и

учреждений

дополнительного

образования, поскольку они представляют собой единую социальную

систему, и имеют возможность обеспечить эффективное взаимодействие с

опорой на системный подход.

Личпостно- ориентированный подход ставит в центр образовательной

системы личность обучаемого, развитие его индивидуальных ценностей.

Эффективное

решение

проблемы

развития

социальной

активности

подростков невозможно без глубокого понимания культурологического

подхода . Культурологический подход предполагает развитие социальной

активности

как

меры

саморазвития

человека

в

образовательном

пространстве. Именно такой подход позволяет в нашем исследовании

ориентироваться не столько на знания, а сколько на воспитание подростка с

ориентацией

на

духовно-нравственные

ценности,

на

активную

преобразующую деятельность, на воспитание культуры отношений [2].

В основе деятельностного подхода лежит представление о том, что

разносторонне развитая личность формируется в разнообразных видах

деятельности. Процесс воспитания при этом рассматривается с позиции

личностной обусловленности всех его участников.

Литература

1. Беспалько, В: П. О возможностях системного подхода в педагогике /В.П.

Беспалько. .- М.: Педагогика, 2016. – 171 с

2. Герасимова Л. А. Воспитание социальной активности детей в учреждении

дополнительного образования.- Оренбург., 2016. - 322 с.

3. Горский В. А. Педагогические основы развития системы дополнительного;

образования детей Текст. / В. А. Горский, А. Я. Журкина // Доп. Образование,

2016. - № 1. - С.4-6.

4. Донина, О. И. Педагогические условия социального становления личности

в учреждении дополнительного образования детей / О.И. Донина; Ин-т

повышения

квалификации

пед.работников

образования.

Ульяновск.

:

УИПКПРО, 2016.-197 с.

5.

Евладова,

Е.

Б.,

Логинова,

Л.

Г.

Организация

дополнительного

образования детей (практикум) Текст. : Учеб. пос. для студентов учрежд.

сред. проф. образования / Е. Б. Евладова, Л. Г Логинова. -М. : Гуман. издат.

центр ВЛАДОС, 2016. -192 с.

6. Иванченко, В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей

/ В. Н. Иванченко Ростов на Дону. : Издательство «Учитель», 2017. - 288 с.

7. Киселёва, Т. Г. Функции и принципы социально-культурной деятельности/

Т. Г. Киселёва.- М. : МГУКИ, 2016. - 539 с.

8. Мальковская Т.Н. Социальная активность школьника. / Т. Н. Мальковская.

М., 2016. - 184 с.

9. Мудрик А. В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного

образования : учеб. пособие / А. В. Мудрик. М.: Академия, 2017. - 240 с.



В раздел образования