Автор: Галина Михайловна Исенова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Чистоозерная средняя общеобразовательная школа №3
Населённый пункт: Новосибирская область Чистоозерный район п.Чистоозерное
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность в начальной школе.
Раздел: начальное образование
Проектная деятельность в начальной школе.
Тему «Проектная деятельность в начальной школе» я считаю актуальной,
сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах
второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков
требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей,
самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная
деятельность позволяет учащимся приобретать знания, помогает связать то
новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни.
Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется
педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и
повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и
углубление знаний по заданной теме. Проектная деятельность способствует
формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к
реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и
воспитания из стен школы в окружающий мир.
Но, достаточно ли развиты у младших школьников необходимые качества
и умения? Готовы ли дети этого возраста к такой деятельности? Ответ:
конечно же нет! Нужна поэтапная работа по обучению этому виду
деятельности. И прежде чем учить этому детей, мы – педагоги - должны сами
освоить эту интересную и эффективную технологию. Лично мне помогли в
этом разобраться курсы повышения квалификации в Новосибирске по теме
«Организация проектно- исследовательской деятельности младших
школьников», и вот несколько лет пытаюсь применить проектную
деятельность в учебном процессе и во внеурочное время, не заменяя при
этом традиционной системе, а органично дополняя, расширяя ее.
Мы понимаем, что на первом этапе внедрения проектного метода основная
роль принадлежит учителю. Первоначально темы предлагала я сама . В
основном они касаются какого-либо теоретического вопроса школьной
программы. А целью этой деятельности сначала является углубление знаний
по этому вопросу (групповые работы, сообщения) например: «Осенние
изменения в жизни листа», «Следы на снегу» и т.д..
Затем начали выполнять мини- проекты. Например, изучая раздел «Наше
здоровье» по теме «Здоровый образ жизни» мы провели мини- проект
«Береги здоровье».
Цель урока: воспитывать разумное отношение к своему здоровью. На этом
уроке дети ставят цель, формулируют задачи, выдвигают гипотезу и работа
проходит в группах по типу игры «В кругу друзей», озвучивается условия
игры, для того, чтобы все дети были включены в проектную деятельность.
Затем дети отчитываются за проделанную работу и делают вывод по данной
гипотезе.
В дальнейшем тематика проектов в основном предлагается самими детьми.
Темы детских проектных работ выбираются самими детьми из содержания
учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для
проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема,
знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг
социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики
начальной школы узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего,
малодифференцированы, одноплановы. Поэтому я с детьми хожу на
экскурсии, прогулки – наблюдения. Составляем вместе анкеты, вопросы
интервью для отдельных лиц.
Возможности метода проектов для развития личности и социализации
школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и
школьника. Примерно я придерживаюсь этой структуры.
·
Ученик
Учитель
Определяет цель деятельности
Помогает определить цель деятельности
Открывает новые знания или
способы деятельности
Рекомендует источники получения
информации
Экспериментирует
Предлагает возможные формы работы
Выбирает пути решения
Содействует прогнозированию
результатов
Активен
Создает условия для активности
школьника
Субъект деятельности
Партнёр ученика
Несёт ответственность за свою
деятельность
Помогает оценить полученный
результат, выявить недостатки
Для направления деятельности учеников была разработана памятка.
Памятка начинающему исследователю:
- Выбери тему исследования
-Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
- Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
- Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
- Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
- Сделай выводы.
- Оформи результаты своей работы.
- Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
При выполнении каждого нового проекта (задуманного самим ребенком,
группой, классом самостоятельно или при участии учителя) мы решаем
несколько интересных, полезных, связанных с реальной жизнью задач.
Ученики моего класса выполнили проекты «Письмо» работая над которым
ученица изучала проблему, пишут ли сейчас письма и в какой форме,
«Птицы нашей местности зимой» , ученик исследовал, как
приспосабливаются птицы к зимним условиям в нашей местности,
«Здоровые зубы- красивая улыбка», в этом проекте ученица затронула
проблему несоблюдения детьми правил личной гигиены, что приводит к
обширным заболеваниям зубов в подростковом возрасте, «Моя
родословная», в этом проекте ученица проследила, сохранены ли традиции
семьи в последующих поколениях, проект «Волшебный аромат» цель: какую
пользу приносит чай нашему здоровью. Проект «Соль и кристаллы» цель:
научиться выращивать кристаллы соли в домашних условиях.
Другой интересный проект посвящен созданию книжек- раскладушек о
домашних животных. В них ребята не только рассказывают о различных
породах кошек, собак, морских свинок, но и изучают особенности их
поведения, правила содержания, кормления. Они доказывают, что домашние
животные - это не только радость общения, но и труд по кормлению, уборке,
лечению в случае болезни, и выражают готовность взять эту ответственность
на себя. Это все исследовательские проекты. По затраты времени- средней
продолжительности. Эти проекты были показаны в своем классе, для
родителей, для учащихся начальной школы и выступили на районной
конференции «Шаг в будущее». Ученикам были вручены призы и дипломы.
Если ребёнок участвует в создании проекта, то задача родителей – знать
суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и
результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку,
если он обратится за помощью.
Я провела родительское собрание (учащиеся на тот момент учились во 2
классе) на тему «Проектная деятельность учащихся 2 класса» разработано
методистом и педагогом Жакулиной И.В. на этом собрание мы обсуждали:
Для чего в начальной школе организуется проектное обучение?
Какие умения могут формироваться у детей в процессе проектной
деятельности?
Помощь родителей , считаю необходимым , они помогают в наглядном
оформлении, в технических средствах, обеспечивают самостоятельность
школьников , мотивируют детей на проектную деятельность
Ежегодно информационно - методический центр
проводит районный
фестиваль
инновационных
площадок,
посоветовшись
с
учителями
начальных классов решили подать на конкурс проект по теме
«Развитие
творческого потенциала учащихся
во внеурочной деятельности через
проектную деятельность». По этой теме мы проработали 3 года,
это
позволило еще добавить средства в финансовую копилку.
Исследовательская работа не замыкается только в себе. Работу каждого
знают
все
одноклассники
и
активно
включаются
в
аналитическую,
экспериментальную
деятельность.
Вместе
с
детьми
мы
проводили
социологические, психологические исследования
учащихся начальных
классов и своих одноклассников
Каждый знал содержание работы других и помогал в подборе данных,
литературы,
заполнял
анкеты,
интересовался
результатами,
увидев
эксперименты, опыты товарища, с удовольствием повторяли и проверяли их
сами.
Умение анализировать, исследовать, доказывать и высказывать своё мнение
отражается и в учебной деятельности, повышается качество учёбы, учебная
мотивация.
Плодотворный труд над этой проблемой показал большую значимость
работы, как для учителя, так и для детей и их родителей. Только при
совместном взаимодействии с родителями, при их заинтересованной помощи
можно добиться успеха в организации научно-исследовательской, поисковой
деятельности. Проектную деятельность в начальных классах можно считать
одной из активных форм работы учитель - ученик - родители, дающий
огромный моральный и учебный эффект.
Метод проектов сплачивает детей, находят общие интересы. Кроме
исследовательских проектов , мы попытались провести творческий проект
«День бабушек», который стал традиционным. Каждый учащийся выпустил
газету о своей бабушке и всем классом подготовили праздник. Праздник
удался, бабушки в знак благодарности написали статью в районную газету,
где поблагодарили за праздник.
Благодаря
проектной
деятельности
дети
моего
класса
стали
самостоятельными,
коммуникабельными,
инициативными,
свободно
выступают при защите проекта. Время показывает, что наибольший эффект
метод
проектов дает тогда, когда их использование начинается уже в
начальной школе, ведь детское мышление еще гибко, пластично, открыто
всему новому.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого
драматурга
и
философа
Г.Э.
Лессинга:
«Спорьте,
заблуждайтесь,
ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».