Напоминание

Мастер – класс для родителей с детьми имеющими ОВЗ.


Авторы: Шатрова Татьяна Александровна, Ликина Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 396" г. Перми
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Методическая разработка Дата: Сентябрь 2021г.
Тема: Мастер – класс для родителей с детьми имеющими ОВЗ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер – класс для родителей с детьми ОВЗ.

«Играя, развиваем речь детей».

Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем

необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр,

незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по

дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.

Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь

между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и

дружеских отношений.

"Цепочка слов"

Цель: обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов —

существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть

ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически

соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

- Кошка, бывает какая?

- Пушистая, ласковая, разноцветная...

- Что еще бывает разноцветным?

- Радуга, платье, телевизор...

- Каким еще может быть платье?

- Шелковым, новым, прямым...

- Что еще может быть прямым?

- Линия, дорога, взгляд... и т.д.

"Семейная олимпиада"

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие

словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать

интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к

нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?",

"какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная,

шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет

последним слово-признак.

"Найди по цвету"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок

находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного.

Например:

Красное - яблоко, кресло, платье.

Желтая - репа, краска, сумка.

Синий - василек, баклажан, карандаш.

"Выбери правильное слово"

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать

одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

"Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово,

противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя

мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

В конце мастер – класса всем присутствующим родителям вручаются памятки

«Играем всей семьей».

Мастер – класс для родителей с детьми ОВЗ

«Мои пальчики расскажут»

Ученые считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее

развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и

мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие

приемы сами.

Воспитатель предлагает родителям объединиться в пары и определиться, кто будет

взрослым, а кто ребенком.

«Рисуем стихи»

Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой. Надо нарисовать зайца под дождем по

стихотворению А.Л. Барто «Зайка». Сначала стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем

ребенок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.

«Мой мишка»

Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность

движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Сначала текст

читает воспитатель, а «играет» ребенок, потом наоборот.

Я рубашку сшила мишке.

(Показывает мишку и гладит его.)

Я сошью ему штанишки.

(Показывает штанишки.)

Надо к ним карман пришить

(Показывает карман.)

И платочек положить.

(Вкладывает в карман платочек.)

На плите сварилась каша.

(Берет кастрюлю с плиты.)

-Где большая ложка наша?

(Ищет ложку.)

Я тебе перед едой

Руки вымою водой,

(«Моет» мишке лапки, вытирает и

усаживает его за стол.)

Повяжу тебе салфетку,

(Завязывает салфетку.)

Ешь котлетку, ешь конфетку,

(Дает на тарелочке конфету.)

Молоко свое допей

(«Поит» молоком.)

И гулять пойдем скорей!

(Берет мишку за лапку и идет гулять.)

З. Александрова

«Пальцы – дружная семья»

Прежде чем выполнять упражнение, повторите с ребенком название пальцев рук.

Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки, называя их:

большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.

Пальцы – дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)

Вот большой!

А это – средний.

Безымянный и последний –

Наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)

Будем их соединять

И движенья выполнять…

(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)

Мы рога козы покажем

(Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая

остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове.)

И рога оленя даже…

(Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к

голове.)

«Ай, лады, лады, лады»

Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически

активных зон.

***

Ай, лады, лады, лады (хлопают в ладоши),

Не боимся мы воды (совершают интенсивные моющие движения обеими ладонями),

Чисто умываемся («моют» лицо, растирают уши),

Маме (друг другу) улыбаемся (улыбаются).

***

Жили-были зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний - ушки)

На лесной опушке (хлопают в ладошки).

Жили-были зайчики (показывают уши)

В беленькой избушке (показывают домик).

Мыли свои ушки (трут уши),

Мыли свои лапочки (моющие движения ладонями рук),

Наряжались зайчики (движения ладоней сверху вниз по туловищу),

Надевали тапочки (показывают).

Мастер – класс для родителей с детьми ОВЗ

«Развиваем речь с помощью скороговорок».

Чем полезны скороговорки?

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и

подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок

– успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не

единственная.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка,

торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так,

чтобы его понимали.

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит,

взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями,

улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится

уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят

переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок

улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только

слышать, но понимать смысл высказывания.

Так же это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского

праздника.

Как проговаривать скороговорки с ребенком? Скороговорки придуманы

исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это,

а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил,

последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы

добиться положительных результатов в развитии дикции.

Итак, проделывайте все пошагово:

1.

Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.

Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на

произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе

не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите

и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.

2.

После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может

произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме.

Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык

и зубы.

3.

Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно

шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю

фразу.

4.

Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без

ошибок, но не торопясь.

5.

Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно,

восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными

голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без

ошибок произносите всю скороговорку целиком.

(Родители выполняют задание)

Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные

занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие!

Практикум с элементами тренинга

«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

(Проводится с родителями имеющими детей с речевыми нарушениями)

1. Вступительная часть

- Уважаемые мамы и папы, сегодня мы с вами поговорим о развитии речи детей.

Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не

прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение

произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и

над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь - это залог успешного общения.

У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие

вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти.

Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук

и ног?

Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.

- Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы

речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной

гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, которые

укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.

Сегодня мы с вами научимся выполнять такие упражнения. Но для начала давайте

познакомимся.

2. Игра на знакомство: ребенок представляет свою маму и на первую букву имени

называет прилагательное - характеристику мамы (напр., Даша - добрая и т.п.)

3. Основная часть:

- Артикуляционные упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции

звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит

определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную

воздушную струю, т.е. все то, что необходимо для правильного образования звука.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у

детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее

делать перед завтраком в течение 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3

упражнений.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребенка

прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Размещать надо ребенка так, чтобы он видел лицо взрослого, которое должно быть

хорошо освещено. Взрослый должен следить за качеством выполняемых ребенком

движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сейчас, мы с вами вместе выполним некоторые упражнения общей артикуляционной

гимнастики.

Упражнение «Лягушка». Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно

произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.

Потянули - перестали. И нисколько не устали!

Упражнение «Слон».

Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Подражаю я слону -

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Упражнение «Лягушка - слон». Чередование положений губ: в улыбке -

трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

Упражнение «Рыбка». Спокойное широкое открывание и закрывание рта.

Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Упражнение «Качели». Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем

положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за

нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

Упражнение «Часики». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик

языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение

выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

Упражнение «Лопаточка». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке.

Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение

удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его

верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.

И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...

Упражнение «Иголочка». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть

изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.

И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...

Упражнение «Лопаточка-иголочка». Чередование положений языка:

широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.

Язык иголочкой потом и потянем остриём.

Упражнение «Горка». Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка

упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек.

Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от

середины к кончику. Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.

Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.

Скатываются зубки с горочки.

4. Заключение:

- Давайте подведём итог нашей встречи. Появилось ли у вас желание проводить дома

с ребёнком артикуляционную гимнастику?

5. Упражнение «подарок».

Детям и взрослым раздаются сердечки, вырезанные из бумаги и цветные карандаши.

Задание: напишите или нарисуйте что-либо приятное в память о сегодняшней встрече

и подарите друг другу. (упражнение в паре «ребенок-мама»)

Мы благодарим вас за участие в практикуме, надеемся, что вы узнали много

интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие

игры, которые помогут эффективному развитию речи.

Желаю удачи!



В раздел образования