Авторы: Шатрова Татьяна Александровна, Ликина Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 396" г. Перми
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Методическая разработка Дата: Сентябрь 2021г.
Тема: Мастер – класс для родителей с детьми имеющими ОВЗ.
Раздел: дошкольное образование
Мастер – класс для родителей с детьми ОВЗ.
«Играя, развиваем речь детей».
Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем
необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр,
незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по
дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.
Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь
между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и
дружеских отношений.
"Цепочка слов"
Цель: обогащение словаря прилагательных.
Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов —
существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть
ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически
соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:
- Кошка, бывает какая?
- Пушистая, ласковая, разноцветная...
- Что еще бывает разноцветным?
- Радуга, платье, телевизор...
- Каким еще может быть платье?
- Шелковым, новым, прямым...
- Что еще может быть прямым?
- Линия, дорога, взгляд... и т.д.
"Семейная олимпиада"
Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие
словаря признаков.
В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать
интересу у ребёнка к таким играм.
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к
нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?",
"какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная,
шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет
последним слово-признак.
"Найди по цвету"
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок
находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного.
Например:
Красное - яблоко, кресло, платье.
Желтая - репа, краска, сумка.
Синий - василек, баклажан, карандаш.
"Выбери правильное слово"
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать
одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).
"Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово,
противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя
мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
В конце мастер – класса всем присутствующим родителям вручаются памятки
«Играем всей семьей».
Мастер – класс для родителей с детьми ОВЗ
«Мои пальчики расскажут»
Ученые считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее
развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и
мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие
приемы сами.
Воспитатель предлагает родителям объединиться в пары и определиться, кто будет
взрослым, а кто ребенком.
«Рисуем стихи»
Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой. Надо нарисовать зайца под дождем по
стихотворению А.Л. Барто «Зайка». Сначала стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем
ребенок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.
«Мой мишка»
Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность
движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Сначала текст
читает воспитатель, а «играет» ребенок, потом наоборот.
Я рубашку сшила мишке.
(Показывает мишку и гладит его.)
Я сошью ему штанишки.
(Показывает штанишки.)
Надо к ним карман пришить
(Показывает карман.)
И платочек положить.
(Вкладывает в карман платочек.)
На плите сварилась каша.
(Берет кастрюлю с плиты.)
-Где большая ложка наша?
(Ищет ложку.)
Я тебе перед едой
Руки вымою водой,
(«Моет» мишке лапки, вытирает и
усаживает его за стол.)
Повяжу тебе салфетку,
(Завязывает салфетку.)
Ешь котлетку, ешь конфетку,
(Дает на тарелочке конфету.)
Молоко свое допей
(«Поит» молоком.)
И гулять пойдем скорей!
(Берет мишку за лапку и идет гулять.)
З. Александрова
«Пальцы – дружная семья»
Прежде чем выполнять упражнение, повторите с ребенком название пальцев рук.
Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки, называя их:
большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.
Пальцы – дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)
Вот большой!
А это – средний.
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)
Будем их соединять
И движенья выполнять…
(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)
Мы рога козы покажем
(Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая
остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове.)
И рога оленя даже…
(Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к
голове.)
«Ай, лады, лады, лады»
Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически
активных зон.
***
Ай, лады, лады, лады (хлопают в ладоши),
Не боимся мы воды (совершают интенсивные моющие движения обеими ладонями),
Чисто умываемся («моют» лицо, растирают уши),
Маме (друг другу) улыбаемся (улыбаются).
***
Жили-были зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний - ушки)
На лесной опушке (хлопают в ладошки).
Жили-были зайчики (показывают уши)
В беленькой избушке (показывают домик).
Мыли свои ушки (трут уши),
Мыли свои лапочки (моющие движения ладонями рук),
Наряжались зайчики (движения ладоней сверху вниз по туловищу),
Надевали тапочки (показывают).
Мастер – класс для родителей с детьми ОВЗ
«Развиваем речь с помощью скороговорок».
Чем полезны скороговорки?
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и
подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок
– успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не
единственная.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка,
торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так,
чтобы его понимали.
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит,
взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями,
улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится
уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят
переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок
улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только
слышать, но понимать смысл высказывания.
Так же это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского
праздника.
Как проговаривать скороговорки с ребенком? Скороговорки придуманы
исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это,
а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил,
последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы
добиться положительных результатов в развитии дикции.
Итак, проделывайте все пошагово:
1.
Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.
Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на
произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе
не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите
и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
2.
После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может
произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме.
Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык
и зубы.
3.
Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно
шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю
фразу.
4.
Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без
ошибок, но не торопясь.
5.
Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно,
восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными
голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без
ошибок произносите всю скороговорку целиком.
(Родители выполняют задание)
Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные
занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие!
Практикум с элементами тренинга
«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»
(Проводится с родителями имеющими детей с речевыми нарушениями)
1. Вступительная часть
- Уважаемые мамы и папы, сегодня мы с вами поговорим о развитии речи детей.
Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не
прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение
произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и
над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь - это залог успешного общения.
У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие
вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти.
Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук
и ног?
Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.
- Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы
речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной
гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, которые
укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.
Сегодня мы с вами научимся выполнять такие упражнения. Но для начала давайте
познакомимся.
2. Игра на знакомство: ребенок представляет свою маму и на первую букву имени
называет прилагательное - характеристику мамы (напр., Даша - добрая и т.п.)
3. Основная часть:
- Артикуляционные упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции
звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит
определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную
воздушную струю, т.е. все то, что необходимо для правильного образования звука.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у
детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее
делать перед завтраком в течение 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3
упражнений.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребенка
прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Размещать надо ребенка так, чтобы он видел лицо взрослого, которое должно быть
хорошо освещено. Взрослый должен следить за качеством выполняемых ребенком
движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сейчас, мы с вами вместе выполним некоторые упражнения общей артикуляционной
гимнастики.
Упражнение «Лягушка». Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно
произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали. И нисколько не устали!
Упражнение «Слон».
Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Упражнение «Лягушка - слон». Чередование положений губ: в улыбке -
трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.
Упражнение «Рыбка». Спокойное широкое открывание и закрывание рта.
Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Упражнение «Качели». Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем
положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за
нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
Упражнение «Часики». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик
языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение
выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!
Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
Упражнение «Лопаточка». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке.
Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение
удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его
верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...
Упражнение «Иголочка». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть
изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.
И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...
Упражнение «Лопаточка-иголочка». Чередование положений языка:
широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
Язык иголочкой потом и потянем остриём.
Упражнение «Горка». Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка
упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек.
Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от
середины к кончику. Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.
Скатываются зубки с горочки.
4. Заключение:
- Давайте подведём итог нашей встречи. Появилось ли у вас желание проводить дома
с ребёнком артикуляционную гимнастику?
5. Упражнение «подарок».
Детям и взрослым раздаются сердечки, вырезанные из бумаги и цветные карандаши.
Задание: напишите или нарисуйте что-либо приятное в память о сегодняшней встрече
и подарите друг другу. (упражнение в паре «ребенок-мама»)
Мы благодарим вас за участие в практикуме, надеемся, что вы узнали много
интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие
игры, которые помогут эффективному развитию речи.
Желаю удачи!