Авторы: Возелова Раиса Романовна, Владимир Григорьевич Возелов
Должность: музыкальный работник
Учебное заведение: МБОУ Шурышкарская СОШ"Образовательный центр"
Населённый пункт: Шурышкары
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Дополнительного образования "Мастерилка"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Шурышкарская средняя школа «Образовательный центр»
Принят: Протоколом №1
Педагогического совета
МБОУ ШСОШ «Образовательный центр»
Дополнительная
общеобразовательная программа
Кружок «Мастерилка»
На два года
Возраст детей 4-5 лет
Воспитатель Возелова Р.Р.
с. Шурышкары, 2021-22 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
1
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1.
Пояснительная записка
Атуальность
1.2
Цели и задачи реализации дополнительной образовательной программы
1.3.
Принципы и подходы к формированию Программы
1.4
Целевые ориентиры
1.5.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики (в том числе
характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста)
1.6.
Обьём образовательной нагрузки и сроки реализации программы
II
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2
Содержание ДОП
2.1.
Учебно тематический план
2.2.
Учебно календарный план
2.3.
Методы и приёмы обучения
2.4.
Особенности взаимодействия педагога с родителями
III
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.
Условия реализации дополнительной образовательной программы
3.1.
Календарно-учебный график
3.2.
Расписание занятий
3.3.
Программное методическое обеспечение
3.4.
Материально-техническое обеспечение Программы
3.5.
Список литературы
Раздел I. Целевой.
1.1.
Пояснительная записка.
Мир ребёнка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых,
осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка,
полностью владеет им, толкает к созиданию. Поисковой деятельности. Раскрывая творческие
способности, заложенные в ребёнке с рождения.
Именно в дошкольный период начинается процесс социализации, устанавливается
связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладываются основы
здорового образа жизни. Дошкольное детство – время первоначального становления
личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Новизной и
отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и
исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических
закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными
способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление
созидательного отношения к окружающему миру. Содержание программы представлено
различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, работа с природным
материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение
дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными
материалами, изготовление различных полезных предметов для сада и дома.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы:
Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к
взаимопомощи. Развивать творческие способности, фантазию, воображение.
Формировать свои художественные способности в различных видах изобразительной и
прикладной деятельности.
Основные задачи:
♦ Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и
детей;
♦ Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении
собственных замыслов;
♦ Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
♦ Учить создавать коллективные работы.
Программа рассчитана на два года. Возраст детей 4 и 5 лет. Численность детей,
посещающих кружок:
1
год обучения-8человек
2 год обучения 8 человек.
Разновозрастная группа 4-5 лет
Питласова Светлана
Питласов Ярослав
Кельчина Василиса
Сибарев Денис
Лонгортова Валерия
Рохтымов Уфим
Шиянова Мария
Афанасьева Анжела
Лельхова Любовь
Мелехина София
Общее количество часов составляет:
1 год обучения: занятий – 18 часов, 1 раз в 2 недели по 20 мин
2 год обучения: занятий – 18 часов, 1 раз в 2 недели по 25 мин.
1.3. Принципы и подходы к формированию
дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста опирается на
следующие принципы:
- Принцип доступности материала – этот принцип учитывается при подборе содержания
дополнительных образовательных программ.
- Принцип построения программного материала от простого к сложному – это один из
основных дидактических принципов. Усложнение требований базируется на постепенном
развитии и уточнении умений с учетом возрастных особенностей детей.
- Принцип развития – опора на зону ближайшего развития ребенка.
- Принцип повторности материала – повторение всегда включает элементы нового, что
помогает избежать однообразия в обучении, помогает развитию творческого мышления.
- Принцип сознательности и активности – собственная познавательная активность ребенка
является важным фактором обучаемости и оказывает влияние на глубину и прочность
овладения предлагаемым материалом.
- Принцип дифференциации и индивидуализации – помогает выстраивать выверенные
траектории личностного развития ребенка в соответствии с его способностями и
возможностями.
- Принцип непрерывности и комплексности предполагает взаимосвязь всех ступеней и форм
образования и воспитания воспитанников (семьи, детского сада, объединения и т.д.).
Содержание Программы разработано на основе компетентностного подхода, который
основывается на формировании комплекса компетенций у детей дошкольного возраста,
развивающих способности адаптироваться к окружающей действительности, действовать в
различных ситуациях и решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.
1.4.
Целевые ориентиры
В рамках реализации Программы оценивается индивидуальное развитие детей в условиях
реализации содержания программ по дополнительному образованию.
В результате посещений Программы воспитанники могут.
Напр
ав
ленн
ость
кружок
Знать/понимать
Уметь:
Иметь
представлени
художественная
«Мастерил
ка»
- особенности
различных
художественны
х материалов
передать гармоничное сочетание
цветов, тональные и цветовые
отношения;
- правильно определять размер,
форму, конструкцию и пропорции
предметов и изображать их на
бумаге.
о законах
цветоведения,
живописи и
композиции
1.5. Характеристики особенностей развития детей
Возрастные особенности детей с трех до четырех лет
В 4 года или чуть раньше любимым выражением ребёнка становится «я сам». Ребёнок хочет
стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого -
характерная черта 4 лет.
Внимание детей данного возраста непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-
разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10-15 мин, но привлекательная игровая
деятельность длится достаточно долго, и ребёнок не переключается на что-то ещё и не
отвлекается.
Память детей 4 лет непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску.
Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без
всяких внутренних усилий Положительно и отрицательно окрашенные сигналы, и явления
запоминаются прочно и надолго.
Мышление 4ребёнка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путаем
непосредственного действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, мисочек,
конструирование по образцу и т. п.). В наглядно-действенных задачах ребѐнок учится
соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности.
В4 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре.
Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка
вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул - машина для путешествий и т. д.
В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для
ребѐнка - носитель определѐнной общественной функции. Желание ребѐнка выполнять такую
же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают способами игровой деятельности —
игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные
умения ролевого поведения. Ребѐнок 4 лет способен подражать и охотно подражает
показываемым ему игровым действиям. Игра ребѐнка первой половины четвѐртого года
жизни - это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей,
отражаются умения, приобретѐнные в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр простые,
неразвѐрнутые, содержащие одну-две роли. Неумение объяснить свои действия партнѐру по
игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно
разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам)
ребѐнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр,
использовать речевые формы вежливого общения. Мальчики в игре более общительны,
отдают предпочтение большим компаниям, девочки предпочитают тихие, спокойные игры, в
которых принимают участие две-три подруги.
В 4 года ребѐнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в
общей игре или продуктивной деятельности. Для трѐхлетнего ребѐнка характерна позиция
превосходства над товарищами. Он может в общении с партнѐром открыто высказать
негативную оценку («Ты не умеешь играть»). Однако ему всѐ ещѐ нужны поддержка и
внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях со взрослыми является
индивидуальное общение.
Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего
дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки,
близких ему людей. Ребѐнок овладевает грамматическим строем речи: согласовывает
употребление грамматических форм по числу, времени, активно экспериментирует со
словами, создавая забавные неологизмы; умеет отвечать на простые вопросы, используя
форму простого предложения; высказывается в двух-трѐх предложениях об эмоционально
значимых событиях; начинает использовать в речи сложные предложения. В этом возрасте
возможны дефекты звукопроизношения. Девочки по многим показателям развития
(артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание
увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.
Развитие трудовой деятельности в большей степени связано с освоением процессуальной
стороны труда (увеличением количества осваиваемых трудовых процессов, улучшением
качества их выполнения, освоением правильной последовательности действий в каждом
трудовом процессе). Маленькие дети преимущественно осваивают самообслуживание как вид
труда, но способны при помощи и контроле взрослого выполнять отдельные процессы в
хозяйственно-бытовом труде, труде в природе.
Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и
меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы
схематичны, детали отсутствуют - трудно догадаться, что изобразил ребѐнок. В лепке дети
могут создавать изображение путѐм отщипывания, отрывания комков, скатывания их между
ладонями и на плоскости и сплющивания, в аппликации - располагать и наклеивать готовые
изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и
геометрических форм, чередуя их по цвету и величине. Конструирование носит
процессуальный характер. Ребѐнок может конструировать по образцу лишь элементарные
предметные конструкции из двух-трѐх частей.
Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и
синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит в синтезе искусств
при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и
др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребѐнок дифференцирует звуковые свойства
предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко - тихо, высоко - низко и пр.). Он может
осуществлять элементарный музыкальный анализ (замечает изменения в звучании звуков по
высоте, громкости, разницу в ритме). Начинает проявлять интерес и избирательность по
отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению,
слушанию, музыкально-ритмическим движениям).
Возрастные особенности детей с четырех до пяти лет
К 4 годам основные трудности в поведении и общении ребѐнка с окружающими, которые
были связаны с кризисом 3 лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно
уходят в прошлое, и любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир
предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети
4-5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя
последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребѐнок
сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом
начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого
значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей.
Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В процессе игры роли могут
меняться.
В 4-5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми
партнѐрами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от двух до пяти детей, а
продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин, в отдельных случаях
может достигать и 40-50 мин. Дети этого возраста становятся более избирательными во
взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнёры по играм (хотя в течение года
они могут и поменяться несколько раз), всѐ более ярко проявляется предпочтение к играм с
детьми одного пола. Правда, ребѐнок ещѐ не относится к другому ребёнку как к равному
партнеру по игре. Постепенно усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на
ролевые высказывания друг друга, часто в таком общении происходит дальнейшее развитие
сюжета. При разрешении конфликтов в игре дети всѐ чаще стараются договориться с
партнёром, объяснить свои желания, а не настоять на своѐм.
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов,
овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К 5
годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах,
геометрических формах и отношениях величин. Ребѐнок уже может произвольно наблюдать,
рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. При обследовании
несложных предметов он способен придерживаться определѐнной последовательности:
выделять основные части, определять их цвет, форму и величину, а затем - дополнительные
части. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным
и анализирующим.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является
такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического
манипулирования с объектом, но во всех случаях ребѐнку необходимо отчѐтливо
воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 4-5 лет протекает в
форме наглядных образов, следуя за восприятием. Например, дети могут понять, что такое
план комнаты. Если ребѐнку предложить план части групповой комнаты, то он поймѐт, что на
нѐм изображено. При этом возможна незначительная помощь взрослого, например,
объяснение того, как обозначают окна и двери на плане. С помощью схематического
изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку (по отметке на
плане).
К 5 годам внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста 3 лет (если
ребѐнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы).
Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребѐнка
появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания.
Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото,
детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребѐнка. В 5 лет он может запомнить
уже 5-6 предметов (из 10-15), изображѐнных на предъявляемых ему картинках.
В возрасте 4-5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые
описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Особенности
образов воображения зависят от опыта ребѐнка и уровня понимания им того, что он слышит
от взрослых, видит на картинках и т. д. В них часто смешивается реальное и сказочное,
фантастическое. Воображение помогает ребѐнку познавать окружающий мир, переходить от
известного к неизвестному. Однако образы у ребѐнка 4-5 лет разрозненны и зависят от
меняющихся внешних условий, поскольку ещѐ отсутствуют целенаправленные действия
воображения. Детские сочинения ещѐ нельзя считать проявлением продуктивного
воображения, так как они в основном не имеют еще определенной цели и строятся без какого-
либо предварительного замысла. Элементы же продуктивного воображения начинают лишь
складываться в игре, рисовании, конструировании.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в
общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в
практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к
интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем?
для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного
характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских
ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в
уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребѐнок пятого года жизни
реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно
переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной
деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.
Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются
слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия,
сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого
общения, ребѐнок учится использовать средства интонационной речевой выразительности:
регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В
процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова
приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и
сочувствия. В большинстве контактов главным средством общения является речь, в развитии
которой происходят значительные изменения. К 5 годам в большинстве своѐм дети начинают
правильно произносить звуки родного языка. Продолжается процесс творческого изменения
родной речи, придумывания новых слов и выражений («У лысого голова босиком», «Смотри,
какой ползук» (о червяке) и пр.). В речь детей входят приемы художественного языка:
эпитеты, сравнения. Особый интерес вызывают рифмы, простейшие из которых дети легко
запоминают, а затем сочиняют подобные. Дети 5 лет умеют согласовывать слова в
предложении и способны к элементарному обобщению, объединяя предметы в видовые
категории, называют различия между предметами близких видов: куртка и пальто, платье и
сарафан, жилет и кофта. Речь становится более связной и последовательной. С помощью
воспитателя дети могут пересказывать короткие литературные произведения, рассказывать по
картинке, описывать игрушку, передавать своими словами впечатления из личного опыта.
В среднем дошкольном возрасте активно развиваются такие компоненты детского труда, как
целеполагание и контрольно-проверочные действия на базе освоенных трудовых процессов.
Это значительно повышает качество самообслуживания, позволяет детям осваивать
хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
В музыкально-художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально
откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и
изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные
эмоциональные состояния людей, животных. 11
Важным показателем развития ребѐнка-дошкольника является изобразительная деятельность.
К 4 годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются
детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют
простейшими техническими умениями и навыками. Они могут своевременно насыщать ворс
кисти краской, промывать кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски;
начинают использовать цвет для украшения рисунка; могут раскатывать пластические
материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с
другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку и путѐм вдавливания.
Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают
будущую конструкцию и осуществляют поиск способов еѐ исполнения. Они могут
изготавливать поделки из бумаги, природного материала; начинают овладевать техникой
работы с ножницами; составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных
простых форм. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов,
мазков, форм дети переходят к фризовой композиции - располагают предметы ритмично в
ряд, повторяя изображения по нескольку раз.
1.6. Программа рассчитана на два года. Возраст детей 4 и 5 лет. Численность детей,
посещающих кружок:
2
год обучения-8человек
2 год обучения 8 человек.
Разновозрастная группа 4-5 лет
Питласова Светлана
Лонгортова Валерия
Лейпожих Александр
Общее количество часов составляет:
1 год обучения: занятий – 18 часов, 1 раз в 2 недели по 20 мин
2 год обучения: занятий – 18 часов, 1 раз в 2 недели по 25 мин.
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности
«Мастерилка»
Срок реализации программы: 2 года
РАЗДЕЛ II . СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебно тематический план.
Перспективный план кружковой работы «Мастерилка»
на 2021-22 уч.год
разновозрастная группа 4-5 лет
СЕНТЯБРЬ
Тема
Задачи
Материал
Заготовка бросового и
природного материала
Познакомить детей с
разнообразием
природного, бросового
материалов и
использование его в
изготовлении поделок.
Ракушки, шишки, листья, веточки,
проволока, коробочки.
«Кораблик по морю
плывет…»
(аппликация из осенних
листьев)
Развивать эстетический
вкус. Формировать у
детей умение
располагать композицию
на листе. Познакомить
детей с техникой
выполнения аппликации
из осенних листьев.
Картон, листья ивы и крупные
листья, клей ПВА, кисть, салфетка.
ОКТЯБРЬ
Тема
Задачи
Материал
«Осенний лес»
(коллективное объемное
панно)
Формировать у детей
умение работать с
бросовым материалом.
Развивать творческое
воображение, закреплять
навыки работы с
пластилином.
Пластилин, осенние листья,
веточки, картонная коробка.
«Грибочки для белочки»
Познакомить детей с
приемом смятия бумаги
для получения нужной
формы.
Цветная бумага, клей ПВА, кисть,
салфетка, альбомный лист.
НОЯБРЬ
Тема
Задачи
Материал
«Листопад»
(обрывная
аппликация)
Познакомить детей с
техникой обрывной
аппликации. Развивать
эстетический вкус,
творческое воображение,
закрепить навыки работы
с клеем.
Цветная бумага, кисть, клей ПВА, салфетка,
альбомный лист с шаблонами деревьев.
«Цветы
для мамы»
Формировать у детей
умение делать из
бумажных салфеток
цветы. Развивать умение
составлять несложную
композицию из цветов.
Бумажные салфетки, готовые детали
лепестков из цветной бумаги, картон, клей
ПВА, кисть, салфетка.
Декабрь
Тема
Задачи
Материал
«Филин на дереве»
(поделка из шишек)
Учить детей делать поделку из
разнообразного природного и
бросового материала. Развивать
интерес к работе, мелкую
моторику рук. Формировать
умение доводить начатое дело
до конца.
Сосновая шишка, ветки, пластилин.
«Веселый снеговичок»
Учить использовать бросовый
материал для изготовления
интересных поделок. Развивать
творческие способности,
фантазию, мелкую моторику
рук. Воспитывать привычку
работать аккуратно.
Бутылочка из-под йогурта;
пластилин; нитка серого цвета;
палочка от мороженого для
метелки; готовая снежинка из
любого материала для украшения
ведерка; клей ПВА; ножницы,
кисть, салфетка.
Январь
Тема
Задачи
Материал
«Медвежонок Умка
(поделка из ватных
дисков)
Развивать эстетический вкус,
творческое воображение.
Познакомить детей с приемами
работы с ватным диском.
Закрепить навыки работы с
ножницами.
Ватный диск, картон синего цвета,
клей ПВА, кисть, салфетка,
шаблоны, ножницы.
«Зимние узоры»
Продолжать учить детей
работать с трафаретом.
Закреплять навыки работы с
клеем, крупой. Развивать у
детей творческое воображение.
Картон, клей ПВА, кисть, салфетка,
трафареты с узором.
Февраль
Тема
Задачи
Материал
«Сказка «Колобок»
(изготовление кукол
из стаканчиков от
йогурта кукол для
настольного театра)
Развивать фантазию детей,
формировать умение работать в
коллективе. Прививать интерес
к художественной литературе.
Самоклеющаяся цветная бумага,
пластиковые стаканчики, шаблоны
для вырезания головы, лап и т.д.,
ножницы, клей ПВА, кисть,
салфетка.
«Самолет для папы»
Закреплять умение пользоваться
шаблонами, ножницами.
Развивать эстетический вкус.
Пластиковая бутылка, цветной
картон, шаблоны, ножницы,
простой карандаш, клей ПВА,
кисть, салфетка.
Март
Тема
Задачи
Материал
«Открытка для мамы»
Познакомить детей с техникой
изготовления объемных,
многослойных цветов, развивать
эстетический вкус.
Цветной картон, цветная
двусторонняя бумага, шаблоны
цветов разных размеров, ножницы,
клей ПВА, кисть, салфетка.
«Превращение
ложечки»
(лилия)
Научить детей изготавливать
объемную поделку из бросового
материала, используя
одноразовые ложки.
Развивать творческое
воображение и эстетическое
восприятия окружающего мира,
развивать навыки
конструирования из бросового
материала.
Одноразовые пластиковые ложки,
пластилин, гуашь, кисть, нитки,
стеки, цветная бумага, ножницы.
Апрель
Тема
Задачи
Материал
«Летающая тарелка»
Формировать у детей навыки
CD-диски, контейнеры от «Киндер-
(поделка из CD-дисков
и контейнера от
«Киндер-сюрприза»)
работы с бросовым материалом.
Развивать творческое
воображение.
сюрприза», клей, кисть, салфетка,
разноцветные пайетки.
«Веточка вербы»
Закреплять навыки работы с
природным и бросовым
материалом, развивать
эстетический вкус.
Ветки, вата.
Май
Тема
Задачи
Материал
Открытка ветерану
Закреплять навыки работы с
бумагой и клеем. Развивать
чувство пропорции,
аккуратность при выполнении
работы.
Картон, цветная бумага, бумажные
салфетки для изготовления цветов,
ножницы, клей, кисть, салфетка.
«Овечка»
Продолжать учить детей
работать с ватой и клеем,
располагать изображение на
всем листе. Развивать мелкую
моторику рук.
Картон, трафарет, клей, кисть,
ватные шарики.
2.2. Учебно календарный план
2.3. Методы и приемы обучения.
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок,
пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Этапы работы.
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
1 этап – знакомство со свойствами материалов.
2 этап – обучение приемам изготовления.
3
этап – изготовление поделок.
2.4. Работа с родителями предполагает: папки – раскладушки, информационные стенды,
индивидуальные консультации, анкетирование, родительские встречи.
Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые
мероприятия, участие в смотрах – конкурсах детского сада, района.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости
допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Ожидаемый результат:
Главным результатом реализации программы является создание каждым участником
творческих встреч своего оригинального продукта, являющегося неотъемлемой частью
коллективной работы, а главным критерием оценки является не столько талантливость,
сколько способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного
результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по -
настоящему желающий этого человек. После завершения творческой встречи законченными
работами можно украсить интерьер своего дома или пространство образовательного
учреждения.
По окончанию реализации программы дополнительного образования участники
совместного творчества будут уметь:
- применять на практике законы цветоведения, чувствовать и уметь передать гармоничное
сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;
- правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и изображать их
на бумаге;
-экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо,
резать бумагу, соединять детали из бумаги с помощью клея.
- передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому
объекту;
Смогут:
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать
подручный материал- БУМАГУ, КАРТОН
Будут способны проявлять следующие отношения:
- проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ.
- эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть
красоту людей, их поступков.
- слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
- предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;
3. Условия реализации программы.
Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник,
цветные карандаши, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и
красок, шаблоны выкроек, трафареты букв.
Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеящаяся бумага, ватман, калька
копировальная, альбом, бархатная бумага, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма,
эластичная лента, кружева, проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, стебли, соломка,
цветы, шишки; спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные
обложки от книг, открытки, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа и многое другое.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
Проектирование оказания дополнительных образовательных услуг представлено в примерном
графике проведения дополнительных образовательных услуг в МБДОУ «детский сад
«Зайчонок» на учебный год
Наименование
дополнительной
образовательной
услуги
Возраст
воспитанников
длительность
Дни недели
среда
Кружок
«мастерилка
4-5 лет
20-25мин
3.1. Календарно- учебный график.
3.2. Расписание занятий.
Два раза в месяц.Вторник.
3.3 Программное методическое обеспечение
Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник,
цветные карандаши, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и
красок, шаблоны выкроек, трафареты букв.
Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеящаяся бумага, ватман, калька
копировальная, альбом, бархатная бумага, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма,
эластичная лента, кружева, проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, стебли, соломка,
цветы, шишки; спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные
обложки от книг, открытки, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа и многое другое.
3.4. Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы
При организации работы по программе необходимо широко использовать различные
методические и дидактические средства:
иллюстрации картин, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
Материально-техническое оснащение:
музыкальные инструменты, спортивные игровые материалы и оборудование, зеркала,
декорации, костюмы, микрофоны, компьютер, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон,
проектор и др.
3.5 Список использованной литературы.
1.
А.Бахметьев, Т. Кизяков «Очумелые ручки». -М.: «Просвещение», 2005. – 178 с.
2.
Н.С.Ворончихин «Сделай сам из бумаги». – М.: «Изд – во «Акцидент», 2001. – 85 с.
3.
Т.М.Геронимус «Работаем с удовольствием»
4.
С.И.Гудилина «Чудеса своими руками». – Спб.: «Просвещение», 2009. – 155 с.
5.
М.А.Гусакова «Аппликация в детском саду». – М.: «Мозаика – Синтез», 2002. – 128 с.
6.
М.А.Гусакова «Подарки и игрушки своими руками».
7.
С.О.Докучаева, Е.В.Вольнова «Капитошка дает уроки».
8.
Н.Докучаева «Сказки из даров природы».
9.
Н.М.Конышева «Наш рукотворный мир».
10. Н.М.Конышева «Умелые руки».
11. Н.М.Конышева «Секреты мастеров»
12. М.И.Нагибина «Природные дары для поделок и игры».
13. «Самоделки из бумаги» 1 и 2 ч. (знаменитые поделки Роберта Нила).
14. В.Хасенбанк, Э.Хенши, Б.Бенц «Самоделки».
15. Т.А.Чернуха «Твоя маленькая мастерская».