Автор: Маханкина Елена Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: КГБОУ Школа3
Населённый пункт: город Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Повышение профессиональной компетентности педагога через трансляцию педагогического опыта
Раздел: среднее образование
Повышение профессиональной компетентности педагога через
трансляцию педагогического опыта
Как никто не может дать другому того,
чего не имеет сам, так не может
развивать, воспитывать и образовывать
других тот, кто не является сам
развитым, воспитанным и образованным.
А. Дистервег ( Адольф Дистерверг немецкий педагог)
Современная ситуация в образовании, перестройка экономических основ
деятельности
образовательных
организаций,
изменение
статуса
и
образования, новые требования к нему со стороны государства, детей и
родителей, а также ряд других причин придают особую актуальность
профессиональной компетентности педагога.
Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на
достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность,
педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в
обучении и воспитании обучающихся.
Исходя
из
современных
требований,
предъявляемых
к
педагогу,
определяем основные пути развития его профессиональной компетентности:
•
работа в методических объединениях, творческих или проблемных
группах
(внутри
образовательной
организации,
муниципального
и
краевого уровней);
•
инновационная деятельность педагога;
•
участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-классах,
форумах, фестивалях и т.п.;
•
обобщение и распространение собственного педагогического опыта;
•
аттестация педагогов, повышение квалификации;
•
развитие профессиональной компетентности через активные формы
работы с педагогами.
Путь профессионального развития педагога – это постепенное, сложное и
далеко не всегда линейное восхождение педагога от дилетанта, самоучки до
истинного творца – автора собственной методической системы.
Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства
является
изучение опыта коллег, обобщение и трансляция своего
собственного опыта, если он эффективен и приносит положительные
результаты.
Изучение, обобщение и распространение эффективного педагогического
опыта является одним из наиболее трудоёмких и сложных направлений.
Такое положение дел объясняется в первую очередь недооценкой важности
данного направления и недостаточной подготовленностью работников
образования к этой деятельности.
Изучение
педагогического
опыта
по
своему
характеру
есть
исследовательская
деятельность,
требующая
непосредственного
наблюдения живого педагогического процесса, научного осмысления
изучаемого педагогического явления, анализа и сравнения результатов,
подтверждения конкретными примерами педагогической деятельности
автора
опыта,
что
требует
специальных
знаний,
высокого
уровня
педагогической квалификации и, что немаловажно, времени.
Изучению может и должно подлежать любое нетрадиционное,
необычное
педагогическое
явление
(оно
может
быть
чрезвычайно
эффективным, а может нуждаться в корректировке). Здесь можно отметить
молодых педагогов, которые являются носителями уже обобщенного опыта.
Основными признаками эффективного педагогического опыта
являются:
- соответствие прогрессивным тенденциям социального развития общества;
- наличие элементов новизны;
- устойчивые и высокие результаты при наименьших затратах;
-эффективность
педагогического
опыта
определяется
по
конечным
результатам деятельности педагога.
Константин Дмитриевич Ушинский утверждал, что опыт перенять нельзя,
ибо он всегда личностен. Но можно и нужно взять идею опыта, применив ее
к
своим
возможностям,
к
условиям
образовательной
организации.
Обобщение эффективного педагогического опыта должно в первую очередь
служить
профессиональному
обучению,
помогать
совершенствовать
мастерство, удовлетворять профессиональную потребность педагога.
Как правило достойный опыт педагогов представлен в виде
методических разработок, статей в сборниках конференций различного
уровня, проектов учебных занятий и внеклассных мероприятий и т. п. Но
многие материалы не доходят до потенциального потребителя. Они «осели»
в
методической
копилке
педагога,
и
остаются
невостребованными
педагогами. Не найдя практического применения, некоторые материалы
постепенно
утрачивают
свою
актуальность.
А
значительная
часть
преподавательского опыта наоборот, остаётся за пределами научных и
методических
публикаций,
активизируясь
лишь
в
непосредственном
контакте с обучаемыми. Вот почему полнота и адекватность передачи
профессионального опыта между педагогами составляют проблему, не
теряющую своей актуальности.
Поэтому и возникла необходимость в освоении новых, эффективных форм
распространения
и
трансляции
собственного
опыта,
обмена
опытом,
педагогического общения.
Исследования ученых свидетельствуют, что в основе различных
форм трансляции лучших педагогических практик лежат три основных
механизма
данного
процесса
—
семиотический,
имитационный,
интерактивный
Семиотический механизм предполагает трансляцию посредством
знаковых
систем,
хранящих
и
передающих
информацию.
Семиотические
формы
трансляции
практики
предполагают
формализацию её сущности разнообразными вербальными средствами:
представление
опыта
в
базе
данных
(образовательного
учреждения, областной, федеральной);
представление опыта на педагогических конференциях, чтениях,
круглых столах и т.п.;
издание методической литературы;
публикации в средствах массовой информации и сети Интернет.
Имитационный
механизм
основан
на
стремлении
к
тождественности
и
предполагает
обязательное
участие
группы
субъектов.
Имитационные
формы
трансляции
основаны
на
взаимодействии
их
авторов
и
заинтересованных
педагогов
и
заключаются в визуальном представлении образцов деятельности:
открытые уроки и мероприятия,
обучающие семинары,
школы передового опыта,
наставничество,
мастер-классы,
дни открытых дверей,
выставки-презентации.
Интерактивный механизм заключается в совместном участии
субъектов
взаимодействия.
Интерактивные
формы
трансляции
инновационных
образовательных
практик
становятся
все
более
популярными
и
предполагают
активное
взаимодействие
авторов
практик и заинтересованных педагогов, в ходе которого формируются
новые знания:
творческие мастерские,
стажерские площадки,
школы-лаборатории и т.п.
Каждый из трех механизмов трансляции обладает определенными
преимуществами.
Таким образом, с целью повышения компетентности педагога,
планомерную
работу
по
активизации
трансляции
эффективного
педагогического опыта необходимо продолжать……, используя как
традиционные, так и инновационные формы