Напоминание

Повышение профессиональной компетентности педагога через трансляцию педагогического опыта


Автор: Маханкина Елена Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: КГБОУ Школа3
Населённый пункт: город Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Повышение профессиональной компетентности педагога через трансляцию педагогического опыта
Раздел: среднее образование





Назад




Повышение профессиональной компетентности педагога через

трансляцию педагогического опыта

Как никто не может дать другому того,

чего не имеет сам, так не может

развивать, воспитывать и образовывать

других тот, кто не является сам

развитым, воспитанным и образованным.

А. Дистервег ( Адольф Дистерверг немецкий педагог)

Современная ситуация в образовании, перестройка экономических основ

деятельности

образовательных

организаций,

изменение

статуса

и

образования, новые требования к нему со стороны государства, детей и

родителей, а также ряд других причин придают особую актуальность

профессиональной компетентности педагога.

Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на

достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность,

педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в

обучении и воспитании обучающихся.

Исходя

из

современных

требований,

предъявляемых

к

педагогу,

определяем основные пути развития его профессиональной компетентности:

работа в методических объединениях, творческих или проблемных

группах

(внутри

образовательной

организации,

муниципального

и

краевого уровней);

инновационная деятельность педагога;

участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-классах,

форумах, фестивалях и т.п.;

обобщение и распространение собственного педагогического опыта;

аттестация педагогов, повышение квалификации;

развитие профессиональной компетентности через активные формы

работы с педагогами.

Путь профессионального развития педагога – это постепенное, сложное и

далеко не всегда линейное восхождение педагога от дилетанта, самоучки до

истинного творца – автора собственной методической системы.

Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства

является

изучение опыта коллег, обобщение и трансляция своего

собственного опыта, если он эффективен и приносит положительные

результаты.

Изучение, обобщение и распространение эффективного педагогического

опыта является одним из наиболее трудоёмких и сложных направлений.

Такое положение дел объясняется в первую очередь недооценкой важности

данного направления и недостаточной подготовленностью работников

образования к этой деятельности.

Изучение

педагогического

опыта

по

своему

характеру

есть

исследовательская

деятельность,

требующая

непосредственного

наблюдения живого педагогического процесса, научного осмысления

изучаемого педагогического явления, анализа и сравнения результатов,

подтверждения конкретными примерами педагогической деятельности

автора

опыта,

что

требует

специальных

знаний,

высокого

уровня

педагогической квалификации и, что немаловажно, времени.

Изучению может и должно подлежать любое нетрадиционное,

необычное

педагогическое

явление

(оно

может

быть

чрезвычайно

эффективным, а может нуждаться в корректировке). Здесь можно отметить

молодых педагогов, которые являются носителями уже обобщенного опыта.

Основными признаками эффективного педагогического опыта

являются:

- соответствие прогрессивным тенденциям социального развития общества;

- наличие элементов новизны;

- устойчивые и высокие результаты при наименьших затратах;

-эффективность

педагогического

опыта

определяется

по

конечным

результатам деятельности педагога.

Константин Дмитриевич Ушинский утверждал, что опыт перенять нельзя,

ибо он всегда личностен. Но можно и нужно взять идею опыта, применив ее

к

своим

возможностям,

к

условиям

образовательной

организации.

Обобщение эффективного педагогического опыта должно в первую очередь

служить

профессиональному

обучению,

помогать

совершенствовать

мастерство, удовлетворять профессиональную потребность педагога.

Как правило достойный опыт педагогов представлен в виде

методических разработок, статей в сборниках конференций различного

уровня, проектов учебных занятий и внеклассных мероприятий и т. п. Но

многие материалы не доходят до потенциального потребителя. Они «осели»

в

методической

копилке

педагога,

и

остаются

невостребованными

педагогами. Не найдя практического применения, некоторые материалы

постепенно

утрачивают

свою

актуальность.

А

значительная

часть

преподавательского опыта наоборот, остаётся за пределами научных и

методических

публикаций,

активизируясь

лишь

в

непосредственном

контакте с обучаемыми. Вот почему полнота и адекватность передачи

профессионального опыта между педагогами составляют проблему, не

теряющую своей актуальности.

Поэтому и возникла необходимость в освоении новых, эффективных форм

распространения

и

трансляции

собственного

опыта,

обмена

опытом,

педагогического общения.

Исследования ученых свидетельствуют, что в основе различных

форм трансляции лучших педагогических практик лежат три основных

механизма

данного

процесса

семиотический,

имитационный,

интерактивный

Семиотический механизм предполагает трансляцию посредством

знаковых

систем,

хранящих

и

передающих

информацию.

Семиотические

формы

трансляции

практики

предполагают

формализацию её сущности разнообразными вербальными средствами:

представление

опыта

в

базе

данных

(образовательного

учреждения, областной, федеральной);

представление опыта на педагогических конференциях, чтениях,

круглых столах и т.п.;

издание методической литературы;

публикации в средствах массовой информации и сети Интернет.

Имитационный

механизм

основан

на

стремлении

к

тождественности

и

предполагает

обязательное

участие

группы

субъектов.

Имитационные

формы

трансляции

основаны

на

взаимодействии

их

авторов

и

заинтересованных

педагогов

и

заключаются в визуальном представлении образцов деятельности:

открытые уроки и мероприятия,

обучающие семинары,

школы передового опыта,

наставничество,

мастер-классы,

дни открытых дверей,

выставки-презентации.

Интерактивный механизм заключается в совместном участии

субъектов

взаимодействия.

Интерактивные

формы

трансляции

инновационных

образовательных

практик

становятся

все

более

популярными

и

предполагают

активное

взаимодействие

авторов

практик и заинтересованных педагогов, в ходе которого формируются

новые знания:

творческие мастерские,

стажерские площадки,

школы-лаборатории и т.п.

Каждый из трех механизмов трансляции обладает определенными

преимуществами.

Таким образом, с целью повышения компетентности педагога,

планомерную

работу

по

активизации

трансляции

эффективного

педагогического опыта необходимо продолжать……, используя как

традиционные, так и инновационные формы



В раздел образования