"Изучение темы "Уравнения с одной переменной" в 9 классе по учебнику "Алгебра, 9 класс" под редакцией С.А.Теляковского.
Автор: Ванюшина Ольга Анатольевна Должность: учитель математики и информатики Учебное заведение: МБОУ "Ерцевская СШ" Населённый пункт: посёлок Ерцево, Архангельская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Изучение темы "Уравнения с одной переменной" в 9 классе по учебнику "Алгебра, 9 класс" под редакцией С.А.Теляковского. Раздел: среднее образование
Название статьи:
Изучение темы «Уравнения с одной переменной» в 9 классе
по учебнику «Алгебра, 9 класс» под редакцией С.А.Теляковского.
Автор:
Ванюшина Ольга Анатольевна,
учитель математики и информатики МБОУ «Ерцевская СШ».
Умение решать уравнения – одно из ключевых умений, которым должен
овладеть каждый ученик. Тема «Целое уравнение и его корни» в 9 классе
рассматривает примеры решения целых уравнений третьей и более высокой
степени. Для решения таких уравнений требуются определённые умения.
Необходимо подготовить учеников к изучению данной темы. Выявить
уровень
сформированности
таких
умений,
как:
умение
раскрыть
скобки,
разложить многочлен на множители, умение привести подобные слагаемые,
т.е. все те умения, которые помогут записать многочлен в стандартном виде.
Так же необходимо уметь решать линейные и квадратные уравнения.
На первом уроке по теме я предлагаю ученикам выполнить стартовую
работу
в
двух
вариантах.
Работа
включает
как
уже
известные
задания,
которые
ученики
могут
выполнить,
так
и
задания
из
новой
темы.
При
решении этой работы они выявляют, что у них получается хорошо, в чем
возникли проблемы, ставят перед собой задачи: что необходимо повторить,
какие умения усовершенствовать и чему научатся в процессе изучения темы.
В конце урока заполняют оценочный лист, где ставят свою отметку за
выполнение каждого задания и пишут комментарий по решению. Учитель,
после проверки работы, ставит свою отметку. Эта работа выявляет пробелы в
знаниях и умениях и те трудности, которые возникли при выполнении того
или иного задания.
Далее
учащимся
предлагается
набор
карточек
с
заданиями
на
выработку
определенных
умений.
Каждый
выбирает
карточки
с
теми
заданиями,
при
решении
которых
возникли
трудности.
Решают
задания
самостоятельно дома в отдельной тетради. Учителем устанавливаются сроки
выполнения одной карточки и контролируется решение.
После прорешивания всех карточек, снова предлагается эта же работа,
но другой вариант. Опять заполняется оценочный лист.
Как правило, все учащиеся задания решают правильно, и успешно
справляются с темой «Целое уравнение и его корни», не испытывая проблем
при решении целых уравнений.
Стартовая работа.
1 вариант.
№ 1. Раскрыть скобки:
1)
);
5
7
(
4
x
x
2)
a
a
10
)
6
4
(
3
.
№2. Привести подобные слагаемые:
80
9
18
7
a
a
a
.
№ 3. Разложите на множители:
1)
2
2
2
25
y
xy
x
;
2)
2
2
16
4
y
x
;
3)
2
2
3
6
3
b
ab
a
.
№ 4. Решите уравнения:
1.
.
61
27
x
2.
.
5
)
3
(
5
x
x
3.
).
3
6
(
2
)
6
4
)(
1
3
(
x
x
x
4.
.
0
2
11
5
2
x
x
5.
.
0
75
3
2
x
6.
.
0
20
4
5
2
3
x
x
x
7.
.
0
1
3
4
2
4
x
x
8.
.
0
2
7
2
x
x
2 вариант.
№ 1. Раскрыть скобки:
1)
);
2
5
(
3
x
x
2)
a
a
7
)
14
3
(
2
.
№2. Привести подобные слагаемые:
70
8
19
5
a
a
a
.
№ 3. Разложите на множители:
1)
2
2
2
3
2
3
y
y
x
x
;
2)
9
4
2
x
;
3)
2
2
6
12
6
b
ab
a
.
№ 4. Решите уравнения:
1.
.
15
80
x
2.
.
5
)
4
3
(
2
x
x
3.
).
3
6
(
2
)
6
4
)(
1
3
(
x
x
x
4.
.
0
4
2
3
2
x
x
5.
.
0
2
2
x
6.
.
0
20
4
5
2
3
x
x
x
7.
.
0
4
17
4
2
4
x
x
8.
.
8
4
2
x
x
Оценочный лист по теме «Целое уравнение и его корни».
__________________________________________________________________
Критерии усвоения темы
Моя
отметка
Отметка
учителя
Ошибки, комментарии.
1.Умение раскрыть
скобки.
2 . Ум е н и е
п р и в е с т и
подобные слагаемые.
3.Умение
разложить
на
множители.
4 . У м е н и е
р е ш а т ь
линейное уравнение.
5 . У м е н и е
р е ш а т ь
неполное
к ва д р ат н о е
уравнение.
6.Умение
решать
полное
квадратное уравнение.
7.Умение решать дробно-
рациональное уравнение.
8 . У м е н и е
р е ш а т ь
биквадратное уравнение.
9 . У м е н и е
р е ш а т ь
уравнение третье и более
высокой степени.
Карточка № 1.
Разложите на множители:
1) 12b
4
– 48b
2
;
Карточка № 2.
Разложите на множители:
1)
6ax + 6ay;
Карточка № 3.
Упростите:
2) 3m
2
–18m + 27;
3) a
3
+ a
2
b – 6b –6a;
4) 25 – (a – 3)
2
;
5) 27m
3
– 1/8;
6) 125x
6
+75x
4
+ 15x
2
+ 1.
2)
(x–5)(2y + 4) – (x– 5)(4y + 1);
3)
12a
2
–12ax + 7x – 7a;
4)
10ab – 2a + 5b
2
–b;
5)
2x
3
– 3x
2
y –4x + 6y;
6)
6m
–mn – 6 + n.
1) (3y
2
– 3y + 1) – (4y
– 2);
2) (y – 4)(y + 5);
3) (a – 2b)
2
– 4b(a – b);
4) 4x(2x – 1) – (x – 3)(x + 3);
5) 15x + 3y
2
– 8x + 3y
2
;
6) 5a + 15 – 8a – 70.
Карточка № 4.
Упростите:
1) 4c(c – 2) – (c
– 4)
2
;
2) (b + c)(b – c) –b(b – 2c);
3) (a – 4)(a + 9) – 5a(1 – 2a);
4) 2c(3c + 4) –3c(2c + 1);
5) 4(x + 8) – 7(x – 1);
6) 3a(a + 2) – (a + 3)
2
.
Карточка № 5.
Упростите:
1) 2y(y + 5) – 3y(y
– 3);
2) (2a – b)
2
– (2a + b)
2
;
3) 2(5x – 4) + 3x(1 – x
2
);
4) 3b(2a – b)
2
– (a – 3b)(a +
3b);
5) 27y – 10y + 13y;
6) 7 – (9a – 3) + 3 (a – 4).
Карточка № 6.
Упростите:
1) (a
2
– b
2
)(2a + b) – ab(a+ b
);
2) (3y
2
– 3y + 1)(4y – 2);
3) 4b
2
(3b
2
– b) – 12b
4
;
4) (3x – y)(y+ 3x);
5) (a + x)
2
–x(2a + x);
6) a
2
+ b
2
– (a – b)
2
.
Карточка № 7.
Упростите:
1) 6x(x + 1) – (x+ 3
)
2
;
2) (5x – 1)
2
– (5x + 3)
2
;
3) (4 + a)(a + 2) – (a – 1)
2
;
4)
(2m – 5)(5+ 2m)
– (3 –
2m)
2
;
5) a
2
+ b
2
–
(a – b)
2
;
6) (4x + 3)
2
– (4x – 5)
2
.
Карточка № 8.
Решите уравнение:
1) 6(10 – x)(3x + 4) = 0
;
2) (6 – x)(5x + 40) = 0;
3) 5x
2
– 8x – 4 = 0;
4) 5x + 2 = 2 – 2x
2
;
5) x
2
+ 2x = 16x – 49;
6) x (x + 2) = 3.
Карточка № 9.
Решите уравнение:
1) 2x
2
+ 3x – 5 = 0
;
2) 2x
2
+ 3x – 2 = 0;
3) - x
2
+ 2x + 8 = 0;
4) 12 – x
2
= 11;
5) 3x
2
+ 9 = 12x – x
2
;
6) x (x – 4) = - 3.
Карточка № 10.
Решите уравнение:
1) –(5 – x) – 8(6 + x) = 11,8 + x
;
2) –2(y – 0,6) + 1 = 3 – 2y;
3) 3x
– 2 = – 17;
4) a/5 + 3 = – 7;
5) 0,12 – 2,5x = – 0,8;
6)
2 (3x – 4) – 3(5 + 2x) = - 29.
Карточка № 11.
Решите уравнение:
1)
2)
3)
;
4)
5)
6)
−
4)+8,5x=18.
Карточка № 12.
Решите уравнение:
1)
2)
3)
;
4)
5)
6)
−
1,5)+2x=5(2,5+2x).