Напоминание

Обобщение инновационного опыта использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе


Автор: Горшкова Светлана Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 183
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Обобщение инновационного опыта использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обобщение инновационного опыта

использования здоровьесберегающих технологий в образовательном

процессе

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит

более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и

формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с

родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех

элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений.

Но проблема, по-прежнему, остается актуальной. Как же нужно воспитывать

ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему

относиться?

Еще известный педагог Януш Корчак поделился своими наблюдениями:

«Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…Нет. Детям

совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными,

только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут

беречься».

В

настоящее

время

отмечается

усиление оздоровительно-

образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя

формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый

образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных

качеств

и

активной

жизненной

позиции

по

отношению

к

собственному здоровью.

В работе с детьми широко используются новые

виды

физкультурных

занятий,

которые

дополняют

и

обогащают

традиционные

формы

двигательной

деятельности,

ведется разработка и

внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий

образования и оздоровления детей.

В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в

связи

с

устойчивой

тенденцией

ухудшения здоровья

детей.

Объем

познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет

доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко

наблюдается

переутомление

детей,

снижение

их

функциональных

возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья

дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.

Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей

к здоровому образу жизни, формировать умения и привычки заботиться и

укреплять

свое

здоровье.

В

связи

с

этим

важно

организовать

педагогический процесс, направленно-действующий на решение проблем

здоровьесбережения детей. При этом опыт показывает, что эффективным

является применение в педагогическом процессе здоровьесберегающих

технологий.

Анализ

результативности

использования

современных здоровьесберегающих технологий позволил выделить наиболее

эффективные из них, которые могут использоваться педагогами в любой

отрезок времени и являться частью физкультурно-оздоровительной работы.

Самомассаж от простуды – у человека на теле имеются особые точки,

которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек

повышает защитные силы организма в целом. Под воздействием массажа

организм и взрослого и ребенка начинает лечить сам себя. Самомассаж

делать несложно. Например, массаж рук.

Аурикулярный массаж. На поверхности ушных раковин расположено

более тысячи биологически активных точек, поэтому, массируя их, мы

опосредованно воздействуем на весь организм. Является доступным для всех

возрастов,

проводится

в

игровой

форме. «Поиграем

с

ушками» (М.

Норбеков

).

Упражнения

с

ушками

входят

в

комплекс

упражнений

американского ученого Пола Денисона, которые он назвал «гимнастикой

мозга».

Эти

упражнения

способствуют

развитию

межполушарного

взаимодействия. При систематическом проведении тренинга улучшается

память, речь, пространственные представления, развивается мелкая и

крупная моторика, снижается утомляемость.

Для улучшения работы головного мозга используется гимнастика для

глаз.

Для

выполнения

некоторых

упражнений

нам

понадобятся

офтальмотренажеры,

которые используются одновременно

для

профилактики зрения и нарушений. Укрепляют мышцы глаз простые

упражнения «Круг, овал», «Вправо, вниз, на потолок». В верхних углах

помещения размещены геометрические фигуры круг и овал.

Цветотерапия - как метод оздоровления известен с древних времен. С

помощью цвета можно скоординировать расстройства не только тела, но и

души. Например, при больном горле рекомендуется надевать красный шарф.

В

подготовительной

группе

родители

вместе

с

детьми

изготовили

разноцветные «деревья счастья», детей в группе встречают яркие желтые

бабочки. Желтый цвет – цвет радости и оптимизма. Он имеет способность

укреплять нервную систему и зрение. Если долго смотреть на желтый цвет,

то плохие мысли скорей покинут голову.

Таким образом, анализ деятельности внедрения здоровьесберегающих

технологий показал, что дети с высоким уровнем составили 36 %, со средним

56%, с низким 8%.

Использование

здоровьесберегающих

технологий в

педагогической

практике

является

обязательным

условием

повышения

результативности учебно-воспитательного

процесса.

Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной

личностью

.

Используемая литература

1.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.

2.

Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических

технологий в дошкольных образовательных учреждениях //Методист.

2007.

3.

Сухарев

А.Г.

Концепция

укрепления здоровья детского

и

подросткового населения России.



В раздел образования