Автор: Скобелкина Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №17 "Незнайка"
Населённый пункт: г.Ханты-Мансийск
Наименование материала: Планирование образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Тема: Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования. __
Раздел: дошкольное образование
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ПЛАНИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание
Введение ________________________________________________ 2
1.
Целостный педагогический процесс в дошкольном
учреждении _______________________________________ 3
2.
Интегративный подход к построению целостной
педагогической системы ____________________________ 4
3.
Современные требования к планированию образовательной
деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного
образования. _______________________________________ 7
4.
Виды и формы планирования воспитательно -
образовательной работы с детьми. ____________________ 10
5.
Алгоритм планирования и отслеживания результатов ____ 10
Литература ____________________________________________ 13
Приложение ___________________________________________ 14
1
Введение
Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из
сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, открывающими
на
своей
базе
новые
формы
дошкольного
образования:
группы
кратковременного пребывания, консультативные пункты, центры игровой
поддержки ребенка, службу ранней помощи, лекотеку.
В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены,
основа которых была заложена государством, проявляющим большой
интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и
образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования,
утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима
работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие новый
федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере
дошкольного образования – качественное образование дошкольников.
В
настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор
приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых
форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и
родителей.
Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного
образования
являются
документом,
который
на
федеральном
уровне
определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа
дошкольного
учреждения,
какие
она
определяет
цели,
содержание
образования и как организован образовательный процесс.
Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала
необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для
того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для
успешного обучения в школе.
Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает
предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не
рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
ООП – это модель организации образовательного процесса ДОУ.
Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть
базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить
дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в
дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым
дошкольным учреждением.
В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно
повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно
составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного
образования.
1.
Целостный образовательный процесс в ДОО – это системный,
целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной
2
системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и
детей,
носящий
личностно-ориентированный
характер,
направленный на достижение социально-значимых результатов,
призванный привести к преобразованию личностных свойств и
качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает
каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои
потребности
в
развитии,
развивать
свои
потенциальные
способности,
сохранить
свою
индивидуальность,
самореализоваться.
Образовательный процесс должен:
Сочетать
принципы
научной
обоснованности
и
практической
применимости;
Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;
Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования детей.
Образовательный процесс в каждом образовательном учреждении и
для каждого воспитанника (обучающегося) имеет свою уникальность и
своеобразие, обусловленные возможностью участия в его проектировании
субъектов разного уровня – от государства до конкретного педагога,
родителя и ребенка.
Для конструирования оптимальной модели образовательного процесса
в соответствии с ФГОС ДО необходимо вспомнить, какие основные
образовательные модели существуют в ДОО в настоящее время.
Три модели организации образовательного процесса в ДОО
1. Учебная модель
В последние годы она активно используется в ДОО. Организация
образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу
разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику
построения. В этой модели позиция взрослого - учительская: ему всецело
принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на
заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде
методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной
школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие - методику
и приобретает вид “учебных пособий”. Привлекательность учебной модели
для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью
профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается
множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание
которых не связано между собой.
2. Комплексно-тематическая модель
В основу организации образовательных содержаний ставится
тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в
эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской
деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору
более свободной позиции, приближая ее к партнерской.
3
Организация предметной среды в этой модели становится менее
жесткой, включается творчество педагога.
Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность
всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс
направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем
мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя - логопеды.
Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и
творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем
является сложным процессом.
3. Предметно-средовая модель
Содержание
образования
проецируется
непосредственно
на
предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает
автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует
ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М.
Монтессори.
Ограничение
образовательной
среды
только
предметным
материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к
утрате
систематичности
образовательного
процесса
и
резко
сужает
культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель
технологична и не требует творческих усилий от взрослого.
Вывод:
особенности этих моделей-прототипов необходимо иметь в
виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса
для детей дошкольного возраста. Возможно использование положительных
сторон
комплексно-тематической
и
предметно-средовой
моделей:
ненавязчивая
позиция
взрослого,
разнообразие
детской
активности,
свободный выбор предметного материала.
2.
Интегративный подход к построению целостной педагогической
системы
Интегративные
принципы
планирования
должны
опираться
на
формулирование содержательных задач по разным направлениям с целью
дополнения и взаимного обогащения друг друга, использование разных
форм взаимодействия педагога с детьми и детей между собой, адекватными
поставленным
общеразвивающим
задачам,
взаимосвязанным
видам
деятельности,
формирующим
разнообразные
сущностные
связи
в
представлениях ребенка о мире Оно ориентирует педагога на интересы и
мотивацию ребенка при построении целостной картины мира в процессе
насыщенного смыслами проживания определенного периода времени.
В оптимальном случае при планировании педагогического процесса
воспитатель берет за основу фрагмент действительности, связанный с
предыдущим
и
последующим
знакомством
с
окружающим
миром,
организованный вокруг интересов и возможностей ребенка, отражающий
процесс становления образа мира на данном этапе его развития, актуальную
ситуацию из окружающего пространства (семьи, детского сада, города,
4
страны,
мира).
Воспитатель
анализирует,
какие
виды
деятельности
позволяют ребенку не только узнать новое и поиграть, но и на какой опыт
можно опереться, какие задачи развития связаны с данными видами детских
деятельностей, как можно объединить их друг с другом, как максимально
мотивированно
и
целесообразно
ввести
дошкольников
в
изучаемый
фрагмент, объединить разрозненные сведения в единое целое, освоить и
обобщить
материал,
стимулировать
детское
творчество,
поощрять
коммуникацию, презентировать результат, учитывая точку зрения ребенка.
Традиционное
планирование
отличается
жестко
фиксированным
расписанием на неделю занятий с детьми, оно никогда не подвергается
изменению, фактически оно аналогично расписанию уроков в школе.
Каждый
вид
детской
деятельности
(художественно-изобразительная,
музыкальная и т п) имеет свою логику развития, связанную в основном с
усложнением содержания, через это педагог имеет возможность развивать
ребенка. Игра вообще редко представлена. Однако в таком подходе
отсутствует взаимодействие между разными видами деятельности, формами
их организации, а также взаимодействие разных педагогов между собой.
Каждый год освоение окружающего мира преподносится без учета опыта
ребенка, который он получил раньше как в самостоятельной деятельности,
так и в предыдущем образовательном процессе. Такое планирование не
обеспечивает целостности развития, приводит к разорванности картины
окружающего
мира.
В
результате
у
ребенка
слабая
познавательная
мотивация, угасание стремления к устанавливанию взаимосвязей и т д.
Модель интегративного планирования педагогического процесса с
дошкольниками
отличается
общими
целевыми
установками
освоения
окружающего мира во всех его проявлениях, в полноте и целостности.
Этому способствует выстраивание общего смыслового контекста, значимого
для детей, установление взаимосвязи между разными видами детской
деятельности и разными формами их организации, единство взглядов
взрослых на развитие ребенка, учет разных векторов педагогического
влияния
на
развитие
детей
(непосредственного
и
опосредованного),
объединение усилий всех участников педагогического процесса. Все это
позволяет учитывать то, что происходило с детьми раньше, что они уже
усвоили, что им предстоит узнать. Различные виды детской деятельности
объединяются поставленными задачами, взрослые коллегиально относятся
друг к другу, дети вступают в различные виды взаимодействия в свободной и
организованной деятельности. Логика развития от года к году сохраняется,
но обогащается на новой ступени развития детского сообщества и каждого
ребенка
индивидуально
с
учетом
возраста,
времени
года,
момента
педагогического
процесса,
актуального
содержания
окружающей
действительности,
что
позволяет
решать
и
спонтанно
возникающие
нравственные задачи. Самостоятельные виды деятельности (игра, события
на прогулке, экспериментирование) соединяются с видами деятельности,
организованными взрослыми. Основные структурные компоненты модели
5
цели, задачи, общая перспектива на создание условий для усвоения общей
человеческой культуры - способствуют общему развитию ребенка. Модель
позволяет гибко и вариативно менять последовательность используемых
форм организации педагогического процесса в соответствии с инициативами
детей,
их
настроением,
яркими
событиями
в
окружающем
мире,
предусматривает подбор таких форм деятельности, которые оптимальным
образом
соответствуют
задачам
развития
и
важному
содержанию
деятельности. Дается простор эмоциональным проявлениям детей, их
смысловым построениям. Причинно-следственные связи внутри отдельных
областей изучаемого окружающего мира остаются, но они встраиваются и в
другие области через разные виды деятельности с помощью контент-
переходов.
Реализация интегративного содержания педагогического процесса с
необходимостью предполагает особое планирование, которое само носит
интегративный характер, поскольку базируется на едином смысловом
контексте.
Он
предусматривает
организацию
разных
видов
детской
деятельности в их взаимосвязи, опирающейся на их внутреннюю логику
развития и разные векторы использования педагогического воздействия
(непосредственного и опосредованного - через организацию взаимодействия
детей друг с другом и через организацию развивающей предметной среды).
Интегративный подход к построению целостной педагогической
системы способствует расширению у детей эмоционально-смыслового поля,
что существенно повышает уровень их развития. Это в особенности касается
таких
его
сторон,
как
мыслительная
активность
и
инициативность,
познавательные интересы, умение передать один и тот же образ в разных
видах деятельности и разными средствами, широко используя при этом
контекстные ассоциации, порождать новые личностные смыслы.
Интегративное планирование обеспечивает смысловые взаимосвязи
системообразующих
компонентов,
позволяющих
создать
условия
для
возникновения у детей широких ассоциативных полей на следующих
основных принципах связь обучающих занятий с опытом ребенка и его
потребностями, каждая конкретность выступает перед ребенком как
проявление чего-то общего, освоение одних и тех смыслов с использованием
разных
стилей
восприятия,
востребованность
предыдущего
опыта
в
настоящем
в
разных
ситуациях
-
на
обучающих
занятиях
и
в
самостоятельных видах деятельности детей и др.
Разработанная модель планирования делает его более гибким, чем при
традиционном подходе.
Его структурные компоненты можно изменять.
Такой
подход
способствует
вариативному
выстраиванию
содержания,
сохраняющему базисную его направленность и учитывающему специфику
образовательного учреждения.
Овладение педагогами механизмом интегративного планирования
повышает их профессиональную компетентность, способствует развитию
умения выстраивать стратегию и тактику своей работы в контексте
6
педагогического
процесса
на
основе
рефлексирования
собственной
деятельности,
оценки ее результатов с точки зрения общего развития
ребенка. Такое планирование становится инструментом воспитателя в его
профессиональном взаимодействии с коллегами и способствует выработке
единого взгляда на специфику развития ребенка-дошкольника, прежде всего,
с позиции обеспечения его полноты и целостности.
Основной
целью
интегративного
планирования
содержания
педагогического процесса является приобщение ребенка к активному
освоению окружающего мира в разных его проявлениях (предметах, природе,
человеческих отношениях, способах познания и др), которые обогащаются и
углубляются, что обеспечивает формирование первых представлений о
целостности
окружающего
мира,
а
также
развитие
у
детей
общих
способностей к познанию, творчеству. Последнее проявляется в умении
детей самостоятельно выделять разные свойства и устанавливать некоторые
связи между ними, отражать свое понимание того или другого смысла,
создавая субъективный оригинальный продукт разного типа (конструкция,
рисунок, текст, сюжет игры и др). Все это способствует их личностному
росту, что может стать дальнейшей задачей исследования по данной
проблеме.
3.
Современные
требования
к
планированию
образовательной
деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Основой
образовательного
процесса
является планирование. План
— это
проект
педагогической
деятельности
всех
участников
образовательного
процесса. Планирование
— это
научно
обоснованная
организация
педагогического
процесса
ДОУ,
которая
придает
ему
содержательность, определенность, управляемость.
Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что
первостепенное значение при планировании имеет не столько знание
воспитателем возраста и индивидуальных особенностей детей, сколько учет
их личностных характеристик и возможностей. Развивающее, личностно-
ориентированное взаимодействие понимается как опора на личностные
качества ребенка, что требует от воспитателя:
1.
постоянного изучения и хорошего знания индивидуальных
особенностей, темперамента, черт характера, взглядов, привычек детей;
2.
умения
диагностировать,
знать
реальный
уровень
сформированности личностных качеств, мотивов и интересов детей;
3.
своевременного выявления и устранения причин, мешающих
ребенку в достижении цели;
4.
сочетания воспитания с самовоспитанием;
5.
опоры на активность, развитие инициативы, самодеятельности
детей..
Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном
учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации
основной
образовательной
программы
–
отражает
различные
формы
7
организации деятельности взрослых и детей.
Введение Федеральных
государственных требований к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от
23.11.2009 № 655 (далее – ФГТ), внесло в действующую структуру
планирования значительные изменения. Эти изменения находят свое
подтверждения в ФГОС ДО в настоящее время.
В проектирование деятельности включаются все специалисты ДОУ:
музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-
логопед, педагоги дополнительного образования и, конечно, воспитатели как
активные участники творческой группы учреждении. На правах партнеров
они вносят предложения содержательного и организационного характера.
Обязательной педагогической документацией воспитателя является
план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому
он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако
существует несколько важных условий, которые руководителю ДОУ,
старшему
воспитателю
или
педагогу
необходимо
соблюдать
при
планировании:
объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
выделение целей и задач планирования на определенный период
работы,
соотнесение
их
с
примерной
общеобразовательной
программой дошкольного образования, по которой организуется
воспитательно-образовательный
процесс,
возрастным
составом
группы детей и приоритетными направлениями образовательного
процесса в ДОО;
четкое представление результатов работы, которые должны быть
достигнуты к концу планируемого периода;
выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться
поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
Не менее важным условием реального планирования работы является
учет
специфических
особенностей
возрастной
группы,
конкретного
педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной
компетентности педагогов.
План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по
которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель
совместной
деятельности
и
планирование
должно
быть
совместным.
Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и
мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что
предстоит сделать для достижения целей и задач.
План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации.
Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип
перспективного и календарного планирования.
Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы
с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:
8
основываться на принципе развивающего образования, целью
которого является развитие каждого ребенка;
на
комплексно-тематическом
принципе
построения
образовательного процесса;
на принципе интеграции образовательных областей в соответствии
с возрастными возможностями и особенностями воспитанников
группы;
обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации
которых
формируются
знания,
умения
и
навыки,
имеющие
непосредственное
отношение
к
развитию
детей
дошкольного
возраста;
планируемое содержание и формы организации детей должны
соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам
дошкольной педагогики.
При планировании и организации педагогического процесса важно
учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и
ведущим видом деятельности для них является игра.
Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОО
должно основываться на комплексно - тематическом принципе.
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения
образовательного
процесса
ФГОС
ДО
предлагает
для
мотивации
образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а
усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения
каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение
через
систему
занятий
будет
перестроено
на
работу
с
детьми
по
«событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники
(Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты,
День Земли и др.). Праздники – это радость,
дань уважения, память.
Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно
ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что
данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное
участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию
взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.
Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель;
Все формы образовательной работы продолжают выбранную
тему;
Для
родителей
предлагаются
краткие
рекомендации
по
организации
совместной
детско-взрослой
деятельности
в
домашних условиях;
Каждая
тема
заканчивается
проведением
итогового
мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение,
сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).
9
Как
мы
понимаем
"комплексно-тематическое
планирование
образовательного процесса"?
В первую очередь тематическое планирование - это планирование в
соответствии с примерной основной общеобразовательной программой
дошкольного образования по всем образовательным областям (физическому,
социально-личностному,
познавательному,
речевому
и
художественно-
эстетическому).
Какие
задачи
ставит
автор?
Какие
условия?
Какие
результаты должны быть достигнуты?
4.
Виды и формы планирования
В ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и
календарный план. Педагогами традиционно используются такие виды
планирования: календарно-тематическое,
перспективно-календарное,
блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование.
Модульное планирование учитывает особенности работы современного
дошкольного учреждения и состоит из трех взаимосвязанных разделов:
перспективно-календарное планирование;
осуществление преемственности между ДОО и школой;
связь
со
специалистами
дошкольного
образования
и
общественными организациями.
К планированию подключается и педагогическая диагностика для оценки
достижений детей, результативности педагогических усилий, коррекции
уровня развития детей.
Принципы планирования:
комплексный подход, обеспечивающий взаимосвязь всех звеньев
и сторон педагогического процесса;
построение
педагогического
процесса
с
опорой
на
взаимодействие, партнерство взрослого с детьми;
реальный
учет
особенностей
региона,
обстановки,
сезона
возраста детей.
Приоритетным направлением управления педагогическим процессом
является моделирование
и
адаптирование примерных
образовательных
моделей
к
условиям
ДОО,
дошкольной
группы.
Организация
педагогического процесса требует соответствующих технологий.
Модели педагогических технологий:
индивидуальная педагогическая поддержка;
личностная педагогическая поддержка.
4.
Алгоритм планирования и отслеживания результатов
Алгоритм планирования образовательного процесса на учебный год
можно представить следующим образом.
Шаг первый - выбор основы для построения тематического календаря.
Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами,
повторяющимися
из
года
в
год
("Времена
года",
'Труд
взрослых",
"Безопасность на дорогах", "Новый год", "Москва", "Дом и семья" и т. д.).
Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу
10
которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива
(День знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка, Праздник фонариков,
Новый год, День рождения группы, Мы путешествуем и т. д.).
Шаг второй - распределение тематики на учебный год с указанием
временных интервалов.
Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по
неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая
будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по
освоению предложенных тем.
При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться
темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой
1
:
первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и
вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные
события, праздники);
второй
фактор
–
воображаемые
события,
описываемые
в
художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой
же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;
третий
фактор
–
события,
специально
“смоделированные”
воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов,
ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением,
вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: “Что
это такое?”, “Что с этим делать?”, “Как это действует?”);
четвертый фактор
– события, происходящие в жизни возрастной
группы, “заражающие” детей и приводящие к сохранению на какое-то время
интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой
коммуникации и игрушечная индустрия.
Все эти факторы, могут использоваться воспитателем для гибкого
проектирования целостного образовательного процесса.
Планирование
тематической
недели
должно
основываться
на
определенной системе общих требований. Прежде всего, необходимо
выделить задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной
возрастной группы воспитанников и темой недели. Например: "расширить и
обобщить знания детей о Москве столице России, ее истории", или
"формирование
первичных
представлений
о
себе,
семье,
обществе,
государстве, мире и природе".
Далее следует отобрать содержание образовательного материала
согласно образовательной программе.
Продумать
формы,
методы
и
приемы работы с детьми по реализации программных задач. Подготовить
оборудование
и
продумать,
какие
изменения
необходимо
внести
в
предметно-развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых
уголков, внесение новых предметов, игр и т.д.).
1
11
Большое значение имеют также вопросы организации проведения и
отслеживания результатов обучения и развития детей в рамках тематической
недели.
Алгоритм действия педагога по этим направлениям может быть
следующим:
o
выделение из программы и формулирование педагогической цели
недели, задач развития ребенка (детей);
o
отбор
педагогического
содержания
(из
разных
образовательных
областей);
o
выделение события недели, основной формы организации детско-
взрослой деятельности; формулировка индивидуальных обучающих, раз-
вивающих задач для каждого ребенка и группы в целом;
o
отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в
отдельности;
o
практическое планирование педагогической деятельности на каждый
день в течение тематической недели;
o
продумывание
и
организация
процесса
обсуждения
результатов
проживания с детьми события недели, при этом важно подчеркнуть роль
каждого ребенка в его подготовке и проведении;
o
фиксация результатов освоения детьми образовательных задач.
Эффективность комплексно-тематического планирования
По
мнению
многих
специалистов,
комплексно-тематическое
планирование
является
наиболее
эффективным
в
работе
с
детьми
дошкольного возраста. Так, с позиции старшего воспитателя оно позволяет
систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия
всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной
педагогической задачи.
С
позиции
воспитателя
такой
подход
придает
системность
и
последовательность
в
реализации
программных
задач
по
разным
образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка
задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается
материал.
Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена
действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и
имеет смысл для детей, т.к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь,
успевая осмыслить и прочувствовать.
Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для
него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет
кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это
может
быть
праздник,
выставка творческих
работ,
игра,
викторина.
Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных
знаний, навыков, умений в образовательных областях.
Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким
образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы:
12
подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у
ребенка
остались
положительные
эмоциональные
переживания
и
воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом
воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.
Данный способ планирования образовательного процесса требует от
воспитателя
высокого
уровня
профессионализма,
общей
культуры
и
творческого
потенциала.
Воспитатель
должен
уметь
интегрировать
образовательные
области,
отбирать
наиболее
результативные
формы
организации детской деятельности для решения конкретных программных
задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и
приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.
Современный воспитатель – это творческий, заинтересованный человек,
грамотный организатор и проектировщик среды развития и накопления
ребенком положительных эмоциональных впечатлений.
Список использованной литературы
1.
Васюкова Н Е О некоторых интегративных процессах в образовании
дошкольников // Преемственность в воспитании детей теория и практика
Материалы международной научно-практической конференции 16-17
октября 2001 г - Смоленск СГПУ, 2001 С 1215 (0,3 п л)
2.
Васюкова Н Е Системный подход к планированию педагогической
деятельности
как
условие
интеграции
содержания
дошкольного
образования // Теория и методика непрерывного профессионального
образования
Сборник
трудов
Всероссийской
научно-методической
конференции -Тольятти ТГУ,2002 -Том1,С 44-45 (0,2пл)
3.
Васюкова Н Е Новый подход к внедрению новых программ //
Программа
"Истоки"
в
практике
дошкольных
образовательных
учреждений опыт, поиски, находки / Материалы Всероссийской научно-
практической конференции "Базисная программа "Истоки" в практике
работы дошкольных учреждений" - М Центр "Дошкольное детство",
2003 - С 35-37 (0,3 пл)
4.
Васюкова Н Е, Чехонина О И Интеграция содержания образования через
планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я -
2004 -№6(12) -С 8-14 (0,3 пл)
5.
Вершинина Н.Б., Суханова Т.И. Современные подходы к планированию
образовательной работы в детском саду. Справочно–методические
материалы. – Издательство «Учитель», 2010 - 111 с.
6.
Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кибитина И.И. Старший воспитатель
детского сада. – М.: Просвещение, 1990. -143 с.
7.
Воробьева Т.К. Планирование работы дошкольного образовательного
учреждения. – М.: «Ансел-М», 1997. -64 с.
8.
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
13
9.
Реализация
комплексно-тематического
принципа
организации
образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
(методические рекомендации). Екатеринбург, 2011.
14