Напоминание

Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования. __


Автор: Скобелкина Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №17 "Незнайка"
Населённый пункт: г.Ханты-Мансийск
Наименование материала: Планирование образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Тема: Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования. __
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ПЛАНИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА В ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание

Введение ________________________________________________ 2

1.

Целостный педагогический процесс в дошкольном

учреждении _______________________________________ 3

2.

Интегративный подход к построению целостной

педагогической системы ____________________________ 4

3.

Современные требования к планированию образовательной

деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного

образования. _______________________________________ 7

4.

Виды и формы планирования воспитательно -

образовательной работы с детьми. ____________________ 10

5.

Алгоритм планирования и отслеживания результатов ____ 10

Литература ____________________________________________ 13

Приложение ___________________________________________ 14

1

Введение

Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из

сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, открывающими

на

своей

базе

новые

формы

дошкольного

образования:

группы

кратковременного пребывания, консультативные пункты, центры игровой

поддержки ребенка, службу ранней помощи, лекотеку.

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены,

основа которых была заложена государством, проявляющим большой

интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и

образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования,

утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима

работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие новый

федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере

дошкольного образования – качественное образование дошкольников.

В

настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор

приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых

форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и

родителей.

Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного

образования

являются

документом,

который

на

федеральном

уровне

определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа

дошкольного

учреждения,

какие

она

определяет

цели,

содержание

образования и как организован образовательный процесс.

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала

необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для

того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для

успешного обучения в школе.

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает

предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не

рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

ООП – это модель организации образовательного процесса ДОУ.

Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть

базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить

дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в

дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым

дошкольным учреждением.

В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно

повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно

составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного

образования.

1.

Целостный образовательный процесс в ДОО – это системный,

целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной

2

системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и

детей,

носящий

личностно-ориентированный

характер,

направленный на достижение социально-значимых результатов,

призванный привести к преобразованию личностных свойств и

качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает

каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои

потребности

в

развитии,

развивать

свои

потенциальные

способности,

сохранить

свою

индивидуальность,

самореализоваться.

Образовательный процесс должен:

Сочетать

принципы

научной

обоснованности

и

практической

применимости;

Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;

Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих

целей и задач процесса образования детей.

Образовательный процесс в каждом образовательном учреждении и

для каждого воспитанника (обучающегося) имеет свою уникальность и

своеобразие, обусловленные возможностью участия в его проектировании

субъектов разного уровня – от государства до конкретного педагога,

родителя и ребенка.

Для конструирования оптимальной модели образовательного процесса

в соответствии с ФГОС ДО необходимо вспомнить, какие основные

образовательные модели существуют в ДОО в настоящее время.

Три модели организации образовательного процесса в ДОО

1. Учебная модель

В последние годы она активно используется в ДОО. Организация

образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу

разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику

построения. В этой модели позиция взрослого - учительская: ему всецело

принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на

заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде

методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной

школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие - методику

и приобретает вид “учебных пособий”. Привлекательность учебной модели

для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью

профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается

множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание

которых не связано между собой.

2. Комплексно-тематическая модель

В основу организации образовательных содержаний ставится

тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в

эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской

деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору

более свободной позиции, приближая ее к партнерской.

3

Организация предметной среды в этой модели становится менее

жесткой, включается творчество педагога.

Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность

всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс

направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем

мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя - логопеды.

Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и

творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем

является сложным процессом.

3. Предметно-средовая модель

Содержание

образования

проецируется

непосредственно

на

предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает

автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует

ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М.

Монтессори.

Ограничение

образовательной

среды

только

предметным

материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к

утрате

систематичности

образовательного

процесса

и

резко

сужает

культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель

технологична и не требует творческих усилий от взрослого.

Вывод:

особенности этих моделей-прототипов необходимо иметь в

виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса

для детей дошкольного возраста. Возможно использование положительных

сторон

комплексно-тематической

и

предметно-средовой

моделей:

ненавязчивая

позиция

взрослого,

разнообразие

детской

активности,

свободный выбор предметного материала.

2.

Интегративный подход к построению целостной педагогической

системы

Интегративные

принципы

планирования

должны

опираться

на

формулирование содержательных задач по разным направлениям с целью

дополнения и взаимного обогащения друг друга, использование разных

форм взаимодействия педагога с детьми и детей между собой, адекватными

поставленным

общеразвивающим

задачам,

взаимосвязанным

видам

деятельности,

формирующим

разнообразные

сущностные

связи

в

представлениях ребенка о мире Оно ориентирует педагога на интересы и

мотивацию ребенка при построении целостной картины мира в процессе

насыщенного смыслами проживания определенного периода времени.

В оптимальном случае при планировании педагогического процесса

воспитатель берет за основу фрагмент действительности, связанный с

предыдущим

и

последующим

знакомством

с

окружающим

миром,

организованный вокруг интересов и возможностей ребенка, отражающий

процесс становления образа мира на данном этапе его развития, актуальную

ситуацию из окружающего пространства (семьи, детского сада, города,

4

страны,

мира).

Воспитатель

анализирует,

какие

виды

деятельности

позволяют ребенку не только узнать новое и поиграть, но и на какой опыт

можно опереться, какие задачи развития связаны с данными видами детских

деятельностей, как можно объединить их друг с другом, как максимально

мотивированно

и

целесообразно

ввести

дошкольников

в

изучаемый

фрагмент, объединить разрозненные сведения в единое целое, освоить и

обобщить

материал,

стимулировать

детское

творчество,

поощрять

коммуникацию, презентировать результат, учитывая точку зрения ребенка.

Традиционное

планирование

отличается

жестко

фиксированным

расписанием на неделю занятий с детьми, оно никогда не подвергается

изменению, фактически оно аналогично расписанию уроков в школе.

Каждый

вид

детской

деятельности

(художественно-изобразительная,

музыкальная и т п) имеет свою логику развития, связанную в основном с

усложнением содержания, через это педагог имеет возможность развивать

ребенка. Игра вообще редко представлена. Однако в таком подходе

отсутствует взаимодействие между разными видами деятельности, формами

их организации, а также взаимодействие разных педагогов между собой.

Каждый год освоение окружающего мира преподносится без учета опыта

ребенка, который он получил раньше как в самостоятельной деятельности,

так и в предыдущем образовательном процессе. Такое планирование не

обеспечивает целостности развития, приводит к разорванности картины

окружающего

мира.

В

результате

у

ребенка

слабая

познавательная

мотивация, угасание стремления к устанавливанию взаимосвязей и т д.

Модель интегративного планирования педагогического процесса с

дошкольниками

отличается

общими

целевыми

установками

освоения

окружающего мира во всех его проявлениях, в полноте и целостности.

Этому способствует выстраивание общего смыслового контекста, значимого

для детей, установление взаимосвязи между разными видами детской

деятельности и разными формами их организации, единство взглядов

взрослых на развитие ребенка, учет разных векторов педагогического

влияния

на

развитие

детей

(непосредственного

и

опосредованного),

объединение усилий всех участников педагогического процесса. Все это

позволяет учитывать то, что происходило с детьми раньше, что они уже

усвоили, что им предстоит узнать. Различные виды детской деятельности

объединяются поставленными задачами, взрослые коллегиально относятся

друг к другу, дети вступают в различные виды взаимодействия в свободной и

организованной деятельности. Логика развития от года к году сохраняется,

но обогащается на новой ступени развития детского сообщества и каждого

ребенка

индивидуально

с

учетом

возраста,

времени

года,

момента

педагогического

процесса,

актуального

содержания

окружающей

действительности,

что

позволяет

решать

и

спонтанно

возникающие

нравственные задачи. Самостоятельные виды деятельности (игра, события

на прогулке, экспериментирование) соединяются с видами деятельности,

организованными взрослыми. Основные структурные компоненты модели

5

цели, задачи, общая перспектива на создание условий для усвоения общей

человеческой культуры - способствуют общему развитию ребенка. Модель

позволяет гибко и вариативно менять последовательность используемых

форм организации педагогического процесса в соответствии с инициативами

детей,

их

настроением,

яркими

событиями

в

окружающем

мире,

предусматривает подбор таких форм деятельности, которые оптимальным

образом

соответствуют

задачам

развития

и

важному

содержанию

деятельности. Дается простор эмоциональным проявлениям детей, их

смысловым построениям. Причинно-следственные связи внутри отдельных

областей изучаемого окружающего мира остаются, но они встраиваются и в

другие области через разные виды деятельности с помощью контент-

переходов.

Реализация интегративного содержания педагогического процесса с

необходимостью предполагает особое планирование, которое само носит

интегративный характер, поскольку базируется на едином смысловом

контексте.

Он

предусматривает

организацию

разных

видов

детской

деятельности в их взаимосвязи, опирающейся на их внутреннюю логику

развития и разные векторы использования педагогического воздействия

(непосредственного и опосредованного - через организацию взаимодействия

детей друг с другом и через организацию развивающей предметной среды).

Интегративный подход к построению целостной педагогической

системы способствует расширению у детей эмоционально-смыслового поля,

что существенно повышает уровень их развития. Это в особенности касается

таких

его

сторон,

как

мыслительная

активность

и

инициативность,

познавательные интересы, умение передать один и тот же образ в разных

видах деятельности и разными средствами, широко используя при этом

контекстные ассоциации, порождать новые личностные смыслы.

Интегративное планирование обеспечивает смысловые взаимосвязи

системообразующих

компонентов,

позволяющих

создать

условия

для

возникновения у детей широких ассоциативных полей на следующих

основных принципах связь обучающих занятий с опытом ребенка и его

потребностями, каждая конкретность выступает перед ребенком как

проявление чего-то общего, освоение одних и тех смыслов с использованием

разных

стилей

восприятия,

востребованность

предыдущего

опыта

в

настоящем

в

разных

ситуациях

-

на

обучающих

занятиях

и

в

самостоятельных видах деятельности детей и др.

Разработанная модель планирования делает его более гибким, чем при

традиционном подходе.

Его структурные компоненты можно изменять.

Такой

подход

способствует

вариативному

выстраиванию

содержания,

сохраняющему базисную его направленность и учитывающему специфику

образовательного учреждения.

Овладение педагогами механизмом интегративного планирования

повышает их профессиональную компетентность, способствует развитию

умения выстраивать стратегию и тактику своей работы в контексте

6

педагогического

процесса

на

основе

рефлексирования

собственной

деятельности,

оценки ее результатов с точки зрения общего развития

ребенка. Такое планирование становится инструментом воспитателя в его

профессиональном взаимодействии с коллегами и способствует выработке

единого взгляда на специфику развития ребенка-дошкольника, прежде всего,

с позиции обеспечения его полноты и целостности.

Основной

целью

интегративного

планирования

содержания

педагогического процесса является приобщение ребенка к активному

освоению окружающего мира в разных его проявлениях (предметах, природе,

человеческих отношениях, способах познания и др), которые обогащаются и

углубляются, что обеспечивает формирование первых представлений о

целостности

окружающего

мира,

а

также

развитие

у

детей

общих

способностей к познанию, творчеству. Последнее проявляется в умении

детей самостоятельно выделять разные свойства и устанавливать некоторые

связи между ними, отражать свое понимание того или другого смысла,

создавая субъективный оригинальный продукт разного типа (конструкция,

рисунок, текст, сюжет игры и др). Все это способствует их личностному

росту, что может стать дальнейшей задачей исследования по данной

проблеме.

3.

Современные

требования

к

планированию

образовательной

деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Основой

образовательного

процесса

является планирование. План

— это

проект

педагогической

деятельности

всех

участников

образовательного

процесса. Планирование

— это

научно

обоснованная

организация

педагогического

процесса

ДОУ,

которая

придает

ему

содержательность, определенность, управляемость.

Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что

первостепенное значение при планировании имеет не столько знание

воспитателем возраста и индивидуальных особенностей детей, сколько учет

их личностных характеристик и возможностей. Развивающее, личностно-

ориентированное взаимодействие понимается как опора на личностные

качества ребенка, что требует от воспитателя:

1.

постоянного изучения и хорошего знания индивидуальных

особенностей, темперамента, черт характера, взглядов, привычек детей;

2.

умения

диагностировать,

знать

реальный

уровень

сформированности личностных качеств, мотивов и интересов детей;

3.

своевременного выявления и устранения причин, мешающих

ребенку в достижении цели;

4.

сочетания воспитания с самовоспитанием;

5.

опоры на активность, развитие инициативы, самодеятельности

детей..

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном

учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации

основной

образовательной

программы

отражает

различные

формы

7

организации деятельности взрослых и детей.

Введение Федеральных

государственных требований к структуре основной общеобразовательной

программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от

23.11.2009 № 655 (далее – ФГТ), внесло в действующую структуру

планирования значительные изменения. Эти изменения находят свое

подтверждения в ФГОС ДО в настоящее время.

В проектирование деятельности включаются все специалисты ДОУ:

музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-

логопед, педагоги дополнительного образования и, конечно, воспитатели как

активные участники творческой группы учреждении. На правах партнеров

они вносят предложения содержательного и организационного характера.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является

план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому

он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако

существует несколько важных условий, которые руководителю ДОУ,

старшему

воспитателю

или

педагогу

необходимо

соблюдать

при

планировании:

объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;

выделение целей и задач планирования на определенный период

работы,

соотнесение

их

с

примерной

общеобразовательной

программой дошкольного образования, по которой организуется

воспитательно-образовательный

процесс,

возрастным

составом

группы детей и приоритетными направлениями образовательного

процесса в ДОО;

четкое представление результатов работы, которые должны быть

достигнуты к концу планируемого периода;

выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться

поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Не менее важным условием реального планирования работы является

учет

специфических

особенностей

возрастной

группы,

конкретного

педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых

осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной

компетентности педагогов.

План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по

которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель

совместной

деятельности

и

планирование

должно

быть

совместным.

Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и

мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что

предстоит сделать для достижения целей и задач.

План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации.

Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип

перспективного и календарного планирования.

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы

с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

8

основываться на принципе развивающего образования, целью

которого является развитие каждого ребенка;

на

комплексно-тематическом

принципе

построения

образовательного процесса;

на принципе интеграции образовательных областей в соответствии

с возрастными возможностями и особенностями воспитанников

группы;

обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих

целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации

которых

формируются

знания,

умения

и

навыки,

имеющие

непосредственное

отношение

к

развитию

детей

дошкольного

возраста;

планируемое содержание и формы организации детей должны

соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам

дошкольной педагогики.

При планировании и организации педагогического процесса важно

учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и

ведущим видом деятельности для них является игра.

Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОО

должно основываться на комплексно - тематическом принципе.

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения

образовательного

процесса

ФГОС

ДО

предлагает

для

мотивации

образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а

усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения

каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение

через

систему

занятий

будет

перестроено

на

работу

с

детьми

по

«событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники

(Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты,

День Земли и др.). Праздники – это радость,

дань уважения, память.

Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно

ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что

данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное

участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию

взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель;

Все формы образовательной работы продолжают выбранную

тему;

Для

родителей

предлагаются

краткие

рекомендации

по

организации

совместной

детско-взрослой

деятельности

в

домашних условиях;

Каждая

тема

заканчивается

проведением

итогового

мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение,

сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).

9

Как

мы

понимаем

"комплексно-тематическое

планирование

образовательного процесса"?

В первую очередь тематическое планирование - это планирование в

соответствии с примерной основной общеобразовательной программой

дошкольного образования по всем образовательным областям (физическому,

социально-личностному,

познавательному,

речевому

и

художественно-

эстетическому).

Какие

задачи

ставит

автор?

Какие

условия?

Какие

результаты должны быть достигнуты?

4.

Виды и формы планирования

В ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и

календарный план. Педагогами традиционно используются такие виды

планирования: календарно-тематическое,

перспективно-календарное,

блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование.

Модульное планирование учитывает особенности работы современного

дошкольного учреждения и состоит из трех взаимосвязанных разделов:

перспективно-календарное планирование;

осуществление преемственности между ДОО и школой;

связь

со

специалистами

дошкольного

образования

и

общественными организациями.

К планированию подключается и педагогическая диагностика для оценки

достижений детей, результативности педагогических усилий, коррекции

уровня развития детей.

Принципы планирования:

комплексный подход, обеспечивающий взаимосвязь всех звеньев

и сторон педагогического процесса;

построение

педагогического

процесса

с

опорой

на

взаимодействие, партнерство взрослого с детьми;

реальный

учет

особенностей

региона,

обстановки,

сезона

возраста детей.

Приоритетным направлением управления педагогическим процессом

является моделирование

и

адаптирование примерных

образовательных

моделей

к

условиям

ДОО,

дошкольной

группы.

Организация

педагогического процесса требует соответствующих технологий.

Модели педагогических технологий:

индивидуальная педагогическая поддержка;

личностная педагогическая поддержка.

4.

Алгоритм планирования и отслеживания результатов

Алгоритм планирования образовательного процесса на учебный год

можно представить следующим образом.

Шаг первый - выбор основы для построения тематического календаря.

Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами,

повторяющимися

из

года

в

год

("Времена

года",

'Труд

взрослых",

"Безопасность на дорогах", "Новый год", "Москва", "Дом и семья" и т. д.).

Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу

10

которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива

(День знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка, Праздник фонариков,

Новый год, День рождения группы, Мы путешествуем и т. д.).

Шаг второй - распределение тематики на учебный год с указанием

временных интервалов.

Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по

неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая

будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по

освоению предложенных тем.

При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться

темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой

1

:

первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и

вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные

события, праздники);

второй

фактор

воображаемые

события,

описываемые

в

художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой

же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;

третий

фактор

события,

специально

“смоделированные”

воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов,

ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением,

вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: “Что

это такое?”, “Что с этим делать?”, “Как это действует?”);

четвертый фактор

– события, происходящие в жизни возрастной

группы, “заражающие” детей и приводящие к сохранению на какое-то время

интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой

коммуникации и игрушечная индустрия.

Все эти факторы, могут использоваться воспитателем для гибкого

проектирования целостного образовательного процесса.

Планирование

тематической

недели

должно

основываться

на

определенной системе общих требований. Прежде всего, необходимо

выделить задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной

возрастной группы воспитанников и темой недели. Например: "расширить и

обобщить знания детей о Москве столице России, ее истории", или

"формирование

первичных

представлений

о

себе,

семье,

обществе,

государстве, мире и природе".

Далее следует отобрать содержание образовательного материала

согласно образовательной программе.

Продумать

формы,

методы

и

приемы работы с детьми по реализации программных задач. Подготовить

оборудование

и

продумать,

какие

изменения

необходимо

внести

в

предметно-развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых

уголков, внесение новых предметов, игр и т.д.).

1

11

Большое значение имеют также вопросы организации проведения и

отслеживания результатов обучения и развития детей в рамках тематической

недели.

Алгоритм действия педагога по этим направлениям может быть

следующим:

o

выделение из программы и формулирование педагогической цели

недели, задач развития ребенка (детей);

o

отбор

педагогического

содержания

(из

разных

образовательных

областей);

o

выделение события недели, основной формы организации детско-

взрослой деятельности; формулировка индивидуальных обучающих, раз-

вивающих задач для каждого ребенка и группы в целом;

o

отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в

отдельности;

o

практическое планирование педагогической деятельности на каждый

день в течение тематической недели;

o

продумывание

и

организация

процесса

обсуждения

результатов

проживания с детьми события недели, при этом важно подчеркнуть роль

каждого ребенка в его подготовке и проведении;

o

фиксация результатов освоения детьми образовательных задач.

Эффективность комплексно-тематического планирования

По

мнению

многих

специалистов,

комплексно-тематическое

планирование

является

наиболее

эффективным

в

работе

с

детьми

дошкольного возраста. Так, с позиции старшего воспитателя оно позволяет

систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия

всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной

педагогической задачи.

С

позиции

воспитателя

такой

подход

придает

системность

и

последовательность

в

реализации

программных

задач

по

разным

образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка

задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается

материал.

Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена

действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и

имеет смысл для детей, т.к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь,

успевая осмыслить и прочувствовать.

Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для

него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет

кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это

может

быть

праздник,

выставка творческих

работ,

игра,

викторина.

Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных

знаний, навыков, умений в образовательных областях.

Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким

образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы:

12

подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у

ребенка

остались

положительные

эмоциональные

переживания

и

воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом

воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.

Данный способ планирования образовательного процесса требует от

воспитателя

высокого

уровня

профессионализма,

общей

культуры

и

творческого

потенциала.

Воспитатель

должен

уметь

интегрировать

образовательные

области,

отбирать

наиболее

результативные

формы

организации детской деятельности для решения конкретных программных

задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и

приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.

Современный воспитатель – это творческий, заинтересованный человек,

грамотный организатор и проектировщик среды развития и накопления

ребенком положительных эмоциональных впечатлений.

Список использованной литературы

1.

Васюкова Н Е О некоторых интегративных процессах в образовании

дошкольников // Преемственность в воспитании детей теория и практика

Материалы международной научно-практической конференции 16-17

октября 2001 г - Смоленск СГПУ, 2001 С 1215 (0,3 п л)

2.

Васюкова Н Е Системный подход к планированию педагогической

деятельности

как

условие

интеграции

содержания

дошкольного

образования // Теория и методика непрерывного профессионального

образования

Сборник

трудов

Всероссийской

научно-методической

конференции -Тольятти ТГУ,2002 -Том1,С 44-45 (0,2пл)

3.

Васюкова Н Е Новый подход к внедрению новых программ //

Программа

"Истоки"

в

практике

дошкольных

образовательных

учреждений опыт, поиски, находки / Материалы Всероссийской научно-

практической конференции "Базисная программа "Истоки" в практике

работы дошкольных учреждений" - М Центр "Дошкольное детство",

2003 - С 35-37 (0,3 пл)

4.

Васюкова Н Е, Чехонина О И Интеграция содержания образования через

планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я -

2004 -№6(12) -С 8-14 (0,3 пл)

5.

Вершинина Н.Б., Суханова Т.И. Современные подходы к планированию

образовательной работы в детском саду. Справочно–методические

материалы. – Издательство «Учитель», 2010 - 111 с.

6.

Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кибитина И.И. Старший воспитатель

детского сада. – М.: Просвещение, 1990. -143 с.

7.

Воробьева Т.К. Планирование работы дошкольного образовательного

учреждения. – М.: «Ансел-М», 1997. -64 с.

8.

Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»

13

9.

Реализация

комплексно-тематического

принципа

организации

образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

(методические рекомендации). Екатеринбург, 2011.

14



В раздел образования