Напоминание

Травматизм на уроках физкультуры


Автор: Татаранюк Кирилл Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ "ЛИЦЕЙ г.Дедовск"
Населённый пункт: г.о. Истра
Наименование материала: статья
Тема: Травматизм на уроках физкультуры
Раздел: начальное образование





Назад




Введение:

Актуальность теᴍы статьᴎ. Несмотря на меры предосторожности, предпринимаемые

большинством учителей, тренеров и воспитателей, на уроках физической культуры,

тренировочных занятиях, спортивных соревнованиях еще нередки случаи травматизма. В общей

структуре детского травматизма этот вид стоит на четвертом месте после бытового, уличного и

школьного.

Изходя ᴎз актуальности, задачей данной статьᴎ явᴎлось рассᴍотреть ᴎ проаналᴎзᴎровать

травматизм на уроках физкультуры.

СТАТИСТИКА ТРАВМИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ

По частоте случаев среди различных возрастных групп наибольший процент падает на детей 12-

14 лет, на втором месте учащиеся младших классов (7-11 лет), на третьем - 15-16-летние

подростки. У мальчиков повреждения, полученные на занятиях физической культурой,

наблюдаются в два раза чаще, чем у девочек.

Эта печальная статистика красноречиво говорит о том, что проведение целенаправленной

работы по профилактике спортивного травматизма среди школьников является важнейшей

задачей, которую должны решать не только учителя физической культуры и тренеры, но и

администрация школ, медицинские работники, родители учащихся.

Для того чтобы борьба с травматизмом была успешной, учителя, тренеры, воспитатели должны

иметь четкое представление о степени травмоопасности каждого вида, входящего в учебную

программу по физической культуре, держать под неусыпным контролем причины, могущие

привести к опасным последствиям.

ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ

При всем многообразии этих причин все же можно выделить такие, которые чаще всего

приводят к травматизму. Это - недостаточный врачебный контроль за состоянием здоровья,

физической подготовленностью учащихся, нарушение дисциплины и установленных правил во

время тренировок и соревнований, неудовлетворительное состояние мест занятий, пользование

неисправным или не соответствующим антропометрическим данным занимающихся

оборудованием, отсутствие строгого контроля за рациональной одеждой, обувью учащихся,

неблагоприятные для проведения занятий или соревнований санитарно-гигиенические и

метеорологические условия, не соответствующие физической подготовленности детей,

нарушение методики проведения занятий, тренировок, соревнований и, наконец, недостаточная

квалификация учителя (тренера). Истоки травматизма полиморфны и, как правило, содержат в

себе сочетанные причины, поэтому лишь комплексный, квалифицированный разбор каждого

случая позволит вскрыть и ликвидировать их источники.

А теперь вновь обратимся к статистике; по данным НИИ травматологии, 55,1 % травм,

полученных учащимися, приходятся на занятия по спортивной гимнастике, 23 % - по легкой

атлетике, лыжной подготовке и на коньках, 8,2 % - по спортивным играм, на другие виды

травматизма падает 13,7 % повреждений.

ГИМНАСТИКА КАК НАИБОЛЕЕ ТРАВМА ОПАСНЫЙ ВИД ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

Итак, как следует из приведенных данных, наибольший процент травм среди школьников

зафиксирован на занятиях гимнастикой, которая является наиболее травмоопасным видом

учебной программы. К самым распространенным специфическим причинам детского

травматизма при занятиях этим видом относятся неудовлетворительное состояние спортивных

снарядов, использование матов плохого качества или с поврежденным покрытием, неправильная

их укладка, плохая организация урока (отсутствие учителя или тренера при выполнении

учащимися упражнений на снарядах, скопление их у одного из снарядов, отсутствие контроля

учителя за выполнением детьми упражнений), неправильная методика проведения занятий

(форсированные нагрузки, отсутствие полноценной страховки, плохое владение приемами

самостраховки). Очень частая причина травм - азарт и завышенная самооценка учеников, что в

большой степени присуще мальчикам 10-14 лет, и потому они требуют особого внимания учителя.

Одной из причин травм может быть недостаточная освещенность гимнастического зала,

Естественное и искусственное освещение в зале должно соответствовать нормативным

требованиям, изложенным в соответствующих документах (Новый САНПИН 2.4.2.2821-10).

Горизонтальная (на уровне пола) освещенность должна быть не менее 30 лк, вертикальная - не

менее 100 як. Загрязнение ламп приводит к уменьшению освещенности, поэтому не реже одного

раза в месяц следует производить их чистку. Управление освещением должно обеспечивать

возможность частичного отключения осветительных установок. В зале необходимо иметь и

аварийное освещение, при использовании которого горизонтальная освещенность не должна

быть менее 0,5 лк. На всех розетках в зале следует устанавливать предохранительные заглушки.

Окрашенные в светлые и теплые тона стены зала увеличивают световой поток отражения.

Определенное значение имеет и окраска спортивных снарядов. Известны примеры, когда

учащиеся опасались выполнять упражнения с широкой амплитудой поперек разновысоких

брусьев, боясь нарушить их равновесие, хотя брусья стояли на месте устойчиво, и уверенно

делали упражнение лишь после того, как станина брусьев была выкрашена в черный цвет. При

этом у них исчезало ощущение психологической опасности и создавалась уверенность в

незыблемости опоры снаряда. Исходя из этого, на занятиях физической культурой необходимо

создавать психологически обоснованную, целесообразную, располагающую к двигательной

активности цветовую гамму. (Во время занятий легкой атлетикой, лыжным и конькобежным

спортом травмируются в основном нижние конечности, чаще - суставно связочный аппарат

коленного сустава, и в частности мениск. При резких толчках, падениях возможны разрывы

отдельных мышечных волокон и всей мышцы, отрыв костной пластинки в месте прикрепления

мышцы.

Причинами подобных травм служат, в основном, неудовлетворительное состояние мест

проведения занятий, отсутствие специальных ограждений, установка финиша возле каких-либо

препятствий (стен, дверей, дерева, забора и т. д.). К травмам приводят и занятия в зале со

скользким полом, а также при неблагоприятных метеорологических условиях на плохо убранной

площадке. Понятно, что не каждой школе доступны беговые дорожки со специальными

покрытиями, однако необходимо проявлять постоянную заботу о местах проведения занятий.

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ РАЗДЕЛА «ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА»

Одним из условии предотвращения травматизма при прохождении раздела «Лыжная

подготовка» опять-таки является качественная подготовка мест занятий. На учебной площадке

(хорошо, если она прямоугольной формы) прокладываются две лыжни: внутренняя

предназначается для начинающих лыжников, наружная - для подготовленных.

Участок для площадки готовится заблаговременно; еще осенью его очищают от посторонних

предметов (больших камней, пней, коряг и т. п.), более или менее значительные неровности

почвы заравнивают, промеряют дистанцию. С особенным тщанием следует подойти к подготовке

участков, где школьники будут обучаться спускам и подъемам: пологие склоны (их крутизна

должна быть не более 15-20°) освобождают от деревьев и кустарников. В конце склона делают

ровный выкат. Нельзя использовать участки с выкатом на проезжую часть дороги, водоем, болото.

Если местность ровная, учебные трассы возле школы надо подготовить искусственным способом;

в этом случае неровности местности имитируют с помощью сборных деревянных конструкций.

При этом необходимо следить, чтобы на деревянных щитах не было выступающих гвоздей, петель

проволоки и т. п.

Если занятия проводятся в парке (лесу), перед каждым уроком учитель должен тщательно

осмотреть всю трассу, подготовить лыжню и места для упора палок (если снег рыхлый). Трасса не

должна пересекать шоссейных и грунтовых дорог, плохо замерзших водоемов и других

препятствий, создающих опасность для лыжников. На трассе, проходящей среди деревьев,

убирают свисающие ветки, через канавки, ручейки прокладывают мостки и насыпают на них снег.

Ширина трассы на спусках должна быть не менее 5 м. На поворотах по ходу трассы

устанавливаются отметки.

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАТКА.

Особое внимание должно быть уделено подготовке катка. Для качественной его заливки

необходимо иметь специальное оборудование: шланг, лопаты (деревянные и железные),

скребки, лейки. Площадку для будущего катка готовят с осени. По периметру участка насыпают

земляной валик 15X15 см, чтобы не стекала вода. Заливку начинают после того, как грунт

промерзнет не менее чем на 5 см: тогда не будут образовываться выбоины, на которых легко

получить травму. Предварительно уплотненный снег заливают с помощью распылителя до

получения ледяной корки не менее 6 см толщиной. Ежедневно с поверхности катка убирают

наледь; большие трещины заделывают снегом и с помощью распылителя заливают водой.

Во избежание столкновений и падений, которые могут закончиться травмой, нельзя

одновременно выпускать на ледяную площадку хорошо катающихся на коньках детей и тех, кто

только начинает овладевать этим навыком, нельзя разрешать детям кататься на беговых коньках.

Если школьный каток используется в вечернее время для неорганизованных занятий, необходимо

установить на нем освещение и организовать дежурство.

Наиболее распространенными травмами на занятиях игровыми видами спорта являются

повреждения верхних и особенно нижних конечностей. Необходимо иметь в виду, что переломы

конечности могут возникнуть как при прямой травме, так и при падении на подвернутую руку или

нижнюю конечность. При прямом ударе мяча нередки вывихи и переломы в области мелких

суставов кисти. Главная причина их возникновения - плохой пол, скользкая обувь.

Типичными травмами для таких видов спорта, как борьба, являются вывихи костей предплечья,

ушибы шейного и грудного отдела позвоночника, переломы хирургической шейки плеча. Частой

причиной такого рода повреждений является несоответствие весовых категорий на тренировках.

В связи с повышением требований к профилактической работе по борьбе с травматизмом в

школах необходимо обратить внимание учителей, тренеров на анализ и своевременное

устранение причин, ведущих к возникновению травмоопасных ситуаций. Одной из форм

профилактической работы являются систематические беседы со школьниками и юными

спортсменами по предупреждению несчастных случаев. Нельзя допускать к занятиям,

тренировкам, соревнованиям детей, перенесших травму и не прошедших врачебный контроль

после соответствующего лечения.

Чрезвычайно важным звеном работы по профилактике травматизма является обучение детей

приемам самостраховки при падении, так как большинство спортивных, да и бытовых травм,-

результат падений.

Навыки безопасного падения, развитые в детстве, сохраняются на всю жизнь. Наблюдения

показывают, что дети, не прошедшие предварительного обучения элементам самостраховки,

падают, как правило, опасно. Зато даже после кратковременного обучения у них вырабатывается

устойчивый навык.

Обучение школьников самостраховке при падениях целесообразно начинать после

предварительной общефизической подготовки. При имитации падения с высоты роста

используют вначале мягкую поверхность - маты. Технику выполнения всех приемов следует

доводить до полного автоматизма. Детям первых классов элементы безопасного падения

желательно преподнести в игровой форме.

Каждая школа, ДЮСШ должны вести систематический учет и анализ всех случаев травм по

установленной форме, результаты которых необходимо обсуждать на педагогических советах.

Первичная регистрация травмы осуществляется медицинским работником в специальном

журнале, который должен быть в каждой школе. В журнал заносятся следующие сведения:

фамилия, имя и отчество пострадавшего, его пол, возраст, класс, время получения травмы, дата

(день и час), характер травмы, место, где произошел несчастный случай, фамилия! преподавателя,

проводившего занятия, сведения о знакомстве пострадавшего с правилами техники безопасности,

подробное описание обстоятельств, при которых произошел несчастный случай, причины его

возникновения, перечень мероприятий по устранению причин несчастного случая с указанием

сроков исполнения, фамилии исполнителей, отметка о выполнении, время составления записи

(час, число, месяц, год).

В заключение следует отметить, что четкая организация труда учителя, тренера, соблюдение

установленных правил и норм позволяет полностью исключить возможность возникновения

несчастных случаев на уроках физкультуры и занятиях спортивных секций. Сознательное

отношение к четкой организации труда, усвоение безопасных методов и приемов работы - залог

полноценной профилактики детского травматизма.

Библиографический список:

1. Барчукова Г.В. Теория и методика настольного тенниса. - М.: Академия, 2013.

2. Боген М.М. Тактическая подготовка - основа многолетнего спортивного совершенствования. -

М.: Физическая культура, 2011.

3. Сакун Э.И. Построение учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе. - М:

Дашков и К, 2012.

4. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование. - М.: Академия, 2010.



В раздел образования