Автор: Татаранюк Кирилл Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ "ЛИЦЕЙ г.Дедовск"
Населённый пункт: г.о. Истра
Наименование материала: статья
Тема: Травматизм на уроках физкультуры
Раздел: начальное образование
Введение:
Актуальность теᴍы статьᴎ. Несмотря на меры предосторожности, предпринимаемые
большинством учителей, тренеров и воспитателей, на уроках физической культуры,
тренировочных занятиях, спортивных соревнованиях еще нередки случаи травматизма. В общей
структуре детского травматизма этот вид стоит на четвертом месте после бытового, уличного и
школьного.
Изходя ᴎз актуальности, задачей данной статьᴎ явᴎлось рассᴍотреть ᴎ проаналᴎзᴎровать
травматизм на уроках физкультуры.
СТАТИСТИКА ТРАВМИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ
По частоте случаев среди различных возрастных групп наибольший процент падает на детей 12-
14 лет, на втором месте учащиеся младших классов (7-11 лет), на третьем - 15-16-летние
подростки. У мальчиков повреждения, полученные на занятиях физической культурой,
наблюдаются в два раза чаще, чем у девочек.
Эта печальная статистика красноречиво говорит о том, что проведение целенаправленной
работы по профилактике спортивного травматизма среди школьников является важнейшей
задачей, которую должны решать не только учителя физической культуры и тренеры, но и
администрация школ, медицинские работники, родители учащихся.
Для того чтобы борьба с травматизмом была успешной, учителя, тренеры, воспитатели должны
иметь четкое представление о степени травмоопасности каждого вида, входящего в учебную
программу по физической культуре, держать под неусыпным контролем причины, могущие
привести к опасным последствиям.
ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ
При всем многообразии этих причин все же можно выделить такие, которые чаще всего
приводят к травматизму. Это - недостаточный врачебный контроль за состоянием здоровья,
физической подготовленностью учащихся, нарушение дисциплины и установленных правил во
время тренировок и соревнований, неудовлетворительное состояние мест занятий, пользование
неисправным или не соответствующим антропометрическим данным занимающихся
оборудованием, отсутствие строгого контроля за рациональной одеждой, обувью учащихся,
неблагоприятные для проведения занятий или соревнований санитарно-гигиенические и
метеорологические условия, не соответствующие физической подготовленности детей,
нарушение методики проведения занятий, тренировок, соревнований и, наконец, недостаточная
квалификация учителя (тренера). Истоки травматизма полиморфны и, как правило, содержат в
себе сочетанные причины, поэтому лишь комплексный, квалифицированный разбор каждого
случая позволит вскрыть и ликвидировать их источники.
А теперь вновь обратимся к статистике; по данным НИИ травматологии, 55,1 % травм,
полученных учащимися, приходятся на занятия по спортивной гимнастике, 23 % - по легкой
атлетике, лыжной подготовке и на коньках, 8,2 % - по спортивным играм, на другие виды
травматизма падает 13,7 % повреждений.
ГИМНАСТИКА КАК НАИБОЛЕЕ ТРАВМА ОПАСНЫЙ ВИД ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Итак, как следует из приведенных данных, наибольший процент травм среди школьников
зафиксирован на занятиях гимнастикой, которая является наиболее травмоопасным видом
учебной программы. К самым распространенным специфическим причинам детского
травматизма при занятиях этим видом относятся неудовлетворительное состояние спортивных
снарядов, использование матов плохого качества или с поврежденным покрытием, неправильная
их укладка, плохая организация урока (отсутствие учителя или тренера при выполнении
учащимися упражнений на снарядах, скопление их у одного из снарядов, отсутствие контроля
учителя за выполнением детьми упражнений), неправильная методика проведения занятий
(форсированные нагрузки, отсутствие полноценной страховки, плохое владение приемами
самостраховки). Очень частая причина травм - азарт и завышенная самооценка учеников, что в
большой степени присуще мальчикам 10-14 лет, и потому они требуют особого внимания учителя.
Одной из причин травм может быть недостаточная освещенность гимнастического зала,
Естественное и искусственное освещение в зале должно соответствовать нормативным
требованиям, изложенным в соответствующих документах (Новый САНПИН 2.4.2.2821-10).
Горизонтальная (на уровне пола) освещенность должна быть не менее 30 лк, вертикальная - не
менее 100 як. Загрязнение ламп приводит к уменьшению освещенности, поэтому не реже одного
раза в месяц следует производить их чистку. Управление освещением должно обеспечивать
возможность частичного отключения осветительных установок. В зале необходимо иметь и
аварийное освещение, при использовании которого горизонтальная освещенность не должна
быть менее 0,5 лк. На всех розетках в зале следует устанавливать предохранительные заглушки.
Окрашенные в светлые и теплые тона стены зала увеличивают световой поток отражения.
Определенное значение имеет и окраска спортивных снарядов. Известны примеры, когда
учащиеся опасались выполнять упражнения с широкой амплитудой поперек разновысоких
брусьев, боясь нарушить их равновесие, хотя брусья стояли на месте устойчиво, и уверенно
делали упражнение лишь после того, как станина брусьев была выкрашена в черный цвет. При
этом у них исчезало ощущение психологической опасности и создавалась уверенность в
незыблемости опоры снаряда. Исходя из этого, на занятиях физической культурой необходимо
создавать психологически обоснованную, целесообразную, располагающую к двигательной
активности цветовую гамму. (Во время занятий легкой атлетикой, лыжным и конькобежным
спортом травмируются в основном нижние конечности, чаще - суставно связочный аппарат
коленного сустава, и в частности мениск. При резких толчках, падениях возможны разрывы
отдельных мышечных волокон и всей мышцы, отрыв костной пластинки в месте прикрепления
мышцы.
Причинами подобных травм служат, в основном, неудовлетворительное состояние мест
проведения занятий, отсутствие специальных ограждений, установка финиша возле каких-либо
препятствий (стен, дверей, дерева, забора и т. д.). К травмам приводят и занятия в зале со
скользким полом, а также при неблагоприятных метеорологических условиях на плохо убранной
площадке. Понятно, что не каждой школе доступны беговые дорожки со специальными
покрытиями, однако необходимо проявлять постоянную заботу о местах проведения занятий.
ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ РАЗДЕЛА «ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА»
Одним из условии предотвращения травматизма при прохождении раздела «Лыжная
подготовка» опять-таки является качественная подготовка мест занятий. На учебной площадке
(хорошо, если она прямоугольной формы) прокладываются две лыжни: внутренняя
предназначается для начинающих лыжников, наружная - для подготовленных.
Участок для площадки готовится заблаговременно; еще осенью его очищают от посторонних
предметов (больших камней, пней, коряг и т. п.), более или менее значительные неровности
почвы заравнивают, промеряют дистанцию. С особенным тщанием следует подойти к подготовке
участков, где школьники будут обучаться спускам и подъемам: пологие склоны (их крутизна
должна быть не более 15-20°) освобождают от деревьев и кустарников. В конце склона делают
ровный выкат. Нельзя использовать участки с выкатом на проезжую часть дороги, водоем, болото.
Если местность ровная, учебные трассы возле школы надо подготовить искусственным способом;
в этом случае неровности местности имитируют с помощью сборных деревянных конструкций.
При этом необходимо следить, чтобы на деревянных щитах не было выступающих гвоздей, петель
проволоки и т. п.
Если занятия проводятся в парке (лесу), перед каждым уроком учитель должен тщательно
осмотреть всю трассу, подготовить лыжню и места для упора палок (если снег рыхлый). Трасса не
должна пересекать шоссейных и грунтовых дорог, плохо замерзших водоемов и других
препятствий, создающих опасность для лыжников. На трассе, проходящей среди деревьев,
убирают свисающие ветки, через канавки, ручейки прокладывают мостки и насыпают на них снег.
Ширина трассы на спусках должна быть не менее 5 м. На поворотах по ходу трассы
устанавливаются отметки.
ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАТКА.
Особое внимание должно быть уделено подготовке катка. Для качественной его заливки
необходимо иметь специальное оборудование: шланг, лопаты (деревянные и железные),
скребки, лейки. Площадку для будущего катка готовят с осени. По периметру участка насыпают
земляной валик 15X15 см, чтобы не стекала вода. Заливку начинают после того, как грунт
промерзнет не менее чем на 5 см: тогда не будут образовываться выбоины, на которых легко
получить травму. Предварительно уплотненный снег заливают с помощью распылителя до
получения ледяной корки не менее 6 см толщиной. Ежедневно с поверхности катка убирают
наледь; большие трещины заделывают снегом и с помощью распылителя заливают водой.
Во избежание столкновений и падений, которые могут закончиться травмой, нельзя
одновременно выпускать на ледяную площадку хорошо катающихся на коньках детей и тех, кто
только начинает овладевать этим навыком, нельзя разрешать детям кататься на беговых коньках.
Если школьный каток используется в вечернее время для неорганизованных занятий, необходимо
установить на нем освещение и организовать дежурство.
Наиболее распространенными травмами на занятиях игровыми видами спорта являются
повреждения верхних и особенно нижних конечностей. Необходимо иметь в виду, что переломы
конечности могут возникнуть как при прямой травме, так и при падении на подвернутую руку или
нижнюю конечность. При прямом ударе мяча нередки вывихи и переломы в области мелких
суставов кисти. Главная причина их возникновения - плохой пол, скользкая обувь.
Типичными травмами для таких видов спорта, как борьба, являются вывихи костей предплечья,
ушибы шейного и грудного отдела позвоночника, переломы хирургической шейки плеча. Частой
причиной такого рода повреждений является несоответствие весовых категорий на тренировках.
В связи с повышением требований к профилактической работе по борьбе с травматизмом в
школах необходимо обратить внимание учителей, тренеров на анализ и своевременное
устранение причин, ведущих к возникновению травмоопасных ситуаций. Одной из форм
профилактической работы являются систематические беседы со школьниками и юными
спортсменами по предупреждению несчастных случаев. Нельзя допускать к занятиям,
тренировкам, соревнованиям детей, перенесших травму и не прошедших врачебный контроль
после соответствующего лечения.
Чрезвычайно важным звеном работы по профилактике травматизма является обучение детей
приемам самостраховки при падении, так как большинство спортивных, да и бытовых травм,-
результат падений.
Навыки безопасного падения, развитые в детстве, сохраняются на всю жизнь. Наблюдения
показывают, что дети, не прошедшие предварительного обучения элементам самостраховки,
падают, как правило, опасно. Зато даже после кратковременного обучения у них вырабатывается
устойчивый навык.
Обучение школьников самостраховке при падениях целесообразно начинать после
предварительной общефизической подготовки. При имитации падения с высоты роста
используют вначале мягкую поверхность - маты. Технику выполнения всех приемов следует
доводить до полного автоматизма. Детям первых классов элементы безопасного падения
желательно преподнести в игровой форме.
Каждая школа, ДЮСШ должны вести систематический учет и анализ всех случаев травм по
установленной форме, результаты которых необходимо обсуждать на педагогических советах.
Первичная регистрация травмы осуществляется медицинским работником в специальном
журнале, который должен быть в каждой школе. В журнал заносятся следующие сведения:
фамилия, имя и отчество пострадавшего, его пол, возраст, класс, время получения травмы, дата
(день и час), характер травмы, место, где произошел несчастный случай, фамилия! преподавателя,
проводившего занятия, сведения о знакомстве пострадавшего с правилами техники безопасности,
подробное описание обстоятельств, при которых произошел несчастный случай, причины его
возникновения, перечень мероприятий по устранению причин несчастного случая с указанием
сроков исполнения, фамилии исполнителей, отметка о выполнении, время составления записи
(час, число, месяц, год).
В заключение следует отметить, что четкая организация труда учителя, тренера, соблюдение
установленных правил и норм позволяет полностью исключить возможность возникновения
несчастных случаев на уроках физкультуры и занятиях спортивных секций. Сознательное
отношение к четкой организации труда, усвоение безопасных методов и приемов работы - залог
полноценной профилактики детского травматизма.
Библиографический список:
1. Барчукова Г.В. Теория и методика настольного тенниса. - М.: Академия, 2013.
2. Боген М.М. Тактическая подготовка - основа многолетнего спортивного совершенствования. -
М.: Физическая культура, 2011.
3. Сакун Э.И. Построение учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе. - М:
Дашков и К, 2012.
4. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование. - М.: Академия, 2010.