Напоминание

Профилактика и коррекция оптико-пространственных представлений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, через нейропсихологические подходы в условиях детского сада перед школой.


Автор: Алеся Геннадьевна Сметанюк
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 23 "Золотой петушок"
Населённый пункт: Железногорск Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика и коррекция оптико-пространственных представлений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, через нейропсихологические подходы в условиях детского сада перед школой.
Раздел: дошкольное образование





Назад




педагог-психолог, А. Г. Сметанюк

Профилактика и коррекция оптико-пространственных представлений

у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, через нейропсихологические

подходы в условиях детского сада перед школой.

МБДОУ № 23 «Золотой петушок» - это дошкольная организация, имеющая детей с тяжелыми

нарушениями речи. В ДОУ реализуется адаптированная основная общеобразовательная программа

(АООП) на основе ФГОС.

В детском саду воспитываются дети, имеющие различные речевые нарушения, если логопедическая

работа

направлена

в

основном

на

коррекцию

звукопроизношения,

то

психологическое

сопровождение

уделяет

большое

внимание

по

коррекции

пространственно-временных

представлений,

профилактике

оптико-пространственных

представлений,

дисграфии,

через

нейропсихологический подход. Коррекционная работа строится по разработанной технологии А.В.

Семинович в 1990—1997 гг. «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития

ребенка». Ее фундаментом является метод замещающего онтогенеза. Суть данного подхода

заключается в аксиоме, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей

онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций (ВПФ). В начале

коррекционного процесса отдаётся предпочтение двигательным методам, которые способствуют

актуализации и закреплению любых телесных навыков. Предполагается востребованность извне к

таким психическим функциям, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции

и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в

овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

В будущем ошибки чтения и дисграфические ошибки носят стойкий характер, их возникновение не

связано с нарушением интеллектуального развития ребёнка или с нерегулярностью его школьного

обучения. Эти ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций,

участвующих в процессе письма и чтения.

В последнее время у большого количества детей в начале обучения грамоте и в дальнейшем

проявляются ошибки оптического характера. Эта группа замен букв заслуживает особого внимания,

т.к. она недостаточно дифференцируется педагогом и родителями. Эти ошибки чаще всего

связывают с недостатками внимания, принимая их за случайные «описки». Но здесь очень важно

понимать, что оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза,

пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. В основе

оптической

дисграфии

лежит

недостаточная

сформированность

зрительно-пространственных

представлений и зрительного анализа и синтеза.

Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к

трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Причинами возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть трудности оптического и

оптико-пространственного анализа и синтеза, недифференцированность зрительного восприятия и

памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.

К оптической дисграфии относят зеркальное письмо, которое иногда отмечается у левшей, а также

при органических поражениях мозга. У детей может наблюдаться литеральная форма оптической

дисграфии, при которой наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных

букв. Для вербальной формы оптической дисграфии характерно то, что изолированные буквы

воспроизводятся правильно, но при написании слова наблюдаются искажения, замены букв

оптического характера.

Таким образом, нарушения зрительно-пространственных функций у детей приводит к появлению

целого ряда ошибок при письме в будущем в школе, таким, как:

-

трудности ориентировки на листе бумаги и нахождения начала строки;

-

замены букв по кинетическому принципу, т.е. буквы, отличающиеся на письме одним из

элементов (б-д, а-о, и-у, Н-К);

-

смешения по оптическому принципу (в-д, л-м, п-т);

-

недописывание элементов букв, добавление лишних элементов, неправильное расположение

элементов букв относительно друг друга (буквы, отличающиеся друг от друга по количеству

элементов или по наличию (отсутствию) дополнительного элемента: о-а, ш-щ, и-ш, л-м. и-ц, п-т, х-

ж);

-

зеркальное написание букв, т.е. буквы отличающиеся по направлению элементов

-

(в-д, У-Ч, Е-З, Э-С, Э-О);

-

пропуски, перестановки, вставки букв и недописывание слов;

-

несоразмерность букв, несоблюдение строки и наклона, а так же отзеркаливание графического

изображения цифр.

Как и любое другое речевое нарушение, оптическую дисграфию легче предупредить, чем устранить.

Поэтому важно провести профилактику данной патологии еще в дошкольном возрасте. И начинать

можно с самого раннего возраста.

Т.е. профилактическая и коррекционная работа особенно важна для детей с тяжёлыми нарушениями

речи, т.к. необходимо создать условия для успешности детей с ОВЗ в дальнейшем обучении.

Наличие дисграфии, в том числе и оптической, отрицательно влияет в будущем на самооценку в

школе, снижает его познавательную функцию, искажает мотивацию обучения, препятствуют

успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические

наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Поэтому необходимо «дотянуть» детей

имеющих оптико-пространственные нарушения до необходимого уровня.

Динамика коррекции нарушения при оптической дисграфии во многом зависит от своевременности

начала занятий по ее устранению и профилактике. Эффективность работы также напрямую связана с

правильно подобранным программно-методическим комплексом и систематичностью проведения

занятий,

целесообразностью

используемых

методик,

направленных

на

формирование

пространственно-временных представлений, развитие речезрительных функций и графомоторных

навыков. Наиболее быстрых положительных результатов можно достигнуть при постоянном

взаимодействии воспитателей, учителя-логопеда и родителей.

Главные

условия

профилактики

и

коррекции

оптико-пространственных

представлений

это

комплексность и системность.

К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех

психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и

чтения.

Профилактика оптической дисграфии осуществляется по 4 направлениям:

-

Развитие зрительного восприятия (гнозиса).

-

Расширение объема и уточнение зрительной памяти.

-

Формирование пространственных представлений.

-

Развитие зрительно-моторной координации.

В каждом из этих 4-х направлений также важно учитывать последовательность формирования их в

онтогенезе. В процессе работы по развитию зрительного гнозиса следует предлагать детям задания

на узнавание букв (буквенный гнозис).

Развитие зрительного гнозиса проходит в следующей последовательности: развитие восприятия

цвета; развитие восприятия формы; развитие восприятия размера и величины.

Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса): развитие запоминания

формы предметов; развитие запоминания цвета; развитие запоминания последовательности и

количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти,

рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).

Формирование пространственного восприятия и представлений (формирование речевых средств,

отражающих

зрительно-пространственные

отношения)

включает:

ориентировку

в

схеме

собственного тела; дифференциацию правых и левых частей тела, предмета, собеседника;

ориентировку в окружающем пространстве

В развитии этого направления большое влияние имеет не

только учитель-логопед, но и учитель физкультуры, воспитатель проводя образовательную

деятельность по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, проводя занятия по

логоритмики.

На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений букв

и цифр на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими

графическими изображениями и буквами. Также параллельно с развитием пространственных

представлений проводится работа над речевыми обозначениями этих отношений: над пониманием и

употреблением предложных конструкций, наречий.

При работе над четвертым направлением по профилактике и коррекции оптической дисграфии

(развитие зрительно-моторной координации) соблюдается следующая последовательность:

-

закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме

по мимо логопедической работы, а именно:

-

автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв;

-

дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

Дифференциация смешиваемых букв проходит сначала изолированно, затем в слогах, словах,

предложениях, текстах, отрабатывается моторная функция, зрительно-моторная координация на

листе бумаги:

- рисование по клеточкам;

- зрительно-моторной регуляции действий.

Развитие всех этих направлений в правильной, четкой последовательности чрезвычайно важно для

предупреждения и ранней коррекции оптической дисграфии.

Еще раз хочется отметить, что особое внимание следует уделить комплексному воздействию и

системе

работы

по

профилактике

оптико-пространственных

нарушений

у

детей

с

ТНР.

Преемственность между специалистами, участвующими в коррекционной работе, и родителями

необходима для согласования коррекционных занятий с программой образовательного учреждения.

Поэтому в ДОУ № 23 «Золотой петушок» были разработаны рекомендации для всех участников

образовательных отношений, в какой последовательности и при выполнении, каких заданий в

игровой, ненавязчивой форме осуществлять профилактику оптико-пространственных представлений

у воспитанников с ТНР.

Только в процессе комплексной и системной работе можно решить проблему оптической дисграфии

и обеспечить в будущем успешность детей в школе с ОВЗ и возможность полноценного овладения

грамматикой родного языка.

Список литературы

1.

Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма

и чтения: пособие для занятий с детьми младшего школьного возраста. - СПб.: КАРО, Дельта, 2005.

2.

Коваленко О.М. Коррекция нарушения письменной речи у учащихся младших классов

общеобразовательной школы: учеб.-метод. пособие. - М., 2008.

3.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: ВЛАДОС, 1998.

4.

Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и

письма у детей. - СПб., 1996.

5.

Парамонова Л.И. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: ДетствоПресс,

2006.

6.

Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. - Ростов н/Д.: Феникс,

2009.

7.

Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления: пособие для логопедов,

учителей, психологов, студентов педагогических специальностей. - М.: Парадигма, 2011.

8. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.-Учебное пособие А.В. Семинович, Генезис

Москва,

2020.



В раздел образования