Автор: Алеся Геннадьевна Сметанюк
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 23 "Золотой петушок"
Населённый пункт: Железногорск Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика и коррекция оптико-пространственных представлений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, через нейропсихологические подходы в условиях детского сада перед школой.
Раздел: дошкольное образование
педагог-психолог, А. Г. Сметанюк
Профилактика и коррекция оптико-пространственных представлений
у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, через нейропсихологические
подходы в условиях детского сада перед школой.
МБДОУ № 23 «Золотой петушок» - это дошкольная организация, имеющая детей с тяжелыми
нарушениями речи. В ДОУ реализуется адаптированная основная общеобразовательная программа
(АООП) на основе ФГОС.
В детском саду воспитываются дети, имеющие различные речевые нарушения, если логопедическая
работа
направлена
в
основном
на
коррекцию
звукопроизношения,
то
психологическое
сопровождение
уделяет
большое
внимание
по
коррекции
пространственно-временных
представлений,
профилактике
оптико-пространственных
представлений,
дисграфии,
через
нейропсихологический подход. Коррекционная работа строится по разработанной технологии А.В.
Семинович в 1990—1997 гг. «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития
ребенка». Ее фундаментом является метод замещающего онтогенеза. Суть данного подхода
заключается в аксиоме, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей
онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций (ВПФ). В начале
коррекционного процесса отдаётся предпочтение двигательным методам, которые способствуют
актуализации и закреплению любых телесных навыков. Предполагается востребованность извне к
таким психическим функциям, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции
и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в
овладении чтением, письмом, математическими знаниями.
В будущем ошибки чтения и дисграфические ошибки носят стойкий характер, их возникновение не
связано с нарушением интеллектуального развития ребёнка или с нерегулярностью его школьного
обучения. Эти ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций,
участвующих в процессе письма и чтения.
В последнее время у большого количества детей в начале обучения грамоте и в дальнейшем
проявляются ошибки оптического характера. Эта группа замен букв заслуживает особого внимания,
т.к. она недостаточно дифференцируется педагогом и родителями. Эти ошибки чаще всего
связывают с недостатками внимания, принимая их за случайные «описки». Но здесь очень важно
понимать, что оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза,
пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. В основе
оптической
дисграфии
лежит
недостаточная
сформированность
зрительно-пространственных
представлений и зрительного анализа и синтеза.
Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к
трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Причинами возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть трудности оптического и
оптико-пространственного анализа и синтеза, недифференцированность зрительного восприятия и
памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.
К оптической дисграфии относят зеркальное письмо, которое иногда отмечается у левшей, а также
при органических поражениях мозга. У детей может наблюдаться литеральная форма оптической
дисграфии, при которой наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных
букв. Для вербальной формы оптической дисграфии характерно то, что изолированные буквы
воспроизводятся правильно, но при написании слова наблюдаются искажения, замены букв
оптического характера.
Таким образом, нарушения зрительно-пространственных функций у детей приводит к появлению
целого ряда ошибок при письме в будущем в школе, таким, как:
-
трудности ориентировки на листе бумаги и нахождения начала строки;
-
замены букв по кинетическому принципу, т.е. буквы, отличающиеся на письме одним из
элементов (б-д, а-о, и-у, Н-К);
-
смешения по оптическому принципу (в-д, л-м, п-т);
-
недописывание элементов букв, добавление лишних элементов, неправильное расположение
элементов букв относительно друг друга (буквы, отличающиеся друг от друга по количеству
элементов или по наличию (отсутствию) дополнительного элемента: о-а, ш-щ, и-ш, л-м. и-ц, п-т, х-
ж);
-
зеркальное написание букв, т.е. буквы отличающиеся по направлению элементов
-
(в-д, У-Ч, Е-З, Э-С, Э-О);
-
пропуски, перестановки, вставки букв и недописывание слов;
-
несоразмерность букв, несоблюдение строки и наклона, а так же отзеркаливание графического
изображения цифр.
Как и любое другое речевое нарушение, оптическую дисграфию легче предупредить, чем устранить.
Поэтому важно провести профилактику данной патологии еще в дошкольном возрасте. И начинать
можно с самого раннего возраста.
Т.е. профилактическая и коррекционная работа особенно важна для детей с тяжёлыми нарушениями
речи, т.к. необходимо создать условия для успешности детей с ОВЗ в дальнейшем обучении.
Наличие дисграфии, в том числе и оптической, отрицательно влияет в будущем на самооценку в
школе, снижает его познавательную функцию, искажает мотивацию обучения, препятствуют
успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические
наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Поэтому необходимо «дотянуть» детей
имеющих оптико-пространственные нарушения до необходимого уровня.
Динамика коррекции нарушения при оптической дисграфии во многом зависит от своевременности
начала занятий по ее устранению и профилактике. Эффективность работы также напрямую связана с
правильно подобранным программно-методическим комплексом и систематичностью проведения
занятий,
целесообразностью
используемых
методик,
направленных
на
формирование
пространственно-временных представлений, развитие речезрительных функций и графомоторных
навыков. Наиболее быстрых положительных результатов можно достигнуть при постоянном
взаимодействии воспитателей, учителя-логопеда и родителей.
Главные
условия
профилактики
и
коррекции
оптико-пространственных
представлений
это
комплексность и системность.
К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех
психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и
чтения.
Профилактика оптической дисграфии осуществляется по 4 направлениям:
-
Развитие зрительного восприятия (гнозиса).
-
Расширение объема и уточнение зрительной памяти.
-
Формирование пространственных представлений.
-
Развитие зрительно-моторной координации.
В каждом из этих 4-х направлений также важно учитывать последовательность формирования их в
онтогенезе. В процессе работы по развитию зрительного гнозиса следует предлагать детям задания
на узнавание букв (буквенный гнозис).
Развитие зрительного гнозиса проходит в следующей последовательности: развитие восприятия
цвета; развитие восприятия формы; развитие восприятия размера и величины.
Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса): развитие запоминания
формы предметов; развитие запоминания цвета; развитие запоминания последовательности и
количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти,
рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).
Формирование пространственного восприятия и представлений (формирование речевых средств,
отражающих
зрительно-пространственные
отношения)
включает:
ориентировку
в
схеме
собственного тела; дифференциацию правых и левых частей тела, предмета, собеседника;
ориентировку в окружающем пространстве
В развитии этого направления большое влияние имеет не
только учитель-логопед, но и учитель физкультуры, воспитатель проводя образовательную
деятельность по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, проводя занятия по
логоритмики.
На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений букв
и цифр на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими
графическими изображениями и буквами. Также параллельно с развитием пространственных
представлений проводится работа над речевыми обозначениями этих отношений: над пониманием и
употреблением предложных конструкций, наречий.
При работе над четвертым направлением по профилактике и коррекции оптической дисграфии
(развитие зрительно-моторной координации) соблюдается следующая последовательность:
-
закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме
по мимо логопедической работы, а именно:
-
автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв;
-
дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
Дифференциация смешиваемых букв проходит сначала изолированно, затем в слогах, словах,
предложениях, текстах, отрабатывается моторная функция, зрительно-моторная координация на
листе бумаги:
- рисование по клеточкам;
- зрительно-моторной регуляции действий.
Развитие всех этих направлений в правильной, четкой последовательности чрезвычайно важно для
предупреждения и ранней коррекции оптической дисграфии.
Еще раз хочется отметить, что особое внимание следует уделить комплексному воздействию и
системе
работы
по
профилактике
оптико-пространственных
нарушений
у
детей
с
ТНР.
Преемственность между специалистами, участвующими в коррекционной работе, и родителями
необходима для согласования коррекционных занятий с программой образовательного учреждения.
Поэтому в ДОУ № 23 «Золотой петушок» были разработаны рекомендации для всех участников
образовательных отношений, в какой последовательности и при выполнении, каких заданий в
игровой, ненавязчивой форме осуществлять профилактику оптико-пространственных представлений
у воспитанников с ТНР.
Только в процессе комплексной и системной работе можно решить проблему оптической дисграфии
и обеспечить в будущем успешность детей в школе с ОВЗ и возможность полноценного овладения
грамматикой родного языка.
Список литературы
1.
Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма
и чтения: пособие для занятий с детьми младшего школьного возраста. - СПб.: КАРО, Дельта, 2005.
2.
Коваленко О.М. Коррекция нарушения письменной речи у учащихся младших классов
общеобразовательной школы: учеб.-метод. пособие. - М., 2008.
3.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: ВЛАДОС, 1998.
4.
Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и
письма у детей. - СПб., 1996.
5.
Парамонова Л.И. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: ДетствоПресс,
2006.
6.
Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. - Ростов н/Д.: Феникс,
2009.
7.
Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления: пособие для логопедов,
учителей, психологов, студентов педагогических специальностей. - М.: Парадигма, 2011.
8. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.-Учебное пособие А.В. Семинович, Генезис
Москва,
2020.