Напоминание

"Методы и подходы патриотического воспитания в ДОУ"


Автор: Ваганова Юлия Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 252 "Росточек"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Консультация для воспитателей "Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС"
Тема: "Методы и подходы патриотического воспитания в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация

для

воспитателей

«Современные

подходы

к

патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

Ваганова Ю.М., старший воспитатель

В ФГОС ДО задачи патриотического воспитания входят в образовательную

область "Познавательное развитие" и включают в себя следующее содержание:

Познавательное

развитие

предполагает

развитие

интересов

детей,

любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных

действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

формирование

первичных

представлений

о

себе,

других

людях,

объектах

окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе,

части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях

и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях

нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как

общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов

мира. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,

поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за

землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру

своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в

дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других

народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является

одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Этапы

патриотического

воспитания

дошкольников:

предварительный,

базовый

(формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного

поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);

художественно-ознакомительный

(знакомство

с

народными

традициями,

национальным искусством); когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к

своей стране); эмоционально-действенный (формирование желания и умения

реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).

Средства

патриотического

воспитания:

окружающая

среда,

художественная

литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств

должен быть адекватен каждому этапу воспитания. Методы патриотического

воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают

познавательную

активность,

эмоциональность

восприятия

дошкольников,

корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют

разные виды деятельности. Построение педагогического процесса на каждом этапе

с учетом возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и

доминирующих целей воспитания. Сочетание разных методов. Создание условий

для успешного воспитания патриотических чувств дошкольников.

Задачи:

создать условия для патриотического воспитания в ДОУ;

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице, городу;

формирование бережного отношения к природе и всему живому; -

воспитание уважения к труду;

формирование элементарных знаний о правах человека;

расширение представлений о городах России, Нижегородской области;

знакомство детей с символами государства, республики (герб, флаг,

гимн);

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны,

города;

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический

процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно

начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери,

отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и

ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит

перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя

многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское

восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У

каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению

основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к

традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе

патриотизма. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к

родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с

детским садом, своей улицей, городом, областью, а затем и со страной, ее столицей

и символами. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых

ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада,

родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем

эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими,

образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по

воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он

должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив

наиболее характерное для Новосибирской области. Любой край, область, даже

небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и

свой

быт.

Отбор

соответствующего

материала

позволяет

формировать

у

дошкольников представление о том, чем славен одной край. Родной город. Надо

показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями,

достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Какие сведения и

понятия о родном городе способны усвоить дети? Четырехлетний ребенок должен

знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание

детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших

улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении,

подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с

которыми знакомят старших дошкольников расширяется - это район и город в

целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям

объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать

название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь

кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и

город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на

природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает

осознавать,

что

труд

объединяет

людей,

требует

от

них

слаженности,

взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает

знакомство детей с народными промыслами, народными умельцами республики. В

нравственно-патриотическом

воспитании

огромное

значение

имеет

пример

взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни

старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной

войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие

важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к

врагу", "трудовой подвиг" и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы

победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших

жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц,

площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Продолжением данной работы

является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины,

с гимном, флагом и гербом государства. Неверно полагать, что воспитывая любовь

к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны

случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны,

а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше

увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и

бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т. д.) Показать через

малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех

людей - вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная

таким

образом

работа

будет

способствовать

правильному

развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к

пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и

маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат

детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.); везде соблюдаются

традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди

разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу люди берегут

и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и

т. д.

Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно

сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других

народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и

вероисповедания.

Безусловно,

гуманное

отношение

к

людям

разных

национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и

педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально

в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают

противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду

поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей,

рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и

климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т. д. К концу

дошкольного периода ребенок должен знать: нашу Нижегородскую область, что

Россию населяют люди разных национальностей; что у каждого народа свой язык,

обычаи и традиции, искусство и архитектура; что каждый народ талантлив и богат

умельцами, музыкантами, художниками и т. д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания,

каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными

условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка

данного возраста);

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его

психологических особенностей, возможностей и интересов;

рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту

баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

деятельностный подход;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать

обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях,

спросить у родителей и т. д. Учет возрастных особенностей детей требует

широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения

познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной

атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку

предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная

поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес

вызывают у детей игры в «поездки и путешествия». Следует подчеркнуть,

что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными

историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно

наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только

художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и наглядные

предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду,

орудия труда и т. д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна

для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми

предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также

организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для

ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта

родного

края.

Кроме

того,

в

подобном

«помещении»

расширяются

возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.

д.). Не менее важным условием нравственно- патриотического воспитания

детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории

своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать,

внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному

отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу,

посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.

д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном

с ребенком выступлении или снятом фильме. Целесообразно использовать

проектную деятельность. Причем воспитатель вместе с родителями должен

выбрать

и

определить

тему

исследования,

разумно

ограничивая

ее

"территориальные" и "временные рамки". Хорошо, когда проект включают в

себя работу фольклорного плана (роспись глиняных игрушек, народное

плетение и т. д., а также местные традиционные праздники и обряды,

рождественские балы, праздник Сабантуй, русской масленицы, березки и т.

д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа,

воспитывает любовь к Родине.



В раздел образования