Автор: Ваганова Юлия Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 252 "Росточек"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Консультация для воспитателей "Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС"
Тема: "Методы и подходы патриотического воспитания в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Консультация
для
воспитателей
«Современные
подходы
к
патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
Ваганова Ю.М., старший воспитатель
В ФГОС ДО задачи патриотического воспитания входят в образовательную
область "Познавательное развитие" и включают в себя следующее содержание:
Познавательное
развитие
предполагает
развитие
интересов
детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных
действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование
первичных
представлений
о
себе,
других
людях,
объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе,
части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях
и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях
нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как
общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов
мира. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,
поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за
землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру
своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в
дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других
народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является
одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Этапы
патриотического
воспитания
дошкольников:
предварительный,
базовый
(формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного
поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);
художественно-ознакомительный
(знакомство
с
народными
традициями,
национальным искусством); когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к
своей стране); эмоционально-действенный (формирование желания и умения
реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).
Средства
патриотического
воспитания:
окружающая
среда,
художественная
литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств
должен быть адекватен каждому этапу воспитания. Методы патриотического
воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают
познавательную
активность,
эмоциональность
восприятия
дошкольников,
корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют
разные виды деятельности. Построение педагогического процесса на каждом этапе
с учетом возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и
доминирующих целей воспитания. Сочетание разных методов. Создание условий
для успешного воспитания патриотических чувств дошкольников.
Задачи:
создать условия для патриотического воспитания в ДОУ;
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому; -
воспитание уважения к труду;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах России, Нижегородской области;
знакомство детей с символами государства, республики (герб, флаг,
гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны,
города;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический
процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно
начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери,
отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и
ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит
перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя
многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское
восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У
каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению
основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к
традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе
патриотизма. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к
родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с
детским садом, своей улицей, городом, областью, а затем и со страной, ее столицей
и символами. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых
ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада,
родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем
эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими,
образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по
воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он
должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив
наиболее характерное для Новосибирской области. Любой край, область, даже
небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и
свой
быт.
Отбор
соответствующего
материала
позволяет
формировать
у
дошкольников представление о том, чем славен одной край. Родной город. Надо
показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями,
достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Какие сведения и
понятия о родном городе способны усвоить дети? Четырехлетний ребенок должен
знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание
детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших
улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении,
подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с
которыми знакомят старших дошкольников расширяется - это район и город в
целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям
объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать
название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь
кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и
город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на
природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает
осознавать,
что
труд
объединяет
людей,
требует
от
них
слаженности,
взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает
знакомство детей с народными промыслами, народными умельцами республики. В
нравственно-патриотическом
воспитании
огромное
значение
имеет
пример
взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни
старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной
войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие
важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к
врагу", "трудовой подвиг" и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы
победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших
жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц,
площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Продолжением данной работы
является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины,
с гимном, флагом и гербом государства. Неверно полагать, что воспитывая любовь
к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны
случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны,
а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше
увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и
бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т. д.) Показать через
малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех
людей - вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.
Организованная
таким
образом
работа
будет
способствовать
правильному
развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к
пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и
маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат
детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.); везде соблюдаются
традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди
разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу люди берегут
и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и
т. д.
Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно
сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других
народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и
вероисповедания.
Безусловно,
гуманное
отношение
к
людям
разных
национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и
педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально
в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают
противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду
поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей,
рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и
климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т. д. К концу
дошкольного периода ребенок должен знать: нашу Нижегородскую область, что
Россию населяют люди разных национальностей; что у каждого народа свой язык,
обычаи и традиции, искусство и архитектура; что каждый народ талантлив и богат
умельцами, музыкантами, художниками и т. д.
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания,
каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными
условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка
данного возраста);
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его
психологических особенностей, возможностей и интересов;
рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту
баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
деятельностный подход;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать
обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях,
спросить у родителей и т. д. Учет возрастных особенностей детей требует
широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения
познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной
атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку
предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная
поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес
вызывают у детей игры в «поездки и путешествия». Следует подчеркнуть,
что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными
историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно
наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только
художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и наглядные
предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду,
орудия труда и т. д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна
для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми
предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также
организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для
ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта
родного
края.
Кроме
того,
в
подобном
«помещении»
расширяются
возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.
д.). Не менее важным условием нравственно- патриотического воспитания
детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории
своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать,
внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному
отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу,
посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.
д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном
с ребенком выступлении или снятом фильме. Целесообразно использовать
проектную деятельность. Причем воспитатель вместе с родителями должен
выбрать
и
определить
тему
исследования,
разумно
ограничивая
ее
"территориальные" и "временные рамки". Хорошо, когда проект включают в
себя работу фольклорного плана (роспись глиняных игрушек, народное
плетение и т. д., а также местные традиционные праздники и обряды,
рождественские балы, праздник Сабантуй, русской масленицы, березки и т.
д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа,
воспитывает любовь к Родине.