Автор: Светлана Владимировна Шмаргун
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ Погарская СОШ №1
Населённый пункт: пгт Погар
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Обучение ИУП по АОП, 7 класс.
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПОГАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
ПОГАРСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждаю.
Директор МБОУ Погарская СОШ №1
___________ К.П.Грибановская
приказ № __от___._____. 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по профильному труду в 7 в классе
обучение по ИУП по АОП
Разработчик: Шмаргун Светлана Владимировна.
Принято решением педагогического совета МБОУ Погарская СОШ №1
протокол №____от____.______.2021 г.
Согласовано
с заместителем директора по УВР МБОУ Погарская СОШ №1
______________ ______________
______._____. 2021 г.
Рассмотрено
на заседании МО
протокол №______от____._____.2021 г.
руководитель МО ________________ _________________________
2021-2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшей задачей трудового обучения является формирование у обучающихся
необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений, а так же
воспитание умения учиться – способности самоорганизации с целью решения учебных
задач.
Возможность овладения профессией учащимися с ограниченными возможностями
здоровья (далее ОВЗ) при изучении предмета «Профильный труд» во многом зависит от
состояния коррекционной работы на уроках трудового обучения. Её основным
направлением для учителя служат повышение уровня познавательной активности
учащихся и развитие их способностей к осознанной регуляции трудовой деятельности,
формирование у учащихся профессиональных знаний и умений. Овладение доступными
профессионально-трудовыми навыками станут необходимыми для подготовки учащихся
с ОВЗ к дальнейшей социализации. Таким образом, труд является эффективным
средством развития личности школьника с ОВЗ.
Программа разработана на основе программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида: 7 класс / под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. -
М.: Просвещение, 2010.
Общая характеристика учебного предмета
Данный курс создан с учетом личностного, деятельного, дифференцированного,
компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с
ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной
реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала)
ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений позволяющих применять эти
знания для решения практических жизненных задач. Процесс обучения «Профильному
труду»
неразрывно
связан
с
решением
специфической
задачи
специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида – коррекцией и развитием
познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием
трудолюбия, самостоятельности, терпимости, настойчивости, воли, любознательности,
формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и
самоконтроль.
Обучение
предмету
«Профильный
труд»
носит
практическую
направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит
учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит
использованию этих знаний в нестандартных ситуациях.
Цели:
- ознакомление обучающихся с трудовыми процессами и содержанием труда на
предприятии;
- формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и
общетрудовых умений;
- формирование у обучающихся, воспитанников с ОВЗ основ умения учиться и
способности к организации своей деятельности – умение планировать свою деятельность,
осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать со сверстниками в учебном
процессе;
- осуществление профессиональной ориентации с целью подготовки обучающихся
к сознательному выбору профессии;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Задачи:
-проводить систематическое изучение динамики развития трудовых способностей
обучающихся, воспитанников с ОВЗ;
-учить самостоятельно выполнять трудовые задания;
-работать над коррекцией и развитием личностных качеств обучающихся,
сформировать знания о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в
зависимости от свойства материалов;
-воспитывать интерес к предмету и умение работать в коллективе;
-сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для
практической деятельности и в будущей профессии.
Наряду с этими задачами решаются специальные задачи, направленные на коррекцию и
развитие:
- наглядно-образного мышления;
- зрительного восприятия;
- пространственных представлений и ориентации;
-коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Обучение Профильному труду в специальной (коррекционной) школе VIII вида
имеет свою специфику. У обучающихся, воспитанников с ОВЗ, характеризующихся
задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной
адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы.
Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение
отражательной функции головного мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому
распределение материала представлено с учетом возможностей обучающихся.
Программный материал каждого класса дан в объеме с учетом индивидуальных
показателей качества усвоения знаний и умений, практического их применения, в
зависимости
от способностей обучающихся,
что
предусматривает
необходимость
индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Так как основной задачей
специальная
(коррекционная)
школа
VIII
вида
ставит
подготовку
обучающихся,
воспитанников к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию
в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических
умений и навыков.
В результате освоения у обучающихся, воспитанников с ОВЗ предполагается
формирование
универсальных
учебных
действий
(личностных,
познавательных,
регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных
и личностных результатов.
Познавательные: в предлагаемом курсе изучаемые материалы становятся основой
формирования знаний и умений.
Регулятивные: в процессе работы учиться самостоятельно определять цель своей
деятельности, планировать её самостоятельно, двигаться по заданному плану, оценивать и
корректировать полученные результаты.
Коммуникативные: в процессе изучения предмета учащиеся осуществляют
знакомство со всевозможными терминами и понятиями, учатся формулировать вопросы и
ответы в ходе выполнения задания.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета должны отражать все их виды, по годам обучения с 4 по 9 класс.
Регулятивные УУД
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
проблему;
- учиться планировать учебную деятельность на уроке с помощью учителя;
- работать по предложенному плану, использовать необходимые средства: учебник,
простейшие приборы и инструменты.
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
на этапе изучения нового материала.
Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать какие нужны знания,
информация для решения учебной задачи;
- добывать новые знания, находить необходимую информацию как в учебнике, так
и в предложенных учителем других источниках;
- добывать новые знания в разных формах: текст, схемы, иллюстрации и др.;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные
выводы;
Средством формирования своих действий служит учебный материал и
задания учебника.
Коммуникативные УУД
- доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и
письменной форме;
- слушать и понимать речь других людей;
- вступать в беседу на уроке и в жизни;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им;
- учиться выполнять разные роли в группе (лидер, исполнитель)
Место предмета в учебном плане
ИУП обучающихся в 7 классе предусматривает изучение предмета «Профильный труд» в
объеме 102 часа при недельной нагрузке - 3 часа.
Учебно-тематический план.
Содержание
Теория
28
Практика
74
Вводное занятие.
2
Работа с бумагой.
4
12
Работа с картоном.
4
8
Изготовление коробок.
5
15
Работа с пластилином (глиной).
4
12
Работа с тканью.
5
15
Оформление дома. Растениеводство.
4
12
Итого 102 часа.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. 2ч.
Организация рабочего места. Техника безопасности. Знакомство с предметом
«Профильный труд». Познакомить с изделиями, которые предстоит выполнить.
Раздел 2.
Работа с бумагой. 16 часов.
Изделия: открытки, карточки.
Теоретические
сведения:
бумага,
виды,
назначение.
Измерительная
линейка,
геометрические трафареты, назначение, применение. Правила безопасной работы с
ножницами и клеем.
Умения: работа с измерительной линейкой, ножницами, трафаретами. Подбор бумаги по
цветовой гамме. Сгибание бумаги по намеченным линиям. Сборка изделия. На уроках
закрепляются знания обучающегося о свойствах бумаги и картона; навыки сгибания,
разрывания,
скатывания,
разметки
бумаги
с
помощью
мерочек
и
по
линейке.
Закрепляются приёмы складывания бумаги. Расширяются представления о работе с клеем,
инструментами. Систематически повторяются и практически закрепляются правила
техники безопасности при работе с ножницами. Обучающийся учится вырезыванию по
различным линиям, симметричному вырезыванию. При изготовлении аппликаций,
изделий используются различные приёмы работы с бумагой. В процессе обучения
обучающийся учится готовить к работе своё рабочее место, наводить порядок в конце
урока; учится оценивать свою работу.
Практические работы: разметка деталей, скручивание, склеивание. Вырезание и
наклеивание деталей. Вырезание деталей по трафарету. Декоративное оформление.
Раздел 3.
Работа с картоном. 12 часов.
Изделия: конверты, пакеты.
Теоретические
сведения:
картон,
виды,
назначение.
Измерительная
линейка,
геометрические трафареты, назначение, применение. Правила безопасной работы с
ножницами и клеем.
Умения: работа с измерительной линейкой, ножницами, трафаретами. Подбор картона по
цветовой гамме. Сгибание картона по намеченным линиям. Сборка изделия. На уроках
закрепляются знания обучающегося о свойствах картона; навыки сгибания, разрывания,
скатывания, разметки картона с помощью мерочек и по линейке. Закрепляются приёмы
складывания картона. Расширяются представления о работе с клеем, инструментами.
Систематически повторяются и практически закрепляются правила техники безопасности
при работе с ножницами. Обучающийся учится вырезыванию по различным линиям,
симметричному вырезыванию. При изготовлении аппликаций, изделий используются
различные приёмы работы с картоном. В процессе обучения обучающийся учится
готовить к работе своё рабочее место, наводить порядок в конце урока; учится оценивать
свою работу.
Практические работы: изготовление конвертов, открыток. Организация рабочего места.
Соблюдение последовательности выполнения изделия и техники безопасности. Разметка
деталей, скручивание, склеивание. Вырезание и наклеивание деталей. Вырезание деталей
по трафарету. Декоративное оформление.
Раздел 4.
Изготовление коробок. 20 часов.
Изделия: коробка большая, коробка маленькая.
Теоретические
сведения:
картон,
виды,
назначение.
Измерительная
линейка,
геометрические трафареты, назначение, применение. Правила безопасной работы с
ножницами и клеем.
Умения: работа с измерительной линейкой, ножницами, трафаретами. Подбор картона по
цветовой гамме. Сгибание картона по намеченным линиям. Сборка изделия. На уроках
закрепляются знания обучающегося о свойствах картона; навыки сгибания, разрывания,
скатывания, разметки картона с помощью мерочек и по линейке. Закрепляются приёмы
складывания картона. Расширяются представления о работе с клеем, инструментами.
Систематически повторяются и практически закрепляются правила техники безопасности
при работе с ножницами. Обучающийся учится вырезыванию по различным линиям,
симметричному вырезыванию. При изготовлении аппликаций, изделий используются
различные приёмы работы с картоном. В процессе обучения обучающийся учится
готовить к работе своё рабочее место, наводить порядок в конце урока; учится оценивать
свою работу.
Практические работы: изготовление коробок. Подготовка рабочего места. Соблюдение
последовательности действий при изготовлении и техники безопасности. Разметка
деталей, скручивание, склеивание. Вырезание и наклеивание деталей. Вырезание деталей
по трафарету. Декоративное оформление. Уборка рабочего места.
Раздел 5.
Работа с пластилином. 16 часа.
Изделия: овощи, фигурки животных.
Теоретические сведения: свойства пластилина. Подготовка рабочего места. Отрезание
куска пластилина. Разминание пластилина. Раскатывание пластилина. Катание колбаски.
Катание шарика. Набивка формы. Декоративная отделка изделия (нанесение рисунка,
присоединение мелких деталей, придание фактуры). Покрытие изделия глазурью
(краской). Уборка рабочего места.
Практические работы: овощи, животные. Подготовка рабочего места. Соблюдение
последовательности действий при изготовлении и техники безопасности. Разметка
деталей. Вырезание деталей. Вырезание деталей по трафарету. Декоративное оформление.
Уборка рабочего места.
Раздел 6.
Работа с тканью. 20 часов.
Изделие: вешалка к полотенцу, декоративная заплата, мешочек.
Теоретические сведения: Рабочие инструменты: ножницы, игла, напёрсток.
Оборудование: электрический утюг. Правила безопасной работы.
Измерительные инструменты: линейка. Простейшие сведения о получении ткани из
нитей. Долевые и поперечные нити и срезы ткани, их признаки. Измерительные
инструменты: угольник, сантиметр. Стачной шов взаутюжку и вразутюжку.
Умения: Поддержание порядка на рабочем месте. Ориентировка в задании по образцам.
Оценка качества работы в сравнении с образцом с помощью учителя. Обмёточные
строчки: петельные стежки. Раскрой по лекалу. Скалывание, смётывание, сшивание.
Распознавание направления долевой нити растяжением. Заутюживание и разутюживание.
Подрезание ткани в углах до строчки. Вкладывание уплотнителя. Замётывание отверстия
для вывёртывания одновременно с вешалкой. Выполнение отделочной строчки для
закрепления уплотнителя. Применение в работе булавок с головкой.
Практические работы: Выполнение прямых и обметочных стежков. Завязывание узла
на конце нитки. Петельных стежков на ткани. Выполнение декоративной заплаты.
Раздел 7.
Оформление дома. Растениеводство. 16 часов.
Технические сведения.
Подготовка растений, грунта, горшка для пересадки комнатного растения.
Правила обтирания и опрыскивания комнатных растений.
Уход за цветочными горшками. Размножение комнатных растений. Рыхление и
подкормка
комнатных
растений.
Размножение
комнатных
растений
листьями.
Размножение воздушными отводками. Размножение комнатных растений делением куста.
Практические работы. Полив комнатных растений, требование к температуре и качеству
воды. Периодичность полива. Подготовка грунта. Пересадка комнатного растения. Чистка
и промывка цветочных горшков. Обрезка комнатных растений для черенкования.
Рыхление почвы, подкормка. Подготовка и сбор листьев цветка для размножения. Посадка
воздушных отводков. Пересадка комнатного растения способом деления куста.
Виды декоративного оформления цветочных горшков.
Технические сведения. Виды декоративного оформления цветочных горшков: мозаика,
лепка,
декорирование
тканью,
салфетками.
Способы
оформления.
Оформление
цветочного горшка галькой, тканью, салфетками, плиткой, мешковиной. Орнамент,
цветочного горшка подручными материалами. Подбор необходимых конструктивных
элементов.
Практические работы. Подготовка материалов. Замес раствора. Нанесение раствора на
стенки горшка. Выкладывание орнамента из гальки по сырому раствору. Раскрашивание
орнамента.
Самостоятельная работа. Оформление горшка декоративными элементами. Выбор
отделочных материалов. Компоновка элементов на изделии. Приклеивание элементов.
Требования к уровню подготовки учащихся.
7 класс
Обучающиеся должны знать:
виды, назначение, способы работы с бумагой, картоном, пластилином и клеем
виды чертежных инструментов и правила работы с ними
правила и способы работы с трафаретами
подбор бумаги и ниток по цветовой гамме
виды ручных швов,
правила и способы работы с иглой
виды и свойства тканей
способы получения ткани из нитей
оборудование и декоративное оформление кухни
виды, средства для мытья, уборочный инвентарь для ухода за полом, стенами
названия, требования к размещению и уходу за комнатными растениями
Обучающиеся должны уметь
размечать, скручивать, склеивать детали из бумаги и картона
складывать детали по намеченным линиям
пользоваться чертежными инструментами, трафаретами
подбирать бумагу и нитки по цветовой гамме
вырезать детали по трафарету
выполнять плоские и объемные фигурки овощей и животных из пластилина.
Список литературы.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (по состоянию на 5 июля 2007 год.) –
Новосибирск: Сиб. Унив., 2007. – 64 с.
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования утвержденное приказом Мин. Образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
3. Постановление главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189. – Москва «Об
утверждении Сан.Пин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемилогические требования в
образовательных учреждениях». РГ – Федеральный выпуск № 5430 от 16.03.2011 г.
4. Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида, 5-9 классы, под редакцией Воронковой.В.–М.: изд. центр «Просвещение», 2013 г.
5. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы:/ Стандарты
второго поколения, проект – М.: Просвещение, 2010. – 96 с
10. Мороз, Л.Н. Маляр. Технология и организация работ. /учебное пособие Л.Н.Мороз.
Ростов. Феникс, 2007. – 152 с.
11. Журавлев, И.П., Лапшин П.А. Штукатур. /учебное пособие И.П. Журавлев.,
П.А.Лапшин.
12. Картушина Г.Б./Швейное дело:учебник для 5 кл. специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII
вида/ Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая.- М.
Просвещение.
13. Щербакова А.М./ Трудовое обучение в специальных (коррекционных)
общеобразовательных школах VIII вида/Под ред. А.М. Щербаковой.- М.: Изд-во НЦ
ЭНАС, 2001
Календарно-тематическое планирование.
№
Дата
Наименование разделов и тем
Количес
тво
часов
план
факт.
1-2
Вводный урок. Организация рабочего места.
Техника безопасности.
2
Работа с бумагой.
16
3-4
Виды бумаги. Применение бумаги.
Свойства различных видов бумаги.
2
5-6
Фальцовка листов бумаги.
П.Р. Упражнения в фальцовке.
2
7-8
Открытка.
П.Р. Изготовление открытки для учителя.
2
9-10
Конверт.
П.Р. Изготовление конверта.
2
11-12
Блокнот.
П.Р. Изготовление блокнота.
2
13-14
Пакет для семян.
П.Р. Изготовление пакета для семян.
2
15-16
Карточка «Транспорт».
П.Р. Изготовление карточки и наклеивание на
конверт.
2
17-18
Карточка «Домашние Животные».
П.Р. Изготовление карточки.
2
Работа с картоном.
12
19-20
Виды картона. Применение картона.
Свойства картона.
2
21-22
Закладка для книг.
П.Р. Изготовление закладки для книг.
2
23-24
Открытка.
П.Р. Изготовление открытки для сестры.
2
25-26
Открытка.
П.Р. Изготовление открытки для мамы.
2
27-28
Работа с картоном.
П.Р. Изготовление объемной игрушки.
2
29-30
Работа с картоном.
П.Р. Изготовление объемной игрушки.
2
Изготовление коробок.
20
31-32
Развертка коробки для пуговиц.
П.Р. Выполнить развертку.
2
33-34
Рицовка развертки коробки.
П.Р. Выполнение рицовки развертки по
линиям сгиба.
2
35-36
Сборка коробки.
П.Р. Техника безопасности. Сборка коробки.
2
37-38
Сборка коробки.
П.Р. Техника безопасности. Сборка коробки.
2
39-40
Декорирование коробки.
2
41-42
Развертка коробки для карандашей.
П.Р. Выполнить развертку.
2
43-44
Рицовка развертки коробки.
П.Р. Выполнение рицовки развертки по
линиям сгиба.
2
45-46
Сборка коробки.
П.Р. Техника безопасности. Сборка коробки.
2
47-48
Сборка коробки.
П.Р. Техника безопасности. Сборка коробки.
2
49-50
Декорирование коробки.
2
Работа с пластилином.
16
51-52
Лепка. Инструменты и приспособления.
Техника безопасности.
2
53-54
Виды пластилина.
Свойства пластилина.
2
55-56
Организация рабочего места.
Приемы лепки.
2
57-58
Приемы лепки.
П.Р. Рисунок пластилином.
2
59-60
Приемы лепки.
П.Р. Комбинированный способ.
2
61-62
Приемы лепки.
П.Р. Лепка на форме (банка).
2
63-64
Приемы работы.
П.Р. Мозаика.
2
65-66
Приемы работы.
П.Р. Объемное торцевание.
2
Работа с тканью.
20
67-68
Организация рабочего места. Техника
безопасности.
2
69-70
Инструменты и приспособления для ручных
работ. Т.Б. и правила работы.
2
71-72
Виды ручных стежков.
П.Р. Изготовление вешалки для одежды.
2
73-74
Виды ручных стежков.
П.Р. Изготовление вешалки для одежды.
2
75-76
Виды ручных стежков.
П.Р. Изготовление заплатки на одежду.
2
77-78
Виды ручных стежков.
П.Р. Изготовление заплатки на одежду.
2
79-80
Виды ручных стежков.
П.Р. Изготовление мешка для сменки.
2
81-82
Виды ручных стежков.
П.Р. Изготовление мешка для сменки.
2
83-84
Декоративная отделка мешка.
П.Р. Изготовление бахромы.
2
85-86
Влажно-тепловая обработка. Т.Б. Утюг.
П.Р. Выполнение ВТО.
2
Оформление дома. Растениеводство.
16
87-88
Комнатные растения. Уход. Пересадка.
П.Р. Пересадка.
2
89-90
Оформление цветочных горшков.
П.Р. Декорирование тканью.
2
91-92
Оформление цветочных горшков.
П.Р. Декорирование тканью.
2
93-94
Оформление цветочных горшков.
П.Р. Декорирование мешковиной.
2
95-96
Оформление цветочных горшков.
П.Р. Декорирование мешковиной.
2
97-98
Оформление цветочных горшков.
П.Р. Декорирование салфетками.
2
99-100
Оформление цветочных горшков.
П.Р. Декорирование салфетками.
2
101-102
Выращивание растений в грунте.
П.Р. Перекапывание почвы. Высадка рассады.
2
102 ч