Напоминание

"Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров через освоение проектной деятельности в контексте реализации ФГОС ДО"


Автор: Ефремова Оксана Григорьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 1 "Дюймовочка"
Населённый пункт: Ставропольский край, г.Новоалександровск
Наименование материала: опыт работы в ДОУ
Тема: "Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров через освоение проектной деятельности в контексте реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ детский сад № 1 « Дюймовочка»

Тема: «Повышение профессиональной

компетентности педагогических кадров через

освоение проектной деятельности

в контексте реализации ФГОС ДО»

(из опыта работы)

Автор опыта:

Старший воспитатель МДОУ

детский сад № 1

«Дюймовочка»

Ефремова Оксана Григорьевна

г. Новоалександровск

“Каждый человек обладает потенциалом двигаться в

естественном положительном направлении.

Каждому педагогу присущи чувство собственной

ценности, достоинства и способность направлять

свою жизнь и двигаться в направлении самоактуализации,

личностного и профессионального роста.”

В.Э. Пахальян.

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой,

от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно

строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего

народа.

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое

поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая

ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник

детского сада, какими качествами он должен обладать.

Главная роль в реализации основных требований Стандарта дошкольного

образования отведена педагогу. Проблема введения ФГОС ДО не может быть

решена без качественной подготовки воспитателей. Введение нового стандарта

требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе

современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-

ориентированной систем обучения; владения интерактивными формами и методами

обучения; владение технологиями целеполагания, проектирования, интегрирования;

диагностирования; умение оценивать эффективность применяемых педагогических

технологий и собственной педагогической деятельности в целом.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые

возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее

эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования

относится

к

современным

гуманитарным

технологиям,

которые

являются

инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень

эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать

полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки,

тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

В педагогической практике нашего МДОУ «Детский сад № 1 «Дюймовочка»

на начальном этапе работы отмечалась недостаточно положительная динамика в

увеличении числа воспитателей, чья профессиональная подготовка не в полной мере

отвечает современным потребностям дошкольного образования, а также педагогов

имеющих

в

большинстве

случаев

сложившиеся

стереотипы

педагогической

деятельности.

Воспитатели

профессионально

действовали

в

стандартной

образовательной ситуации, а в решении актуальных нестандартных

ситуаций

испытывают затруднения.

В связи с этим развитие профессиональных компетентности педагогов

дошкольного образовательного учреждения через освоение и применение проектной

деятельности стало актуальным.

Противоречия возникли между возрастающей потребностью осуществления

проектной

деятельности

и

недостаточным

уровнем

профессиональной

компетентности воспитателей, готовых к выполнению данной деятельности.

Проблема заключалась в том, как обеспечить развитие профессиональной

компетентности воспитателей, связанной с проектной деятельностью в системе

методической работы.

Основная идея работы

заключалась в том, чтобы способствовать

формированию проектных компетентности педагогов учреждения на основе

проектно-технологического

подхода,

с

помощью

которых

они

смогут

самостоятельно проектировать педагогические объекты,

процессы,

ситуации,

повысив

тем

самым

уровень

своей

профессиональной

компетентности,

а

следовательно, и эффективность образовательного процесса в ДОУ.

Объектом- выступает процесс профессиональной компетентности педагогов

ДОУ.

Предмет - проектная деятельность как условие повышения профессиональной

компетентности педагогов учреждения.

Целью стало создание организационно-методических условий обеспечивающих

повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе овладения

проектной деятельностью.

В ходе работы решались следующие задачи:

изучить теоретический материал и

проанализировать опыт работы других

дошкольных учреждений по проблеме;

повысить уровень профессиональной компетентности педагогов через овладение

проектной деятельности;

разработать систему методической работы с педагогами по овладению проектной

деятельностью.

Нами была выдвинута гипотеза о том, что работа по повышению уровня

профессиональной компетенции педагогов и качества образовательного процесса в

ДОУ будет эффективной при соблюдении следующих условий:

проектная

деятельность

основана

на

субъектном

подходе,

позволяющей

определить ее как инновационную, творческую, альтернативную деятельность,

обуславливающую

высокий

результат

в

реализации

образовательной

программы ДОУ;

выявить уровень компетентности

воспитателей и динамику изменений

в

вопросах проектирования;

проектная деятельность педагогов ДОУ рассматривается как индивидуальный

путь творческой самореализации и как показатель качества образования.

Проектную деятельность педагогов мы рассматриваем как метод развивающего

обучения и самообразования, как форму организации образовательной работы с

детьми, как средство повышения компетентности, качества образования и как

обязательную деятельность для всех педагогов.

Преимущества проектной деятельности:

является одним из методов развивающего обучения;

повышает качество образовательного процесса;

служит развитию креативности;

способствует повышению компетентности педагогов.

Новизна опыта заключается в том, что показан путь использования проектной

технологии в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения,

четко обозначены направления работы, система обучения детей проектной

деятельности,

обоснованы

методы

и

приемы,

влияющие

на

творческое

развитие педагогов, что положительно сказывается на результатах воспитания,

обучения и развития дошкольников.

Нами были определены следующие этапы работы в данном направлении:

1 этап – сбор необходимой информации, данных, диагностирование, анкетирование

педагогов, изучение теоретической информации.

2 этап – основной – организация методической помощи по повышению уровня

компетентности педагогического коллектива в процессе овладения технологией

проектирования; накопление материала, презентация проектов, самоанализ.

3 этап – завершающий (контрольно-оценочный) – итоговая диагностика.

На первом этапе

было осуществлено анкетирование педагогов, цель

которого, изучение первоначального уровня компетентности педагогов в вопросах

проектирования педагогической деятельности. В анкетировании приняли участие

все педагоги ДОУ (12 чел).

На основе анкетирования было установлено, что педагоги испытывали

профессиональные затруднения в определении сущности понятий «проект»,

«проектирование», «план», «модель», «моделирование»;

в выборе объекта

педагогического

проектирования

46

%;

в

определении

этапов

и

форм

проектирования – 47%; в выстраивании иерархии целей – 64 %; в выявлении и

формулировании проблемы и противоречия – 61 %; определении ресурсов

проектирования – 53 %; в умении спланировать практическую деятельность по

реализации проекта – 61 %; представлении результатов практической деятельности

– 58%; оценке результатов практической деятельности, исходя из первоначальных

целей – 53%.

Результаты анкетирования позволили сделать следующие выводы: педагоги

понимают важность и необходимость осуществления проектирования – 65 %;

не считают необходимым осуществлять проектирование – 32%; стремятся к

повышению уровня проектировочных умений при помощи самообразования – 43%.

Данные показатели говорят о необходимости разработки системы мероприятий

с педагогами по развитию их компетентности в вопросах проектирования.

На основном этапе

содержание деятельности было направлено на

организацию методической помощи по повышению уровня компетентности

педагогического коллектива в процессе овладения технологией проектирования в

двух направлениях:

1-

разработка

инновационных

педагогических

проектов

по

актуальным

проблемам образовательной практики;

2-

организация проектной деятельности с детьми в процессе освоения и

внедрения в практику технологии «метод проектов».

На данном этапе педагоги привлекались к осознанию собственного опыта

профессиональной

деятельности,

выявляли

слабые

и

сильные

стороны

субъективного

профессионального

опыта,

осуществляли

проблемно-

ориентированный анализ образовательной деятельности, включающий анализ

образовательного процесса, развивающей предметно-пространственной среды,

программно-методического обеспечения и др.

На основном формирующем этапе, были проведены:

информационные

педсоветы

на

тему

«Роль

проектной

технологии

в

формировании методической компетентности педагога ДОУ»; «Роль проектной

технологии в формировании готовности педагогов в ДОУ к творческой

деятельности в рамках внедрения ФГОС ДО»;

познавательный калейдоскоп «Проектирование будущего: создание оптимальных

условий для методической работы в контексте введения ФГОС ДО»

семинар

«Теоретические основы проектной деятельности. Роль проекта в

формировании методической компетентности педагога ДОУ»;

педагогические

вестники

«Использование

проектных

методов

обучения

дошкольников для интеллектуального развития детей»; «Проект – как мотивация

к познанию»;

проектные мастерские «Разработка групповых проектов на основе проектно-

исследовательской

деятельности»;

«Возможности

использования

метода

проектов в работе с детьми и их родителями»;

консультационные

заметки:

«Обновление

содержания

воспитательно-

образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

ДО», «Технология проектирования в деятельности ДОУ».

представление материалов в методическом кабинете, на сайте ДОУ

(конспекты цикла НОД по теме, перспективные планы работы по проблеме или

теме, буклеты и информационные листы,

авторские дидактические игры и

другие наглядные материалы);

Определение уровня компетентности педагогов в проектной деятельности по

итогам внедрения организационно - методических условий проводилось методом

анкетирования.

Завершающий этап:

Сравнивая полученные анкетные данные на первом этапе и результаты

тестирования на завершающем (контрольно-оценочном) этапе, мы получили

значительные отличия по результатам целенаправленной методической работы:

- повысилась мотивация педагогов на использование технологии проектирования

как метода развивающего обучения (на 30%);

- педагоги включились в практическую деятельность по освоению проектной

деятельности и разработке инновационных педагогических проектов (60%);

- повысилась активность и творческо-поисковая деятельность всего педагогического

коллектива (40%).

Позитивная динамика в уровне развития профессиональной компетентности в

проектной деятельности прослеживается в проектах, представленных к защите на

педсоветах, методических мастерских, педагогических встречах.

Прослеживается: четкая ориентация на значимость постановки и решения в

образовательном процессе гуманистически и социально ориентированных проблем;

нестандартный взгляд на решение проблемы; умение находить собственное

решение, оригинальные ответы; умение открыто высказывать смелые идеи и

гипотезы; проявляются способности и в поведенческой сфере: умение быстро

адаптироваться к изменяющимся социальным и образовательным условиям.

В доказательство этому утверждению явились авторские проекты. Создан банк

проектов, которые в течение 2х лет были реализованы в ДОУ: «Вместе с книгой мы

растем» совместно с районной детской библиотекой; «Растем здоровыми»; «Огород

– круглый год»; «Любимые игрушки»; «Театральная мастерская»; «Растения наши

друзья»;

«Речевая игротека»;

«Мамы разные нужны, мамы всякие важны»;

«Безопасное

дорожное

движение

главное

для

детей

умение!»;

«Малые

олимпийские

игры»;

«Поклонимся

великим

тем

годам»,

посвященный

празднованию 70-летию Победы в Вов и другие.

Анализ инновационных проектов показывает, что педагоги осмысленно

оперируют логикой, стратегией и тактикой проектной деятельности на уровне

осмысления и осознания научно- теоретических понятий, подходов, концепций;

методологии проектирования, состоящей в выделении идеи, формулировании целей,

задач,

концептуальных

основ

проекта,

ориентированных

на

реализацию

вариативных образовательных программ.

В течении последних 2х лет значительно возросла методическая активность

педагогов, активизировалось их взаимодействие внутри учреждения в рамках

реализации приоритетных направлений. Работа по реализации проектов обеспечила

существенный рост профессионального мастерства педагогов, и как следствие

повысилось

качество

содержания

воспитательно-образовательной

работы.

Значительно увеличился уровень познавательной активности детей. Воспитанники

принимают

активное

участие

в

районных,

городских,

всероссийских,

международных конкурсах, смотрах, награждены дипломами, грамотами и т. д.

Таким образом, проектная деятельность как одна из форм повышения мастерства

педагогов является достаточно эффективной и инновационной.



В раздел образования