Автор: Ефремова Оксана Григорьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 1 "Дюймовочка"
Населённый пункт: Ставропольский край, г.Новоалександровск
Наименование материала: опыт работы в ДОУ
Тема: "Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров через освоение проектной деятельности в контексте реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
МДОУ детский сад № 1 « Дюймовочка»
Тема: «Повышение профессиональной
компетентности педагогических кадров через
освоение проектной деятельности
в контексте реализации ФГОС ДО»
(из опыта работы)
Автор опыта:
Старший воспитатель МДОУ
детский сад № 1
«Дюймовочка»
Ефремова Оксана Григорьевна
г. Новоалександровск
“Каждый человек обладает потенциалом двигаться в
естественном положительном направлении.
Каждому педагогу присущи чувство собственной
ценности, достоинства и способность направлять
свою жизнь и двигаться в направлении самоактуализации,
личностного и профессионального роста.”
В.Э. Пахальян.
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой,
от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно
строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего
народа.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое
поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая
ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник
детского сада, какими качествами он должен обладать.
Главная роль в реализации основных требований Стандарта дошкольного
образования отведена педагогу. Проблема введения ФГОС ДО не может быть
решена без качественной подготовки воспитателей. Введение нового стандарта
требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе
современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-
ориентированной систем обучения; владения интерактивными формами и методами
обучения; владение технологиями целеполагания, проектирования, интегрирования;
диагностирования; умение оценивать эффективность применяемых педагогических
технологий и собственной педагогической деятельности в целом.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые
возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее
эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования
относится
к
современным
гуманитарным
технологиям,
которые
являются
инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень
эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать
полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки,
тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
В педагогической практике нашего МДОУ «Детский сад № 1 «Дюймовочка»
на начальном этапе работы отмечалась недостаточно положительная динамика в
увеличении числа воспитателей, чья профессиональная подготовка не в полной мере
отвечает современным потребностям дошкольного образования, а также педагогов
имеющих
в
большинстве
случаев
сложившиеся
стереотипы
педагогической
деятельности.
Воспитатели
профессионально
действовали
в
стандартной
образовательной ситуации, а в решении актуальных нестандартных
ситуаций
испытывают затруднения.
В связи с этим развитие профессиональных компетентности педагогов
дошкольного образовательного учреждения через освоение и применение проектной
деятельности стало актуальным.
Противоречия возникли между возрастающей потребностью осуществления
проектной
деятельности
и
недостаточным
уровнем
профессиональной
компетентности воспитателей, готовых к выполнению данной деятельности.
Проблема заключалась в том, как обеспечить развитие профессиональной
компетентности воспитателей, связанной с проектной деятельностью в системе
методической работы.
Основная идея работы
заключалась в том, чтобы способствовать
формированию проектных компетентности педагогов учреждения на основе
проектно-технологического
подхода,
с
помощью
которых
они
смогут
самостоятельно проектировать педагогические объекты,
процессы,
ситуации,
повысив
тем
самым
уровень
своей
профессиональной
компетентности,
а
следовательно, и эффективность образовательного процесса в ДОУ.
Объектом- выступает процесс профессиональной компетентности педагогов
ДОУ.
Предмет - проектная деятельность как условие повышения профессиональной
компетентности педагогов учреждения.
Целью стало создание организационно-методических условий обеспечивающих
повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе овладения
проектной деятельностью.
В ходе работы решались следующие задачи:
изучить теоретический материал и
проанализировать опыт работы других
дошкольных учреждений по проблеме;
повысить уровень профессиональной компетентности педагогов через овладение
проектной деятельности;
разработать систему методической работы с педагогами по овладению проектной
деятельностью.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что работа по повышению уровня
профессиональной компетенции педагогов и качества образовательного процесса в
ДОУ будет эффективной при соблюдении следующих условий:
проектная
деятельность
основана
на
субъектном
подходе,
позволяющей
определить ее как инновационную, творческую, альтернативную деятельность,
обуславливающую
высокий
результат
в
реализации
образовательной
программы ДОУ;
выявить уровень компетентности
воспитателей и динамику изменений
в
вопросах проектирования;
проектная деятельность педагогов ДОУ рассматривается как индивидуальный
путь творческой самореализации и как показатель качества образования.
Проектную деятельность педагогов мы рассматриваем как метод развивающего
обучения и самообразования, как форму организации образовательной работы с
детьми, как средство повышения компетентности, качества образования и как
обязательную деятельность для всех педагогов.
Преимущества проектной деятельности:
является одним из методов развивающего обучения;
повышает качество образовательного процесса;
служит развитию креативности;
способствует повышению компетентности педагогов.
Новизна опыта заключается в том, что показан путь использования проектной
технологии в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения,
четко обозначены направления работы, система обучения детей проектной
деятельности,
обоснованы
методы
и
приемы,
влияющие
на
творческое
развитие педагогов, что положительно сказывается на результатах воспитания,
обучения и развития дошкольников.
Нами были определены следующие этапы работы в данном направлении:
1 этап – сбор необходимой информации, данных, диагностирование, анкетирование
педагогов, изучение теоретической информации.
2 этап – основной – организация методической помощи по повышению уровня
компетентности педагогического коллектива в процессе овладения технологией
проектирования; накопление материала, презентация проектов, самоанализ.
3 этап – завершающий (контрольно-оценочный) – итоговая диагностика.
На первом этапе
было осуществлено анкетирование педагогов, цель
которого, изучение первоначального уровня компетентности педагогов в вопросах
проектирования педагогической деятельности. В анкетировании приняли участие
все педагоги ДОУ (12 чел).
На основе анкетирования было установлено, что педагоги испытывали
профессиональные затруднения в определении сущности понятий «проект»,
«проектирование», «план», «модель», «моделирование»;
в выборе объекта
педагогического
проектирования
–
46
%;
в
определении
этапов
и
форм
проектирования – 47%; в выстраивании иерархии целей – 64 %; в выявлении и
формулировании проблемы и противоречия – 61 %; определении ресурсов
проектирования – 53 %; в умении спланировать практическую деятельность по
реализации проекта – 61 %; представлении результатов практической деятельности
– 58%; оценке результатов практической деятельности, исходя из первоначальных
целей – 53%.
Результаты анкетирования позволили сделать следующие выводы: педагоги
понимают важность и необходимость осуществления проектирования – 65 %;
не считают необходимым осуществлять проектирование – 32%; стремятся к
повышению уровня проектировочных умений при помощи самообразования – 43%.
Данные показатели говорят о необходимости разработки системы мероприятий
с педагогами по развитию их компетентности в вопросах проектирования.
На основном этапе
содержание деятельности было направлено на
организацию методической помощи по повышению уровня компетентности
педагогического коллектива в процессе овладения технологией проектирования в
двух направлениях:
1-
разработка
инновационных
педагогических
проектов
по
актуальным
проблемам образовательной практики;
2-
организация проектной деятельности с детьми в процессе освоения и
внедрения в практику технологии «метод проектов».
На данном этапе педагоги привлекались к осознанию собственного опыта
профессиональной
деятельности,
выявляли
слабые
и
сильные
стороны
субъективного
профессионального
опыта,
осуществляли
проблемно-
ориентированный анализ образовательной деятельности, включающий анализ
образовательного процесса, развивающей предметно-пространственной среды,
программно-методического обеспечения и др.
На основном формирующем этапе, были проведены:
информационные
педсоветы
на
тему
«Роль
проектной
технологии
в
формировании методической компетентности педагога ДОУ»; «Роль проектной
технологии в формировании готовности педагогов в ДОУ к творческой
деятельности в рамках внедрения ФГОС ДО»;
познавательный калейдоскоп «Проектирование будущего: создание оптимальных
условий для методической работы в контексте введения ФГОС ДО»
семинар
«Теоретические основы проектной деятельности. Роль проекта в
формировании методической компетентности педагога ДОУ»;
педагогические
вестники
«Использование
проектных
методов
обучения
дошкольников для интеллектуального развития детей»; «Проект – как мотивация
к познанию»;
проектные мастерские «Разработка групповых проектов на основе проектно-
исследовательской
деятельности»;
«Возможности
использования
метода
проектов в работе с детьми и их родителями»;
консультационные
заметки:
«Обновление
содержания
воспитательно-
образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
ДО», «Технология проектирования в деятельности ДОУ».
представление материалов в методическом кабинете, на сайте ДОУ
(конспекты цикла НОД по теме, перспективные планы работы по проблеме или
теме, буклеты и информационные листы,
авторские дидактические игры и
другие наглядные материалы);
Определение уровня компетентности педагогов в проектной деятельности по
итогам внедрения организационно - методических условий проводилось методом
анкетирования.
Завершающий этап:
Сравнивая полученные анкетные данные на первом этапе и результаты
тестирования на завершающем (контрольно-оценочном) этапе, мы получили
значительные отличия по результатам целенаправленной методической работы:
- повысилась мотивация педагогов на использование технологии проектирования
как метода развивающего обучения (на 30%);
- педагоги включились в практическую деятельность по освоению проектной
деятельности и разработке инновационных педагогических проектов (60%);
- повысилась активность и творческо-поисковая деятельность всего педагогического
коллектива (40%).
Позитивная динамика в уровне развития профессиональной компетентности в
проектной деятельности прослеживается в проектах, представленных к защите на
педсоветах, методических мастерских, педагогических встречах.
Прослеживается: четкая ориентация на значимость постановки и решения в
образовательном процессе гуманистически и социально ориентированных проблем;
нестандартный взгляд на решение проблемы; умение находить собственное
решение, оригинальные ответы; умение открыто высказывать смелые идеи и
гипотезы; проявляются способности и в поведенческой сфере: умение быстро
адаптироваться к изменяющимся социальным и образовательным условиям.
В доказательство этому утверждению явились авторские проекты. Создан банк
проектов, которые в течение 2х лет были реализованы в ДОУ: «Вместе с книгой мы
растем» совместно с районной детской библиотекой; «Растем здоровыми»; «Огород
– круглый год»; «Любимые игрушки»; «Театральная мастерская»; «Растения наши
друзья»;
«Речевая игротека»;
«Мамы разные нужны, мамы всякие важны»;
«Безопасное
дорожное
движение
–
главное
для
детей
умение!»;
«Малые
олимпийские
игры»;
«Поклонимся
великим
тем
годам»,
посвященный
празднованию 70-летию Победы в Вов и другие.
Анализ инновационных проектов показывает, что педагоги осмысленно
оперируют логикой, стратегией и тактикой проектной деятельности на уровне
осмысления и осознания научно- теоретических понятий, подходов, концепций;
методологии проектирования, состоящей в выделении идеи, формулировании целей,
задач,
концептуальных
основ
проекта,
ориентированных
на
реализацию
вариативных образовательных программ.
В течении последних 2х лет значительно возросла методическая активность
педагогов, активизировалось их взаимодействие внутри учреждения в рамках
реализации приоритетных направлений. Работа по реализации проектов обеспечила
существенный рост профессионального мастерства педагогов, и как следствие
повысилось
качество
содержания
воспитательно-образовательной
работы.
Значительно увеличился уровень познавательной активности детей. Воспитанники
принимают
активное
участие
в
районных,
городских,
всероссийских,
международных конкурсах, смотрах, награждены дипломами, грамотами и т. д.
Таким образом, проектная деятельность как одна из форм повышения мастерства
педагогов является достаточно эффективной и инновационной.