Автор: Уразамбетова Саида Сериковна
Должность: магистрант направления подготовки "44.04.01 "педагогическое образование"
Учебное заведение: "Омская гуманитарная академия"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: статья
Тема: Сущность педагогического проектирования
Раздел: среднее образование
Уразамбетова Саида Сериковна,
ЧУОО ВО «ОмГА»,
Научный руководитель д.п.н., профессор Лопанова Е.В.
Сущность педагогического проектирования
Термин «проектирование» пришел в педагогику из технического
знания, где он означает «создание опережающей проекции того, что затем
должно быть создано». Необходимость проектирования педагогической
деятельности появилась в связи с усложнением и расширением ее
содержания
[1].
Педагогическое
проектирование
направлено
на
преобразование объектов, предметов, явлений действительности. В основе
проектирования
лежат
идеи
опережения,
перспективы;
разности
потенциалов между актуальным состоянием предмета проектирования и
желаемым; идеи пошаговости, совместности, кооперации, объединения
ресурсов и усилий в ходе проектирования[4].
В настоящее время под педагогическим проектированием понимается
компонент педагогической деятельности, осуществляемой в условиях
образовательного процесса и направленной на предвидение педагогом его
эффективного функционирования и развития.
Этот процесс охватывает образовательные системы различного уровня,
содержание
образования,
педагогические
технологии,
управление
педагогическим процессом, планирование и контроль развития учреждения.
Педагогическое проектирование – явление многоаспектное, подходя к
рассмотрению вопроса о проектировании, можно столкнуться с большим
количеством
подходов
к
определению
сущности
этого
понятия.
В
педагогической литературе проектирование рассматривается [3]:
-
как
методологический
принцип,
в
соответствии
с
которым
деятельность осуществляется с учетом личностного смысла педагогического
действия;
проектная
деятельность
–
смыслообразующая,
ценностная,
ресурсная культура педагога [3];
-
как
педагогическая
технология,
которая
предполагает
поиск
единомышленников в понимании проблемы, обсуждения смысла проблемы в
дискуссионных формах, обмен смыслами и замыслами, поиск факторов,
которые крайне важно устранить для эффективного решения проблемы,
достижение консенсуса в предполагаемых результатах и оценка ресурсных
возможностей при осуществлении проекта;
- как механизм разработки технологии в педагогической теории и
практике.
Педагогическая
технология
обеспечивается
педагогическим
проектированием. Проектировать в педагогике - значит, на базе прогноза
создавать такие технологии,
использование
которых
при построении
реального педагогического действия должно способствовать достижению
поставленной цели, при этом происходит развитие всех участников
педагогического процесса [1];
- как функция педагога, не менее значимая, чем организаторская или
коммуникативная, направленная на создание предположительных вариантов
предстоящей деятельности и прогнозирования ее результата;
- как компонент профессиональной деятельности педагога, который
связан с постановкой цели деятельности и предполагает совместное с
учащимися определение путей ее достижения [5].
В
центре
внимания
педагогического
проектирования
находится
педагогический
процесс
как
таковой,
условия
его
эффективности,
возможные формы взаимодействия субъектов этого процесса, стратегии и
тактики по принятию решений по реализации процесса, регулированию
образовательных услуг и оценке их качества[2].
Педагогическое проектирование призвано, по мнению большинства
ученых,
изменить
существующую
действительность,
подготовить
теоретическую базу предстоящих изменений для достижения поставленных
целей и задач, то есть для обновления педагогической действительности.
Содержание педагогического проектирования определяется его целью. Цель
как идеальное представление о конечном результате является основной
предпосылкой успешной профессиональной деятельности.
Целевые установки педагогического проектирования выражаются[6]:
-
в
предопределении
создания
новых
или
преобразования
уже
имеющихся объектов в сфере образования и в социуме;
-
в разработке теоретических педагогических моделей и систем
различного назначения;
-
в
переосмысливании
существующей
педагогической
действи-
тельности, для создания концепций ее обновления, совершенствования;
-
в изменении педагогического мышления и совершенствовании
профессиональной деятельности педагога.
Объектом
педагогического
проектирования
является
способ
упорядочения социокультурной среды, который служит основой для
функционирования образовательной системы [4].
Ученые отмечают двойственную природу педагогического процесса,
выделяя
в
нем
технологическую
плоскость,
которая
поддается
рациональному
осмыслению,
и
плоскость
или
поле
смысловых
и
ценностных напряжений, как необходимых предпосылок развития людей и
как источника самоподдержания процесса [1].
Такой
же
двойственностью
обладает
другой
типичный
объект
педагогического проектирования - образовательная система, неся в себе
черты
социального
института
и
обстоятельства
человеческой
жизнедеятельности одновременно.
Характеризуя объект педагогического проектирования, отметим, что в
этом качестве, как правило, выступают те или иные педагогические
конструкции:
технологии, методы, содержание образования,
учебные
программы,
а
также
педагогическая
деятельность
(инновационная,
управленческая и т. п.) [2].
Несмотря на определенные различия в формулировках определений,
на различия в расстановке акцентов (что обусловлено, скорее всего,
различиями в аспектах исследования проблемы), мы можем говорить о том,
что в настоящее время большинство ученых придерживается мнения, что
педагогическое проектирование это:
-
особая, специфическая, самостоятельная деятельность;
-
субъектами данной деятельности являются как отдельные педагоги,
так и педагогические коллективы, и специальные учреждения;
-
деятельность направлена на создание новых замыслов, образов,
концепций в сфере образования;
-
деятельность имеет выраженный инновационный характер;
-деятельность
детерминирована
ценностнно-мотивационными
ориентациями проектировщика;
-деятельность
непосредственно
связана
с
исследовательской
и
экспериментальной работой в сфере образования;
-
деятельность
призвана
решать
задачи
преобразовательного
характера, связанные с осуществлением развития в сфере образования.
Иными словами, в рассмотренных нами вариантах присутствуют
определённые стадии проектировочного процесса, которые фиксируются
определёнными формами проектных материалов.
Анализ проведенных по проблемам педагогического проектирования
исследований показывает, что к настоящему моменту удалось определить
некоторые рабочие принципы, регламентирующие процесс педагогического
проектирования. К ним относятся:
1)
принцип методологической доказательности, предполагающий
согласование ценностей проектировщиков и в их пространстве определение
целей образования и собственной деятельности;
2)
принцип
системного
подхода,
предполагающий
восприятие
объектов и процессов как целостной системы, а также проектирование с
учетом взаимодействия и взаимосвязи всех элементов системы;
3)
принцип непрерывности,
предполагающий взаимосвязанность,
постепенность и делимость организуемых процессов;
4)
принцип
человеческих
приоритетов,
предполагающий
ориентацию проектируемых объектов на человека, подчинение их его
потребностям, интересам, возможностям;
5)
принцип
синергизма,
предполагающий
получение
общего
суммарного эффекта от взаимодействия ряда учитываемых факторов,
существенно превышающего тот эффект, который может быть получен при
учете отдельных факторов;
6)
принцип
организационной
и
ресурсной
обеспеченности,
предполагающий реалистичность планируемых преобразований.
Перечисленные принципы, наиболее часто встречаются в современной
теории
педагогического
проектирования.
В
теории
социального
проектирования
разработка
принципов
происходит
на
основе
идей
различного
характера:
этического,
социально-правового,
культурно-
исторического, научно- теоретического, организационно-практического и
эстетического[5].
Рассматривая процесс педагогического проектирования, мы не можем
не остановиться на его основных характеристиках, то есть на таких его
неотъемлемых признаках, которые, на наш взгляд, являются атрибутами
данного
процесса.
К
таковым,
с
нашей
точки
зрения,
относятся:
нелинейность,
непрерывность
и
творческий
характер
процесса
педагогического проектирования.
Нелинейность процесса проектирования.
Рассуждая о нелинейности
процесса педагогического проектирования, обращаем внимание на то, что
только
для
решения
очень
простых
задач
возможна
прямая
последовательность в соблюдении определенных этапов проектирования.
Большинство же задач требует возвратов к предыдущим операциям, отходов
в сторону, вызванных различными вопросами, имеющих действительную
или формальную связь с основной задачей.
Непрерывность процесса педагогического проектирования понимается
нами как неоднократное совершенствование проекта в ходе, а также после
его реализации [7]. Корректировка целей и задач проекта в процессе его
внедрения является вполне нормальным явлением
Учет и коррекция отклонений для предотвращения повторного
появления отрицательных последствий также влечет за собой появление
нового витка процесса проектирования.
Наконец, фактор неопределенности, означающий: то, что вчера
казалось
вполне
выполнимым
и
реалистичным,
сегодня,
в
силу
изменившихся внешних условий, становится недостижимым. Этот фактор
также предопределяет непрерывное возобновление процесс педагогического
проектирования.
Творческий
характер
процесса
проектирования.
Педагогическое
проектирование - это специфический вид деятельности, включающий в себя
действия,
связанные
с
предвосхищением,
«забеганием
вперед»
-
предвидением возможных последствий от решения системы педагогических
задач [1].
Подводя
итог
сказанному,
можно
отметить,
что
процесс
педагогического
проектирования
включает
не
только
внешние
«материальные»,
но
и
внутренние
компоненты
проектировочной
деятельности, которые существенно отличаются от внешней структуры,
ориентированной на результат, получаемый в ходе разработки проектной
проблемы.
Литература:
1.Афанасьев, В. Г. Общество: системность, познания и управление [Текст] /
В. Г. Афанасьев. – М., Мысль, 2016. – 235 с.
2.Дырин,
С. П., Чичаева,
И. И. Ценности образования в современном
российском общественном сознании [Текст] / Под ред. С. П. Дырина. –
Набережные Челны, 2016. – 256 с.
3.Конаржевский,
Ю.А.
Педагогический
анализ
учебно–воспитательного
процесса и управления школой [Текст] / Ю.А. Конаржевский.
– М.: Обра–
зовательный центр «Педагогический поиск», 2016. – 79 с.
4.Лазарев,
B. C., Поташник, М. М. Как разработать программу развития
школы:
Методическое
пособие
для
руководителей
образовательных
учреждений [Текст] / B. C. Лазарев, М. М. Поташник. – М.: Новая школа,
2016. – 48 с.
5.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст]/ С. А.
Смирнов, И. Б. Котов, Е. Н. иянов .– М.: Академия, 2017. – 512 с.
6.Поташник, М. М., Ямбург Е. А. Управление качеством образования [Текст]
/ М. М. Поташник, Е. А. Ямбург. – М.: Педагогическое общество России,
2016.– 448 с.
7.Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования
педагогических систем [Текст] / В. В. Сериков.– М., 2017. –182 с.