Напоминание

Использование метода мозжечковой стимуляции в работе логопеда


Автор: Горнакова Наталья Петровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 300
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: Использование метода мозжечковой стимуляции в работе логопеда
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Использование метода мозжечковой стимуляции

в работе логопеда.

Горнакова Н.П. учитель – логопед МАДОУ №300 г. Красноярск

Основа развития, роста и обучения начинается с моторного и

сенсорного взаимодействия малыша с окружающим миром. Сенсомоторное

развитие является фундаментом общего умственного развития ребенка. С

восприятия явлений и предметов окружающего мира начинается познание.

Все прочие формы познания – мышление, запоминание, воображение –

выстраиваются на основе образов восприятия, они являются результатом их

переработки. Именно поэтому нормальное умственное развитие совершенно

невозможно без полноценного восприятия и физического развития.

В работе с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, логопеды

последнее время сталкиваются со сложностью и длительностью процесса

автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Познавательный

интерес,

концентрация

внимания,

процессы

запоминания,

общая

работоспособность, самоконтроль у детей снижены. Как следствие –

отмечается

низкая

продуктивность

работы

во

время

проведения

логопедических занятий.

Очень часто

у

детей, имеющих речевые нарушения, встречается

неуклюжесть в движениях, растерянность, раскоординированность. Именно

данные характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются

проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Одним из

эффективных методов развития речи в последнее время является метод

мозжечковой

стимуляции.

Мозжечковая

стимуляция

это

система

физических упражнений, направленных на совершенствование

функций

мозжечка и базальных ганглиев – структур мозга, активно участвующих в

формировании речи и поведения ребенка. Мозжечок – это место сбора

информации, которая поступает из всех отделов мозга, его задача быстро

переработать информацию и отправить ее по адресу (лобные доли). И если

есть нарушение связи между мозжечком и лобными долями, то у ребенка

будут нарушены речь, а также психическое и интеллектуальное развитие.

Многие исследователи считают, что мозжечок – это «ключ» к обучению.

Мозжечковая стимуляция повышает:

- уровень концентрации внимания;

- все виды памяти;

- развитие речи (устной, письменной, навыков чтения);

- логические способности;

- анализ и синтез информации;

- способность к планированию;

- работу эмоционально-волевой сферы.

Регулярные

занятия

с

использованием

балансира

напоминают

лечебную

физкультуру.

Они

включают

упражнения

на

равновесие,

координацию движений, развитие зрительно-моторной координации. Во

время занятий, балансируя на доске, ребенок должен удерживать положение

своего тела и выполнять определенные задания. Задания постепенно

усложняются.

Балансир

стимулирует

работу

мозжечка,

помогает

образованию новых нейронных связей, активизирует работу правого и левого

полушарий головного мозга. Стоя на балансире ребенку гораздо сложнее, но

в то же время интереснее выполнять задания. Какие упражнения можно

выполнить на балансире:

- начинаем занятия с выполнения нейрогимнастики для развития мозга

ребенка;

- выполняем артикуляционную гимнастику;

- отрабатываем звуки, слоги, слова, предложения с тем звуком, который

автоматизируем (в этом могут помочь сенсорные мешочки, кинезио мячи,

цветная рейка, мишень обратной связи, мяч – маятник, телескопическая

стойка с мишенями);

- проговариваем чистоговорки и скороговорки;

- отрабатываем различные грамматические категории и т.д.

На первый взгляд, что может быть сложного в перечисленных выше

упражнениях, поднимайся на балансир и выполняй задания. Однако, как

только дети становятся на балансир, они замечают, что выполнить данные

упражнения не так просто, немного сложнее, чем при выполнении таких же

заданий стоя на полу.

При постоянной работе на балансире можно заметить много изменений.

Ребенок становится более сосредоточенным, усидчивым. Все дети начинают

лучше чувствовать свое тело, гораздо легче начинают ориентироваться в

пространстве. Также ускоряется процесс автоматизации, дифференциации и

введения звука в речь.

С помощью данного метода можно реализовать

различные логопедические задачи: такие как развитие грамматического строя

речи, фонематического восприятия и связной речи вовлекая в работу

различные

анализаторные

системы,

позволяющие

достичь

желаемого

результата.



В раздел образования