Напоминание

"Формирование грамотного письма у младших школьников"


Авторы: Брагина Галина Анатольевна, Кузьминых Ирина Сергеевна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Молчановская СОШ №2"
Населённый пункт: село Молчаново, Томская область
Наименование материала: дидактическое пособие
Тема: "Формирование грамотного письма у младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




МАОУ «Молчановская СОШ №2»,

село Молчаново, Томская область

Формирование грамотного

письма у младших

школьников

Авторы – Брагина Галина Анатольевна,

Кузьминых Ирина Сергеевна,

учителя начальных классов

Молчаново - 2021

Цель пособия:

Формирование предметных УУД по русскому языку.

Образовательные задачи:

Формирование орфографического навыка, обеспечивающего грамотное

оформление письменной речи.

Обогащение словарного запаса.

Развивающие задачи:

Развитие орфографической зоркости, наблюдательности у учащихся.

Развитие устной и письменной речи.

Воспитательные задачи:

Воспитание устойчивого интереса к родному языку.

Идея пособия:

В основе данного пособия – принцип сопутствующего повторения

проверяемых безударных в корне слова в программе 4 класса.

Основная педагогическая технология: тренировочные упражнения.

Ожидаемый результат:

Расширение словарного запаса детей.

Повышение результативности грамотного письма.

Первый шаг в реализации пособия – диагностика причин массовых

ошибок. В анкетировании приняли участие учителя русского языка,

начальных классов, школьный логопед и психолог. Так, в результате анализа

выяснилось, что причины ошибок можно квалифицировать следующим

образом:

На первом месте – бедность и пассивность словаря, мешающая быстро

и правильно подобрать проверочное слово.

Вторая причина – слабая орфографическая зоркость: обучающийся не

видит и не слышит орфограммы.

Третья причина: ученик плохо разбирается в морфемном составе слова,

не обнаруживает границ корня в слове.

Психологические причины – психосоматическое состояние,

особенности зрительной памяти, внимания, несформированность

лексико – грамматической т фонетико – фонематиской сторон речи.

Актуальность проблемы

Проверяемая безударная гласная корня – одна из самых сложных орфограмм

для обучающихся, несмотря на внешнюю лёгкость правила, регулирующего

её написание. Ошибки на правописание безударных гласных в корне слова –

самые распространённые во всех классах.

Изучение данной темы в 1 классе проводится на фонетической основе, во 2

классе переводится в морфологический план, в 3 классе работа продолжается

на более сложном материале. И всё же выпускники начальной школы

продолжают делать ошибки на правописание безударных гласных,

проверяемых ударением: они не всегда в состоянии перенести

приобретённый навык на более сложный материал.

В 1 – 2 классах учебные компетентности по этой ведущей теме чётко

очерчены программой. В 3 – 4 классах не отводится специального времени. А

количество ошибок на данную орфограмму не уменьшается. Необходима

специальная работа над правописанием «длинных» слов (трёх –

пятисложных), слов, сложных по морфемному составу и по лексическому

значению, слов с чередованием согласных. Единственный путь решения

данной орфографической проблемы – в ходе изучения новых тем постоянно

проверять правописание безударных гласных. С этой целью и создан данный

учебно – методический комплект.

Мотивация орфографической работы

Чем взрослее школьник, тем более он руководствуется далёкими целями

обучения: в частности, старшеклассники связывают изучение орфографии

русского языка с ЕГЭ, перспективой успешно закончить школу, поступить в

ВУЗ, быть культурным человеком, обеспечить себе профессиональный рост

и карьеру.

Младшие школьники могут осознавать и далёкие цели, но эти перспективы

не играют решающей роли. Начальная школа обращается к ближним целям,

конкретным и реальным, понятным детям. Орфография по своему

содержанию малопривлекательна, усваивается нелегко, многим детям

приносит настоящее горе. Из – за боязни ошибок ребёнок теряет веру в себя,

неприязнь к правописанию переносит на весь учебный предмет – родной

язык.

Мотивация реализуется в данном пособии через:

развитие познавательных интересов посредством увлечения,

понимания логики правописания;

использование занимательного материала;

отбор дидактического материала – разнообразного, интересного детям;

повышение самостоятельности и активности младших школьников в

образовательном процессе, поисковых методик, самоконтроля и

самооценки;

интуицию учителя в отношении тех ошибок, которые выходят за рамки

изученных детьми правил орфографии.

Пояснительная записка для учителя.

Предлагаемый комплект представляет собой систематизированный

набор методических упражнений, который дополняет практическую часть

учебника «Русский язык» для 4 класса авторов В.Г. Горецкого, В.П. Канакиной.

Содержание нацелено как на развитие учебных компетенций четвероклассника по

теме «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых

ударением».

Основное назначение методического пособия – помочь учителю в

поиске дополнительного материала к уроку русского языка и в осуществлении

практико – ориентированного подхода в обучении. Упражнения могут быть

использованы для фронтальной и групповой работы. Но главный вид

деятельности - индивидуальный в классе, либо в качестве домашнего домашних

заданий. Многие задания можно использовать в качестве проверочных.

Некоторая часть дидактического пособия оформлена по типу рабочей

тетради: и тексты упражнений не переписываются, а вставка пропущенной буквы,

синтаксический разбор предложения, графическое обозначение орфограммы

производится непосредственно в пособии. Подобная форма работы способствует

эффективному проведению урока.

«Ох, уж эти безударные…» Что это? Кому адресовано? Это не учебник, не

собрание дидактических игр. Это результат поисков и размышлений, попытка

сделать более познавательной и интересной сложную тему русского языка. Это

комплект, который в доступной и занимательной форме дополняет задания

учебника. Это попытка приподнять «потолок» выпускника начальной школы,

пошире открыть и углубить предметную область по русскому языку –

проверяемые безударные гласные. В основе – приём сопутствующего

повторения данной ведущей темы в курсе 4 класса.

Проработав в школе более 30 лет, накоплен огромный познавательный

материал для младших школьников. Я постаралась систематизировать данный

материал по теме. Данное пособие можно использовать на уроках развития речи,

риторики, окружающего мира, внеклассного чтения, на логопедических занятиях.

Элементы интегрирования обеспечивают эффективность учебной

компетентности.

Уверена, что пособие «Ох, уж эти безударные…» поможет педагогам и

родителям, четвероклассникам в развитии орфографической зоркости и

понимания значимости социально нормированного письма.

Вступительная статья для обучающегося

Дорогой четвероклассник!

Ты держишь в руках новенькое дидактическое пособие. Пособие – это

значит «подсобить» – помочь. Наверное, ты со мной согласишься, что самые

трудные орфограммы в русском языке – это безударные гласные. Сколько с ними

хлопот! Из – за них вечно одни неприятности в диктантах. Поэтому я и назвала

пособие «Ох, уж эти безударные…»

Это пособие поможет тебе грамотно выражать свою речь на письме,

тренировать твои навыки и умения, а самое главное – соблюдать нормы

грамотного письма. Ты со мной согласишься, что надо выполнять везде и всюду

нормы и правила – в поведении, в дорожном движении, питании, одежде, в

математике, чтении, письме. Только в этом случае ты вырастешь культурным и

образованным.

Все упражнения подобраны для развития твоего мышления. Некоторые

тексты не стоит переписывать. Можно вставить пропущенные буквы,

подчеркнуть орфограмму и члены предложения непосредственно в пособии.

Уверена, что это пособие поможет тебе и ты научишься без проблем

подбирать проверочные слова. А, значит, ты победишь свои непослушные

ошибки!

Ты заканчиваешь начальную школу. Надо достойно перейти в пятый класс

и доказать себе, что, оказывается, и не так трудно писать грамотно, если быть всё

время «начеку» с безударными гласными. Я уверена, у тебя всё непременно

получится!

Успехов и удач тебе!

Мудрая Сова.

1.

Образуй профессию.

.

Тебе даётся в помощники суффикс

щик

Танцов…, зимов…, стеколь…, кладов…, свар…, чистиль…

2.

Поиграем в мяч!

,

«

» -

.

.

А знаешь ли ты что бол

мяч Подставь вторую часть к слову

Фут…, баскет…, ганд…, волей…, бейс…

?

Что общего у этих слов

3.

Заблудилтсь.

.

,

В джунглях темнеет Все зверята заигрались и теперь в

.

сумерках они не могут найти дорогу домой Помогите родителям

.

,

найти своих детей Прочитав правильно пары слов ты

.

поможешь родительскому горю

сл.ниха

сл.нёнок

т.грица

львёнок

львица

т.грёнок

.

!

Ты быстро спас зверят Спасибо от папы

тигра

4. Приставки пиши слитно, а предлоги – раздельно!

(за)пл.тить (за)т.пло

(в)л.су (за)б.лел

(от)в.зать (от)дер.ва

(на)ст.не (на)п.сал

(по)д.рожке (по)пл.сали

(с)х.дить (с) с.строй

(на)баяне (за).грал

(под)тяж.стью (с)кл.нился

(в)т.шине (про)зв.нил

(за)цв.ли (на)п.лянке

(при)бл.жался (к)д.ревне

(про)л.тел (над)гор.дом

(за)щ.б.тали (на)дер.ве

(по)б.жать (по)тр.пинке

(за)б.ялся гр.зы

(по)г.тил (у)ст.риков

(до)ск.кал (до)гр.ницы

(вы)л.чился (в)б.льнице

(пере)п.хал (с)уд.брением

(по)см.трел (по)т.левизору

(вы)п.ли (из)к.вша

5.Образуй глаголы.

-,

-,

-,

-.

Образуй глаголы с приставками пере

за

от

по

В.зать, в.зить, к.пать, бр.сать, н.сить, п.хать, т.нуть, гонять,

б.жать, к.дать, к.тать, м.тать, п.сать, в.рить, м.хать, г.в.рить.

6. Вставь нужный предлог.

.

.

Спиши стихотворение С Маршака и вставь нужные предлоги

Пок.тился … огород,

Док.тился … ворот,

Подк.тился … ворота,

Доб.жал … поворота,

Там попал … колесо,

Лопнул, хлопнул –

Вот и всё!

7. Письмо кота Матвея

.

Прочитай стихотворение Выпиши однокоренные слова с

.

разными приставками и объясни их значение

Заболел сегодня Слон,

Написал записку он.

Небольшой листок бумаги

Обписал со всех сторон:

Записал температуру,

Попросил прислать микстуру.

Подписал конверт с тревогой

И отправил в путь – дорогу.

Слон письмо отдал Кроту,

Чтоб отправили Коту.

Кот послал Слону пакет,

Отписал ему ответ,

Что лекарство посылает

И ещё большой привет.

Пописал, устал немножко,

Посмотрел потом в окошко,

Описал ещё погоду,

Прописал бочонок мёду,

Дописал привет друзей,

Подписался

Кот Матвей.

Найди и подчеркни грамматическую основу в предложениях!

Однажды р.дители под.рили Коле щ.нка. Пуш.стый щ.нок быстро

прив.зался к мальчику. Он повсюду бегал за св.им маленьким хозяином.

Ос.нь загл.нула в с.ды. Посп.вают нал.вные яблоки. В ясный д.нёк

с.доводы дружно собирают богатый ур.жай.

Составь загадки

,

Подбери по смыслу нужные строчки так чтобы составить две

.

.

загадки Отгадай их

Назови их, д.твора,

Меня сл.пым зовут всегда.

Между ними есть г.ра

Я под з.млёй построил дом,

Два кр.сивых оз.рца,

Но это вовсе не б.да.

Есть у каждого л.ца,

Все кл.довые полны в нём.

Ответ: (составляем через строчку)

Всё обдумай, не спеши,

А потом уже пиши!

.

Это стихотворение прочитай и вставь пропущенные буквы Запиши

.

,

под диктовку Проверь свою работу сверив с образцом в конце

.

пособия

Откуда пришёл стол.

Недаром пахнет он с.сной.

Пришёл он из глуши л.сной.

Вот этот стол – с.сновый стол

К нам из л.су пришёл.

Пришёл он из глуши л.сной.

Он сам когда – то был с.сной.

Сочилась из его ств.ла

Прозрачная см.ла.

Он был в чешуйчатой к.ре,

А меж его к.рней

Барсук хр.пел в св.ей н.ре

До первых вешних дней.

На каждой строчке найди грамматическую основу!

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от з.мли,

И кувшинчик синий расцв.тает,

И зовут друг друга журавли.

(А.Толстой)

Плывут паутины над сонным жнивьём,

Кр.снеют р.бины под каждым .кном.

Хрипят по утрам п.тушки м.л.дые.

Д.жди налегке вып.дают гр.бные.

(А.Твардовский)

Спиши скороговорки.

Водовёз вёз воду из – под водопровода.

Маланья – болтунья молоко болтала, да еле выболтала.

На г.ре г.гочут гуси, под г.рой огонь горит.

На дв.ре тр.ва, на тр.ве др.ва. Не руби др.ва на тр.ве дв.ра.

Три древоруба в трёх дв.рах др.ва рубят.

Ткёт тк.чиха ткани на платочек Тане.

Слова, различающиеся одой гласной корня.

Даю – дою, лежи – лижи, спешу – спишу, запевать = запивать, мечи – мячи,

тонуть – тянуть, седеть – сидеть, частота – чистота, поласкать – полоскать,

увидать – увядать, посветить – посвятить, мила – мала, выжать – выжить,

умолять – умилять, обежать – обижать.

.

Составь предложения с тремя любыми данными парами слов

Не зевай – отгадай!

В.сной в.с.лит, летом х.л.дит, ос.нью п.тает, з.мой согр.вает. На сене л.жит,

сама не ест и другим не даёт. Т.чёт, т.чёт – не выт.чет, б.жит, б.жит – не

выб.жит. Не бык, а бодает, не ест, а еду хв.тает. В в.де не тонет, в огне не

горит,, из в.ды р.дится, а огня б.ится. Два ст.ят, два л.жат, пятый ходит,

ш.стой водит, с.дьмой песенки п.ёт.

.

В местах пропуска ручкой запиши буквы Отгадки запиши в

.

тетрадь

Не зевай – отгадай!

1.

Конь ст.льной, хвост льняной.2. Зверь м.хнатый, неуклюжий, не б.ится

зимней стужи, под к.ряго. л.сной спит под снежной пеленою.3. З.лёные

л.сточки, жёлтые серёжки, ст.ит в л.сочке на белой ножке. 4 Этот шарик

пол.сатый очень любят все р.бята. 5. Они чёрные, кр.вые, от р.ждения н.мые,

а как только встанут в ряд – с нами вдруг заг.в.рят. 6 Г.в.рливый и журчащий,

и х.лодный, и бл.стящий. 7. Л.жат поросятки, привязанные к грядке. 8.

Х.р.ши з.лёные, а з.мой – с.лёные.

Найди в загадках и подчеркни волнистой линией имена

.

.

прилагательные Вставь ручкой пропущенные орфограммы

Закончи пословицу, вставляя подходящие по смыслу глаголы.

Смелый поб.ждает, а трус… Человек от лени б.леет, а от труда … Лето

прип.сает, а з.ма … Сумел зав.зать, сумей и … Чем зря кр.чать, лучше …

Декабрь год к.нчает, а з.му … Легко друга пот.рять, но трудно … По одежде

встр.чают, а по уму … Посп.шишь – людей …

:

.

,

,

.

,

,

Слова для справок

пог бает подбирает насм шишь здоровеет

.

,

.

,

,

,

.

)

разв зать пом лчать начинает найти пров жают Запиши

.

пословицы в тетрадь

Игра «А что он делает?»

,

Водящий выходит из класса а вы в классе задумываете предмет и

.

подбираете к нему возможные действия

: «

Приглашается водящий Он должен спросить

А что он делает

А

.

,

вы по очереди называете действия Отгадав предмет водящий

.

выбирает нового водящего

:

Возможные ответы

СОЛНЦЕ – бл.стит, осв.щает, согр.вает.

СНЕГ – б.леет, л.жит, скр.пит, бл.стит, .скрится, кружится.

ДЕРЕВО – ст.ит, к.чается, з.л.нет.

Найди в стихотворении глаголы.

В понедельник я ст.рала,

Пол во вторник подм.тала,

В среду я п.кла калач,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила,

Всех подружек в воскр.сенье

Позвала на день р.жденья.

.

Вставь ручкой орфограммы Найди и подчеркни двумя чертами

.

глаголы

Большая или маленькая?

Домик для (С,с)кв.рцов построил Алёша (С,с)кворцов. Ул.тел (О,о)рёл за

город (О,о)рёл. У (П,п)астухов выступал Андрей Иванович (П.п)астухов.

Коля (А,а)рбузов купил пять (А,а)рбузов. Не бойся (М,м)орозов, Серёжа

(А,а)рбузов!

Большая букву в географических названиях.

ГОРОДА: Кр.снодар, Кр.сноярск, .рёл, Санкт – П.тербург, М.сква, Ник.лаев,

П.влодар, В.лгоград, Н.восибирск.

СЁЛА: М.лчаново, П.рвомайское.

ДЕРЕВНИ: С.ргеево, С.коловка.

ОКЕАНЫ: Северный Л.довитый, .ндийский.

Запиши моё имя!

Р.иса(Рая), В.силий, М.ксим, Б.рис, Ел.завета, П.влуша, Ф.липп, Т.тьяна,

В.талий, Ек.терина, М.рина, .рина, Ник.лай, Ант.нина, Св.тлана, .раида (Ида),

Г.лина, М.рия, Ст.нислав (Стас), Ал.ксей, В.лентина, З.наида, Гр.горий,

С.ргей, Л,риса (Лара), С.мён (Сеня), М.хаил, Р.ман, Т.мофей, Г.ннадий,

П.лина, Ан.стасия, К.нстантин, Гл.фира (Глаша), Д.ниил(Даня), В.рвара,

Т.исия (Тая), В.роника, Н.дежда, Л.онид, В.ктория, Н.талья (ната), Кл.вдия,

Ст.пан.

,

.

Девочкам выписать женские имена а мальчикам

мужские В

.

скобках запиши проверочное слово

Буквенный диктант «О или А?»

Ты будь внимателен, мой друг,

В словах есть безударный звук:

Н.ра, ж.ра, д.ма, с.сна –

Одна из гласных не ясна.

В.да, м.сты, тр.ва, гл.зок,

Гр.за, дв.ры, р.са, к.мок,

.са, к.са, м.ря, с.ва.

Проверить надо все слова!

О.Жиренко

Родственные слова.

Трескучий, затрещал, треск.

Похолодание, холодный, похолодел.

Удивил, удивление, удивительный.

Зеленоватый, позеленеет, зелень.

Подарок, подарочный, подарила.

Проливной, ливень, залило.

.

Выпиши из ряда родственных слов только имена прилагательные

Допиши!

Весёлый, храбрый, игривый, шаловливый, смелый.

Допиши к каждому имени прилагательному родственные имя

.

существительное и глагол

:

Образец

,

,

.

Весёлый веселье повеселел

Измени слова.

.

.

Прочитай Измени слова в скобках по смыслу Обозначь в них

.

ударение и подчеркни безударную гласную в корне слова

Стройная (сосны), высокая (горы), сильная (грозы), важные (грачи),

холодные (дождь), добрые (слово).

Найди лишнее.

Ель, еловый, ел, ельник.

Висеть, повис, висок, отвисал.

Летучий, полёт, лето, летать.

Смех, смешать, смешной, смешить.

.

Зачеркни лишнее слово

Парные согласные.

Назовём мы книжку «том»,

Для ж.лья построим …

Вот тележка. Это – тачка.

Дом в с.ду зовётся …

По р.ке плывут пл.ты,

Зреют на в.твях …

Нитку сматывай с к.тушки,

Воду черпай из…

Х.р.шо т.нцует Таня

И её бр.тишка …

Архитекторы – тв.рцы

Строят чудные …

,

.

Спиши стихотворение вставляя соответствующую рифму

«Птичий диктант».

Сн.гирь, кл.сты, св.ристель, гр.чи, скв.рцы, др.зды, стр.жи. ч.жи,

трясогузка, славянка, с.ва, .рёл, жур.вли,с.л.вей, в.р.бей, с.рока, с.ничка,

кор.лёк, в.рона, сок.л.

«Цветочный диктант».

Н.готки, к.локольчик, в.силёк, р.машка, ч.рёмуха.

«Грибной диктант».

Гр.бная п.ра наступила в л.су.

Гр.бы я в корзине из леса н.су.

Л.сички. м.слята, б.ровики, подб.рёзовики, под.синовики,

м.ховики.

«Рыбный диктант».

Ст.рлядка, .рши, л.щи, треска, .куньки, с.мы.

«Овощной диктант».

М.рковь, г.рох, к.пуста, .гурец, п.мидор, к.ртофель, б.бы,

п.трушка, салат.

«Ягодный диктант»

Ч.рника, г.лубика, обл.пиха, з.мляника, р.бина, м.лина, к.лина, ч.рёмуха,

ежевика, жимолость, в.ноград, морошка, смородина.

Диктант «Моя семья»

М.муля, п.пуля, б.буля, д.дуля, бр.тишка, с.стрёнка.

Диктант « Кто у кого?»

У кошки – к.тёнок – к.тята.

У лисы -………..-……. .

У слона -………..-……. .

У тигра -………..-……. .

У бобра -……….-……. .

У лося -………..-…….. .

У оленя - ………-……. .

У кита -………..-…… .

У совы -………..-……. .

У волка – в.лчонок – в.лчата.

У галки – галчонок – галчата.

У ежа - .жонок - .жата.

У овцы – ягнёнок – ягнята.

У моржа – м.ржонок – м.ржата.

У собаки – щенок – щенята.

У коровы -………-……… .

У кролика –кр.льчонок – кр.льчата.

У козы -………. - ……… .

« Диктант про насекомых»

Шм.ли, мур.вьи, пч.ла, стр.коза, св.тлячок.

« Кухонный диктант».

С.лонка, сах.рница, м.слёнка, к.фейник, н.жи, пов.рёжка, м.нтышница (мант),

ск.роварка, с.мовар, х.л.дильник, д.ска (разделочная), св.тильник.

«Мебельный диктант».

Шк.фы, диван, кр.вать, с.фа, ст.лы, з.ркала.

«Диктант профессий».

Кр.новщик, комбайнёр, учит.ль, тр.кторист, п.вец, пловец, т.нкист,

ст.ляр, ст.кольщик, п.стух, п.рикмахер, шв.я, м.сник, шофёр,

стор.ж,ч.совщик, вр.чи, с.довник, т.лятница, прод.вец, в.дущий,кл.довщик,

н.сильщик, зв.нарь,л.сник, в.рхолаз, в.допроводчик, м.шинист, м.ряк,

в.дитель, пров.дник.

Диктант «Музыкальный оркестр».

Скр.пач, ба.нист, пи.нист ( пиано), г.рнист, б.р.банщик, гит.рист.

«Спортивный диктант».

Б.ксёр, шт.нгист, ш.хматист, хоккеист, футб.лист, волейб.лист, баскетб.лист,

б.гун, к.нькобежцы, теннисист, фигуристы.

«Цветной диктант».

З.лёный, г.лубой, оранжевый, ж.лтый, ч.рный, поб.левший, кр.сноватый,

с.неватый, сиреневый, м.рковный, м.линовый.

Сок «Моя семья».

В.шнёвый, в.ноградный, р.биновый, сл.вовый, ябл.чный, м.линовый,

ч.рничный, г.лубичный, .пельсиновый.

Диктант «Смак».

Гр.бы в см.тане.

Ф.ршированное .йцо (яйца).

Б.бовый суп.

М.сное ж.ркое (жарят).

Бл.ны с з.мляничным в.реньем.

Ч.рничный к.сель.

Сл.вочное м.роженое.

Диктант « Осенние листочки».

Кл.новые, б.рёзовые, т.полиные, .синовые, р.биновые.

Диктант «Хвоинки».

К.дровые, с.сновые, .ловые, п.хтовые.

Диктант «Природа»

В.сна, з.ма, ос.нь, р.са, тр.ва, л.сточки, хв.инки, гр.бы, д.ревья, г.ра,

в.да, з.мля, д.лина, зв.рьки, л.сная тр.пинка, д.жди, кр.сивые м.ста, м.ря,

в.лна,сн.жинка, гр.за, гн.здо, ж.ра, хол.д , л.стопад, сн.гопад, р.ка, оз.ро,

в.ршина

«Морской диктант».

М.рская в.лна, капитан, корабль, м.ряки, к.ты, п.роход, путешествия, пл.ты.

«Школьный диктант».

П.нал, к.р.ндаши, д.ска, т.традь, р.зинка, уч.ники, уч.теля,

ст.ловая, д.журный, портфель,русский .зык, математика, б.блиотека,

м.дицинский кабинет,.гра, пер.мена, каникулы,

т.хнички , стор.ж, т.плица, цв.ты, рисование, выст.вка (выставляют работы),

в.жатые, р.бята, .кно.

«Обувной диктант».

Кр.ссовки (кросс), б.тинки ( боты), сапоги, б.соножки.

Диктант «Одежда».

Пл.щи, п.льто,

Наиболее часто встречающиеся суффиксы.

УШК: В.рхушка, кр.юшка (хлеба), к.тушка (ниток), лягушка – кв.кушка,

в.снушки, .грушки, к.душка, в.трушка, к.рмушка, к.ровушка, .збушка,

погр.мушка, травушка.

ИСТ: К.менистый, г.ристый, л.систый, в.твистый, з.рнистый,

тр.кторист, м.шинист, гит.рист, ба.нист, пи.нист, с.лист (соло).

ТЕЛЬ: В.дитель, стр.итель, п.сатель, воспитатель, учитель, читатель.

ОК: Р.жок, ст.жок, сап.жок, сн.жок, фл.жок, н.готок, в.лосок, м.лоток, пов.док

(водит), л.коток (локоть), к.лобок, гр.бок, ж.лток,

б.лок, м.лок (мел), м.лок ( милый), к.мок (ком), н.сок, замок.

НИК: Л.сник, под.рожник, ч.ртёжник, дворник.

ИЦ: В.дица, м.л.дица, л.сица, в.лчица, т.грица, г.рчица, сах.рница,

с.латница, б.льница, т.плица, п.вица, гр.ница (грань), д.вица, .ичница (яйца).

ЕЦ: Дв.рец, б.ец, отец, б.рец, г.нец (гонит), ж.лец, .гурец, прод.вец, м.л.дец,

л.денец, пловец, п.вец, б.глец.

ОНОК (ЁНОК): Сл.нёнок, т.лёнок , т.грёнок , в.лчонок ,

к.тёнок, .жонок,ол.нёнок, б.брёнок, скв.рчонок, г.лчонок, с.вёнок, л.сёнок (у

лосихи), л.сёнок (у лисы) , к.злёнок.

АТ (ЯТ): Сл.нята , т.лята , т.грята , в.лчата , к.тята , .жата , ол.нята , б.брята ,

скв.рчата , г.лчата , с.вята , л.сята (у лосихи ) , л.сята (у лисы) , к.злята.

ЕНЬК: З.лёненький, г.лубенький, ж.лтенький, кр.сивенький, зд.ровенький,

н.сатенький, цв.тастенький.

ОВ: М.ховой, .синовый, б.рёзовый, с.сновый, кл.новый.

Приставки пиши слитно, а предлоги –раздельно!

(за)пл.тить (за)т.пло (от)в.зать (от)дер.ва

(с)х.дить (с)с.строй (по)б.жать (по)тр.пинке

(за)б.ялся гр.зы (по)г.стил (у)ст.риков

(до)ск.кал (до)гр.ницы (вы)л.чился (в)б.льнице

(пере)п.хал (с)уд.брением (по)см.трел (по)телевизору

(вы)п.ли (из)к.вша (на)п.сал (на)ст.не

(за)б.лел (в)л.су (по)пл.сали (по)д.рожке

(за).грал (на)баяне (с)кл.нился (под)тяж.стью

(про)зв.нил (в)т.шине (за)цв.ли (на)п.лянке

(при)бл.жался (к)д.ревне (про)л.тел (над)гор.дом

(за)щ.бетали (на)дер.ве (по)к.залась (из)в.ды

Найди и подчеркни грамматическую основу в предложениях!

Однажды р.дители под.рили Коле щ.нка. Пуш.стый щ.нок быстро

прив.зался к мальчику. Он повсюду бегал за св.им маленьким хозяином.

Ос.нь загл.нула в с.ды.Посп.вают нал.вные яблоки. В ясный д.нёк

с.доводы дружно собирают богатый урожай.

На каждой строчке найди грамматическую основу!

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от з.мли,

И кувшинчик синий расцв.тает.

И зовут друг друга жур.вли.

(А. Толстой)

Плывут паутины над сонным жнивьём,

Кр.снеют р.бины под каждым окном.

Хрипят по утрам петушки м.л.дые.

Д.жди налегке вып.дают гр.бные.

(А. Твардовский)

Скороговорки.

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Маланья- болтунья молоко болтала, да еле выболтала.

На дв.ре тр.ва, на тр.ве др.ва.

Три древоруба в трёх дв.рах др.ва рубят.

Ткёт тк.чиха ткани на платочек Тане.

Слова, различающиеся одной гласной корня.

даю – дою лежи – лижи спешу – спишу

запевать – запивать мечи – мячи тонуть – тянуть

седеть – сидеть частота – чистота поласкать – полоскать

увидать – увядать посветить – посвятить мила – мала

выжать – выжить умолять – умилять обежать – обижать

Не зевай – отгадай!

В.сной в.с.лит, летом х.л.дит, ос.нью п.тает, з.мой согр.вает. На сене л.жит ,

сама не ест и другим не д.ёт.Т.чёт , т.чёт – не выт.чет, б.жит, б.жит – не

выб.жит. Не бык , а бодает , не ест , а еду хв.тает.

В в.де не тонет , в огне не горит , из в.ды р.дится , а огня б.ится. Два ст.ят ,

два л.жат , пятый ходит , ш.стой водит , с.дьмой песенки п.ёт. (Отгадки:

дер.во, с.бака, р.ка, ухват, лёд , дверь).

Не зевай – отгадай!

Конь ст.льной, хвост льняной. Зверь м.хнатый, неуклюжий, не б.ится зимней

стужи, под к.рягою л.сною спит под снежной пеленою. З.лёные л.сточки ,

ж.лтые серёжки, ст.ит в л.сочке на белой ножке. Этот шарик пол.сатый очень

любят все р.бята. Они ч.рные , кр.вые, от р.ждения н.мые, а как только

встанут в ряд – с нами вдруг заг.в.рят. Г.в.рливый и журчащий , и х.лодный ,

и бл.стящий. Л.жат поросятки , привязанные к грядке. Х.р.ши з.лёные, а

з.мой – с.лёные.

(Отгадки: иголка с ниткой, м.дведь, б.рёза, арбуз, буквы, ручей, огурцы).

Задание: найди в загадках и подчеркни волнистой линией прилагательные.

Закончи пословицу , вставляя нужные по смыслу глаголы.

Смелый поб.ждает , а трус … . Человек от лени б.леет ,а от труда … .Лето

прип.сает , а … . Сумел зав.зать , сумей и … . Чем зря кр.чать , лучше … .

Декабрь год к.нчает , а зиму … . Легко друга пот.рять , но трудно … .По

одежде встр.чают , а по уму … . Посп.шишь – людей … .

(Слова для справок: пог.бает, зд.ровеет, разв.зать, пом.лчать, начинает ,

найти , пров.жают , насм.шишь).

Игра «А что он делает?»

Водящий выходит из класса, а дети задумывают предмет и подбирают к

нему возможные действия.

Водящий приглашается. Он должен спросить: «А что он делает?» игроки по

очереди называют действия. Отгадав предмет, водящий назначает нового

водящего.

Возможные ответы:

СОЛНЦЕ –бл.стит , осв.щает, согр.вает.

СНЕГ –б.леет, л.жит, скр.пит, бл.стит.

ДЕРЕВО – ст.ит, к.чается, з.люнеет.

ПЧ.ЛА – л.тает, с.дит.

Найди в стихотворении глаголы.

В понедельник я ст.рала ,

Пол во вторник подм.тала ,

В среду я п.кла калач ,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила,

Всех подружек в воскр.сенье

Позвала на день р.жденья.

Большая или маленькая?

Домик для скв.рцов построил Алёша Скв.рцов. Ул.тел орёл за город

Орёл. У п.стухов выступал Андрей Иванович П.стухов. Коля Арбузов купил

пять арбузов. Не бойся морозов, Серёжа Морозов!

Большая буква в географических названиях.

ГОРОДА: Кр.снодар , Кр.сноярск , .рёл , Санкт – П.тербург , М.сква,

Ник.лаев , П.влодар , В.лгоград , Н.восибирск.

СЁЛА: М.лчаново , П.рвомайское.

ДЕРЕВНИ: С.ргеево , С.коловка .

ОКЕАНЫ: Севеный Л.довитый , .ндийский.

МОРЯ: Ср.диземное.

РЕКИ:

Запиши моё имя!

Р.иса (Рая), В.силий, М.ксим, Б.рис, Ел.завета, П.влуша, Ф.липп, Т.тьяна,

В.талий, Ек.терина, М.рина, .рина, Ник.лай, Ант.нина, Св.тлана, .раида

(Ида) , Г.лина, М.рия, Ст.нислав (Стас), Ал.ксей, В.лентина, З.наида,

Гр.горий, С.ргей, Л.риса (Лара), С.мён (Сеня), М.хаил, Р.ман, Т.мофей,

П.лина, Ан.стасия, К.нстантин, Гл.фира (Глаша), Д.ниил (Даня), В.рвара,

Т.исия (Тая), В.роника, Н.дежда.

Задание :девочкамвыписать женские имена,а мальчикам –мужские.

Родственные слова.

Трескучий, затрещал, треск.

Похолодание, холодный, похолодел.

Удивил, удивление, удивительный.

Зеленоватый, позеленеет, зелень.

Подарок, подарочный, подарила.

Проливной, ливень, залило.

Задание:Выпиши из ряда родственных слов только имена прилагательные.

Допиши!

Весёлый, храбрый, игривый, шаловливый, смелый.

Задание:Допиши к этим словам родственные сушествительные и глаголы.

Образец:Весёлый, веселье, повеселел.

Парные согласные.

Назовём мы книжку «том»,

Для ж.лья построим … (дом).

Вот тележка.Это – тачка.

Дом в с.ду з.вётся …(дачка).

По р.ке плывут пл.ты,

Зреют на в.твях …(плоды).

Нитку сматывай с к.тушки,

Воду черпай из …(кадушки).

Х.р.шо т.нцует Таня

И её бр.тишка …(Даня).

Архитекторы – тр.рцы

Строят чудные …(дв.рцы).

Словосочетания.

Зап.х ч.рёмухи, .грали (игра) на пл.щадке, расск.зал о ст.рухе, св.рнул с

дороги, взм.хнул крылом, выт.рпит всё, по.вилась на речке, осв.тило п.ляну,

капли р.сы, зат.нулся тиной, н.чевал на с.новале.

Закончи предложения подходящими по

смыслу словами.

С вр.гом сражаются …(б.йцы).

С д.тьми встр.чаются …(отцы).

На ринге борются …(б.рцы).

К нам в дом вс.ляются …(ж.льцы).

П.ют, ст.раются …(п.вцы).

Здесь соревнуются …(пловцы).

А там несутся …(б.глецы).

Выучи чистоговорку.

СА-СА-СА, СА-СА-СА,

Укусила в нос .са.

СО-СО-СО, СО-СО-СО,

Стал мой нос, как колесо!

СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ,

Не б.юсь я злой .сы!

СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ,

Я .су в руке н.су!

Подбери рифму!

Распустились утром розы,

На цв.тах св.ркают …(росы).

Щиплет травушку к.за,

Косит тр.вушку …(к.са).

На ст.ле л.жала сайка,

А по лесу бегал …(зайка).

Лиза пробовала суп,

Заб.лел у Лизы …(зуб).

Всё обдумай, не спеши, да людей не насмеши!

Рисовать, рисунок, рисованный, срисую, перерисовать.

ПОДУМАЙ! А слово «рис» - родственное с этими словами?

Гусак, гусыня, гуськомгусятница, гусятина, гусёк, гусёнок, гусиное.

ПОДУМАЙ!А слово «гусеница» -тоже от слова «гусь»?

Курица, куры, курочка, курёнок, куриный, курятник, курьи.

ПОДУМАЙ! А слово «курить» - тоже про курицу?

Соль, солонка, посолить, солёный, рассольник, солянка, пересолить.

ПОДУМАЙ! А слово «соло» (из музыки) – родственное этим словам?

Раздели на две группы!

Делать, переделка, деловой, дело,делянка,сделать, делимое, поделать,

поделить.

Лето, полетим, летний, лётчик, летом, полёт.

Водичка, проводить, водяная, проводник, подводный, водитель.

Горе, горький, горчить, горевать, пригорюнилась, горчица,горюшко.

Пахнет, пахать, пахота, пахучий, вспахать, запахи, перепахать.

Польза, ползти, ползучий, полезный, ползунки, пользоваться.

Родственные или нет?

Кидать, швырять, бр.сать.

Б.ялся, пугался, р.бел (робкий).

Упал, св.лился.

Доктора, вр.чи. Кони, лош.ди. Рыть, к.пать. Плакать, реветь.

Проверочное или нет?

С.лач –сёла, кр.ить – край, п.роть – пара, к.тать – кот, м.нять – мина,

п.тёрка – пятка, сл.за – слез, в.лна – вол, тр.вить – травы, м.хать – мох, сл.пил

– ослеп, пол.нял – лень, п.лзти – польза, в.дитель – воды, запл.тил – заплатка.

Распределительный диктант.

Запиши слова в пять столбиков: с безударной гласной О, А, И, Е,Я.

Бер.зняк, уд.вление, зн.комство, ст.рожка, п.тёрка, т.шина, л.вушка. пт.нец,

прод.вец, п.вица, взгл.нул, в.лна, ут.шили, т.нули, .гра.

Спиши пословицы.

Не сп.ши .зыком, а сп.ши делом.По одёжке встр.чают, по уму пров.жают.

Г.лодной курице з.рно снится. Каждая тр.винка имеет св.ю р.синку.

Упустишь минуту – пот.ряешь ч.сы. Хочешь есть калачи – не с.ди на п.чи.

Поставь ты гласный под ударенье,

Потом спиши стихотворенье!

Гуляют тучи з.л.тые

Над отдыхающей з.млёй.

П.ля просторные, немые

Бл.стят облитые р.сой.

(И. Тургенев)

Гремят раскаты м.л.дые,

Вот дождик брызнул, пыль л.тит.

Повисли перлы д.ждевые

И солнце нитн з.л.тит.

(Ф. Тютчев)

Ещё вчера, на солнце млея,

Последним лес др.жал л.стом,

И озимь, пышно з.л.нея,

Л.жала барх.тным к.вром.

(А. Фет)

Р.синка др.жала

На тонком л.стке

Р.чонка(реки) дышала,

Шурша в тр.стнике.

(К. Бальмонт)

Т.инственно шумит л.сная т.шина,

Незримо по л.сам п.ёт и бродит Ос.нь.

(И. Бунин)

Украдкою в м.ё .кно

Гл.дело бледное св.тило,

И мне к.залось, что оно

М.ю дремоту ст.р.жило.

(Ф. Тютчев)

Тут лес п.стреет, там

П.ля и степи, там встр.чает взгляд

Опять дубраву или по кустам

Рассеянные сосны.

(М. Лермонтов)

Обл.тели листья с клёна,

Клён от холл.да др.жит.

На дорожке у балкона

З.л.той к.вёр л.жит.

(Е, Авдиенко)

Чудная картина, как ты мне р.дна:

Белая равнина, полная луна,

Свет н.бес высоких,

И бл.стящий снег,

И с.ней д.лёких од.нокий бег.

(А. Фет)

Народные приметы.

Ласточки л.тают низко над з.млёй – к скорому д.ждю. Переест.ёт Кл.вать

рыба – к длительному ненастью. Мур.вьи зап.лзают в мур.вейник – к

д.ждливому дню. Дым из трубы ст.лбом поднимается вверх –К ясному дню.

Увидишь скв.рца – в.сна у крыльца. Сухое и жаркое лето предв.щает

м.розную и м.лоснежную

зиму.

Подбери и запиши синонимы к этим выражениям,

используя слова для справок.

Взяться за ум - …

Выл.теть в трубу - …

Зарубить на н.су - …

Нав.стрить уши - …

Проглотить . зык - …

Не умеет двух слов св.зать - …

П.лзёт как черепаха - …

Ун.сить ноги - …

Слова для справок: образумиться; остаться без денег; плохо г.в.рит;

зам.лчать; уб.гать; идёт медленно; запомнить навсегда; прислушаться с

интересом.

Подбери антонимы к каждому глаголу.

Прод.вать -…

Св.зать - …

Од.вать -…

Отд.вать -…

Вл.зать - …

Исч.зать - …

Б.леть - …

См.яться - …

Болеть - …

Слова для справок

:

по.вляться, разв.зать, покупать, брать, выл.зать,

зд.р.веть, ч.рнеть, плакать, раздевать.

Замени словосочетания одним словом.

Д.вать ответ -…

Хр.нить м.лчание - …

Г.в.рить неправду - …

Од.ржать победу - …

Слова для справок

:

поб.дить, обманывать, отв.чать, м.лчать.

Подбери синонимы к данным глаголам.

Вернуть - …

Гр.х.тать - …

Вставать - …

Беречь - …

Возмущаться - …

Слова для справок

:

с.рдиться, возвр.тить. подниматься, гр.мыхать. хр.нить.

Словесная игра «Прятки».

Закончи предложение словом с корнем – игр-.

Знает наша д.твора:

Прятки – лучшая …(игра)!

Всех ребят х.тим собрать,

В прятки будем мы …(играть)!

Наш щ.нок –такой шалун,

Забияка и …(игрун)!

Мой к.тёнок шаловливый,

Очень ласковый, …(игривый)!

У м.лышки – погремушка.

Очень шумная …(игрушка)!

Игра в рифму «Наведи порядок!»

Заз.ленели в парке …(детки),

И на прогулку вышли …(ветки)!

В л.су л.тают летом …(кошки).

Охотятся на мышек …(мошки).

К.гтистые у киски …(тапки).

У Вики новеникие …(лапки).

В б.ю стреляют метко …(санки).

За шнур мы в гору тянем …(танки).

Досочиняй стишок.

В.да б.жит в прохладной речке.

Поленья полыхают в …(печке).

Лечит от б.лезней лекарь.

Хлеб п.чёт умелый …

На пляже тёпленький л.сок.

Вд.ли – б.рёзовый …

Д.леко идти мне лень.

Лучше сяду я на …

Игра «Поправь меня!»

Сочинял п.сатель БАШНЮ.

Р.совал художник БАСНЮ.

Сладко спит в б.рлоге МИСКА.

На ст.ле с салатом МИШКА.

В поле землю я ПАСУ.

На лугах к.ров ПАШУ.

С аппетитом поели ребята ПОЛЯНКУ.

А потом поб.жали играть НА СОЛЯНКУ.

На морозе гуляли и бегали ПАЛЬЧИКИ.

Долго им согр.вали замёрзшие МАЛЬЧИКИ.

Слово повтори тогда,

Когда названа ЕДА!

П.ченье, в.ренье, куренье!

Хв.сты, в.нты, т.рты!

Ватрушка, к.рмушка, в.снушка!

Дв.рец, .гурец, л.денец!

Т.плица, п.вица, г.рчица!

Игра «Четвёртое лишнее»

Ножи, ножка, ножовка, ножницы.

Носить,носовой, носик, носы.

Пятница, пятый, пятёрка, пятка.

Питание, пища, пищать, питается.

Запиши только родственные слова.

Платить, плата, заплатка, зарплата.

Ползучий, полезный, ползти, ползунки.

Дорогой, дороговизна, дорога, дороговат.

Шестой, шестерня, шестнадцать, шестьдесят.

Смешной, посмешище, смешить, смешать.

«В гостях у сказки».

Нет ни речки, ни пруда –

Где в.ды напиться?

Очень вкусная в.да –

В ямке от копытца!

Кр.сна д.вица грустна:

Ей не нравится в.сна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт б.дняжка.

Не л.жалось на .кошке –

Пок.тился по дорожке.

Отворили дверь к.злята

И …пропали все куда – то.

Угадай слово.

1. Машина, которая возит молоко - СТАЛЕВАР.

2.Человек, который пасёт свиней - МОЛОКОВОЗ,

3.Рабочий, который варит сталь - МЯСОРУБКА.

4.Человек, который разводит лес - СВИНОПАС.

5.Машинка, которая измельчает мясо - ЛЕСОВОД,

6.Человек, который делает масло - СЕНОКОСИЛКА.

7.Машина, которая косит траву для сена - МАСЛОДЕЛ,

Запиши скороговорки.

По утрам мой брат К.рилл

Трёх кр.льчат тр.вой к.рмил.

Громко как гр.чи кр.чат!

Завтракать з.вут гр.чат.

От удара бомбардира задр.жала вся квартира

Тополь –т.полёк надел тёплый платок.

Кр.чал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу кр.чать до хрипу.

Чёрный ч.ртёнок по берегу шёл,

Чёрный ч.ртёнок ч.рнила нашёл.

Найди антоним.

Весёлый - маленький.

Б.льшой - узкий.

Т.жёлый - скучный.

Ш.рокий - близкий.

Д.лёкий - длинный.

К.роткий - старый.

Кр.вой - лёгкий.

М.л.дой - пр.мой.

Б.льной - горячий.

Х.лодный - зд.ровый.

Игра «Третий лишний»

1) Лес, лестница, лесничий. 2) Честный, чесночный, чеснок. 3) Седло,

седловина, седина.

4) Смешной, смешать, смешить. 5) Дивный, удивлённый, диванный. 6)

Левый, лев, налево.

7) Водичка, водитель, водяной.

Найдите родственные слова и выпишите в тетрадь.

1)Проблесковый маяк мигнул и погас. Белые ночи полны бесцветного блеска.

(К. Паустовский) 2) Когда свежий ветер выпадет и ровным слоем ляжет, это

называется пороша, потому что снег, как белый порошок, всё поле

запорошил. (С. Образцов)

Ответы: 1) Проблесковый, блеск. 2) Пороша, порошок, запорошил.

Сколько бывает родственных слов?

От большинства корней можно образовать несколько десятков слов.

Например, с корнем – чист- - около шестидесяти. А с корнем – вод- ( не в

слове вода, а в слове водить), если очень постараться, можно найти больше

ста слов! Попробуйте!

Прочитайте стихотворение Велимира Хлебникова. Видите, сколько можно

образовать слов от одного корня!

О, рассмейтесь, смехачи!Смейево, смейево,

О, засмейтесь, смехачи!Усмей, осмей, смешики,

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.Смешики,

О, засмейтесь усмеяльно! Смеюнчики,

смеюнчики.

О, расссмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей! О, рассмейтесь,

смехачи!

О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!О, засмейтесь, смехачи!

Кто «командует» корнями?

У корней существует свой порядок и дисциплина. Например, встретил слово

домовитый и дал себе команду: выдели корень и, держа в голове секреты,

подбери «родственника», в котором он под ударением. Очень просто – дом.

Корень и «главное» правило,

или «Не лезьте за словом в карман!»

Надо быстро и правильно находить проверочные слова.

* говорят о человеке, который проявляет находчивость в разговоре и

отвечает на вопросы быстро и хорошо, не раздумывая при этом долго.

А всегда ли получается? Совсем не всегда. В голову могут приходить не те

слова, которые нужны, и ничего хорошего из этого не получится. Один

мальчик, например, проверил слово слезинка словом слизь, а слово слепил

словом липкий. А бывает, что слова приходят в голову трудно и медленно

или совсем не приходят.

Зато некоторым слова приходят в голову быстро и точно. Кому как везёт?

Тем, кто больше тренируется. Натренированным людям проверочное слово

успевает прийти в голову до того, как они записали сомнительную букву, и

тогда они просто не успевают сделать ошибку.

Хорошая работа идёт в таком порядке: сообразил – проверил – написал.



В раздел образования