Напоминание

Музыкальная гостиная " Старинные танцы".


Автор: Антонова Лариса Викторовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МОУДО ДМХШ им. Г. Струве.
Населённый пункт: г. Железногорск, Курская область.
Наименование материала: Внеклассное мероприятие
Тема: Музыкальная гостиная " Старинные танцы".
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве»

Музыкальная гостиная.

Тема:

«Старинные танцы».

Подготовила Антонова Лариса Викторовна

Преподаватель фортепианного отделения

г. Железногорск

2019 г.

Из истории музыки, романов и сказок мы узнаем о быте, музыке и

танцах прошлых эпох. При дворах европейских королей и князей танцевали

множество разных танцев. Это были и торжественные сарабанды и

медленные фаванны, быстрые подпрыгивающие рольярды, а еще изящные и

галантные менуэты.

XVII—XVIII века — это время, когда основополагающую роль в

развитии танца и танцевальных жанров начинает играть Франция — мощное

абсолютистское государство, ставшее одним из центров духовной жизни

Западной Европы.

Надо отметить, что для великосветского французского общества танец

становится одним из главных развлечений: балы с их пышностью и

роскошью — излюбленная забава знати, включая самого короля. Но все же

функции танца гораздо шире простого развлечения: это и средство общения,

и способ решения самых разных (вплоть до государственных) вопросов.

К концу XVII века многие массовые танцы, распространенные ранее (павана,

гальярда, вольта и др.), постепенно забываются. Популярность получают

такие как аллеманда, бурре, жига, куранта, лур, менуэт, паспье, ригодон,

сарабанда, форлана и др. В большинстве из них происходит отказ от

демократического

принципа

хороводного

движения.

Теперь

пары

танцующих образуют колонну; их места строго регламентированы в

зависимости от сословно-иерархических взаимоотношений участников. В

начале XVIII века главенствуют парные танцы: бурре, паспье, ригодон, гавот

и менуэт, движения и музыка которых отличаются стремлением к строгой

красоте форм, ясности, элегантности и изысканности выражения. Но к

середине столетия, несмотря на присущую придворным балам роскошь и

пышность, на смену танцам с их сложным этикетом приходят танцевальные

формы, близкие и доступные широким общественным кругам. Парные танцы

уступают место массовым, в первую очередь полонезу и контрдансу.

В это же время среди третьего сословия входят в моду парные танцы,

предполагающие близкий контакт партнеров. Самым популярным танцем

такого

рода

становится

вальс,

ведущий

свое

происхождение

от

простонародных австро-немецких дойче и лендлера. В конце XVIII века

вальс только начинает свое триумфальное шествие. Считающийся поначалу

непристойным, он подвергается гонениям, запретам, что лишь способствует

его повсеместному распространению.

Важное место танец и его многообразные жанровые разновидности

занимают в творчестве композиторов XVII—XVIII веков. Пожалуй, все

авторы этой эпохи (от Люлли до Моцарта и Бетховена) уделяют пристальное

внимание

популярным

в

быту

танцам.

Создавая

произведения

непосредственно для исполнения в бальных залах (зачастую простые и

незамысловатые), они в то же время насыщают танцевальными ритмами

нетанцевальную вокальную и инструментальную музыку. Ритмические и

мелодические

обороты

многих

танцев

проникают

в

многочисленные

органные, оркестровые, инструментальные сочинения композиторов эпохи

барокко (Бах, Гендель, Телеман), в их ораториальное творчество. Танец

является

жанровой

основой

сочинений

французских

клавесинистов

(Шамбоньера, Куперена, Рамо и др.) и английских вёрджиналистов (Бёрд,

Булл, Гиббонс и др). Интонациями и ритмами танца пронизано и творчество

композиторов венской классической школы; особенно ярко организующая

роль танца и ритма проявляется в крупных инструментальных формах

венских классиков, прежде всего в симфонии. Таким образом, традиция

опосредованного претворения танцевальных жанров в инструментальной

музыке, зародившаяся еще в эпоху Возрождения, в XVII—XVIII веках

получает дальнейшее развитие. Метрическая основа все более усложняется

мелодическими украшениями, фигурациями, гармоническим колоритом, в

результате чего танцевальные пьесы многих композиторов окончательно

теряют связь со своим бытовым первоисточником. В них происходит не

формальное

отражение

характера

танцевального

движения,

а

его

идеализация и создание на этой основе глубоких идейно-эмоциональных

образов. Но, несмотря на кажущуюся простоту музыкального языка бытовых

танцев и сложность, насыщенность их высокохудожественных образцов, в

целом танцевальной музыке XVII—XVIII веков свойственны ясность и

отчетливость структуры, периодическая расчлененность мелодических фраз,

регулярные

метрические

акценты,

черты

еще

большей

четкости

и

определенности.

Продолжается

процесс

развития

певучей

мелодики

широкого дыхания, проявившийся еще в эпоху Возрождения. В результате

можно говорить о том, что основные качества танцевальной музыки к концу

XVIII века окончательно кристаллизуются.

Из танцев возникли первые в истории музыки многочастные

инструментальные произведения.

Сначала под такую музыку лишь танцевали, а затем стали ее слушать.

Каждый из юных пианистов, хотя бы раз за свое обучение в

музыкальной школе, играли танцы из фортепианных сюит И.С. Баха. Им

написано шесть «Французских» и шесть «Английских» сюит. В переводе с

французского слово «сюита» означает «ряд», «последовательность». Во

времена Баха сюита представляла собою музыкальное произведение, которое

состояло из ряда самостоятельных пьес — танцев.

Основу сюит составляли четыре танца: аллеманда, куранта, сарабанда и

жига. Между сарабандой и жигой обычно вставлялись дополнительные

танцевальные

пьесы:

менуэт,

гавот,

бурре

и

другие.

Несмотря

на

самостоятельность

каждой

части,

сюита

воспринимается

как

единое

музыкальное произведение. Объединяет все части сюиты одна тональность.

АЛЛЕМАНДА

- старинный хороводный танец немецкого

происхождения. Характер ее плавный, спокойный, степенно величавый.

Движение неторопливое, умеренное. Размер аллеманды — 4/4 с характерным

затактом в одну восьмую или шестнадцатую - ритмическим отображением

шага «с каблука на носок». Аллеманда один из наиболее популярных

инструментальных танцев эпохи Барокко, стандартная составляющая сюиты .

В целом танец напоминает перемещение фигурок в музыкальной шкатулке.

Максимум изящества, легкости и воздушности. Кавалер задает направление

изменения фигур. Дама следует подаче кавалера, но при этом она не может

быть абсолютно пассивной - ее задача легко реагировать на изменения

направления движения, сохраняя грацию фарфоровой статуэтки.

И.С. Бах аллеманда из «Французской сюиты» до минор. Исполняет

преподаватель.

КУРАНТА - (франц. courante - бегущая, текущая) - старинный,

французский салонный танец трехдольного размера, распространенный в

странах Европы с начала XVI века. В старину он исполнялся парой танцоров.

В классических барочных сюитах (Suites de Danses) Куранта обычно была

вторым танцем, и следовала за аллемандой с аккомпанеметом в ¾. Это был

любимый танец Короля Людовика XIV (1638-1715), который он танцевал,

как говорят, лучше чем кто-нибудь еще. Движения Куранты были настолько

важны, что это рассматривались как необходимость изучения их перед

любым другим танцем.

Ф. Катттинг. Куранта. Исполняет учащаяся.

САРАБАНДА — это старинный трехдольный испанский танец в

характере медленного торжественного шествия. Иногда сарабанды имели

траурный характер и даже исполнялись при погребениях героев, знатных

людей.

Наивысшими достижениями в этом жанре являются сарабанды из

инструментальных сюит Генделя и Баха.

А. Лядов. Исполняет преподаватель.

ЖИГА — старинный народный танец кельтского происхождения,

который до сих пор сохранился- в Ирландии. На Британских островах

появился еще в XV веке. Особенно широко он был распространен в Англии,

Ирландии, Шотландии. Английская жига — матросский танец, несколько

грубоватый и очень веселый. Название «жига» появилось благодаря тому,

что танец исполнялся под аккомпанемент старинной скрипки, которую за

выпуклую форму прозвали «жига» (окорок) или от старофранцузкого giguer

(«танцевать»).В начале размер жиги был 4/4, позже стали появляться

размером 6/8 с пунктированными восьмыми. Изначально жигу танцевали

ирландские крестьяне. Они обували деревянные туфли, и в качестве

развлечения парни и девушки танцевали жигу. Особенностью раннего вида

танца являлось то, что у танцоров двигались только ноги. Удары делались

носками и пятками ступней ног, верхняя часть корпуса оставалась

неподвижной. Так же жигу считали танцем английских матросов. Во время

плавания на корабле, когда матросы выходили на палубу размяться, они

пристукивали и шаркали ногами об пол, отбивая при этом ритм. Среди

моряков жига часто исполнялась в качестве сольного, очень быстрого танца

комического характера. Зачастую, прямо на палубе, между матросами

устраивались состязания на лучший «перепляс». В 17-18 веке жига (с

названием по-французски - gigue) появилась в инструментальной сюите и

являлась

финалом

после

четырех

основных

танцев

так

называемой

французской сюиты.

ГАВОТ - (от франц. gavotte), старинный французский танец,

первоначально народныи, хороводный, двудольного размера, известен еще с

XVI века. Музыкальный размер 4/4. В XVIII в. получает второе рождение, но

приходит в бальные залы не с сельских праздников, а со сценических

подмостков, аранжированный опытной, профессиональной рукой. Наряду с

менуэтом стал излюбленным жеманным и манерным танцем. Он состоял из

легких, маленьких шагов на полупальцах и очень изысканных реверансов.

Все это сочеталось с изящными, но вычурными позами и мягкими

движениями рук. Основное па гавота - «венгерский шаг» - состоит из

двухкратного передвигания ноги в IV воздушную позицию, вперед или назад.

Нога двигается, мягко и плавно разгибаясь, что требует специальной

тренировки.

И.С. Бах. Гавот из «Английской сюиты» соль минор. Исполняет

учащаяся.

МЕНУЭТ - это старинный французский танец. Танцевальные

движения были так замысловаты, что проходили не дни, а годы прежде чем

аристократы решались танцевать менуэт на придворном балу. Умение

танцевать считалось неотъемлемой частью хорошего воспитания дворянских

детей. Во второй половине XVIII века менуэт в Европе становится не только

танцевальной, но также инструментальной пьесой. Он входит в состав таких

жанров музыки как соната, симфония и конечно звучит в операх. В. А.

Моцарт, еще будучи ребенком, научился танцевать Менуэт в Париже. Один

из сборников его детских клавесинных пьес состоит в основном из Менуэтов.

В них сочинения 8-летнего мальчика, словно в зеркале, отразилась пластика

танца: поклоны, грациозные жесты и плавные приседания. Дань любви

менуэту принесли композиторы XIX

и XX веков (Бетховен, Шуберт,

Чайковский, Дебюсси, Прокофьев).

И.С. Бах. Минуэт ля минор. Исполняет учащаяся.

И.С. Бах. Минуэт соль минор. Исполняет учащаяся.

БУРРЕ (от франц. boUrrer — набивать, колотить) — старинный

французский народный танец.

Изначально был танцем дровосеков, которые, как бы уминая связку дров,

периодически резко ударяли подбитыми гвоздями башмаками («сабо»). В

различных областях бытовали бурре 2-дольного и 3-дольного размера с

острым, часто синкопированным ритмом. Также различными были и

движения танца — более или менее тяжеловесные, парные или хороводные.

Аккомпанементом к бурре часто было пение самих исполнителей, игра на

волынке, удары каблуками, выкрики.

Во второй половине XVI века проник в Париж и, постепенно

преобразившись

в

соответствии

с

запросами

высшего

света,

стал

придворным танцем.

И.А. Хассе. Бурре. Исполняет преподаватель.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

А.Казаринова. З.Осовицкая. «В мире музыки». “Музыка”, 1996г.

Е. С. Михайлова-Смольнякова «Старинные бальные танцы». Планета

музыки, 2010г

.

С. Худеков «Всеобщая история танца» Эксмо, 2009г.

Музыкальный энциклопедический словарь «Советская энциклопедия»,

1990г.



В раздел образования