Автор: Александра Алексеевна Малых
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МКДОУ д/с №489 комбинированного вида
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование методов альтернативной коммуникации при работе над развитием социально-коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
Статья:
«Использование методов альтернативной коммуникации
при работе над развитием социально-коммуникативных навыков
у дошкольников с ОВЗ»
Автор: Малых А.А.
(учитель-дефектолог)
Насущный
вопрос
современного
воспитания
и
обучения
дошкольников
с
особенностями развития является одним из наиболее важных и актуальных среди прочих в
области дефектологии.
Актуальность использования методов альтернативной коммуникации продиктована
изменением стратегии и тактики коррекционно-развивающего обучения и взаимодействия с
детьми, начиная с дошкольной ступени непрерывного образования ребенка.
На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание
условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его
психического и физического развития, возможностями и способностями.
В процессе моей педагогической практики работы с детьми с ОВЗ, с каждым годом
выявляются все более глубокие и стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта,
проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении.
Недоразвитие (или нарушение) коммуникативной функции общения приводит к нарушению
связи ребёнка с социумом, затруднению социализации и адаптации ребенка в обществе.
Следует отметить, что в работе с неговорящими (или малоговорящими) детьми
вербальные способы передачи фактической информации малоэффективны. Дети не всегда
понимают обращенную речь. Вербальная коммуникация не всегда может быть ведущей в
социальной коммуникации ребенка.
Из выше перечисленного можно сделать вывод, что для успешного развития,
адаптации и социализации данной категории детей, необходимо использовать отличные от
речевых,
альтернативные
(дополнительные)
системы
организации
межличностного
взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, которые бы способствовали развитию
индивидуального «я» каждого ребенка с ОВЗ, созданию положительной атмосферы в группе.
В контексте реализации этих задач я использую аугментивную коммуникацию, которая
является дополнительной, поддерживающей.
Что же такое альтернативная аугментивная коммуникация?
Альтернативная (аугментивная) коммуникация – средства, способы, системы, которые
помогают детям и взрослым с серьезными проблемами в развитии вербальной речи выразить
себя и лучше понимать происходящее. К таким относятся лица с серьезными двигательными
нарушениями, церебральным параличом (дизартрия, анартрия, апраксия), а также с
интеллектуальными
и эмоциональными
проблемами,
ограничивающими
механизм
усвоения вербальных символов (умственная отсталость, аутизм), с нарушениями слуха.
Альтернативная коммуникация может быть необходима постоянно, применяться как
временная помощь или рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения
речью.
Привлечение
подобных
средств
позволяют
создать
многогранную систему
коммуникации
с
лицами
ограниченными
в
возможностях вербального
общения.
Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию.
Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и
символической деятельности, таким образом, способствуя развитию понимания и появлению
вербальной (звуковой) речи.
Цель
альтернативной
коммуникации
-
создание
условий
для
организации
межличностного взаимодействия между детьми и взрослыми, передачи социального опыта, а
так же максимальное развитие индивидуальных способностей ребенка с ОВЗ.
Задачи альтернативной коммуникация:
Формирование
умения
выражать свои мысли с помощью средств невербальной
коммуникации и речи: используются предметы, картинки, жесты, символы;
Развитие понимания речи и способности выразить с помощью языка свои мысли и
чувства. Основу для этой работы составляет установление контактов с ребенком, для чего
используются речевые и неречевые средства коммуникации: слово, мимика, жест;
Формирование правильного поведения ребенка в окружающей среде, необходимых
социально-значимых умений и навыков.
К средствам поддерживающей коммуникации, относятся:
Движения тела и жесты;
Тактильно воспринимаемые символы;
Графические символы (фотографии (цветные или черно-белые) с изображением объектов,
людей, мест и т.д; картинный символы; пиктограммы);
Технические средства.
Работа
по
внедрению
системы
дополнительной
коммуникации
подразумевает
реализацию четырех взаимосвязанных между собой звеньев (принципов):
Принцип постоянной поддерживающей мотивации
Обучение использованию любой системы дополнительной коммуникации — это чаще
всего сложная, долгая и упорная работа, которая требует постоянного обучения семьи и
персонала,
работающего
с
ребёнком,
постоянной
поддержки
мотивации
и
заинтересованности, так как не всегда система воспринимается легко и быстро.
Ребенку в первую очередь предлагаются задания, имеющие отношение к его базовым
потребностям. Желание пить, есть, гулять, играть. Следовательно, принцип реализуется в
тесном контакте с родителями и педагогами,
которые поддерживают мою работу в быту, на
прогулке, при использовании мер дополнительного сопровождения.
Принцип функционального использования в коммуникации
Основная цель применения системы дополнительной коммуникации – это перевести
теорию в практику, то есть перевод знаний и навыков, приобретенных в организованных
формах работы в повседневную жизнь.
Принцип «от более реального к более абстрактному»
При обучении использованию графической системы символов ребёнку сначала
необходимо предъявлять фотографии реального объекта (к примеру, собаки), потом —
рисунок с объектом, и затем — пиктограмму.
Идем
от
простого
к
сложному:
сначала
реализация
(исполнение)
базовых
потребностей,
что
необходимо
ребенку
каждый
день,
потом
предметы
и
явления
окружающего мира, а затем все это объединяем и вводим абстрактные понятия.
Принцип избыточности символов, т.е. совмещение различных систем коммуникации –
жестов, картинок.
Использование как можно большего количества дополнительных знаков и символов
помогает, как отмечалось выше, развивать абстрактное мышление и символическую
деятельность, способствуя, таким образом, развитию понимания и вербальной (звуковой)
речи.
Например, сначала показываем игрушку «дом», потом картинку с изображением
«дома», а потом жест «дом».
Требования к символам системы дополнительной коммуникации:
Жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возможности можно было
догадаться об их значении;
Картинки должны быть яркими, привлекательными, быть удобными для манипуляций с
ними приклеивать-отклеивать, опускать в ящик — доставать из ящика);
Лица и предметы, изображённые на фотографиях, должны быть знакомы ребёнку;
Предметы и игрушки должны быть яркими и интересными ребёнку;
Слово должно быть написано специальным простым шрифтом;
Поза для жестов: напротив, на уровне глаз, дающая возможность ассистенту помочь сзади
сделать жест.
Привлечение родителей является залогом успеха реализации методов альтернативной
коммуникации.
Разумеется, использование методов альтернативной коммуникации не является
универсальной и единственной в работе с дошкольниками с ОВЗ.
К рискам использования аугментивной коммуникации можно отнести:
превращение процесса коммуникации в просмотр картинок и заданной информации;
требует от педагога постоянного контакта с родителями и обучения их системе
коммуникации;
появление новых модифицированных методик и технологий работы с детьми в данном
направлении;
появление
современных
технических
устройств
для
обеспечения
коммуникации
(интерактивные технологии оцифровки жестов, смартфоны, портативные системы
оречевления жеста и т.д.)
Таким образом
,
усвоение способов невербального и вербального общения расширяет
возможности
ребенка
устанавливать
контакты,
выражать
свои
чувства,
добиваться
выполнения своих желаний. Альтернативные формы общения помогают ребенку познавать
мир.
Учитывая современные тенденции в образовании детей с ОВЗ, исключительное
значение в педагогическом процессе придается социализации, позволяющей ребенку
проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, именно для решения
этих задач наиболее успешно работают методы альтернативной коммуникации.