Напоминание

"Использование методов альтернативной коммуникации при работе над развитием социально-коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ"


Автор: Александра Алексеевна Малых
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МКДОУ д/с №489 комбинированного вида
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование методов альтернативной коммуникации при работе над развитием социально-коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья:

«Использование методов альтернативной коммуникации

при работе над развитием социально-коммуникативных навыков

у дошкольников с ОВЗ»

Автор: Малых А.А.

(учитель-дефектолог)

Насущный

вопрос

современного

воспитания

и

обучения

дошкольников

с

особенностями развития является одним из наиболее важных и актуальных среди прочих в

области дефектологии.

Актуальность использования методов альтернативной коммуникации продиктована

изменением стратегии и тактики коррекционно-развивающего обучения и взаимодействия с

детьми, начиная с дошкольной ступени непрерывного образования ребенка.

На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание

условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его

психического и физического развития, возможностями и способностями.

В процессе моей педагогической практики работы с детьми с ОВЗ, с каждым годом

выявляются все более глубокие и стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта,

проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении.

Недоразвитие (или нарушение) коммуникативной функции общения приводит к нарушению

связи ребёнка с социумом, затруднению социализации и адаптации ребенка в обществе.

Следует отметить, что в работе с неговорящими (или малоговорящими) детьми

вербальные способы передачи фактической информации малоэффективны. Дети не всегда

понимают обращенную речь. Вербальная коммуникация не всегда может быть ведущей в

социальной коммуникации ребенка.

Из выше перечисленного можно сделать вывод, что для успешного развития,

адаптации и социализации данной категории детей, необходимо использовать отличные от

речевых,

альтернативные

(дополнительные)

системы

организации

межличностного

взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, которые бы способствовали развитию

индивидуального «я» каждого ребенка с ОВЗ, созданию положительной атмосферы в группе.

В контексте реализации этих задач я использую аугментивную коммуникацию, которая

является дополнительной, поддерживающей.

Что же такое альтернативная аугментивная коммуникация?

Альтернативная (аугментивная) коммуникация – средства, способы, системы, которые

помогают детям и взрослым с серьезными проблемами в развитии вербальной речи выразить

себя и лучше понимать происходящее. К таким относятся лица с серьезными двигательными

нарушениями, церебральным параличом (дизартрия, анартрия, апраксия), а также с

интеллектуальными

и эмоциональными

проблемами,

ограничивающими

механизм

усвоения вербальных символов (умственная отсталость, аутизм), с нарушениями слуха.

Альтернативная коммуникация может быть необходима постоянно, применяться как

временная помощь или рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения

речью.

Привлечение

подобных

средств

позволяют

создать

многогранную систему

коммуникации

с

лицами

ограниченными

в

возможностях вербального

общения.

Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию.

Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и

символической деятельности, таким образом, способствуя развитию понимания и появлению

вербальной (звуковой) речи.

Цель

альтернативной

коммуникации

-

создание

условий

для

организации

межличностного взаимодействия между детьми и взрослыми, передачи социального опыта, а

так же максимальное развитие индивидуальных способностей ребенка с ОВЗ.

Задачи альтернативной коммуникация:

Формирование

умения

выражать свои мысли с помощью средств невербальной

коммуникации и речи: используются предметы, картинки, жесты, символы;

Развитие понимания речи и способности выразить с помощью языка свои мысли и

чувства. Основу для этой работы составляет установление контактов с ребенком, для чего

используются речевые и неречевые средства коммуникации: слово, мимика, жест;

Формирование правильного поведения ребенка в окружающей среде, необходимых

социально-значимых умений и навыков.

К средствам поддерживающей коммуникации, относятся:

Движения тела и жесты;

Тактильно воспринимаемые символы;

Графические символы (фотографии (цветные или черно-белые) с изображением объектов,

людей, мест и т.д; картинный символы; пиктограммы);

Технические средства.

Работа

по

внедрению

системы

дополнительной

коммуникации

подразумевает

реализацию четырех взаимосвязанных между собой звеньев (принципов):

Принцип постоянной поддерживающей мотивации

Обучение использованию любой системы дополнительной коммуникации — это чаще

всего сложная, долгая и упорная работа, которая требует постоянного обучения семьи и

персонала,

работающего

с

ребёнком,

постоянной

поддержки

мотивации

и

заинтересованности, так как не всегда система воспринимается легко и быстро.

Ребенку в первую очередь предлагаются задания, имеющие отношение к его базовым

потребностям. Желание пить, есть, гулять, играть. Следовательно, принцип реализуется в

тесном контакте с родителями и педагогами,

которые поддерживают мою работу в быту, на

прогулке, при использовании мер дополнительного сопровождения.

Принцип функционального использования в коммуникации

Основная цель применения системы дополнительной коммуникации – это перевести

теорию в практику, то есть перевод знаний и навыков, приобретенных в организованных

формах работы в повседневную жизнь.

Принцип «от более реального к более абстрактному»

При обучении использованию графической системы символов ребёнку сначала

необходимо предъявлять фотографии реального объекта (к примеру, собаки), потом —

рисунок с объектом, и затем — пиктограмму.

Идем

от

простого

к

сложному:

сначала

реализация

(исполнение)

базовых

потребностей,

что

необходимо

ребенку

каждый

день,

потом

предметы

и

явления

окружающего мира, а затем все это объединяем и вводим абстрактные понятия.

Принцип избыточности символов, т.е. совмещение различных систем коммуникации –

жестов, картинок.

Использование как можно большего количества дополнительных знаков и символов

помогает, как отмечалось выше, развивать абстрактное мышление и символическую

деятельность, способствуя, таким образом, развитию понимания и вербальной (звуковой)

речи.

Например, сначала показываем игрушку «дом», потом картинку с изображением

«дома», а потом жест «дом».

Требования к символам системы дополнительной коммуникации:

Жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возможности можно было

догадаться об их значении;

Картинки должны быть яркими, привлекательными, быть удобными для манипуляций с

ними приклеивать-отклеивать, опускать в ящик — доставать из ящика);

Лица и предметы, изображённые на фотографиях, должны быть знакомы ребёнку;

Предметы и игрушки должны быть яркими и интересными ребёнку;

Слово должно быть написано специальным простым шрифтом;

Поза для жестов: напротив, на уровне глаз, дающая возможность ассистенту помочь сзади

сделать жест.

Привлечение родителей является залогом успеха реализации методов альтернативной

коммуникации.

Разумеется, использование методов альтернативной коммуникации не является

универсальной и единственной в работе с дошкольниками с ОВЗ.

К рискам использования аугментивной коммуникации можно отнести:

превращение процесса коммуникации в просмотр картинок и заданной информации;

требует от педагога постоянного контакта с родителями и обучения их системе

коммуникации;

появление новых модифицированных методик и технологий работы с детьми в данном

направлении;

появление

современных

технических

устройств

для

обеспечения

коммуникации

(интерактивные технологии оцифровки жестов, смартфоны, портативные системы

оречевления жеста и т.д.)

Таким образом

,

усвоение способов невербального и вербального общения расширяет

возможности

ребенка

устанавливать

контакты,

выражать

свои

чувства,

добиваться

выполнения своих желаний. Альтернативные формы общения помогают ребенку познавать

мир.

Учитывая современные тенденции в образовании детей с ОВЗ, исключительное

значение в педагогическом процессе придается социализации, позволяющей ребенку

проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, именно для решения

этих задач наиболее успешно работают методы альтернативной коммуникации.



В раздел образования