Авторы: Шкеред Изабелла Владимировна, Изабелла Владимировна Шкеред
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Широковская школа"
Населённый пункт: Симферопольский р-н, с.Широкое
Наименование материала: Доклад
Тема: Принцип преемственности начального и основного звеньев обучения
Раздел: начальное образование
Доклад на тему: Принцип преемственности начального и
основного звеньев обучения.
Подготовила:
учитель
начальных
классов
Шкеред
Изабелла
Владимировна.
Принцип преемственности обучения – это дидактический принцип,
который предполагает конструирование содержания учебного материала, а
также приемы деятельности, которые должен использовать педагог при
организации и реализации учебного процесса.
Преемственность между начальным и основным общим звеньями
образования рассматривается на современном этапе как одно из условий
непрерывного образования ребенка. Преемственность предполагает принятие
общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов,
организационных форм обучения и воспитания, методики определения
результативности.
Основанием
преемственности
разных
ступеней
образовательной
системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет
непрерывного
образования
—
формирование
умения
учиться.
Путь
достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию
«научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных
знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности
ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать,
сохранять,
реализовывать
учебные
цели,
умение
планировать,
контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно
начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную
мотивацию
и
интересы
учащихся,
их
готовность
и
способность
к
сотрудничеству
и
совместной
деятельности
учения
с
учителем
и
одноклассниками,
сформировать
основы
нравственного
поведения,
определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Основное же общее образование должно обеспечивать личностное
самоопределение
учащихся:
формирование
нравственной,
мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор,
выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей
самостоятельного
решения
проблем
в
различных
видах
и
сферах
деятельности.
Преобразования в структуре и содержании начального и основного
образования не сняли вопроса: «Как помочь ребёнку при переходе на
следующую ступень?»
Для успешного решения проблемы преемственности на современном
этапе необходимо начинать работу как можно раньше. Переход от начальной
ступени образования к основной, в современном школьном укладе всё ещё
сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним
относятся повышение требований к самостоятельности, ответственности
учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения. При
переходе из начальной в основную школу учащиеся преодолевают сложный
психологический барьер. Это связано со многими причинами: вместо одного
учителя – сразу много, больше предметов, кабинетная система и другие.
Сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы
негативного характера - вот основная наша задача. Чтобы помочь ученику,
пришедшему из начальной школы, чувствовать себя комфортно и в основной
школе, в нашей школе разработана система учебно-педагогических действий
всего педагогического коллектива, позволяющих обеспечить единство
образования и воспитания в начальной и в основной школе.
Обеспечивая эффективное психолого-педагогическое сопровождение
учащихся
в
период
адаптации,
создаются
условия
для
успешной
социализации ребенка в обществе.
Принцип преемственности обучения оказывает влияние на содержание,
формы и средства обучения, а также на реализуемую педагогом стратегию.
Данный принцип позволяет объединить и включить отдельные учебные
ситуации в единый учебный процесс, подчиненный общим правилам и
требованиям. Организованный таким образом, учебный процесс направлен
на освоение закономерностей и отношений между явлениями и предметами.
Процесс обучения на всем протяжении своего существования ставит
перед собой разные педагогические цели.
Таким образом, в каждый временной интервал обучения педагог
решает конкретные задачи. Связь и преемственность этих задач создают
условия для перехода учащихся от простых к более сложным формам
познания, поведения и деятельности, обеспечивая последовательное их
решение.