Напоминание

Принцип преемственности начального и основного звеньев обучения


Авторы: Шкеред Изабелла Владимировна, Изабелла Владимировна Шкеред
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Широковская школа"
Населённый пункт: Симферопольский р-н, с.Широкое
Наименование материала: Доклад
Тема: Принцип преемственности начального и основного звеньев обучения
Раздел: начальное образование





Назад




Доклад на тему: Принцип преемственности начального и

основного звеньев обучения.

Подготовила:

учитель

начальных

классов

Шкеред

Изабелла

Владимировна.

Принцип преемственности обучения – это дидактический принцип,

который предполагает конструирование содержания учебного материала, а

также приемы деятельности, которые должен использовать педагог при

организации и реализации учебного процесса.

Преемственность между начальным и основным общим звеньями

образования рассматривается на современном этапе как одно из условий

непрерывного образования ребенка. Преемственность предполагает принятие

общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов,

организационных форм обучения и воспитания, методики определения

результативности.

Основанием

преемственности

разных

ступеней

образовательной

системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет

непрерывного

образования

формирование

умения

учиться.

Путь

достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию

«научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных

знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности

ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать,

сохранять,

реализовывать

учебные

цели,

умение

планировать,

контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно

начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную

мотивацию

и

интересы

учащихся,

их

готовность

и

способность

к

сотрудничеству

и

совместной

деятельности

учения

с

учителем

и

одноклассниками,

сформировать

основы

нравственного

поведения,

определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Основное же общее образование должно обеспечивать личностное

самоопределение

учащихся:

формирование

нравственной,

мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор,

выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей

самостоятельного

решения

проблем

в

различных

видах

и

сферах

деятельности.

Преобразования в структуре и содержании начального и основного

образования не сняли вопроса: «Как помочь ребёнку при переходе на

следующую ступень?»

Для успешного решения проблемы преемственности на современном

этапе необходимо начинать работу как можно раньше. Переход от начальной

ступени образования к основной, в современном школьном укладе всё ещё

сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним

относятся повышение требований к самостоятельности, ответственности

учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения. При

переходе из начальной в основную школу учащиеся преодолевают сложный

психологический барьер. Это связано со многими причинами: вместо одного

учителя – сразу много, больше предметов, кабинетная система и другие.

Сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы

негативного характера - вот основная наша задача. Чтобы помочь ученику,

пришедшему из начальной школы, чувствовать себя комфортно и в основной

школе, в нашей школе разработана система учебно-педагогических действий

всего педагогического коллектива, позволяющих обеспечить единство

образования и воспитания в начальной и в основной школе.

Обеспечивая эффективное психолого-педагогическое сопровождение

учащихся

в

период

адаптации,

создаются

условия

для

успешной

социализации ребенка в обществе.

Принцип преемственности обучения оказывает влияние на содержание,

формы и средства обучения, а также на реализуемую педагогом стратегию.

Данный принцип позволяет объединить и включить отдельные учебные

ситуации в единый учебный процесс, подчиненный общим правилам и

требованиям. Организованный таким образом, учебный процесс направлен

на освоение закономерностей и отношений между явлениями и предметами.

Процесс обучения на всем протяжении своего существования ставит

перед собой разные педагогические цели.

Таким образом, в каждый временной интервал обучения педагог

решает конкретные задачи. Связь и преемственность этих задач создают

условия для перехода учащихся от простых к более сложным формам

познания, поведения и деятельности, обеспечивая последовательное их

решение.



В раздел образования